Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Ликбез
Архив
Форум
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Драма "Одержимость" (Whiplash)
Режиссер - Дэмьен Шазелл. В ролях - Майлз Теллер, Джей Кей Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки, Дэймон Гаптон, Макс Кэш, Сюанн Споук. США. 2013. 106 мин. Бюджет: $3,3 млн. Сборы по миру: $7 млн. Рейтинг на IMDB: 8,7. Мой рейтинг: 8,5.

Мощно. Прям сразу не захотелось поиграть
в джазовом оркестре.
Отзыв кота Бублика

Джаз - это когда хороший человек потеет, плачет и кровоточит.
Вывод кота Бублика

Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем "молодец".
Флетчер говорит с Эндрю

Молодой парень по имени Эндрю Ниман (Майлз Теллер) учится в престижной нью-йоркской консерватории по классу ударных. Несмотря на то что Эндрю находится только на первом курсе, он очень упорно занимается и полон амбиций: Ниман хочет стать знаменитым джазовым барабанщиком, великим джазовым барабанщиком.

Причем, что интересно, ничто вроде бы его к этому не подталкивает. В семье у него музыкантов не было. Мать Эндрю бросила его совсем маленьким, и Эндрю воспитывает отец - бывший писатель, а ныне преподаватель.

В большой семье Ниманов - у отца есть брат с двумя детьми - принято считать, что ребенок должен добиваться успеха или на спортивной площадке, или на всяких научных олимпиадах. А музыка - ну что это вообще такое в наше время. Тем более - джаз! Умирающий жанр. То ли дело - рэп, вот тут хоть денег можно заработать.

Но Эндрю хочет стать именно джазовым музыкантом и мечтает о том, чтобы попасть в оркестр к великому Флетчеру (Джей Кей Симмонс): тот дирижирует лучшим оркестром в консерватории, который также считается одним из лучших в стране. Эндрю и остальные музыканты консерватории знают, что Флетчер постоянно набирает в свой оркестр музыкантов во второй состав - чтобы первый состав был в тонусе и не расслаблялся. Кроме того, музыканты из второго состава имеют реальный шанс попасть в основной.

Первая случайная встреча Эндрю с Флетчером прошла безрезультатно: Флетчер несколько секунд послушал игру Эндрю, не был впечатлен и ушел.

Однако во второй раз, когда Флетчер зашел послушать оркестр, в котором играл Эндрю, Ниману было предложено присоединиться к оркестру Флетчера - во втором, разумеется, составе.

Эндрю просто счастлив. Он ради такого события даже поборол собственную стеснительность и пригласил на свидание девушку, работающую в кинотеатре, которая ему давно нравится.

Но после перехода в оркестр Флетчера выяснилось, что Флетчер не просто очень требовательный. Он - дирижер-садист, который создает практически невыносимые условия своим музыкантам. Но он делает это не просто так, а с великой целью: Флетчер считает, что даже хороший музыкант не должен почивать на лаврах и что его нужно постоянно теребить - дабы хороший музыкант стал великим.

Непонятно почему, но похоже, что Флетчер видит какие-то очень серьезные задатки в Эндрю. Потому что его он начинает третировать заметно больше, чем остальных музыкантов. Но Эндрю, который поначалу производит впечатление эдакого тихони-плаксы, обладает неким железным стержнем, который помогает ему не только не сломаться под давлением Флетчера, но и добиться определенных успехов. Впрочем, занять достойное место в оркестре Флетчера ему это вряд ли поможет. В оркестре Флетчера достойное место занимает только один человек - сам Флетчер.

***

Музыка играет важную роль в работах режиссера этого фильма - Дэмьена Шазелла. Его первый фильм - "Гай и Мэдлин на скамейке в парке" - о трубаче. Картина "Торжественный финал", к которой он писал сценарий, о пианисте.

Фильм "Одержимость" (в оригинале Whiplash - это, насколько я понял, идиома, которую можно перевести как "работать из-под палки") Шазеллом был задуман довольно давно. Но он все никак не мог получить для него финансирование.

Тогда Дэмьен в 2013 году снял 18-минутную короткометражку Whiplash о дирижере-садисте. В ней сыграли Джей Кей Симмонс и Джонни Симмонс (не родственник). Короткометражка была представлена на фестивале "Санденс", получила хорошую критику, и вскоре Дэмьен нашел источник финансирования полнометражной картины по этому сюжету в компании Bold Films.

"Одержимость" была снята за 19 дней, всего на создание картины потребовалось 10 недель - чуть больше двух месяцев.

И в 2014 году картина получила "Золотой глобус" за роль Джей Кей Симмонса. Также она получила еще 40 наград (включая несколько наград из серии "Фильм года") и 60 номинаций.

Сам режиссер говорил о том, что в основу сценария легли его детские воспоминания об игре в оркестре, дирижер которого отличался тираническими и чуть ли не садистскими наклонностями.

