Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Ликбез
Архив
Форум
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Фантастическая драма "Облачный атлас" (Cloud Atlas)
Режиссеры - Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски. В ролях - Том Хэнкс, Хэлли Бэрри, Джим Бродбент, Джим Стерджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг, Пэ Ду На, Хью Грант, Сюзен Сэрендон, Джеймс Д’Арси, Чжоу Сюнь, Кит Дэвид. Германия - США - Гонконг - Сингапур. 2012. 172 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $71 млн. Рейтинг на IMDB: 7,9. Мой рейтинг: 8,0.

Отлично.
Отзыв кота Бублика

Фильм действительно хорош. В последнее время очень мало таких. Поставил ему 9 балов. до 10ки нехватило изза голубых в сюжете. Целующиеся мужики прямо... как серпом по яйцам. портит всё впечатление. Вроде и фильм хороший а эти сцены.... как его детям показывать?
Отзыв одного зрителя с сохранением орфографии оригинала

Между прочим, в животном мире гомосексуализм вполне
развит. Помнится, мы как-то с соседским Васькой...
Научная информация от кота Бублика

"Облачный атлас" - роман известного британского писателя Дэвида Митчелла, написанный в 2004 году. Структура романа очень сложна. Он, по сути, состоит из шести совершенно различных историй, происходящих в разные времена в разных местах земного шара: от XIX века южной части Тихого океана до далекого постапокалиптического будущего на Гавайях.

Первые пять историй в романе рассказываются поочередно, причем почти полностью - нераскрытым остается только финал. Шестая история рассказывается целиком. После этого остальные истории рассказываются до конца в обратном порядке (от пятой к первой), и каждая из них заканчивается какой-то связкой с предыдущей историей.

Сам Митчелл говорил о том, что практически все главные герои историй являются реинкарнациями одних и тех же душ - именно поэтому они имеют одни и те же родимые пятна в виде кометы. Также в романе он постарался отобразить такое интересное свойство человеческой природы, как непрерывную охоту на себе подобных: люди охотятся на людей, группы охотятся на группы, племена охотятся на племена, народы охотятся на народы, затем случается Падение, после чего снова люди охотятся на людей, группы охотятся на группы, племена на племена и так далее.  

Название роману Митчелл дал после прослушивания фортепьянного произведения Cloud Atlas I - X, написанного первым мужем Йоко Оно - композитором Тоси Итиянаги. Произведение Дэвиду не понравилось, а вот название показалось очень интересным, поэтому он позаимствовал его для романа. Ну и надо сказать, что объяснение названию романа Митчелл давал предельно невнятно: что-то вроде "тучи - как люди, а люди так жестоки". 

Впрочем, известно, что Митчелл вообще любит давать своим романам названия из произведений различных мужей Йоко Оно - например, предыдущий перед "Атласом" роман Дэвида назывался "Сон № 9", и это было навеяно песней "Сон № 9" Джона Леннона.

Теперь очень кратко о сюжетах всех шести историй романа и, соответственно, фильма.

История первая. 1849 год. "Тихоокеанский дневник Адама Юинга". Нотариус-американец Адам Юинг (Джим Стерджесс) по заданию своего тестя едет заключать контракт на острова Тихого океана. На острове Чатем он знакомится с  доктором Генри Гусом (Том Хэнкс), который на корабле по пути домой лечит его от заражения каким-то тропическим червем. Там же, на корабле, Адам спасает беглого раба по имени Атуа из племени мориори.

История вторая. 1936 год. "Письма из Зедельгема".  Молодой и очень талантливый английский композитор Роберт Фробишер (Бен Уишоу) пишет письма своему любовнику Руфусу Сиксмиту (Джеймс Д'Арси) в Кембридж. Фробишер устроился на работу секретарем к знаменитому композитору Вивиану Эйрсу (Джим Бродбент), где пишет свою симфонию и заодно грешит с женой Эйрса Жокастой (Хэлли Бэрри).

История третья. 1973 год. "Первое расследование Луизы Рей". Молодая калифорнийская журналистка Луиза Рей (Хэлли Бэрри) расследует исчезновение отчета об опасности новой атомной электростанции. Она знакомится с Руфусом Сиксмитом из предыдущей истории, который работает у владельца электростанции (Хью Грант). Тот обещает передать журналистке отчет, но тут начинается череда загадочных убийств, так что и Луизе грозит страшная опасность.

