Третий жесткий диск, установленный в комп, глобально проблему так и не решил - все равно нужен емкий накопитель, чтобы использовать его для бекапов и хранения всяких мегатонн, коих уже накопилось немеряно.
А что вы хотите, если одна фотография уже занимает 4 мега - я хоть в RAW почти ничего не храню, я не профи, но и в JPG 10-мегапиксельный фотоаппарат создает файлик в 4 мега. Кроме того, еще вся музычка, которую я храню на винте, так как оригинальные сидюки давно выкинул - ненавижу хранить музыку на сидюках. Коллекция софта, которая собирается где-то с 1987 года, ну и так далее. Мегатонны. Я все это счастье по кусочкам хоть и сбрасываю на DVD, но коллекции пополняются, так что на DVD они уже сильно устаревают. Можно, конечно, делать инкрементные бекапы, но там есть свои проблемы и грабли. Короче говоря, место нужно. Желательно много.
Менять имеющиеся три винта на три таких же, но по пять пятьсот - ну его на фиг! Я эти-то винты не так давно покупал, а заново переставлять систему со всем софтом - совершенно ни к чему. Кроме того, это не слишком правильное решение. Раз нужен большой накопитель как хранилище и для всяких бекапов - ну так и взять внешний, чтобы его можно было отключать и при необходимости апгрейдить.
Но просто дешевую внешнюю коробку для трехдюймового винта покупать не хотелось - там и охлаждение не фонтан, и сервисов никаких нет. Вспомнил обсуждение в комментариях к одной из записей в этом блоге, порылся в Сети и в результате заказал вот такую штуку - . Это внешняя бандура, в которой установлены два 500-гиговых винта. Вы можете использовать весь терабайт, а можете для надежности использовать винты в RAID 1 - то есть зеркалить 500 гигов. Она поддерживает три интерфейса: USB 2.0, Firewire 1394a и 1394b.
Коробочка с этой штукой выглядит вот так:
В комплекте кроме питания идут провода для всех трех интерфейсов.
Внешне устройство напоминает толстую книжку, поставленную на попа. Корпус довольно стильный и продуманный - обклеен резинкой, чтобы шум от кулера меньше передавался на стол (или куда его там поставят).
Один индикатор показывает питание, другой - степень заполненности дисков (что тоже, кстати, говоря, удобно).
В рабочем виде выглядит вот так:
К нему идет программа My Book Raid Manager, которая позвляет менять Raid 0 на Raid 1, программа, показывающая состояние устройства в области уведомлений (с ее помощью устройство можно отключать), и программа бекапирования Retrospect (мне она, в принципе, не нужна, поэтому я ее и не тестировал - у меня бекап делается собственными командными файлами).
В общем, штука вроде удобная. Минус пока обнаружил только один - все-таки она создает хотя и небольшой, но шум от вентилятора. Если учесть, что у меня компьютер почти бесшумный, на его фоне бандура выделяется, и это плохо. Но мне ее совершенно не обязательно все время держать включенной, а кроме того, устройство само умеет "засыпать", когда его не используют.
В Москве на него цены где-то от $480, что для терабайта, да еще с таким сервисом - по-моему, вполне нормально.
P.S. Уточнение по поводу шума. Подшумливает он вовсе не все время. Когда на него что-то здоровенное записываешь - кулер начинает работать громче, и тогда его слышно. Через некоторое время обороты уменьшаются, и устройство становится практически бесшумным. А если его минут 15-20 не трогать, оно "засыпает". Причем "просыпается" при обращении буквально за секунду.
Это внешняя бандура, в которой установлены два 500-гиговых винта. Вы можете использовать весь гиг, а можете для надежности использовать винты в RAID 1
Наверное, все же не весь гиг
( 14.09.07 09:06 )
Все-таки пятый рэйд был бы понадежнее. Меня один раз уже спасал.
( 14.09.07 09:12 )
Pychick: Наверное, все же не весь гиг
Конечно. Исправил, спасибо.
( 14.09.07 09:12 )
Я для этих целей использую SmartStor NS4300N - полет нормальный. Но к нему диски отдельно покупать надо.
( 14.09.07 09:15 )
Я эти-то винты не так давно покупал, а заново переставлять систему со всем софтом - совершенно ни к чему.
