"Пиратские" DVD - мифы и реальность

15.06.2003 19779   Комментарии (1)

Это началось недавно. Плакаты! Плакаты по всему городу - "Остановите видеопиратов"! Огромные плакаты! Страшные черные плакаты, на которых зловещим белым по зловещему черному написаны эти жуткие слова! Слева снизу нарисованы маленькие и трогательные в своей беззащитности логотипы фирм-видеопроизводителей: "Лемьер видео фильм", "Бест-видео", "Мазер", "Средний план", "Солюз" и "Пентаграмма". Стало понятно, что видеопроизводители находятся в страшной опасности! И что спасти их могу только я, простой видеопотребитель, потому что раз уж эти несчастные вложили такие огромные деньги в эти страшные плакаты - в тот момент, когда негодяйские пираты лишили их всех прибылей, - значит им больше не от кого ждать помощи! "Остановите" - выразительно кричали немые буквы! "Видеопиратов" - взывали холодные строки, раздирая сердце!

И я не выдержал! Конечно, я не супермен и не спаситель всего человечества. Но когда любимые видеопроизводители так трогательно взывают о помощи, я не могу оставаться в стороне! Мой святой долг - найти этих видеопиратов и сделать с ними что-то страшное! В любом случае - я должен их остановить! Это мой видеопотребительский долг! И я бросился вниз по улице и стал останавливать всех встречных в надежде, что среди них попадется видеопират. Но увы - все тщетно. Ни одного видеопирата среди них так и не оказалось. Тогда пришлось идти домой и заняться, так сказать, логистикой. Ну, чтобы решить, где этих негодяев искать, чем и как приманивать, а главное - что с ними делать после обнаружения.

Дома, для начала, я предался воспоминаниям о том, с чего вообще все это безобразие началось. Ведь когда-то мы жили совсем без пиратов. Нет, стоп! Я что-то путаю. Когда-то мы жили только с пиратами. Точно! Эпоха начала видеобума. Никаких "Люмьер видеофильмов" еще не существовало, и каждый пират был сам себе "видеофильм": брал видак, переписывал фильмы у одного пирата, давал уже перезаписанные переписать другому пирату, в результате чего мы имели прелестные трехчасовые кассеты, на которые помещались аж два фильма, количество перезаписей которых рациональному осмыслению не поддавалось.

Потом вдруг - опа! - потихоньку в нашу жизнь начали входить лицензии - то есть лицензионные фильмы. Поначалу было страшно: да как же их покупать, ежели они, вероятно, стоят сто миллионов всяких разных денег? Мы уже привыкли, что обычные трехчасовые кассеты вполне доступны, а тут вдруг, во-первых, всего один фильм, во-вторых, красивая упаковочка, а в-третьих, лицензия. Это же получается, что покупая какого-нибудь брюса уиллиса, наши трудовые копейки идут напрямую этому брюсу уиллису? А не жирно ему - наши трудовые копейки?

Но оказалось, что страхи беспочвенны. Лицензионные фильмы стоили вполне разумных денег, и пиратский рынок был подвинут далеко в сторону за очень короткий срок. После этого произошел вполне естественный процесс: пираты перестали выпускать те фильмы, которые выходили на лицензии, - это было бессмысленно. Они переключились целиком на экранки - новые фильмы, которые на кассетах еще не выходили. Появилась целая индустрия деятелей, которые снимали картины камерами из зала, а потом это барахло тиражировалось и продавалось любителям-извращенцам. От меня в тот период пираты не дождались ни копейки. Не то чтобы я как-то протестовал по поводу появления всех этих тряпочных и промо-копий жутчайшего качества, но я просто их не покупал. Я не люблю Паваротти в исполнении Рабиновича, и по мне - можно было подождать лишний месяц и посмотреть фильм в хорошем качестве и с более-менее приличным переводом, чем покупать - хоть и задешево - только что появившийся фильм, где на светло-синем фоне темно-синие фигуры актеров что-то бормотали голосом безвестного закадрового студента-переводчика, а отличить при этом Джона Гудмана от Джулии Робертс мог только очень продвинутый потребитель этого кошмара.

