Интервью с Евгением Козловским

Сергей Вильянов записал интервью с Евгением Козловским. Будет интересно тем, кто знает, что такое бумажная "Компьютерра" тех годов, что такое кузнецовская "Компьютерра", что такое "Компьютерра" Козловского. Мне, конечно, было очень интересно посмотреть и послушать, для меня "Компьютерра" - знаковое издание. Я сам непосредственно с "Компьютеррой" не сотрудничал, однако мы делали пару проектов с издателем "Компьютерры" Дмитрием Мендрелюком.

Ну и для меня Евгений Козловский - в определенном смысле является эдаким духовным наставником. Я внимательно наблюдал за тем, как Евгений простыми словами рассказывал обо всяких сложных вещах, и я сам позже делал то же самое - рассказывал простыми словами обо всех этих компьютерных и интернетовских премудростях. Собственно, я и продолжаю этим заниматься и сейчас. 

Я попросил прокомментировать это интервью коллегу Сергея Голубицкого, одного из самых ярких авторов тогдашней "Компьютерры" (да и сейчас, скажем честно, Сергей актуальности не потерял, я его читаю с большим удовольствием), и Дмитрия Мендрелюка. Если они что-нибудь скажут по этому поводу, я у себя это опубликую.

Upd: Сергей Голубицкий прокомментировал. Я в этом деле сторонний наблюдатель, но с моими впечатлениями это полностью совпадает. Цитирую письмо Сергея (с его, разумеется, разрешения):

Честно посмотрел. Попытался представить себя на месте человека, который не слышал о Компьютерре. Наверное, какую-то картинку эмоциональную извлечь можно. Ну потому что совершенно точно Женя определил причину популярности журнала: компьютер как новая незнакомая часть повседневной жизни, предназначенная не только для выполнения служебных обязанностей, но и для наполнения множеством увлекательных дел собственную домашнюю повседневность. Отсюда популярность жанра "Огорода" (о железе и софте с акцентом на железо) и "Голубятни" (о железе и софте с акцентом на культурологию). Прошло очарование и новизна эпохи, прошла и Компьютерра.
Разумеется, совершенно не согласен с оценкой роли Кузнецова и Мендрелюка. Мое глубокое убеждение (подкрепленное личным опытом и знанием фактов) — главная фигура в Компьтерре всегда была и оставалась — это Мендрелюк. Безусловно, Козловский на несколько аршинов талантливее и умнее Кузнецова, который, в моем представлении, совершенная бездарность (это помимо отвратительности и неприятности как личность).
Больше мне комментировать особенно нечего, потому что я знаю и текущее положение, и эволюцию, и мотивации Вильянова и Жени, поэтому было бы неуместно привносить в обсуждение сюжета об истории Компьютерры мои собственные оценки людей. И потом, я же никогда не скрывал этих своих оценок и всегда высказывал их публично. Но делал это когда мы все были в равном положении. Сейчас этого нет и не думаю, что этично что-то говорить лично о Вильянове.
Женю, конечно, искренне жалко. Он добровольно, несправедливо рано и для меня по непонятным причинам сошел с творческой дистанции. Я ему неоднократно это говорил, упрекал, призывал вспомнить о том, что он был замечательным писателем задолго до Компьютерры, которая в его творческом наследии, на мой взгляд — ничтожная веха (на фоне того же Москвабурга). Ну вот есть как есть. Время ушло. Нужно жить будущим ?
22.06.2020 11:08
Комментарии 72

Спасибо за интервью!
Храню до сих пор несколько номеров "Компьютерры", включая последний - чёрный с надписью "Теперь питание "Компьютерры" можно выключить". Много полезного и интересного узнал от Козловского и Голубицкого.
Журнал был далеко не только о компьютерах, его можно было бы назвать "Компьютеры и жизнь" - как "Наука и жизнь" и "Химия и жизнь".
Издаётся собрание сочинений одного из колумнистов - Василия Щепетнёва, совсем недавно второй том "Щепетнёвки" вышел.
28.06.20 10:17
0 0

> Сейчас этого нет и не думаю, что этично что-то говорить лично о Вильянове.