Действительно, ни к чему. Windows можно переселить на новый диск просто загрузившись c Live-CD и сказав "dd if=/dev/hda of=/dev/hdb", проверено. На оставшемся свободном месте можно потом создать новый раздел или растянуть имеющиеся.
( 14.09.07 09:23 )
Dammian: Все-таки пятый рэйд был бы понадежнее.
На пятый слишком много винтов нужно. Кроме того, пятый - это не только надежность, но и быстродействие, правильно? За счет этого - лишние винты. А надежность - это зеркало.
( 14.09.07 09:28 )
Только вот WD немного смущает. Хотя говорят, что они исправились, но у меня от их икры (см Caviar) до сих пор изжога.
( 14.09.07 09:58 )
4zzy: Я для этих целей использую SmartStor NS4300N - полет нормальный. Но к нему диски отдельно покупать надо.
Подскажите, 4zzy, у вас проблем с кириллицей не возникало?
Вопрос вот откуда: Cooler недавно тоже похожий NAS тестил. Сказал, что поскольку там внутри Линух с юникодом, то виндовые имена файлов в кириллийце понимает как-то криво.
Я подозреваю, что их лепят на одном и том же дистрибутиве.
Кстати, обнаружил очень похожий NAS от Intel - за те же деньги.
Сижу репу чешу: что выбрать... Внешний винт с FireWire или USB - маловато будет. Хочется по Ethernet. И желательно с UPnP. Там глядишь, прикуплю PS3.
( 14.09.07 10:22 )
Firewire, а не FireWare.
( 14.09.07 10:37 )
neko_no_totoro:
Подскажите, 4zzy, у вас проблем с кириллицей не возникало?
Проблем с кириллицей не обнаружено.
( 14.09.07 10:44 )
Выкинул оригинальные CD ? Извините, я этого наверное никогда не пойму, цифра-цифрой, но родные диски можно было бы и в чулан спрятать...
( 14.09.07 10:48 )
o.shneyder: Только вот WD немного смущает. Хотя говорят, что они исправились, но у меня от их икры (см Caviar) до сих пор изжога.
У меня тоже, но несколько месяцев назад взял пятисотничек - полет нормальный. Да и народ говорит, что они уже давно вполне приличные.
( 14.09.07 11:13 )
cutter_slade: Выкинул оригинальные CD ? Извините, я этого наверное никогда не пойму, цифра-цифрой, но родные диски можно было бы и в чулан спрятать...
А на черта? Если сливать в losless кодеке, тогда родные диски ни на фиг не нужны. А меня и MP3 с 256 битрейтом вполне устраивают. Я музыку слушаю редко. В основном, в машине.
( 14.09.07 11:14 )
Алекс, в Санрайзе уже доступна полуторотерабайтная моделька (1500,0 Gb HDD WDG2NC15000E 7200 16Mb (ext. USB & Internet) ). Не интересно?
ADDED — 17249 руб. 679,95 у.е.
( 14.09.07 11:25 )
Login_off: Алекс, в Санрайзе уже доступна полуторотерабайтная моделька
На ближайших год мне и терабайта - выше крыши. Кроме того, у меня на компе еще 900 гигов.
( 14.09.07 11:39 )
Alex Exler: Один индикатор показывает питание, другой - степень заполненности дисков
Не пойму где у него индикатор заполненности...
( 14.09.07 11:39 )
: так ведь RAID-5 можно замутить... Если, конечно, там три по 500.
( 14.09.07 11:48 )
а насколько такая штука удобна в транспоритировке?? просто, если я и буду покупать аналогичное устройство, то не откажусь в возможности взять его с собой к друзья, чтоб переписать что-либо))
( 14.09.07 11:52 )
: рюкзак и много поролона помогут в этом... :-D
( 14.09.07 11:56 )
Mummi: а насколько такая штука удобна в транспоритировке??
2 кило. Можно в сумке таскать.
( 14.09.07 12:06 )
Юрий П: Не пойму где у него индикатор заполненности...
Кружок в центре.
( 14.09.07 12:07 )
И этот террабайт быстро закончится.
Особенно если видео ещё писать.
