Киберсквоттеры - бизнесмены или негодяи?

06.11.2000 3200   Комментарии (0)

Надо сказать, что интернетовские СМИ (да и печатные тоже) весьма много сделали для того, что привлечь активное внимание общественности к киберсквоттерам - людям (фирмам), которые активно регистрируют на себя "хорошие" доменные имена с целью последующей перепродажи. Довольно часто в онлайновых СМИ я встречал публикации, где эти люди назывались поименно, приводились их фотографии и рассказывалось о том, сколько тысяч или десятков тысяч доменных имен эти деятели на себя зарегистрировали. И до сих пор не утихают споры, являются ли подобные действия законными или противозаконными, этическими или неэтическими.>

Обычно киберсквоттеров (еще их называют "хапперами") принято не любить, а к их действиям сетевая общественность относится с известной долей брезгливости. Сами же киберсквоттеры любые разговоры на данную тему воспринимают крайне болезненно и тут же бросаются в словесные бои, приводя тонны выдранных с кровью цитат из различных законов, инструкций и постановлений, из которых следует, что киберсквоттеры - вовсе не паршивые спекулянты, которые совершают крайне неэтичные с сетевой точки зрения поступки, а наоборот - нормальные бизнесмены, которых нужно уважать за то, что они зарабатывают свой кусочек хлебца с икоркой. Поэтому мне хотелось бы разобраться, кто же все-таки эти киберсквоттеры - нормальные бизнесмены, сетевые террористы или просто негодяи. Но сначала немного объяснений для тех, кто не очень хорошо представляет, о чем идет речь.

Как известно, у каждой страницы в Интернете есть свой адрес - так называемое доменное имя. Оно состоит из названия домена (например, obozrenie) и названия зоны (например, ru). Название зоны может показывать направленность проекта (com - коммерческий, org - общественная организация, gov - правительственный, edu - образовательный и так далее), а может указывать на регион (ru - Россия, fr - Франция, de - Германия и так далее). Название домена (равно, впрочем, как и название зоны) владелец ресурса выбирает себе сам. При этом считается - и справедливо считается, - что название домена нужно выбирать так, чтобы оно как можно точнее показывало направленность ресурса (или соответствовало названию фирмы или издания).

То есть если ваша фирма называется, например, "Буратино", то логичнее для сайта фирмы выбрать название www.buratino.ru, а не www.odna_ya_u_mami_durochka.ru. Потому что тогда посетителям даже не придется лишний раз запоминать название вашего сайта. Достаточно помнить, что у вас есть фирма под названием "Буратино", после чего, набрав в строке броузера www.buratino.ru, посетители попадают на сайт вашей фирмы. Знают они, что вас зовут, например, Петя Мокин - значит будут набирать в строке www.mokin.ru. Если же название домена отличается от названия фирмы (названия издания или вашей фамилии), то это название посетителям придется запоминать отдельно, причем не просто запоминать, а ассоциировать домен с вашей фирмой (изданием, фамилией), что не всем под силу (таким образом, из-за неудачного названия домена у вас на странице будет меньше посетителей).

Но в случае с фирмами не все так просто. Далеко не всегда владельцы фирм выбирают имя домена, соответствующее названию фирмы. Очень часто они стараются зарегистрировать домен, указывающий на товар, которым торгует данная фирма. Например, если фирма специализируется на мониторах, она будет стараться зарегистрировать домен www.monitor.ru, а не домен с названием фирмы. Почему? Да потому что известно - так называемые "интуитивные названия" доменов привлекают дополнительных посетителей, которые приходят туда как бы сами по себе, без всякой рекламы. И действительно, если я соберусь купить монитор, то сначала наберу в броузере www.monitor.ru, а уж потом, если там не окажется того, что мне нужно, буду пытаться искать фирму через поисковые системы. Правда, ценность "правильного" доменного имени изрядно преувеличивается теми же киберсквоттерами, но в то же время нельзя сказать, что оно уж совсем не работает. "Правильное" имя работает, привлекая определенное количество новых посетителей, который "на авось" набирают имя домена в адресной строке своего броузера, но таких посетителей в день будет вовсе не сотни, как утверждают киберсквоттеры, а максимум десяток. Да и то, все сильно будет зависеть от названия домена. 

Зарегистрировать на себя домен, как известно, не сложно. Достаточно заключить договор с РОСНИИРОС-ом, которому делегировано право заниматься регистрацией доменов, после чего вы сможете регистрировать новые домены прямо на их сайте. Причем стоит это удовольствие совсем недорого - всего 36 долларов в год (отдельные деньги за регистрацию сейчас не берутся). При этом в договоре, заключаемом с РОСНИИРОС-ом, прямо говорится о том, что доменные имена не могут служить объектом купли-продажи.

Однако нашлись ушлые ребята, которые подумали: а с какой это стати доменные имена продаются так дешево? Ведь есть же неимоверно "сладкие" имена, такие как: www.vodka.ru, www.music.ru, www.cd-rom.ru, www.podarok.ru и так далее (перечисленные доменные имена приведены только для примера). Почему бы не зарегистрировать эти имена на себя с целью дальнейшей перепродажи? Подумано - сделано. Причем новые правила регистрации доменов, не так давно введенных РОСНИИРОС-ом, делают подобную процедуру весьма простой. Потому что теперь вы не обязаны сразу оплачивать зарегистрированный домен, как было раньше. Вы его просто на себя регистрируете, а оплатить можете в течение пары месяцев. А за это время на домен можно и покупателя найти. За сумму от тысячи до десятков тысяч долларов. На первый взгляд, нехилый бизнес, не так ли?

(окончание следует)

P.S. Предваряет сегодняшнюю статью лирическая картина "Маленький одинокий киберсквоттер".

© 1998–2020 Alex Exler
06.11.2000

Комментарии 0