Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум
 
Обзоры

Необычная фотокамера Lytro ILLUM - обзор

Нутром чувствую, что литр, а доказать - не могу!
Из старого анекдота

Пару лет назад в хайтековых изданиях начали появляться статьи об очень необычном цифровом фотоаппарате под названием Lytro, в котором сенсор камеры записывает не только информацию о цвете и интенсивности света, но также и векторную информацию о направлении света в каждой точке изображения.

Что это означает чисто практически? Чисто практически это означает то, что в полученном изображении можно менять фокусировку. 

Первые камеры Lytro и на фотоаппарат не были похожи, а напоминали какой-то "чудодейственный спектроскоп доктора Калигари": они представляли собой странноватого вида параллелепипед с объективом.

Через некоторое время разработчики выпустили новую камеру, которая была уже похожа на "человеческую", хотя все равно смотрелась несколько вычурно.

Мне, конечно, было очень интересно ее потестировать, и такая возможность наконец появилась - спасибо компании "Марвел-Дистрибуция", которая любезно предоставила устройство на тест.

Итак, цифровая фотокамера Lytro ILLUM.

 

Технические характеристики:
Световое поле
- 40 Мегарей, CMOS-сенсор 
Матрица - 4 Мпикс
Кроп-фактор - 3,19
Процессор
- Qualcomm Snapdragon 800
Объектив - 9,5-77,8 мм (30-250 мм 35-мм эквивалента), f 2.0, несменный 
Диапазон ISO - 80-3200
Дисплей - 4", сенсорный, 480 x 800 пикселов
Карта памяти - SD
Аккумулятор - съемный Li-Ion
Сети - Wi-Fi (802.11a/b/g/n/ac)
Порты -  USB 3.0
Размеры - 86 х 145 х 166 мм
Вес - 940 граммов
Цена - примерно $1599

Ну, сравнивать характеристики с какими-то другими камерами здесь почти бессмысленно, потому что это не типовой фотоаппарат в привычном понимании этого слова. Поэтому производитель и не указывает разрешение матрицы, он пишет "Light Field Resolution: 40 Megaray". Впрочем, о самой технологии - чуть ниже. 

Комплект поставки

Поставляется в черной коробке, представляющей собой загадочный черный куб. 

Внутри:  камера, адаптер питания, европейский кабель к адаптеру, британский кабель к адаптеру, кабель USB-USB3.0, наплечный ремешок, крышка объектива, бленда, 4-ступенчатый ND-фильтр, ткань для очистки объектива, брошюрка. 

Внешний вид и особенности

Ну, конечно, по сравнению с первой версией внешний вид камеры претерпел значительные изменения к лучшему. Теперь это не коробка с линзой, а вполне современно выглядящая камера, которая даже привлекает внимание своим дизайном. 

Определенная необычность заключается в том, что корпус камеры вместе с дисплеем находится под небольшим углом по отношению к объективу. То есть вы не сможете сделать кадр, держа камеру на уровне глаз, - это, вообще говоря, довольно неудобно.  

Особенно если учесть тот факт, что дисплей поворотный и может отклоняться на угол до 90 градусов. Таким образом, мы имеем здесь дело с неким дизайнерским изыском, в жертву которого принесено банальное удобство съемки. И тут нет видоискателя. Впрочем, непонятно, как бы они его встроили в такой кривой корпус. 

Впрочем, в обратную сторону (дисплеем вниз) экран также поворачивается, что все-таки позволяет делать снимки от уровня глаз и даже поднимая камеру над собой, но тем не менее это решение меня удивило. 

Вид сзади. 

Под крышкой - порт USB 3.0 и слот для карты памяти. 

Ну и вот эта камера рядом с Canon EOS 6D. Как видите, габариты отличаются очень несильно. 

Качество материалов очень хорошее, сборка качественная. Однако в руке камера лежит плоховато: явно тут дизайнерские изыски преобладали над соображениями эргономики. Выступ не настолько большой, чтобы камера удобно лежала в руке, и, когда ее держишь одной рукой, камеру заметно перекашивает в другую сторону, удерживать ее непросто. 

Элементы управления

Дисплей тут сенсорный, некоторые элементы управления возложены на него, так что физических элементов управления - самый минимум. 

На верхнем торце - кнопка съемки и кнопка оценки глубины резкости. На выступе рукоятки также расположен скроллер. 