Красноречиво. Сразу видно, какого мнения Голубицкий о Вильянове. И сразу видно, кто ему давний друг - "Женя". Впрочем, я еще по журналу помню, как Сергей назвал его "зеком-литератором Козловским" - это тоже было красноречиво. 😄 Но красноречиво по-доброму.
24.06.20 10:04
0 0

Никогда его голубятню не читал в журнале, считал одним из слабых и неинтересных разделов. Да, и ладно, мало ли бесталанных журналистов, но мнение Голубицкого - мерзость, которая его как человека характеризует. Если так про своего шефа думал - чего же он столько лет работал в этой компьютерре?

Вильянов тоже странный. Такое удивление выразил - а разве не Козловский все время главредом был в журнале? А потом дальше говорит - что читал компьютерру с 92 года. Тогда или реально идиот - или какую то игру играет.
23.06.20 16:19
0 1

> а разве не Козловский все время главредом был в журнале?

Я даже помню, что Козловский какое-то время *уже* не был главредом, его по насмешливому выражению Голубицкого "турнули с непущательных позиций в свой огород", или как-то так. Но вот кто пришел ему на смену, уже не помню. 😒 Зато Голубицкий наконец-то смог писать о своей любимой астрологии.
24.06.20 10:06
0 0

Читал Компьютерру с 1994, хранил солидную стопку журналов годами. Компьютерра - несомненно, моё самое любимое печатное издание за всё время.
Георгий Кузнецов по моему мнению - лучший главный редактор этого издания, и именно он делал лучшую Компьютерру всех времён и народов.
При Козловском же журнал стал несколько более литературно-графоманским, и нельзя сказать, что это пошло журналу на пользу, хотя, порой, было увлекательно.
Голубицкий долгие годы на меня производит впечатление графомана с завышенной оценкой собственной экспертизы.
Интервью Козловского слабое, интервьюер не справляется, на Козловского смотреть жалко 😒

Ну и вспомню немного нетленки:

Молодой дворянин из Гаскони
Не умел наирать в Лексиконе.
И, пылая отвагой,
Бил по клавишам шпагой.
Молодой дворянин из Гаскони.

Две фанатки FIDO из Манчестера
Форматнули бут-сектор винчестера,
И, забросив FIDO
Занялися дзюдо.
Две фанатки FIDO из Манчестера.

Старый дед-коммунист из Житомира
Долго ждал от провайдера номера.
Получил он свой номер
И на радостях помер.
Старый дед-коммунист из Житомира.

Атлетически сложенный дядя
Где-то спёр монитор на ночь глядя,
И как будто ребёнок конфетку
Прихватил, улыбаясь, дискетку.
Атлетически сложенный дядя.

(Конкурс лимериков)
23.06.20 13:53
0 5

Просидев 20 лет за дисплеем,
Дед столкнулся впервой с Plug'n'Play-ем.
И сказал: "Во даёт!
Windows всё узнаёт!
Даже то, чего я не имею".
23.06.20 15:04
0 2

Голубицкий превратился в обыкновенного жулика со своими прожектами "школы для инвесторов" и "школы для журналистов".

Особенно смешно читать его на тему: ах, я всего сказать не могу, мы же уже не в равном положении с Вильяновым и Козловским. Я же столько добился!
23.06.20 13:43
0 2

Алекс, у тебя опубликовано мнение Голубицкого, крайне отрицательно оценивающего покойного Георгия Борисовича Кузнецова как человека и профессионала.
Я не входил в творческий коллектив "Компьютерры", но работал в ИД в финальный период главредства Кузнецова, и много лет общался с ним после того. Георгий был мастером своего дела, интеллектуалом и человеком высоких моральных качеств.
Я считаю его одним из своих главных учителей "по жизни", и не могу не засвидетельствовать своего мнения о нем, столкнувшись с подобными инвективами в его адрес.
23.06.20 01:17
0 3

на заре интернета, наверное, не было другого издания, которое бы так любили и ненавидели одновременно. Но читали при этом все ))
23.06.20 00:55
0 0

Кстати, наверно, первое произведение Козловского я прочёл задолго до знакомства с "Компьютеррой". Это был сценарий фильма "Как живёте, караси?..". Очень понравился тогда. Это был, наверно, 1991 год, а "Терру" впервые увидел в 1995-м.
22.06.20 23:10
0 0