Я не знаю, кто именно покупал и покупает этот вид продукции. Ну да, она стоит раза в два дешевле лицензии. Но мне как-то трудно представить гипотетического бедного студента, который отдает семьдесят рублей за две кассеты с чем-то мутным, что и смотреть-то невозможно, вместо ста пятидесяти рублей за один фильм, но на лицензии. Вероятно, правда, эти тряпки и монтажки покупают рецензенты всяких изданий, посвященных кино, - ведь они должны написать о картине еще до того, как она появится на экранах. Однако по мере чтения того, что они пишут, у меня все время возникает смутное подозрение, что картины они так и не видели - ни в тряпке, ни в лицензии.

Таким образом, рынок видеокассет сформировался вполне, как мне кажется, логичным образом. Киноконцерны выпускают лицензионные картины, и их, безусловно, приобретает подавляющее большинство зрителей, а пираты занимаются узким рынком тряпочных копий, удовлетворяя извращенные потребности слепо-глухонемой части населения плюс не уважающих себя кинорецензентов. Вроде, все довольны. И видеоконцерны при этом, заметьте, ни разу не призывали нас всех срочно искать пиратов и останавливать их, потому что плевать им на пиратов. Пираты им дорогу не переходят. Плавают другими морями.

Но вдруг в российский мир кино с успешно загнивающего Запада пришел новый и очень прогрессивный формат - DVD - Digital Versatile Disk - универсальный цифровой диск (первоначально эту аббревиатуру переводили как Digital Video Disk - цифровой видеодиск, - однако термин "универсальный" подходит значительно больше, потому что на такие диски пишут далеко не только видео). Достоинства нового формата перечислять, вероятно, смысла нет, все их и так знают: великолепное качество изображения, пятиканальное звучание, как в продвинутом кинотеатре, возможность выбора перевода, титров, угла съемки камеры, бонусы, шмонусы и всякие разности, от которых аж голова кругом идет.

Первые DVD в России появились достаточно давно. Стоили они, как сейчас помню, порядка $30-40. Я себе даже купил такой дисочек году в 97 - побаловаться. Достал из коробочки, полюбовался игрой света на нижней стороне диска, подивился тому, что, на первый взгляд, диск ничем не отличается от обычного CD, на всякий случай сунул в CD-ROM - а вдруг сыграет, - но CD-ROM его недоуменно выплюнул - мол, что за фигня такая? - и я диск бережно положил обратно в коробочку, до лучших времен.

Лучшие времена, что интересно, настали довольно скоро. Во-первых, появились недорогие CD-ROM'ы, воспроизводящие DVD, и цена их уже почти сравнялась с ценой обычных CD-ROM'ов. Во-вторых, DVD-плееры, цена на которых первоначально напоминала подержанный жигуль "на ходу", довольно быстро подешевели до вполне приемлемых величин, и сейчас стоимость простенького DVD-плеера уже вполне сравнима со стоимостью более-менее продвинутого видеомагнитофона. То есть - формат DVD из экзотической заморской новинки стал практически повседневным, в особенности - для счастливых владельцев компьютеров. Им всего-то нужно потратить баксов сто, чтобы превратить свой компьютер в некое подобие домашнего кинотеатра. CD-ROM с поддержкой DVD сейчас есть практически у всех. Карточка SB Live 5.1, поддерживающая все эти звуковые навороты, стоит $35. Пять колонок и сабвуфер можно купить за $80-100, и хотя это не будет звучать так же, как и в кинотеатре, но все равно - по сравнению со звучанием встроенных динамиков телевизора - это небо и земля. И даже на телевизор можно с компьютера изображение выводить без проблем, если диагональ большая, потому что у большинства современных видеокарточек есть выход S-Video.

Однако если в области самой воспроизводящей видео- и звуковой техники все очень радужно, то в области самих фильмов - то есть дисков DVD - наблюдается какая-то более чем странная ситуация. По логике вещей можно предположить, что фильмы на DVD должны стоить примерно столько же, сколько и видеокассеты - ну, может, чуть-чуть дороже. Но уж никак не тридцать долларов, как и в конце девяностых годов! Какие тридцать баксов, ребята, вы что, с ума сошли?.. Впрочем, не будем торопить события, давайте сейчас займемся вопросами ценообразования вплотную.

Сначала, когда кроме тридцати-сорокабаксовых дисков никаких других не было, я как-то не задумывался о стоимости этих дисков. Ну, тридцать - так тридцать, сорок - так сорок. У меня все равно не было DVD-плеера, и на стоимость этих дисков было наплевать. Потом я поехал в Америку, и там неожиданно выяснил, что DVD в магазинах продаются, в среднем, за $11-15. Бывают, конечно, всякие дорогие раритеты, которые продаются по $18-20, но попадаются и распродажи по $9-10. И это, замечу, в Штатах, где средняя зарплата среднего программиста составляет 4-5 тысяч сами понимаете каких зеленых спинок.