На скосе верхнего торца - кнопка питания. 

На задней панели - второй скроллер и четыре кнопки, которые можно перенастроить через меню. По умолчанию там автоматическая фокусировка, блокировка экспозиции, настройка на бесконечность и вызов функций настроек. Скроллер в большинстве режимов работает на  коррекцию экспозиции.

На объективе - два подвижных кольца (причем не механических, а с электроприводом). Одно из них - зум, другое - наведение на резкость. (Да-да, на резкость тут нужно наводить, но об этом позже.)

Принцип работы пленоптической камеры

Тут, конечно, требуется сказать несколько слов о принципе работы этой камеры, потому что этот принцип заметно отличается от принципа, используемого в обычных камерах. 

Здесь используется технология Light Field, которая записывает информацию о направлении и интенсивности освещения кадра. 

Сенсор фотоаппарата использует массив микролинз, расположенных напротив CMOS-сенсора, чтобы определить данные об интенсивности световых потоков, их направлении и цвете.

Ну и дальше все зависит от обработки фирменной программой Lytro, которая преобразует полученные данные в некий объект, с которым производится работа: его можно преобразовать в обычную фотографию с выбранной точкой фокусировки, а можно создать ролик (слайд-шоу), в котором эта фокусировка будет изменяться. 

Работа устройства

Ну, технологии технологиями, а давайте лучше посмотрим, как это реализовано чисто практически.

Режимов съемки тут очень немного, некоторые нужные параметры можно вывести только через экранное меню.

Важно понимать, что это не есть "профессиональная камера", как ее почему-то представляют в некоторых рекламных обзорах. Более того, это даже и не "удобный инструмент для новичка", как пишут в других рекламных обзорах.

Разобраться с управлением этой камеры в принципе можно довольно быстро (особенно если у вас есть хороший опыт в этом плане), но нужно это в основном для того, чтобы выставить некие более или менее приемлемые параметры для съемки.

Как ни странно, на резкость тут наводить все-таки желательно - на ближайший объект переднего плана, потому что иначе вы рискуете получить кадр, в котором нужный объект даже при смене точек фокусировки остается не в фокусе.

Кроме того, понятно, что чем больше глубина резкости, тем хуже работает эффект последующего изменения фокусировки - потому что там менять уже толком нечего.

Поэтому практически единственный вариант использования этой камеры - снимать кадры, в которых что-то находится на переднем плане и присутствует еще хотя бы более или менее интересный задний план. (А если еще окажется и средний план, то вы откроете для себя все возможности данной камеры.)

Например, на этом моем кадре (с точки зрения наличия нескольких интересных планов) данная камера могла бы показать что-то более или менее прикольное, хотя, конечно, качество изображения у нее было бы на порядок хуже - об этом чуть ниже.

У меня не с первого раза получилось сделать комплект снимков, на которых хоть что-то можно было показать, но потом, когда я изучил некоторые особенности камеры, после этого уже удалось добиться приемлемого результата, на котором все-таки видно, что это такое и зачем вообще может быть нужно (или не нужно вовсе).

(Правда, к сожалению, я при возвращении из Москвы каким-то совершенно непонятным мне образом лишился большинства кадров, но там на самом деле все можно пояснить буквально на одном кадре - уже понятен принцип работы. Кроме того, у меня сохранилась анимация части кадров на сайте Lytro.)

Снимает камера в своем собственном формате LFR. Каждый кадр занимает где-то 50-60 Мб.

Для обработки сделанных кадров используется специальная программы Lytro Desktop, которая скачивается с сайта разработчика.

В программу загружаются снятые изображения. Каждое из них после загрузки нужно обработать для последующих манипуляций с изображением: обработка на мощном компьютере одного кадра занимает 20-30 секунд.  

Есть довольно продвинутый редактор, в котором можно производить обычные настройки градаций, насыщенности и так далее.

Также там есть и всякие другие настройки, относящиеся к специфике данной камеры.

Что тут нужно понять в первую очередь? Любой срез (конкретную настройку на резкость) любого кадра можно сохранить в виде JPG. И это будет - внимание! - JPG размером 2450х1634х24b. То есть вот такой (по щелчку открывается оригинал).

Что, в общем-то, изначально вполне объяснимо, потому что матрица CMOS там - 4 Мпикс (1/1.2").