С 97-го года читал Терру и никогда не воспринимал ее как непосредственно журнал про компьютеры. Это был журнал об отношениях, о жизни и будущем, но не о компютерах. Именно поэтому с того момента я не пропустил ни одного номера и неоднократно возвращался к старым... Терра была явлением, частью эпохи и именно поэтому ничего подобного больше никогда не будет.
22.06.20 20:09
0 7

Да. Тоже помню Компьютерру. Интересно было читать. Конкретные фамилии не запомнились. Но "послевкусие" осталось... 😄)
22.06.20 19:02
0 0

Кстати, о тебе, Алекс, узнал как раз из Комьютерры. Читал её ещё старшеклассником. Затем подсадил на еженедельник с десяток приятелей. Как-то знакомый отдал подшивку первых лет издания Терры. Вот это был кайф!

Любимый номер был про цифровой звук c клавишами на обложке.

Хотелось бы почитать Бёрда Киви. Но это же анонимность в квадрате.
22.06.20 15:47
0 2

Главный редактор Компьютерры Георгий Кузнецов умер в США

Здесь
22.06.20 15:34
0 0

Козловский в интервью об этом упомянул.

Какой ваш любимый выпуск Компьютерры?
22.06.20 14:34
1 0

Свежий!
22.06.20 14:54
1 5

Да, осколки эпохи...
Для меня "Компьютерра" стала просто спасательный кругом. В конце 1990-х довелось мне послужить 2 года под Мурманском на флоте. Со всех сторон - очень специфические окружение. Интернета нет!!! Его и за пределами столиц было немного, а уж в глубинке не было совсем.
И вот - в ларьке каждую неделю мне стали оставлять "Терру"! Неописуемое счастье... Как я благодарен той киоскерше! Пытался как-то её отблагодарить - не поняла, обиделась...
Помню немногих авторов. Конечно, Козловский и Голубицкий, конечно, "удивительный мастер Вильянов". Но и помимо них - Щепетнев, Отставнов, Scout Кащавцев, служитель непонятного культа Ваннах, загадочный Бёрд Киви...
Молодость, романтика, Компьютерра...
22.06.20 14:26
0 4

Не все были зайками. Шипилова и Туганбаева я тоже помню, как "образец"...
А Кузнецов всё равно хорош, это он придумал "тему номера". И как находил время на читателей, я помню его ответ на свой email 😄 Сейчас никто и не ответит.
Лучшие обложки рисовал Виктор Жижин.
P.S. Мой любимый номер - 29 ноября 1993 г. #27 (30) с автографом Лозинского "Спасибо, тезка" 😄
22.06.20 16:52
0 1

Шабанов был неплох (статьи по биологии). Вообще Терра в какой-то мере подхватила знамя легендарных Химии и жизни, Знание - сила, Техника- молодежи и прочих грандов, которые к тому времени в значительной степени вышли в тираж и потеряли аудиторию. Пожалуй, Терра - последний в этом ряду феномен. Ее конец - это уход той эпохи. Наверняка еще будут хорошие научно-популярные, культурные, исторические, литературные издания, но так уже не будет, ИМХО. Это все было из эпохи СССР (а качественное научно-техническое, да и гуманитарное с некоторыми замечаниями, просвещение было одним из немногих просто великолепных вещей того мира).
22.06.20 22:12
0 2

«Служителем неведомого культа» Ваннаха назвал как раз Голубицкий, как помнится. Еще Голубицкий очень не любил Айн Рэнд и много раз поминал её хулой.
22.06.20 22:21
0 0

«Служителем неведомого культа» Ваннаха назвал как раз Голубицкий, как помнится.
Возможно. Но он сам себя величал "преподобным" и иногда ссылался на паству и прихожан.
22.06.20 23:02
0 0

Шипилова и Туганбаева я тоже помню
Да, но Туганбаев недолго продержался. Шипилов да, был резок.
22.06.20 23:03
0 0

Шабанов был неплох (статьи по биологии).
Да, как я мог его забыть!
Вообще Терра в какой-то мере подхватила знамя легендарных Химии и жизни, Знание - сила,
Насчёт "Химии и жизни" - это как раз Козловский высказывался, что химии там было немного, а вот жизни - предостаточно. И это, мол, образец для "Компьютерры". Ну и как раз "на стыке" ИТ и жизни он и видит позиционирование "Терры".
22.06.20 23:05
0 1