Я свои страдания по объёмам для бэкапа решал так:
5.25 external enclosure
http://www.newegg.com/Product/Product.aspx?Item=N82E16817113013
Mobile rack
http://www.newegg.com/Product/Product.aspx?Item=N82E16817121101
Дополнительные trays для rack
http://www.newegg.com/Product/Product.aspx?Item=N82E16817121151
USB переходник, который подключается напрямую к трэям, если вдруг понадобится включить 2 винта одновременно
http://www.newegg.com/Product/Product.aspx?Item=N82E16812107702
Винты parallel ATA в ассортименте.
Уже 2.5Тб набрано так.
Получается сильно дешевле, чем внешние винты в сборе от производителей и занимает меньше места.
( 14.09.07 12:12 )
О, у меня такая 500-ка - щас держу на ней фильмы и сериалы. Полгода уже полет нормальный, вот только вчера глюканула - отключилась сама по себе, включаю кнопкой - индикатор загорелся, а диск не подключается. Пришлось выдергивать питание и снова включать. И так несколько раз. Грешу на напряжение в сети - была гроза, а девайс включен мимо упса.
( 14.09.07 12:13 )
Alex Exler:
Login_off: Алекс, в Санрайзе уже доступна полуторотерабайтная моделька
На ближайших год мне и терабайта - выше крыши. Кроме того, у меня на компе еще 900 гигов.
Не знаю как у вас, а у нас информация как газ - заполняет все имеющееся пространство. Почти сразу. Поэтому я сразу беру максимального размера накопитель. Штука прикольная, на сайте производителя есть 1,5 Т. Попробую на неё глаз положить.
У меня переносной винт WD на 60 Гб вместо флэшки. Очень удобно (помещается в карман куртки). Проблем пока не возникало. Может и с большим накопителем не возникнут.
( 14.09.07 12:15 )
Mummi:то не откажусь в возможности взять его с собой к друзья, чтоб переписать что-либо))
А друзья на винчестерной фабрике работают?
Это ж какой аппетит нужно иметь, чтобы с такой черной дырой по друзьям ходить...
- Вася, я к тебе сейчас приеду. Готовь место - попереписываем фильмы.
Вася вытер несколько авишек с порно, заархивировал парочку рабочих файлов - сидит, ждет.
А тут - терабайт приходит. с индикатором заполненности дисков...
( 14.09.07 12:20 )
ostapru: И этот террабайт быстро закончится. Особенно если видео ещё писать.
Видео хранится на DVD. Я не держу DivX, поэтому все только на болванках.
( 14.09.07 12:25 )
ostapru: Получается сильно дешевле, чем внешние винты в сборе от производителей и занимает меньше места.
А с шумом как? Мне эти рэки не нравятся тем, что заметно шумят.
( 14.09.07 12:26 )
neko_no_totoro:
Кстати, обнаружил очень похожий NAS от Intel - за те же деньги.
не советую, не смотря на заявленые 2 гигабитных порта работают ОЧЕНЬ медленно... больше 12 мег в секунду у меня выжать с них не удалось, у меня их 2 - не нравятся...
( 14.09.07 12:46 )
o.shneyder: Только вот WD немного смущает.
Примерно год юзаю WD Book (на 250 гигов, покупал примерно за 250 долларов), в довольно экстремальном режиме - винт в работе почти круглосутчно. В основном - для монтажа видео в DV (захват, монтаж, рендер, т.д.). За прошеднее время не возникло ни одной проблемы, глюков не замечено, хотя покупал с опаской - привык пользоваться Сигейтами.
( 14.09.07 13:05 )
Alex Exler: 2 кило. Можно в сумке таскать
Винт ношу в рюкзаке (между работой и домом). Гораздо удобнее в транспортировке, чем mobile rack'и, которыми пользовался ранее.
( 14.09.07 13:09 )
ZzaRaZza: О, у меня такая 500-ка - щас держу на ней фильмы и сериалы. Полгода уже полет нормальный, вот только вчера глюканула - отключилась сама по себе, включаю кнопкой - индикатор загорелся, а диск не подключается. Пришлось выдергивать питание и снова включать. И так несколько раз. Грешу на напряжение в сети - была гроза, а девайс включен мимо упса.
Странно. У меня, наверное, раз 5 за последнее время дома выключали свет (винт к УПСу не подключен), и винт соответственно вырубался. После включения - ни одной проблемы.
( 14.09.07 13:11 )
yii:
не советую, не смотря на заявленые 2 гигабитных порта работают ОЧЕНЬ медленно... больше 12 мег в секунду у меня выжать с них не удалось, у меня их 2 - не нравятся...