История четвертая. 2012 год. "Страшный суд Тимоти Кавендиша". 65-летний прогоревший издатель Тимоти Кавендиш (Джим Бродбент) вынужден убегать от подручных писателя-уголовника (Том Хэнкс), которого посадили в тюрьму за убийство литературного критика. Тимоти обращается за помощью к своему брату Деному (Хью Грант), который его терпеть не может, и тот засаживает Тимоти в дом престарелых, откуда тот будет пытаться сбежать.

История пятая. 2144 год. "Сонми-451". Антиутопическое футуристическое государство на месте бывшей Кореи. Сонми-451 - генетически спроектированный фабрикант (клон), выращенный для работы в ресторане фастфуда. Люди из подполья помогают ей бежать, после чего Сонми-451 должна рассказать миру о том, что происходит с клонами.

История шестая. 2321 год. "Переправа возле Слуши". На Земле произошло Падение, во время которого большинство людей погибло. Немногочисленные выжившие представляют собой примитивное общество на крупном гавайском острове. Они занимаются сельским хозяйством и выращивают овец. Главный герой повествования - обыкновенный трусоватый козопас Закри (Том Хэнкс). Племя Закри периодически подвергается нападениям воинственных конов, живущих на другой стороне острова, также к ним для обмена товарами временами приезжают на белом корабле так называемые "спасшиеся" - немногочисленные люди, сумевшие спастись от катастрофы. Одна из "спасшихся" женщина по имени Мероним (Хэлли Бэрри) просит Закри провести ее на вершину вулкана Мауна-Кеа, где находится древняя обсерватория, - Мероним нужно подать сигнал другим цивилизациям. Но местные жители крайне боятся этой вершины: они считают, что там, на месте древних храмов, живет Дьявол.

***

История создания этого фильма началась с картины "V значит вендетта", которая ставилась по сценарию Ланы и Энди Вачовски, также они были продюсерами картины. Натали Портман тогда передала Лане Вачовски этот роман, они с Энди им заинтересовались и сели писать киносценарий. Их друг режиссер Том Тыквер был приглашен поучаствовать в этом очень масштабном кинопроекте, после чего машина потихоньку завертелась. При этом сразу предполагалось, что роль Сонми-451 (и остальные соответствующие роли) будет играть сама Натали, однако в связи с беременностью ей пришлось отказаться, так что роль досталась кореянке Пэ Ду На.

Надо сказать, что это был практически единственный проект такого рода, где три режиссера работали как одна команда. Лана и Энди снимали эпизоды 1849, 2144 и 2321 годов, Том Тыквер делал эпизоды 1936, 1973 и 2012 годов, но при этом все снималось в единой концепции.

Создатели картины решили не брать за основу хронологию романа - оно, в общем, и правильно, потому что получилось бы шесть различных историй, а уж двигаться по концовкам обратно от шестой истории к первой - чисто кинематографически это вряд ли был бы удачный ход.

Поэтому ими была выбрана чуть более сложная для восприятия зрителей, но более кинематографичная схема, при которой все шесть историй движутся параллельными линиями, демонстрируя определенную соответствующую параллельность в развитии событий, а реинкарнации подчеркиваются тем, что одни и те же актеры играют различные роли в этих историях.

Например, Том Хэнкс играет 6 ролей, Хэлли Бэрри - 6, Джим Бродбент - 5, Хьюго Уивинг - 6, Джим Стерджесс - 7, Бен Уишоу - 5, Кит Дэвид - 4, Джеймс Д'Арси - 4, Пэ Ду На - 6, Сюзен Сэрендон - 4, Чжоу Сюнь - 4, ну и так далее.

Зрителям, конечно, несколько сложновато следить за целой вереницей персонажей - особенно поначалу, - но через некоторое время уже начинаешь понимать, что к чему и как это все соотносится.

Среди отзывов нередко приходится видеть фразы о том, что фильм - ну такой философский, что прям дальше некуда, ну просто почти как "Матрица 2". Оно, конечно, смотря что именовать философией (некоторые зрители, честь им и хвала, из пустышек вроде "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция" ухитрялись извлекать целые философские трактаты), но, на мой взгляд, никаких таких глубин "Облачный атлас" не демонстрирует, а основные мысли картины - это почти один в один знаменитый лозунг французской революции "Свобода, равенство, братство", который тут трактуется немного по-другому, а именно: "Свобода, равенство, зависимость и ответственность".

