Автогонкам вокруг земного шара - 111 лет

В 1908 году благодаря усилиям редакций двух газет, французской «Матэн» и американской «Нью-Йорк Таймс», состоялся трансконтинентальный автопробег «Нью-Йорк — Париж». Cтартовав в Нью-Йорке, участники должны были через Канаду попасть на Аляску. Затем, переправившись через Берингов пролив, оказаться на Чукотке. Далее планировалось преодолеть Якутию, спуститься на юг до Иркутска и вдоль Транссибирской магистрали следовать через Москву, Санкт-Петербург, Варшаву и Берлин на Париж.

Старт назначили на начало года, чтобы успеть пересечь Берингов пролив по льду. Из подавших заявки двух десятков команд к назначенному сроку осталось шесть — три французских экипажа и по одному из Италии, Германии и Америки. Одна французская команда выступала, как тогда говорили, на вуатюретке: легкая коляска Sizaire-Naudin приводилась в движение пятнадцатисильным одноцилиндровым мотором. Два других французских экипажа выбрали тридцатисильные четырехцилиндровые De Dion-Bouton и Moto Bloc. На машине подобного класса намеревались ехать и итальянцы: Brixia-Zust с мотором в четыре цилиндра и сорок сил. Немецкий Protos тоже имел сорокасильный двигатель, но был огромным автомобилем — весил 2700 килограммов. Американцы определились с машиной за три дня до старта. Эрвин Томас, владелец одноименной компании, передал американской команде стандартный Thomas модели 35 — единственный готовый автомобиль, который в тот момент имелся на фабрике. Четырехцилиндровый двигатель имел мощность 60 лошадиных сил. Название машине придумали звучное — Flyer («Летун»).

В день старта 12 февраля 1908 года, в день рождения президента Линкольна, свыше 50 тысяч жителей Нью-Йорка собрались на Таймс-сквер. На каждом автомобиле было по два флага — национальный и американский. Победителю был обещан приз Автомобильного клуба США — тысяча долларов (по нынешнему курсу — примерно 25 тысяч долларов) — и кубок от организаторов. Уже через два часа после старта у французской вуатюретки, проехавшей всего 71 километр, отвалился задний мост, починка оказалась невозможной. Проблемы создавали не только плохие дороги, но и холода. Запаса шин участникам не хватило даже до Чикаго — пришлось устраивать промежуточные базы снабжения.

В самый последний момент канадские власти отказались пропустить гонщиков через свою территорию. Организаторам срочно пришлось менять планы, маршрут проложили в направлении Сан-Франциско. На отдельных участках автомобилисты нанимали лошадей у местных фермеров, чтобы преодолеть снежные заносы. Была даже идея использовать паруса при попутном ветре, чтобы сэкономить бензин.

Вторым сошедшим с дистанции экипажем тоже стал французский — Moto Bloc команды Шарля Годара. Возникли проблемы и у немцев. С разрешения спортивных комиссаров Ганс Кёппен принял решение погрузить Protos на железнодорожную платформу в Огдене, штат Юта, откуда поезд доставил их в Сиэтл, на тихоокеанское побережье. Первым прибыл в Сан-Франциско американский Flyer под управлением Джорджа Шустера. За ним прибыли итальянский и последний из французских автомобилей. Машины погрузили на пароход, который доставил их на Аляску. Поскольку график гонки был давно сорван и лед в Беринговом проливе уже начал подтаивать, каждый добирался до России как мог.

Экипажи четырех автомобилей встретились во Владивостоке. Путь через Маньчжурию и Сибирь оказался для гонщиков самым большим испытанием. Вместо дороги приходилось двигаться по тропе, прерываемой болотами. Карты не соответствовали местности. Часто приходилось оставлять автомобиль и пешком добираться до населенного пункта, чтобы определить свое местонахождение. Иногда скорость измерялась метрами, а не километрами в час. И тогда участники автопробега решили ехать прямо по Транссибирской железной дороге. Можно только удивляться прочности тогдашних автомобилей!

После сибирских испытаний грунтовые дороги европейской части России не представляли больших трудностей. А уж Европа и вовсе показалась сущим раем для измученных автомобилистов. В гонке лидировал Protos. Через пять с половиной месяцев после старта 26 июля 1908 года, немцы первыми достигли Парижа. Четырьмя днями позже, преодолев 35 тысяч километров, на финише оказался Flyer. Итальянцы отстали от лидеров не на часы, а на месяцы, финишировав только 17 сентября. Однако при подведении итогов германская команда получила пятнадцатисуточный штраф за железнодорожное путешествие до Сиэтла и еще 15 штрафных суток за то, что не была на Аляске. Победителем признали американскую команду.

Трансконтинентальная гонка привлекла большее внимание публики, чем Олимпийские игры 1908 года. Не в последнюю очередь благодаря тому, что среди участников были профессиональные репортеры и фотографы. Они отправляли сообщения с трассы пробега, репортажи регулярно появлялись на первой полосе «Нью-Йорк Таймс».

Из шести машин-участников до наших дней сохранились лишь два автомобиля — Thomas Flyer и Protos. Крупнейший в мире автомобильный музей Харра в штате Невада США экспонирует Thomas Flyer. Немецкий технический музей в Мюнхене демонстрирует Protos.

Via

Вот Thomas Flyer.

А вот Protos.

Ну и как тут не вспомнить чудесный фильм "Большие гонки" c Джеком Леммоном, Тони Кертисом, Натали Вуд и Питером Фальком! Пересмотрю сегодня, нестареющая классика.