Порты, в которые он воткнут на свиче, и сама сетевая карта на хост-машине тоже гигабитные?
( 14.09.07 13:28 )
Жаль, из детства азбуку Морзе забыл. Интересно, все таки, что за гадости на нем перфорацией написаны... Точки и тире явно непериодические, похоже не на орнамент, а на осмысленный текст...
( 14.09.07 13:52 )
Project:
ZzaRaZza: О, у меня такая 500-ка вчера глюканула - отключилась сама по себе, включаю кнопкой - индикатор загорелся, а диск не подключается. Пришлось выдергивать питание и снова включать. И так несколько раз. Грешу на напряжение в сети - была гроза, а девайс включен мимо упса.
Странно. У меня, наверное, раз 5 за последнее время дома выключали свет (винт к УПСу не подключен), и винт соответственно вырубался. После включения - ни одной проблемы.
Вот и беспокоюсь, что, может, что с питанием у винта.
( 14.09.07 14:05 )
Alex Exler: На ближайших год мне и терабайта - выше крыши. Кроме того, у меня на компе еще 900 гигов.
Я примерно также думал три месяца назад, приобретая младшую книжицу от WD (на 500 гб). Сейчас грустно смотрю на оставшиеся 30 гб. Торренты и безлимитный интернет - зло ))
Кстати, Алекс. А не раздражает постоянно мигающий индикатор? Ночью, имхо, излишне яркий )
( 14.09.07 14:06 )
Alex Exler: На пятый слишком много винтов нужно
От трех.
Alex Exler: Кроме того, пятый - это не только надежность, но и быстродействие, правильно? За счет этого - лишние винты. А надежность - это зеркало.
Не совсем так. Пятый рэйд это компромисс между надежностью и избыточностью. У меня, например, из четырех 400-гиговых винтов получается отказоустойчивый массив в 1.2 Тб. Один раз реально помогло - диск отколтырился но массив продолжал работать. Я его заменил и все стало опять хорошо.3
( 14.09.07 14:15 )
Анахронизм в эпоху гигабитного etherneta, wi-fi и бесшумных кулеров.
( 14.09.07 14:42 )
Alex Exler:
ostapru: И этот террабайт быстро закончится. Особенно если видео ещё писать.
Видео хранится на DVD. Я не держу DivX, поэтому все только на болванках.
Я имел в виду домашнее и не очень видео Фильмы - хлам. Большинство просмотрел и стёр.
Одна DV касcета 13-14 Гб, причем жена хочет, чтобы всё можно было легко достать, а не переписывать опять с кассеты.
( 14.09.07 14:53 )
Alex Exler:
ostapru: Получается сильно дешевле, чем внешние винты в сборе от производителей и занимает меньше места.
А с шумом как? Мне эти рэки не нравятся тем, что заметно шумят.
В самом раке шумел, поэтому был выдран нафиг. Во внешней коробочке уже есть вентилятор и он довольно тихий (специально подбирал такой enclosure). Зачем в одной коробке 2 вентилятора?
( 14.09.07 14:56 )
а как скорость в среднем, что лучше usb или всё же firewire
( 14.09.07 15:40 )
У меня в корпусе стоят пять винтов: Raptor для системы, два Самсунга по 500 для хранилища и два старых винта. Совершенно меня не достают шумом и не перегреваются - просто корпус хороший покупал в своё время. Если хранилище забьётся, два старых винта выкидываются и покупаются два терабайтника (или что на то время будет доступно по приемлемой цене). А держать внешнее хранилище это всё-равно, что признаваться себе в том, что корпус в своё время купил неудачный.
( 14.09.07 17:27 )
OOHFIRO:
Mummi:то не откажусь в возможности взять его с собой к друзья, чтоб переписать что-либо))
А друзья на винчестерной фабрике работают?
Это ж какой аппетит нужно иметь, чтобы с такой черной дырой по друзьям ходить...
- Вася, я к тебе сейчас приеду. Готовь место - попереписываем фильмы.
Вася вытер несколько авишек с порно, заархивировал парочку рабочих файлов - сидит, ждет.
А тут - терабайт приходит. с индикатором заполненности дисков...