"Свобода" и "равенство" относятся к человеческим и человекообразным организмам: рабы в XIX веке и фабриканты (клоны) две тысячи сто сороковых. Причем термин "свобода" трактуется очень широко: это и свобода рабов и клонов, и свобода творчества (история музыканта), и свобода поступков (юношеская история Тимоти), и свобода взаимоотношений (история Роберта и Руфуса), и свобода стариков (дом престарелых) - собственно, все и не перечислишь.

"Зависимость" - это, в частности, то, о чем говорит Coнми-451. Люди - не хозяева своей жизни. От рождения до смерти мы связаны с другими людьми. В прошлом и настоящем. Каждый наш проступок, как и каждое доброе или злое дело, рождает наше будущее.

Ну и "ответственность" - это стремление и умение совершать Поступки. Журналистка, которая не отступает даже перед смертельной угрозой, музыкант, не ведущийся на шантаж корыстного старика-композитора, Юинг, пошедший против своего тестя, Закри, преодолевший свою трусость, коммандер Хе-Джу Чен, практически в одиночку сражающийся за Сонми-451, ну и сама Сонми-451, которая знает, как жестоко она поплатится за нарушение Кодекса клонов.

Несмотря на то что через все новеллы как бы красной нитью проходят одни и те же мысли и они подчиняются общей концепции, разные истории сняты в совершенно различных стилях, причем соответствующих отображаемой эпохе.

"Тихоокеанский дневник" - эдакий исторический реализм, нечто вроде "Хозяина морей: На краю Земли". Океан, парусник, краснолицый капитан с боцманом-собутыльником, подлый меркантильный докторишка и благородный раб-матрос.

"Письма из Зедельгема" - прям "Полное затмение" с Артюром Рембо и Полем Верленом (кстати, замечательный фильм, надо будет о нем отдельно написать), только в музыкальном варианте.

"Первое расследование Луизы Рей" - фактически триллер-детектив, хотя вот тут, на мой взгляд, переборщили: несмотря на соответствующие автомобили, все это больше похоже на девяностые, нежели на семидесятые. Особенно журналистка! Это, ребята, никак не середина семидесятых, при всем уважении. Как и большинство остальных персонажей. Вачовски явно хотелось снять середину девяностых - они это и сделали.

"Страшный суд Тимоти Кавендиша" снят как бы про нынешние лихие две тысячи двенадцатые, однако больше похож как раз на восьмидесятые. При этом жанр - фактически трагикомедия, чему немало способствует главный персонаж Тимоти Кавендиш, ну и совершенно роскошный писатель-бандюган (мы чуть позже поговорим о том, кто и как его сыграл).

"Сонми-451" - фантастический боевик-нуар, сделанный в уверенном стиле самих создателей матричной трилогии. Но там одновременно проскальзывает и что-то от "Пятого элемента", от "Бегущего по лезвию бритвы" и других футуристических боевиков. Никак не заимствование, а просто таков стиль.

"Переправа возле Слуши" - некие элементы "Апокалипто", "Двух стрел" Суриковой и "Водного мира" Телохранителя. То ли доапокалипсис, то ли постапокалипсис, то ли первобытно-фермерские тихие радости под зорким надзором Алисы Селезневой в слегка темноватом варианте, но с той же трепетной русской душой.

Создатели фильма хорошо подошли к воссозданию соответствующего антуража, однако интереснее всего тут выглядит грим персонажей - все-таки мы не забываем, что куча актеров играла чуть ли не пять-шесть ролей, причем совершенно различных. И этот грим был сделан просто здорово: было особым удовольствием узнавать под совершенно неузнаваемой физиономией Хью Гранта, Хьюго Уивинга и так далее. А уж когда из Хэлли Бэрри сделали еврейскую девушку, а из Пэ Ду На ирландку - это, я вам скажу, было круто!

Актерский состав тут очень серьезный, несмотря на то что из зубров были приглашены только Том Хэнкс и мой любимый актер Джим Бродбент. И оба они тут зажигали так, что просто держись!

Я знаю, что великолепный Джим Бродбент с легкостью играет как эффектнейших законченных мерзавцев, так и трогательных старичков. Здесь ему предоставилась возможность сыграть капитана корабля, престарелого известного музыканта, жулика-издателя, корейского музыканта, провидца из будущего.