Ещё "вечный друг" Козловского - Игорь Книжный. Незримо присутствовал чуть ли не в каждой публикации Антоныча.
22.06.20 23:08
0 0

Преподобный Михаил - протестант-кальвинист, Реформированная Фундаменталистская Церковь. Была основана в Туле аж в 1632 году.
22.06.20 23:09
0 0

Спасибо! Не удосужился загуглить. И Тулу перепутал с Тверью, к стыду своему.
Зато уж Воронеж Щепетнёва запомнил)
Кстати, читал и его помимо "Терры". Хорошо.
22.06.20 23:11
0 0

Не все были зайками.
Даже Козловский - далеко не зайка.
А особенно меня раздражали номера, посвящённые интернету. Смешно... сейчас. Сейчас я уже почти не читаю с бумаги, а тогда меня дразнили этим самым инетом, который был совершенно недоступен и невообразим в военном городке...
22.06.20 23:15
0 0

Компьютерру читал с огромным удовольствием. Как Шерлока в детстве. Очень нравились статьи Козловского, Голубицкого. Сначала их просто читал, не зная, кто автор, потом откладывал их статьи на сладкое - читал в последнюю очередь 😄 Но у нас в провинции продавали ее, как газету. Мне оставляли на почте экземплярчик и это был праздник! Появлялась она у нас по вторникам. Журнал увидел только в Москве и уже перед самым закрытием этого издания.
22.06.20 14:08
0 1

Компьютерру читал с огромным удовольствием. Как Шерлока в детстве. Очень нравились статьи Козловского, Голубицкого.
Присоединяюсь, аналогично с выбором. В какой-то момент, меня больше стали интересовать статьи Михаила Ваннаха, а затем всё кончилось.

Ваннахом не зачитывался ) Еще интересно писал Василий Щепетнев! А Вильянова не помню совсем.

То что жизни разные не спорю ни разу 😉

Газета называлась "Компьютерра+", если правильно помню. Выходила в 99-00 гг., специальный послекризисный проект для регионов.

Покупал газету в 2002 и позже. Журнал впервые увидел только в 2008.

Читал компьютерру в институте.
Тогда все студенты читали что попроще, был в моде дурацкий журнал Cool.
Просили у меня почитать, листали и отдавали т.к. им это было не интересно.
22.06.20 13:26
0 2

Так было приятно, когда о моём софте писали в Компьютерре. И всегда было интересно почитать.
22.06.20 13:17
0 11

А что за софт? )

Спасибо! )
22.06.20 15:42
0 0

Тю-у... Автор USD... В живую... Офонареть можно.
22.06.20 15:46
0 4

Блин, точно! Пользовался этой программой! 😄

Приветствую вас человечище! Даунлоадером пользовался только в путь!
Хоть сейчас могу сказать спасибо!
22.06.20 17:47
0 3

Спасибо за тёплые слова 😄 На здоровье!
22.06.20 18:30
0 1

? Сейчас, правда, факлообменники не так популярны 😄

Это было в 2008м году! Рапидшара... много туда всего выкладывали, помню, даже премиум доступ покупал ))

До сих пор иногда Tigerpad использую. 😄
22.06.20 21:07
0 0

Я тоже им каждый день пользуюсь 😄
22.06.20 22:10
0 0

Спасибо за USD!!! Пользуюсь постоянно, вот и сегодня пару файлов скачал с его помощью.
28.06.20 10:09
0 0

Компьютера конечно была хороша, читал ее регулярно. но со временем превратилась в междусобойчик авторов. Читать ее во второй половине двухтысячных стало гораздо скучнее. Такое ощущение, что авторы потеряли что-то важное, что делало журнал интересным. Статьи того же Козловского и Голубицкого получили крен в сторону "философии", и к тому же авторы явно начали терять связь с компьютерной реальностью.
Кроме того, если их неглубокое понимание софта и железа на общем фоне уровня знаний населения в 90х не бросалось в глаза, то в новом веке это стало "соринкой в глазу" - читаешь кого-то из авторов и ловишь себя на мысли, что очень хочется рассказать ему, словно своему пожилому дедушке, как на самом деле устроено то, про что он пишет. Были и более подкованные авторы, но курс тонущего корабля они уже изменить не могли.
Одним словом, помимо прочих факторов, однозначно можно утверждать, что уровень журнала перестал соответствовать времени. Хотя, повторюсь, сам я его в свое время читал с удовольствием и было немного грустно, когда он закрылся.
22.06.20 13:17
5 8

Статьи того же Козловского и Голубицкого получили крен в сторону "философии"
Именно это заставило меня вернуться к журналу, но уже не как к экспертно-айтишному, а как к дополнительному внеклассному образованию, как к монологам интересных людей.
22.06.20 14:44
0 3

??