да ну почему же, просто иногда приходится переписывать гигов по 50 музыки/фильмов, вот и думай потом, как справиться с таким объёмом информации... флешка некатит, а куча dvd дисков захламят сумку
( 14.09.07 18:06 )
Firewire скорость выше даёт. Но не у всех этот порт бывает )
Потому я брал с обоими портами. У себя на лаптопе - Огнепроволока, когда к друзьям хожу - УСБ. Получилось так, что больше всего подходил именно WD 320 гиг. Никаких предубеждений против него у меня не было, потому и взял. Уже полтора года бегает, регулярно летает на самолёте, отключения электричества пережил - и пока что всё нормально.
также пережил смену файловых систем, когда я с Винды (и соответственно NTFS) переходил на линя и ext3. живёт
Только вот место быстро заканчивается. Приходится тогда самые интересные фильмы на DL DVD писать
( 14.09.07 19:32 )
Project: Примерно год юзаю WD Book (на 250 гигов, покупал примерно за 250 долларов), в довольно экстремальном режиме - винт в работе почти круглосутчно. В основном - для монтажа видео в DV (захват, монтаж, рендер, т.д.). За прошеднее время не возникло ни одной проблемы, глюков не замечено,
Спасибо, это важно.
( 14.09.07 23:00 )
Daniel: Я примерно также думал три месяца назад, приобретая младшую книжицу от WD (на 500 гб). Сейчас грустно смотрю на оставшиеся 30 гб. Торренты и безлимитный интернет - зло ))
Согласен. Но я если качаю фильмы и сериалы - сливаю на DVD. Так что винты нужны для оперативных архивов - и только-то
Daniel: Кстати, Алекс. А не раздражает постоянно мигающий индикатор? Ночью, имхо, излишне яркий )
Ну, в общем, сейчас уже не раздражает. У меня все-таки отдельный кабинет, мне обычно нет нужды в нем спать Но лет десять назад меня эти проблемы конкретно волновали - было дело.
( 14.09.07 23:06 )
vvv34: а как скорость в среднем, что лучше usb или всё же firewire
Если есть 1394b - тогда, конечно, этот порт. Если только 1394a - тогда USB 2 чуть-чуть быстрее.
( 14.09.07 23:07 )
Alex Exler:
vvv34: а как скорость в среднем, что лучше usb или всё же firewire
Если есть 1394b - тогда, конечно, этот порт. Если только 1394a - тогда USB 2 чуть-чуть быстрее.
а как узнать какой стоит, а или b? А то у меня в Девайс Менеджере везде написано только:
"Texas Instruments OHCI Compliant IEEE 1394 Host Controller"
P.S. и всё же, какая средняя скорость промерно достигается? У меня весит 300ГБ винт на USB и Sandra оценила его в 18Мб/с. Существуют ли вообще USB-Винты в природе с реальной скоростью более 25Мб/с, а то я пока таких не видел.
( 15.09.07 01:16 )
Xebec: У меня в корпусе стоят пять винтов: Raptor для системы, два Самсунга по 500 для хранилища и два старых винта. Совершенно меня не достают шумом и не перегреваются - просто корпус хороший покупал в своё время. Если хранилище забьётся, два старых винта выкидываются и покупаются два терабайтника (или что на то время будет доступно по приемлемой цене). А держать внешнее хранилище это всё-равно, что признаваться себе в том, что корпус в своё время купил неудачный.
Есть такая штука, как бэкап.
Бэкап должнен делаться исключительно на внешнее устройство (в идеале - географически расположенное в другом месте).
При проблемах с питанием вероятность вылета всех винтов сразу не то что не нулевая, а очень приличная.
А так - да. 4 винта в корпусе - 500, 320, 250 и 80. Вроде не шумят.
Но к ним ещё и 2.5Тб бэкапа (дома не один комп).
( 15.09.07 18:05 )
ostapru:Бэкап должнен делаться исключительно на внешнее устройство (в идеале - географически расположенное в другом месте).
С этим согласен. Бэкап нужно делать куда-то по инету. Я пока этим не занимался, но знаю, что ряд компаний предлагают такие услуги. Мой веб-хостинг шаровой от Godaddy, кстати, предлагает пять гигов. Для самой важной информации вполне хватит, а для мультимедия по копии на каждом Самсунге и моей веры в блок питания за 120 баксов тоже хватает.
Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Алексу Экслеру и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с Экслером категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.exler.ru