Навигация и наполнение сайта Навигация

30.01.2001 3427   Комментарии (0)

Навигация

Типичная ошибка, которую допускают большинство начинающих дизайнеров, - это создание очень неудобной системы навигации по сайту. Между тем, удобная навигация - это основа основ! Но создатели своих первых домашних страничек об этом не задумываются, поэтому посетитель, попадая на такой сайт, сначала долго продирается сквозь завалы совершенно непонятных ссылок, которые ведут то туда, то сюда, то вообще в никуда, затем упирается лбом в какой-то тупик и начинает громко орать, требуя, чтобы его выпустили.

Следует всегда помнить, что какой бы сложной ни была структура вашего сайта, навигация обязана быть простой и интуитивной. На главной странице должно быть расположено общее меню, которое указывает на основные подразделы сайта, и это меню должно быть видно в любом подразделе. Совершенно не следует ссылки на подразделы сайта ставить в тексте (подчеркиваю - в тексте, а не в меню), который расположен на главной странице. Это дурной тон. Если вы хотите что-то написать о каждом разделе своей страницы, то сделайте это в самом подразделе или в отдельном разделе, который так и назовите: "О сайте". С каждой внутренней страницы сайта посетитель должен иметь возможность попасть на главную страницу, причем эта ссылка должна быть хорошо видна. Хорошим тоном считается давать ссылку на главную страницу сайта с логотипа, которая выводится на всех страницах.

 

Пример удачного построения меню с сайта Auto.Ru. Вертикальное меню расположено слева, в нем перечислены все разделы сайта, и вы с легкостью можете попадать в любой нужный вам раздел. При нажатии на логотип вы попадаете на главную страницу.

 >

Наполнение сайта

Конечно, внешний вид страницы и удобство навигации - вещи, безусловно, очень важные, потому что внешний вид отвечает за то, какое впечатление произведет ваш сайт при первом знакомстве и будет ли удобно посетителям читать информацию, выложенную на странице, а навигация отвечает за удобство перемещения по различным разделам вашего сайта. Но основным почти для каждой страницы все-таки является контент, то есть содержание. Причем содержание, за редкими исключениями, должно быть первично. То есть дизайн и навигация должны разрабатываться в угоду содержанию, а не наоборот.

Итак, чем же наполнить свой сайт? Мы об этом уже немного говорили, но повторим еще раз, потому что это очень важно.

Обычная домашняя страничка, как правило, предназначена для помещения различной информации о ее владельце - кто он, что он умеет, чем увлекается и так далее. Часто такая страничка вполне подходит для размещения своего резюме, которое может заинтересовать потенциального работодателя. Собственно, создателя странички обычно ничто не ограничивает в том, чем именно она будет наполнена. Можно ориентироваться на личную информацию - о себе, резюме, о семье, друзьях и так далее, но можно посвятить страничку своему хобби - коллекция марок, открыток, пивных пробок и так далее.

 

Страничка, посвященная коллекции пивных пробок, - Beer Caps Web

Когда же содержание страницы начинает специализироваться на какой-то конкретной теме (и уходить от личной информации о ее создателе), она, в обычном понимании этого слова, перестает быть домашней страничкой и термин "домашняя" по отношению к ней уже не употребляется. При этом совершенно не имеет значения, будет ли это ресурс, посвященный какой-то коллекции, кинофильму, актеру, музыкальной группе и так далее, или это будет сайт знакомств, развлечений, каталог, электронная библиотека.

Для вас во всем этом главное - сразу определиться, что именно будет на вашей страничке. И уже под содержание (контент) разрабатывать дизайн и навигацию.

Что же обычно бывает на страничках начинающих? Давайте посмотрим:

1) Ссылки на другие сайты.
Нечто вроде доморощенного каталога. Иногда создателем делается попытка хоть как-то систематизировать эти ссылки, но чаще они представляют собой просто свалку, в которой треть ссылок просто написаны неправильно, а треть уже давно не открываются, потому что данные сайты прекратили свое земное существование.