После этого я вернулся в Россию-матушку, где средняя зарплата среднего программиста составляет ровно на ПОРЯДОК меньшую сумму - то есть $400-500, и снова увидел такие родные и привычные DVD по цене примерно трех пенсий. Никто цены на них снижать не собирался. Они как продавались в конце девяностых по $30-40, так и через пять-семь лет продаются ровно за такие же суммы.

Зато вдруг неожиданно в совершенно массовом порядке появились так называемые пиратские DVD! Они довольно разные: есть точная копия оригинальных дисков, есть хорошие копии, но переписанные не с оригинальных дисков, есть паршивые копии - чуть ли не тряпки. Независимо от качества оригинала, стоят они практически одинаково: 150-200 рублей в киосках, и 90-150 рублей напрямую у продавцов, особенно если берешь по пять, по десять, по двадцать.

90 рублей! Ребята, это сильная цифра - 90 рублей! Три доллара! За три доллара я приобретаю точную копию оригинального диска, причем в эту цену входит стоимость создания мастер-диска, штамповки с него копий, прибыли продавцов и прибыли всяких других людей, которые должны или помогать распространению данной продукции, или не мешать. Что это означает? Только то, что производство одного DVD обходится самый максимум - в доллар.

Ну да, пираты, в отличие от видеоконцернов, не платят за лицензии. Но лицензия в пересчете на один диск не стоит $29. И даже $20 не стоит. И даже $10 не стоит. Они же выпускают лицензионные кассеты по $5 в рознице! Значит эта лицензия на кассету обходится где-то в доллар. На DVD, предположим, дороже. Ну в $5. Но не в $25 же, правильно?

Значит видеоконцерны безбожно задирают выходную цену на свою продукцию, и при этом между собой они договорились не демпинговать - это, в общем, обычная практика. Я не верю, что производство DVD в Штатах стоит в два раза дешевле, чем у нас. У нас, как выяснилось, производство дисков - копеечное. Я специально сравнивал довольно большое количество лицензионных и пиратских DVD - они очень похожи. И полиграфия, и коробки, и сами диски. Ну да, у пиратов иногда попадается откровенный брак - там контроль качества хуже. Однако на лицензии я тоже встречал откровенный брак, причем если пираты диски меняют вообще без вопросов, то в случае лицензии мне в магазине пришлось долго доказывать, что я не проливал на этот диск кока-колу, что на него не писал кот Бублик, и что я его не ронял с десятого этажа.

Когда пиратские DVD стали очень активно распространяться, я было подумал, что сейчас произойдет вполне естественный процесс, полностью повторяющий ситуацию с видеокассетами: видеоконцерны быстро снизят цену на DVD до вполне приемлемых величин (до $10-15, как во всем мире), а пираты быстро уползут в ту же область, что и с видеокассетами - экранки, тряпки, монтажки, промо-копии и так далее, чтобы быстро выпустить на диске фильм, который на DVD еще не появлялся.

Тем не менее этого почему-то не произошло, причем к моему большому изумлению. Видеоконцерны не понизили цену на DVD ни на доллар! Уже два года идет мощнейший поток пиратских DVD на рынке, а ни один из производителей лицензий не почесал себе ни одно место! По-прежнему в магазинах продаются DVD по 700-1100 рублей, а в двух шагах в киосках наличествуют диски по 150-200 рублей, причем их качество растет день ото дня. А концерны и в ус не дуют! Только, дескать, "борются с пиратством", периодически где-то лениво заявляя - стоп, ребята, видеопиратству. Помогите нам, дескать, по-прежнему впаривать свои дисочки по цене, примерно втрое превышающую ту, по которой они должны продаваться. Причем, заметьте, что они нас же еще и совестят - ах, дескать, как вам, видите ли, не стыдно, покупать диски по 3-4 бакса вместо 30-40, но у нас, чтобы нам жизнь вполне медом казалась.