Комментарии 39

Алекс, а "Большие гонки" смотрели с оригинальным звуком или с ленфильмовским дубляжем? Я знаю, Вы не любите дубляж, но Александр Демьяненко (Тони Кертис) и Сергей Юрский (Джек Леммон) сделали это, по-моему, виртуозно!
14.02.19 10:16
0

Вот ведь безумно авантюрное время было! Собирались через Чукотку и Якутию до Иркутска! Пока лёд через пролив не растаял! Да там и сейчас-то непонятно, как проехать) А уж о холодах я вообще молчу))
13.02.19 00:35
0

А до этого был пробег Пекин-Париж в 1907. У нас и памятник ему открыли. www.kirov.kp.ru/online/news/2196461/
12.02.19 19:39
1

Машину Лесли потом ещё несколько раз использовали в разных фильмах - даже не убирая надпись "Leslie Special" с капота.
1.bp.blogspot.com/-apYrgAXoEx0/UZ2jA9HF6YI/AAAAAAACjY4/ty0HV8plU4E/s1600/leslie+spec+5.JPG
assets.hemmings.com/blog/wp-content/uploads//2010/12/moviecar_700.jpg
12.02.19 18:57
1

А немец, то праворульный! :)
12.02.19 18:39
0

американец тоже
12.02.19 19:00
0

Flyer - эффектен и красив. Protos - функционален и практичен.
12.02.19 17:56
0

Думаю лет через ммм... может быть десять, будет сиквел этой гонки. Но в данном случае будут машины без водителей и пассажиров - с полностью автономным ходом.
12.02.19 17:08
1

"Безумству храбрых поём мы песню" Молодцы.
Интересно, имел бы Руссо-Балт шанс? (модель 1913г)
12.02.19 16:21
0

Есть только один автомобиль, который мог бы принять участие в гонке, состоявшейся за пять лет до его создания:
12.02.19 19:00
5

Поразительная история! На таких машинах да в таких условиях! Современный человек до магазина через три улицы без навигатора не доедет даже)))
12.02.19 15:56
0

Современный человек до магазина через три улицы без навигатора не доедет даже)))

Сколько сейчас этих улиц, перекрёстков, светофоров, правил дорожного движения, судебных прецедентов, и сколько их было тогда...
12.02.19 16:42
0

Ну вот, а я думал тогда гоняли на "Студебеккерах" и "Лорен-Дитрихах". Профессор Песочников на "Паккарде" еще. А Клептунова я снял с пробега.
12.02.19 14:03
5

Малехо промахнулись. На "Студебеккерах" и "Лорен-Дитрихах" гоняли на двадцать лет позже. С точки зрения развития автомобиля в начале XX века - сменилась эпоха, и не одна.
12.02.19 18:55
-1

При взгляде на экспонаты возникает только вопрос "скока-скока они на этом вот проехали? В каких условиях?"

Немцев, конечно, ничего так подставили с победой
12.02.19 13:44
0

Вот прямо снял с языка! Главное, не кто как едет, а кто вовремя изменяет правила.
12.02.19 17:57
0

А это американцы мастера. Во всех гонках, если они не выигрывают, они меняют правила и выигрывают. Кубок Америки та же хрень.

С разрешения спортивных комиссаров Ганс Кёппен принял решение погрузить Protos на железнодорожную платформу в Огдене, штат Юта, откуда поезд доставил их в Сиэтл, на тихоокеанское побережье.

Полагаю, про штраф в 15 суток придумали не в последний момент.
12.02.19 13:58
0

И вот так задумаешься, а почему бы самому не совершить такое путешествие, вот они же успели - а потом 2 мировые войны, мир распался, когда такое опять возможно бы стало. А вот сейчас пока еще можно ...
12.02.19 13:22
2

А чего сейчас не езят?

Пекин-Париж до сих пор ездят. В 2016-м через наш Новосибирск проезжали. wizarden.livejournal.com/112972.html

В этом году вроде тоже собираются.

Есть еще вот такой неплохой фильм, явно идущий по проторенной колее "Больших гонок":
www.imdb.com/title/tt0064688/
12.02.19 13:03
0

Явно нет. Это про гонки Монте-Карло и идет по проторенной колее, вернее, сиквел Воздушных Преключений (Those Magnificent Men in their Flying Machines)
12.02.19 13:24
0

Зимой в кабриолете... отчаянные ребята
12.02.19 13:02
2

Дадада, один из любимейших фильмов! Пожалуй, тоже пересмотрю.
12.02.19 12:59
0

Мне одному кажется, что Фальк переиграл Леммона в этом замечательном фильме? (Хотя, очень люблю Леммона.)
12.02.19 12:58
0

Мне одному кажется, что Фальк переиграл Леммона в этом замечательном фильме? (Хотя, очень люблю Леммона.)

Ну, Леммон был чистый гротеск в этих усах, а Фальк все же более естественен
12.02.19 13:45
1

Непонятно, как они планировали передвигаться по Чукотке. Там и сейчас дорог нет.
12.02.19 12:28
0

Непонятно, как они планировали передвигаться по Чукотке. Там и сейчас дорог нет.

По снегу. На передние колёса лыжи, на задние - шины с огромными протекторами или шипами. Например.
12.02.19 13:12
0

Безумству храбрых...
На таких драндулетах да через всю планету...
12.02.19 12:22
2

Кстати машина амриканцев и машина Лесли....ну просто один капот! А вот немец в фильме эпичнее!
12.02.19 12:21
0

Интересный текст! Не знал, что такие гонки действительно были, не знал, что у персонажей БГ были реальные прототипы!
12.02.19 12:16
1
Теги
видео 2162
кино 1106
СМИ 1009
софт 649
авто 299
еда 259
РЩД 255
вино 231
тмп 11
шоу 3
coub 2
РКН 2
тип 2
WTF 1
еды 1