Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Ликбез
Архив
Форум
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Фантастический боевик "Хранители" (Watchmen)
Режиссер - Зак Снайдер. В ролях - Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон, Мэлин Акерман, Билли Крудап, Джеки Эрл Хейли, Мэттью Гуд, Карла Гуджино, Роберт Уайсден, Дэн Пэйн. США. 2009. 162 мин. Бюджет: $130 млн. Сборы по миру: $183 млн.

Существование жизни - переоцененный феномен.
Фраза из фильма

Экранизация комиксов постепенно переходит в разряд высокого искусства.
Кот Бублик

Хранители появились не сразу. Началось все вообще с преступников, которые придумали выходить на дело в масках. Их ловили, но отпускали, потому что негодяев из-за масок никто не мог опознать. И тогда несколько крутых копов решили, что единственный способ остановить этих обнаглевших мерзавцев - самим надеть маски. Так появилась группа, состоящая из Ночной Совы (Стивен Макхэтти), Доллара Билла (Дэн Пэйн), Человека-Мотылька, Капитана Метрополиса, Правосудия в Капюшоне, Шелкового Призрака (Карла Гуджино), Силуэта и Комедианта (Джеффри Дин Морган). Группа действовала на редкость эффективно и очистила улицы от костюмированных преступников. Журналистам очень понравилась эта идея, и они прозвали членов группы Хранителями. Потому что эти люди в масках охраняли покой простых граждан.

Со временем какие-то участники из Хранителей уходили, но на их место приходили другие герои. Так появились Озимандиас (Мэттью Гуд), Ночная Сова II (Патрик Уилсон), Роршах (Джеки Эрл Хейли), Шелковый Призрак II (Мэлин Акерман) и Доктор Манхэттен (Билли Крудап). Все они становились Хранителями различными путями. Например, Шелковый Призрак II была дочерью Шелкового Призрака. А вот Доктор Манхэттен, которого поначалу звали просто Джон Остерман, вообще был физиком. Как-то раз во время одного крайне сложного эксперимента Остерман оказался запертым в помещении, где происходила мощнейшая ядерная реакция. Джон сначала исчез, а потом появился в образе гиганта голубого цвета, который мог видеть будущее, умел менять свои размеры, транспортироваться в любую точку и одним движением руки способен был превратить танк в груду железа.

Хранители работали с большой отдачей, однако в обществе назревало недовольство существованием подобной группы. "Они охраняют нас, но кто будет охранять нас от них?" - спрашивали люди. И они, в общем-то, были правы, потому что среди Хранителей были, скажем так, очень разные персонажи. Например, Комедиант был чистым убийцей. Пока он расстреливал преступников, его терпели, но Комедиант мог грохнуть кого угодно, включая мирных граждан.

И тогда президент Никсон (Роберт Уайсден), несмотря на то что Комедиант и Доктор Манхэттен помогли ему выиграть войну во Вьетнаме, приказал распустить отряд Хранителей.

После этого только двое Хранителей открыли свои истинные лица - это Озимандиас и Ночная Сова. Озимандиас заработал кучу денег на своих книгах и дисках, рассказывающих о Хранителях, после чего стал финансировать какие-то гигантские проекты. А Ночная Сова стал вести тихую-спокойную жизнь.

Доктор Манхэттен стал живым щитом США против агрессивного Советского Союза - этот монстр обладал такой мощью, что был способен задержать советские ракеты. Остальные же Хранители устроились кто как.

Но все изменилось, когда кто-то убил Комедианта. Роршах считает, что подобная участь настигнет всех Хранителей. А вот кто их убивает и зачем, Роршах постарается выяснить.

***

Я потрясен. Совершенно не ожидал от Зака Снайдера ничего подобного. После "300 спартанцев", который представлял собой невероятно эффектно сделанный, однако чистый комикс, я думал, что "Хранители" продолжат ту же традицию: комиксоидная основа, мгновенный переход от дикого пафоса к сентиментальным слюням, красивейшие спецэффекты и броня нарисованных мышц у каждого маскулинного героя.