Для сравнения, матрица моего смартфона имеет размер в 16 Мпикс и выдает кадры с разрешением 5312х2988. Да вот хотя бы для примера.

Таким образом, понятно, что использовать кадры этой камеры даже для получения обычных JPG для веба не имеет никакого смысла, любой смартфон снимает НАМНОГО лучше, если иметь в виду данное применение.

Что там остается? А остается там единственное, для чего эта камера создана (в потребительском смысле, конечно). Она из созданного LFR может сделать видеоролик (а точнее - слайд-шоу), в котором будет меняться кадрирование изображения (для создания эффекта "пролета камеры") и будет меняться фокус. Например, для верхнего кадра получается вот такой ролик.

В этом ролике, как вы видите, сначала дается резкость на переднем плане, затем она переползает на средний и в конце ролика резким делается задний план. Так что тут заметен хоть какой-то эффект.

Эффект будет намного больше, если на заднем плане расположится, например, лес, на среднем - трактор и на самом переднем плане - клоун Уолли в дурацком колпачке. Так размытие будет побольше, у меня же тут задний план находится совсем недалеко.

Самый первый кадр ролика делается вот с таким кадрированием и фокусировкой на переднем плане.

Ну и в конце появляется уже полный кадр (с фокусировкой на заднем плане).

Еще родной софт Lytro из этих снимков умеет делать 3D-фото и 3D-ролики (слайд-шоу) для просмотра на телевизорах, поддерживающих данную технологию. Я сам с этим даже и не возился, посмотрел примеры - не впечатлило ни разу. Меня и в кино-то эта технология редко когда радует, а уж для обычных фото и слайд-шоу...

Созданный на Lytro ролик можно выкладывать на следующие сервисы: 

Причем вас спросят, хотите ли вы выложить конкретный "срез" (то есть JPEG) или весь ролик.

Но удобнее всего, конечно, выкладывать свои ролики именно на сайт Lytro: там они будут смотреться лучше всего, потому что будут проигрываться в родном формате продвинутым плеером. 

И там есть целая галерея роликов, которыми, теоретически, можно насладиться. 

Вот, например, характерный пример: резкость с маленькой глубиной гуляет по нескольким планам, в конце более или менее резким становится весь кадр.

В статичном режиме в этом плеере, кстати, можно мышкой щелкать по разным зонам картинки и наводить фокус на это место. 

А теперь, положа руку на сердце, скажите мне: сколько роликов вы посмотрели (причем высококачественных, с точки зрения визуального эффекта роликов, ведь они их тщательно отбирали) и насколько быстро вам это занятие надоело? Лично мне это все надоело после пары-тройки роликов: ну да, фокусировка меняется на различных планах, ну и что?

Проблема в том, что я совершенно не смог придумать, как и для чего использовать данную камеру с чисто практической точки зрения, и это мы пока вообще отставим в сторону вопрос ее стоимости, сравнимой со стоимостью серьезной зеркалки. 

Ну, даже если бы эта штука стоила, скажем, $200. Для чего ее приобретать? Сделать с десяток роликов, выложить их на сайт Lytro и показать родственникам? А дальше что? Дальше это занятие, понятное дело, надоест максимум за пару дней, вы возьмете в руки нормальную камеру и начнете делать снимки хорошего качества. Или возьмете в руки смартфон и начнете делать снимки хорошего качества, особенно если смартфон - какой-то приличный флагман. (У них почти у всех сейчас очень интересные камеры.)

Или возьмете Nokia Lumia, у которой даже есть такой режим съемки: с изменяющейся фокусировкой. Ну да, там совсем другой принцип формирования изображения: Nokia просто делает несколько кадров с разной глубиной резкости и потом склеивает их в один ролик. 

Но здесь-то на выходе получается почти то же самое! Ну да, инновационная технология, интересная обработка, которую можно так-сяк настраивать. Однако после всего этого вы просто получаете ролик довольно низкого качества, в котором меняются точки фокусировки. Все! И за это вам предлагается заплатить $1600. 

Спасибо, не надо!

Ну и в свете всего этого тем интереснее читать залихватские заметки в самых разных изданиях, где по поводу данной камеры заливаются соловьем, при этом выдавая редкостный бред. Позволю себе процитировать особо интересные куски. 