Когда я начал смотреть этот фильм, то подумал, что действие тут, скорее всего, будет развиваться по столь любимым в США лекалам спортивной драмы: молодой способный паренек никак не может добиться впечатляющего результата, но под воздействием сурового внешне, но внутри очень доброго тренера учится работать в команде, преодолевать собственные негативные черты характера и в конце концов забивает решающий мяч в Суперкубке. То есть это, наверное, будет какой-нибудь "Джерри Магуайер", думал я, не к ночи он будет упомянут.

Однако чем дальше, тем становилось яснее, что картина намного интереснее и глубже, чем я предполагал. И тут, как это полагается для хорошего кино, нет однозначно правых и однозначно виноватых.

Да, дирижер - тиран и фактически садист. Но он глубоко убежден, что без такой манеры общения с музыкантами из них не получится ничего стоящего. Самое страшное слово - это "молодец", считает Флетчер. Потому что, услышав его, музыкант решит, что он уже всего добился, и перестанет расти как исполнитель. Поэтому музыкантов надо изо всех сил третировать и требовать от них невозможного - тогда, глядишь, они этого невозможного и добьются.

Что интересно, в ситуации с Эндрю этот подход, в общем-то, срабатывает. Эндрю настолько хочет стать великим, что даже расстается со своей девушкой - чтобы всего себя посвятить барабанам. И он совершенно фанатично репетирует, стирая руки до кровавых мозолей.

Но, впрочем, из этой ситуации нормального выхода нет, потому что Флетчер при всех своих убеждениях - полнейший самодур, так что шансов у Эндрю практически не остается.

Джей Кей Симмонс, сыгравший Флетчера, - прекрасный актер. Его очень любят братья Коэны - Симмонс играл у них роли второго плана в "Играх джентльменов" и "После прочтения сжечь". И я все ждал, когда же Симмонсу дадут развернуться, - видно же, что актер отличный и очень разноплановый.

Наконец-то это произошло и Симмонс просто потряс: у него получился невероятно мощный и предельно харизматичный персонаж. Да, во многом неприятный. Но дирижеры, как и режиссеры, в общем-то, и должны быть такими - тиранами. Иначе ничего не получится.

Однако от Симмонса я все-таки ожидал чего-то подобного - и так было известно, что он актер совершенно замечательный. Но тут меня также приятно удивил Майлз Теллер, сыгравший Эндрю. Совершенно заурядная внешность "парня, которого никто не любит", явное отсутствие харизмы - по крайней мере, в начале фильма.

И при этом Майлз отлично показал совершеннейшую одержимость этого Эндрю, довел своего персонажа до той точки, когда он уже готов убить этого придурка Флетчера - и в это легко можно было поверить, - ну и насколько классно он провел финальную "дуэль" Эндрю с Флетчером, когда казалось, что Флетчер победил по всем фронтам и Эндрю просто уничтожен. Класс, просто класс!

Причем еще Теллер действительно очень неплохо играет на барабанах - это невозможно сымитировать, а его игру в фильме показывают более или менее честно, без особых кинематографических уверток. (Хотя понятно, что озвучивание игры на установке делал профессиональный музыкант.)

Майлз, кстати, с пятнадцати лет играет на ударной установке, выступает с ансамблем The Mutes, который он основал вместе со школьными друзьями. И для исполнения роли Эндрю он занимался на установке с профессиональным преподавателем три раза в неделю по четыре часа. А во время съемок он действительно играл до изнеможения - этого требовал режиссер, чтобы все выглядело достоверно.

Самое главное, что есть в этом фильме, - то, что крайне важно для любого музыканта, - драйв! Без драйва не будет классной музыки, без драйва вряд ли может получиться хороший фильм. Здесь этот драйв присутствует по полной программе: напряжение нарастает буквально с каждым кадром, а уж в сцене с аварией и с "дуэлью" напряжение просто зашкаливало. (Кстати, сам Майлз в 2007 году пережил тяжелейшую автомобильную аварию, когда возвращался с музыкального фестиваля.)

"Одержимость" - фильм замечательный, я его посмотрел с большим удовольствием. И у Симмонса, наверное, лучшая роль в его карьере, и до сего момента неизвестный мне Майлз Таллер просто удивил: это же надо было настолько ярко показать настоящую одержимость в таком вроде бы мало чем примечательном пареньке.

За финальную "дуэль" - отдельные комплименты. Это и сыграно было совершенно замечательно (что в актерском, что в музыкальном плане), и никакой тебе голливудской слащавости.

Так что посмотрите эту картину обязательно, не лишайте себя удовольствия!

***

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть

5
5+
5
5
очень мощно
да

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (29) ]

Дата публикации: 15.01.2015

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики


Яндекс цитирования
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в