Но "Хранители" - это нечто совершенно иное! Не так давно уже были удачные попытки перевести комикс на уровень серьезной драмы. Речь идет о фильмах "Бэтмен: начало" Нолана и о продолжении под названием "Темный рыцарь".

Однако создатели "Хранителей" в этом правом деле пошли значительно дальше. Изначально фильм "Хранители" базируется на комиксе 1986 года британских художников Алана Мура и Дэйва Гиббонса (между прочим, по их произведениям сняли фильмы "Лига выдающихся джентльменов" и "V значит вендетта"). Тем не менее это фактически не комикс! Почему? Давайте разбираться.

Прежде всего, за редкими исключениями, в супергероях "Хранителей" нет ничего особо фантастически-комиксоидного. Они не умеют растягиваться, как Эластик из "Суперсемейки", или замораживать все вокруг, как мистер Фрозен. Они не способны переломить мост, уронить дом или сделать что-нибудь не менее эффектное. Они - почти обычные люди. Просто владеют мощными приемами всяких единоборств, очень круты и умеют использовать различные высокотехнологичные подручные средства.

Все они - очень и очень разные персонажи по характеру и мировоззрениям, что также нехарактерно для комиксоидов. Комиксоиды обычно разные только по характеру своей силы, а здесь - психологически разные персонажи. Скромный и мечтательный Ночная Сова II, параноидальный Роршах, психопат-убийца Комедиант, романтичная Шелковый Призрак II, хитрованный Озимандиас. Чисто человеческие характеры.

Мир "Хранителей", в отличие от тех же "Бэтмен: начало" и "Темного рыцаря", тесно привязан к историческим реалиям. Не накрепко привязан, так как здесь имеются заметные вариации, но тем не менее базируется на известном ядерном противостоянии США и СССР, когда весь мир боялся начала третьей мировой войны. И тут крайне интересно наблюдать, как реальные люди и события сюжетно привязываются к комиксоидным персонажам (если, конечно, знать, о каких людях и событиях идет речь).

Третий срок Никсона; выигранная вьетнамская война; убийство Кеннеди силами Комедианта; Энди Уорхол создает портрет Ночной Совы; на бомбардировщике, летящем бомбить Хиросиму, на борту портрет Шелкового Призрака; Фидель Кастро с Брежневым принимают парад на Красной площади; журналисты, раздувшие Уотергейт, убиты Комедиантом; лесбиянка Силуэт целует медсестру во время съемки знаменитейшей фотографии "Безоговорочная капитуляция" (эта же фотография обыгрывалась в "Ночи в музее 2"); "Удачи, мистер Горски" и Доктор Манхэттен, отразившийся в шлеме Армстронга на Луне, ну и так далее.

Фильм наполнен таким количеством всяких аллюзий, отсылок, пародий и явной сатиры, что с первого раза все это многообразие не уловить даже тем, кто хорошо понимает, о чем идет речь. Кроме того, в "Хранителях" немало явных отсылок и к другим комиксоидным персонажам. Например, Ночная Сова явно щеголяет в костюме Бэтмена, причем в начальных титрах объясняется, почему это произошло.

В картине ставится немало вопросов, вполне актуальных для современного общества. Применимо ли христианское милосердие к самым мерзким убийцам-педофилам? Что делать с политиками, готовыми отправить мир в тартарары во имя своих политических амбиций? Можно ли справиться с безусловным злом, будучи безусловным добром? Сможет ли человечество остановиться в самый последний перед крушением момент или на это глупо рассчитывать?

Этот фильм - очень натуралистичен и жесток. Впрочем, нечто подобное мы наблюдали в "Городе грехов", однако по сравнению с "Хранителями" фильм Родригеса - выступление на детском утреннике. "Хранители" совершенно не по-комиксовому кровавы, так что картина - совершенно не для детей.

С точки зрения сюжета здесь сжато (насколько возможно) изложен целый эпос о Хранителях, а финал преподносит немало любопытных сюрпризов. Каждый раз, когда зрителям кажется, что они поняли, кто злодей и что там дальше будет с героями в масках, оказывается, что они ошибаются. Причем все эти стремительные повороты сюжета достаточно оригинальны, а уж концовка сделана весьма впечатляюще, особенно если учесть тот факт, каким боком поворачивается вроде бы стандартный "злодей".