Бродбент этим воспользовался по полной программе, хотя только две роли здесь были шедевральными - престарелый музыкант (особенно в сцене, когда Роберт неправильно понимает создавшуюся ситуацию), ну и все сцены Тимоти Кавендиша.

К Тому Хэнксу я, в общем, отношусь, с одной стороны, довольно спокойно: я очень люблю его безбашенную ипостась в "Мальчишнике", который он ненавидит, неплохо отношусь к его ролям в "Зеленой миле" и "Проклятом пути", не перевариваю его окаменело-ботоксную роль в "Коде да Винчи", однако, с другой стороны, совершенно восхищаюсь его нестандартными ролями вроде "Игр джентльменов", где он создал такого потрясающего персонажа, что я ему готов простить сто тысяч кодов да винчи, приоратцев этому Да Винчи в Мону Лизу!

Здесь Хэнкс, как я считаю, просто зажег. Шесть ролей, среди которых три главные как минимум классные, а три эпизодические - там проявляются просто шедевры. Особенно роль писателя-бандюгана - вот кто из вас (и меня) видел в этой роли Тома "Мистер Совершенство" Хэнкса? Никто не видел. А он сыграл, да еще как!

Актерские таланты Хэлли Бэрри меня вообще не впечатляют ни разу, но здесь, на мой взгляд, она сыграла очень неплохо, причем в некоторых моментах - даже на твердую четверку. И это не те моменты, где ее классно гримировали, - я имею в виду моменты, где она очень неплохо проявила себя как актриса.

Кореянка Пэ Ду На, на мой взгляд, замечательно сыграла Сонми-451. При всем уважении к безусловному таланту Натали Портман, просто по сюжету это должен был быть корейский клон, а кроме того, хорошо играло то, что лицо Пэ Ду На для зрителей было совершенно незнакомым: с Натали Портман был бы совершенно другой эффект. И Пэ Ду На отлично изобразила соответствующий характер: с одной стороны, тихий клон, который живет по Кодексу, с другой - волевая личность, которая сумела пойти против системы.

Хьюго Уивинг здесь играл довольно типовые роли злодеев, поэтому о его игре сказать, в общем-то, нечего. Ну и у Хью Гранта тут были совсем эпизодические роли, так что там больше был интересен грим, нежели сама игра.

Надо сказать, что художники и гримеры в фильме проделали огромную работу. Двадцать два актера играли по три - шесть ролей в картине; некоторых из них приходилось гримировать практически до полной неузнаваемости. Смотрелось это здорово, ну и отдельным развлечением были финальные титры, на которых показывалось, каких именно персонажей играли ведущие актеры. (На иллюстрации справа - Пэ Ду На.)

Мне очень понравился этот фильм. Да, он необычный, не такой простой для восприятия (не из-за отсутствующих "глубин философии", как мы уже выяснили, а из-за наслоения сюжетов шести различных историй), но смотрится здорово и увлекательно, актеры играют очень хорошо, совершенно различный стиль шести историй не дает заскучать даже при такой продолжительности картины (она идет три часа десять минут), а тот факт, что фильм резко выбивается из череды бесконечных голливудских ремейков, сиквелов-триквелов-квадриквелов и прочей штамповки, в которой они совершенно погрязли, - ну так это лишний довод в пользу "Облачного атласа".

Вачовски с Тыквером решились на определенный непростой эксперимент, сняв картину, которую совершенно непонятно как должна была встретить зрительская аудитория. Увы, практика показала, что аудитория не вполне готова к таким фильмам: в прокате "Облачный атлас", к сожалению, провалился, собрав по миру всего $71 млн против $100 млн бюджета. Конечно, что-то они доберут на DVD и Blu-ray, показами по кабельному и так далее, но похоже, что картина вряд ли окупится, хотя и получила очень высокий рейтинг на IMDB.

Жаль, очень жаль. Это как раз лишний раз доказывает боссам киностудий, что лучше идти штампованным, но проторенным путем, в очередной раз смахивая пыль с ушей Терминатора или майки-алкоголички Джона МакКлейна, нежели изобретать что-то новенькое.

Но Вачовски и Тыкверу тем не менее большое спасибо: за решительность и нестандартность. А кино получилось очень хорошим. Для меня это одно из ярчайших кинособытий за весь последний год.

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
4+
5
5
здорово и оригинально
да

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB

Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (97) ]

Дата публикации: 24.01.2013

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики


Яндекс цитирования
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в