Пример типичного доморощенного каталога с жутким дизайном и "крутейшим" наполнением - по паре ссылок в каждом разделе

2) Различные советы.
Начинающие очень любят советовать то, в чем ничего еще не понимают, причем делают это с большим пылом-жаром. Так что советы бывают какие угодно - по веб-дизайну (это всегда потрясающе смотрится на странице, которая представляет собой верх дизайнерского кошмара), по "раскрутке" страницы в Интернете (тоже шикарно смотрится на странице, где счетчик сегодня зарегистрировал только одного посетителя - вас, смотрящего эту страницу) и так далее.

 

Очень характерный пример. "Страница настоящего веб-мастера", наполненная "ценнейшими советами". При этом веб-мастер был настолько крут, что неправильно дал ссылки на картинки с пунктами меню, так что они просто не показываются. Таких страничек я могу назвать сотни

3) Анекдоты и истории.
Многие создатели страничек знают, что интернетошатающиеся с большим удовольствием читают анекдоты и различные истории из жизни, и что сайты, наполненные подобным содержимым, бывают весьма и весьма посещаемы. Поэтому они кладут на свою страничку пару десятков анекдотов (взятых с каких-то известных сайтов развлечений, типа Anekdot.Ru) и надеются после этого, что теперь каждый день тысячи людей будут посещать их страничку, чтобы снова и снова все это читать. Ну что ж... Надежды, как говорится, юношей питают.

Довольно типичный доморощенный сайт анекдотов. За весь день я на него зашел первым. Стоило ли вообще трудиться его создавать?

С другой стороны, есть примеры весьма посещаемых развлекательных ресурсов, которые появились относительно недавно, но уже весьма хорошо посещаются, но такие сайты требуют, во-первых, довольно серьезного программирования (чтобы обеспечить автоматическую верстку страниц ресурса), а во-вторых, им необходима непрерывная поддержка и постоянное наполнение большинства разделов новой информацией. Очень редко один человек в состоянии поддерживать подобный сайт на должном уровне (чтобы обеспечить приличную посещаемость), поэтому над такими ресурсами обычно работает целая группа людей. 

4) Информация о том, как заработать деньги в Интернете.
Сейчас разделы с подобными данными стали очень популярными, и я их встречаю примерно на каждой третьей домашней страничке. Причем, если внимательно почитать восторженный текст, в котором излагается весь этот бред, можно прийти к выводу, что создатель данного сайта уже давно зарабатывает 5-10 тысяч долларов в месяц, настолько все это увлекательно изложено. Но потом натыкаешься на небольшое объявление: "Парни и девчата! Если вам нравица мой саит, тагда пришлити мне каждый по два долара, чтобы я мог купить сибе новый модем USR Sportser!", после чего возникает законный вопрос: "Парень! Если в Интернете так легко заработать деньги, то что же ты собираешь деньги на устройство, которое стоит 30-40 баксов? А если все не так просто, тогда что вообще данная информация делает на твоем сайте?".

Довольно типичный пример сайта "Заработай в Сети". Посещаемость у него - человек десять в день. Впрочем, владелец данного сайта довольно скромен и оперирует цифрами 200-300$ в месяц. Остальные стесняются меньше и называют суммы в 2000-3000$. Прям как в том анекдоте: "...кто вам мешает? И вы говорите"

5) Отделение доморощенной дизайнерской студии.
Очень часто бывает так, что, нарисовав кривыми ручками свою первую кошмарную страничку, молодой (или не очень) человек приходит в такой восторг, что немедленно открывает свою "Дизайнерскую студию", о чем тут же горделиво оповещает весь мир на своей страничке. Излишне говорить, что не нужно торопиться величать себя "Дизайнерской студией", если ты даже свою страничку нормально сделать не можешь. Тем не менее таких "студий" - вагон и маленькая тележка. Вот нравится людям выставлять себя на посмешище.

Тоже довольно типичный пример. Сайт "дизайнерской студии", на котором обычный текст слева отображается в нормальной кодировке, а текст справа - вообще непонятно в чем. Я так и не смог прочитать эти "крокозяблы", хотя долго мусолил броузер, перебирая все возможные кодировки. Интересно, а они сайты своим клиентам точно так же делают? Это уже не говоря о том, что страница самой "дизайнерской студии" выглядит не лучше обычной кошмарной домашней странички.

© 1998–2020 Alex Exler
30.01.2001

Комментарии 0