Объектив камеры Illum меньше, легче, обладает огромным диапазоном фокусных и большой светосилой. Та работа, которую всегда приходилось выполнять стеклам, теперь решается программно. Аналогов данному объективу для традиционных камер просто не существует. (www.i2hard.ru)

Тут объектив 30-250 мм эквивалента, светоcила 2.0. Характеристики хорошие, да. Однако у того же Sony RX10 объектив 24-200 мм эквивалента с чуть меньше светосилой (2.8) и у нее дюймовая матрица с 20,2 Мпикс. Не говоря уж об удобстве съемки и управления. И не говоря уж о том, что она стоит в два раза дешевле. 

Целевой аудиторией камеры Illum могут стать как "творческие первопроходцы", вдохновленные новыми возможностями и желающие попробовать новый способ съемки, так и люди, уже опытные в фотографии, но однозначно простота работы и возможности новой камеры должны привлечь любопытствующих новичков.

Да, любопытствующие новички уже помчались стройными рядами, я так и вижу эту дивную картину. 

Да, быть может Lytro Illum пока что обладает не таким потрясающим сенсором (сенсор камеры на 40 Мегарей эквивалентен обычному 5-мегапиксельному сенсору), зато снимает на скорости 1/4000 сек. Для фотоаппарата, собранного на основе свежих многообещающих разработок – это более чем уверенная заявка на успех! (blog.aport.ru)

"Зато снимает на скорости 1/4000 сек" - это просто пять баллов, я плачу от счастья! Это действительно - более чем уверенная заявка на успех!

А вот этот пассаж ниже я даже комментировать не буду - так, просто чтобы развлечь почтеннейшую публику, которая, в отличие от автора пассажа, наверное, все-таки представляет, что такое киносъемка в 3D (а если кто-то не знает - я им расскажу). 

Портативная 3D-съемка, ребята, – это круто! А рефокусировка картинки после того, как она была снята, – круто вдвойне!

Что касается первого, то в том же Голливуде только на аренду/покупку сопряженных устройств для съемки 3D-картинки в бюджет среднестатистического фильмеца должно быть заложено порядка 14 миллионов долларов, сюда же считаем работу бесчисленного количества помощников оператора, технических сотрудников и членов креативной группы, тратящих немыслимое количество времени на выбор правильных фокусных объектов, которые на большом экране в 3D выглядели бы как можно эпичнее. А теперь возьмите все перечисленное выше и отправьте в корзину: если в ближайшем будущем разработчики сумеют научить камеры Lytro снимать видео, а не только рефокусируемые снимки, вся киноиндустрия сделает здоровенный шаг вперед.

Все то, что раньше делало огромное количество людей за огромные деньги при огромных затратах времени и прочих ресурсов, может быть положено на плечи одной только разработки!

Но это в глобальном масштабе. А для нас с вами это не просто портативная камера для профессиональной 3D-съемки, это устройство, доступное по цене каждому здравомыслящему фотографу. Не сказать, что полторы тысячи долларов прям у каждого в заначке лежат, но ведь есть ради чего кредит брать! (blog.aport.ru)

Выводы

Ну, в общем, с выводами тут все довольно однозначно - на мой взгляд, разумеется.   

С точки зрения инновационного подхода к получению изображений - такие разработки можно только приветствовать. Вполне возможно, что когда-нибудь, когда технология серьезно разовьется, ее действительно можно будет использовать в фотографии, киносъемке или еще где-нибудь. Но на данном этапе развития эту камеру даже дорогой игрушкой нельзя назвать: и вот это все только для того, чтобы получить ролик низкого качества, где гуляет точка фокусировки? Только для этого, Карл?!! За $1600?

Так что я пока не вижу ни одного варианта, при котором хоть кому-то могла бы быть интересна покупка данной камеры. Там и матрица никакая, и полученное качество изображения значительно уступает даже хорошему смартфону. 

Поэтому будем ждать, что из этого в конце концов получится и получится ли вообще. На данном этапе это еще очень сырая технология, и зачем из нее делают серийные устройства и кому они вообще будут нужны - я не понимаю. Простите, если кого обидел. 

Ссылки по теме:

***

[ комментарии (30) ]

Дата публикации: 19.08.2015

Оцените статью:
1 2 3 4 5

Свое мнение вы можете высказать в форуме

 Версия для печати

 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг
RSS-лента
Рассылка
Архив
Поиск по сайту
Избранное
THG
Wix
Dirty
iXBT
3DNews
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в