Впрочем, попытки Зака Снайдера уместить в один полнометражный фильм большое количество подробностей о Хранителях и связанных с ними событиях привели к тому, что картина получилась слишком длинной и затянутой, несмотря на достаточно динамичный сюжет. Я не могу сказать, что заскучал во время просмотра, но фильм все равно явно выглядит длинноватым. Скорее всего, его все-таки надо было сократить.

Каждый из главных персонажей Хранителей по-своему очень ярок. Причем ярок чисто по-человечески. Шелковый Призрак II, разрывающаяся между Доктором Манхэттеном и Ночной Совой II. Тот же Ночная Сова II, который полфильма живет в образе романтичного ботаника, плавно переходит в супергероя и обратно, практически не меняя застенчивого выражения лица. Неистовый Роршах, решивший раз и навсегда, что он будет играть только по своим собственным правилам и не допустит никаких компромиссов. И Комедиант - один из самых интересных и противоречивых персонажей.

Сыграны эти Хранители так, что они смогли раскрыться во всем своем многообразии. И тут интересно то, что на экране нет ни одного (по крайней мере, для меня лично) знакомого актера или актрисы.

Два самых эффектных и невероятно мощных героя - это, конечно, Комедиант и Роршах. Комедианта играет Джеффри Дин Морган. Он очень сильно напоминал слегка загримированного Роберта Дауни-младшего, и я даже сначала подумал, что это Дауни и есть. Напоминал - в хорошем смысле: то же богатство красок, те же харизма и мощь.

Роршаха сыграл Джеки Эрл Хэйли, и перед ним стояла еще более сложная задача. Его персонаж почти весь фильм ходит с тряпичной маской на лице, на которой появляются и исчезают темные пятна. Как в такой ситуации можно изобразить необычного и очень харизматичного персонажа - непонятно, но Хэйли это явно удалось. А сцена в тюрьме, где он находится без маски, снята просто изумительно.

Шелкового Призрака II сыграла Мэлин Акерман - она чем-то напоминает Монику Белуччи. Сыграла неплохо, но мне значительно больше понравилась Карла Гуджино, изобразившая ее мать, первого Шелкового Призрака. Потихоньку спивающаяся дама, сохранившая эффектную внешность и повадки львицы в ее уже немолодом возрасте, - Гуджино была просто блеск.

С видовой точки зрения картина также сделана очень впечатляюще. Стартовые субтитры можно пересматривать много раз - столько интереснейших кадров туда вмонтировано. Атмосфера самого фильма хотя и слегка напоминает "Город грехов", тем не менее вполне оригинальна и разработана очень тщательно.

Я в восторге от этой картины. Для меня на данный момент это один из самых впечатляющих и ярких фильмов 2009 года. Заку Снайдеру и другим создателям - пятерка за ум, оригинальность и особенно за бесстрашие, потому что они не побоялись сделать "блокбастер", который неминуемо должен был провалиться в прокате, ибо слишком сложен, слишком умен и требует от зрителей слишком большого количества мозговых усилий, что обычно делать не рекомендуется. Он и провалился - $107 миллионов сборов в США и всего $183 миллиона по миру при бюджете в $130 миллионов. Жаль, очень жаль.

Кстати, прочитайте штук двадцать рецензий на этот фильм. Ручаюсь, что в девяноста процентах из них авторы непременно упоминают пипиську голубого дяди. Эти ребята - они умеют уловить самую суть и красочно рассказать о ней.

Ну а для меня это лучший фильм 2009 года - по крайней мере, на данный момент. Не ожидал такого от Зака Снайдера - он просто молодец!

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
4+
5
4+
мощно сделано
решайте сами

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма

Русскоязычный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Рецензии на "Киномане"
Рецензия на "Кинокадре"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (131) ]

Дата публикации: 09.07.2009

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики


Яндекс цитирования
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в