В десятку! Хороший язык, интересные истории и довольно слабое понимание предмета. Щепетнев вообще талантливый писатель - но он в железки и не лез.
22.06.20 16:38
0 2

однозначно можно утверждать, что уровень журнала перестал соответствовать времени
Это время перестало соответствовать уровню журнала...
22.06.20 23:11
1 3

До сих пор помню восторженные обзоры Козловского про его новую плазму pioner и как он углядел там градиенты (наверное матрица была 6 битная)
И про войны Голубицкого с техподдержкой шведских провайдеров)
22.06.20 13:08
0 2

Это когда он никак не мог подружить почту, спаморезку и сайт?
22.06.20 15:54
0 0

Ага
22.06.20 16:34
0 0

У него не было плазмы Pioneer, первую (и последнюю) плазму ему подарил Panasonic. Она до сих пор у него работает.
22.06.20 20:09
0 1

Голубицкий с гоблиноидами воевал постоянно )
22.06.20 23:11
0 0

А я вот точно помню пару статей Экслера в Компьютере.

Почти все номера с сентября 1997 и до последнего прощального 15 декабря 2009 лежат у меня до сих пор. И сейчас интересно их посмотреть.
Новости - что тогда считали важным, какие технологии и планы, так и не взлетевшие, или наоборот теперь окружающие нас.
И статьи, что-то интересно что то нет. Но Голубицкий и Козловский всегда отлично читаются - потому что замечательно пишут, не важно о чем 😄 .
22.06.20 12:28
1 7

А я вот точно помню пару статей Экслера в Компьютере.
Было дело, да. По крайней мере одну статью для "Компьютерры" я точно писал - с подачи Вильянова.

И с Димой Мендрелюком мы планировали мой проект для "Компьютерры", но это было уже на закате издания, так что не реализовали.

Но для меня "Компьютерра" - это совершенно знаковое издание.
22.06.20 12:40
0 5

А я любил журнал "Монитор" и помню автора, который нравился - Водолазский. Это ж начало 90-х, ё-моё!
22.06.20 12:28
0 1

"Монитор" помню, да, хорошее издание было.
22.06.20 12:40
0 0

Эх, целая эпоха "Компьютерра", «Компьюлента», Game.EXE, «Домашний компьютер»... как молоды мы были...
22.06.20 12:15
1 5

22.06.20 14:36
0 0

Имел честь пожать руку Евгению Антониевичу.
22.06.20 11:52
0 2

Хорошая газета была. Я, правда, мало что из неё мог понять - был мал (или малообразован). "Домашний компьютер" и "Game exe" были попонятнее 😄

Но как раз у Козловского было интересно почитать про новомодную технику.

Долго стопки компьютерры хранились в шкафу.
ilq
22.06.20 11:32
0 1

Из той "Компьютерры" помню заголовок статьи Козловского "Замороженные сиськи - офигенная фигня!". По-моему, статья была про видеокарту Matrox.
22.06.20 11:21
0 0

Авторы "Компьютерры" умели зажечь 😄
22.06.20 11:24
0 1

Замороженные сиськи - офигенная фигня!
Это песня Бахыт-Компота. 😄
22.06.20 12:29
1 1

Лаэртского, скорее, но могу ошибаться.
22.06.20 13:47
0 0

Лаэртского, скорее, но могу ошибаться.
не, у того - Сиськи в тесте
23.06.20 10:50
0 0

Про Obsidian2 X24, статья
23.06.20 15:56
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 18
Calella 115
exler.ru 138
авто 358
видео 2876
вино 299
еда 386
игры 107
кино 1344
ПГМ 1
попы 148
РКН 2
РФ 1
РЩД 711
СМИ 1644
софт 778
США 22
тип 2
тмп 11
шоу 6