Ребята, но это же просто наглость! С какого бодуна мы должны платить по 30-40 долларов за DVD?!! Более того, видеоконцерны делают совсем прикольные вещи! Я для своих американских друзей покупал российские фильмы на DVD. Покупал, как последний дурак, в лицензии. Отдал по $33 за диск. Привез в Штаты. Друзья поставили фильмы в плеер: идет фильм с моно-звуком в обычном видеокачестве. Ни бонусов, ни шмонусов, ни даже менюшки. Просто видеокассета, записанная на DVD. И ЭТО нам впаривают за 30 долларов! Мои штатовские друзья, услышав о том, что я заплатил за десяток ВОТ ЭТИХ дисков больше трехсот баксов, подумали, что у меня что-то плохо с головой. И мне им было нечего возразить. Действительно - плохо с головой.

И тогда я сел и решил все той же головой подумать. Ведь если у человека есть хоть какая-то логика, значит он должен уметь ею пользоваться. Итак... Известно, что процесс производства самих DVD обходится достаточно дешево. Даже если это не $1 на диск (при качественном производстве), то уж никак не больше $3. За лицензию тоже платится не по $10 на диск. Да, видеоконцерны, типа, тоже платят налоги и все такое. Тогда берем ситуацию в мире, где налоги платят значительно больше нашего. Стоимость DVD там составляет $10-15. Почему у нас эта стоимость до сих пор держится на уровне $30-40, даже если не трогать колоссальную разницу наших зарплат? Но дело даже не в этом! Встает другой, намного более серьезный вопрос: почему видеоконцерны, так красиво выступающие против видеопиратства, вгрохивая довольно приличные деньги в эти дурацкие плакаты, развешанные по всей Москве, НИ ЧЕРТА НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ С ЭТИМ ПИРАТСТВОМ РЕАЛЬНО БОРОТЬСЯ?

Продаются сотни, тысячи, десятки тысяч дисков в киосках. Рядом в магазинах лежат диски, которые покупают или идиоты, или люди, которым совершенно наплевать, сколько и за что платить. Почему на эти дорогущие диски до сих пор не снижают цены, причем очень упорно не снижают цены? И у меня, как у человека, способного логически мыслить, возникает только одно единственное предположение: видеоконцерны сами каким-то образом активно участвуют в этом пиратстве. У меня в этом нет практически никаких сомнений. Они имеют хорошую долю в этом пиратстве, поэтому их совершенно не тревожит, что лицензионные DVD ни черта не продаются за такие деньги, за которые они их выставляют.

Мне эта ситуация очень напоминает шоу, которое любой желающий может наблюдать на Ленинградском рынке в городе Москве. Там прямо при входе есть один, довольно длинный ряд, где среди продавцов нет ни одного кавказца. Сплошные славянские приятные физиономии - крепкие мужички и ядреные тетки. Продукты у них - загляденье: чистая, ядреная картошечка, красная крепкая морковка, наливные яблочки и так далее. Подходишь, спрашиваешь цену - и слегка фигеешь. Все стоит в два, три и даже пять раз дороже, чем у остальных рядов, заполненных кавказцами. Причем у кавказцев продукты не сильно хуже - тоже довольно чистенькие. Ну, может, не такое все ядреное, но зато стоит в несколько раз дешевле. И покупатели, сначала радостно бросающиеся к славянским физиономиям, в сердцах плюют и идут покупать у кавказцев.

Думаете, крепкие мужички и ядреные тетки сильно расстраиваются или снижают цену на свою ядреную, но непродающуюся картошечку? Черта с два! Они по-прежнему невозмутимо улыбаются и чувствуют себя вполне нормально. Потому что им платят кавказцы. Это демо-версия. Маркетинговый ход. Лицензионные DVD. Им не надо нервничать, у них тылы защищены.

Я, конечно, никакой видеоконцерн за руку не ловил, водку с ними не пил, секреты не выведывал. Поэтому я не берусь утверждать наверняка и делать "сенсационные разоблачения". Я говорю только то, что подсказывает простая логика. Разубедить меня они могут только одним единственным действием: снижением цен. Но они цены не снижают. Значит их пиратство на самом деле не волнует - в том смысле, что они с него тоже вполне защищают тылы.

Косвенно факт предполагаемого сотрудничества видеоконцернов с так называемыми "пиратами" подтверждает ситуация с новыми, только что вышедшими DVD. Уже неоднократно было замечено, что у пиратов копии лицензионных DVD появляются раньше, чем у видеоконцернов. Причем нередко - значительно раньше. Оно понятно, что у пиратов процесс производства идет быстрее, чем у видеоконцернов, но как к ним попадают лицензионные диски задолго ДО их выхода? Вы хотите сказать, что пираты внедрили своих джеймсбондов во все видеоконцерны? Мне в это мало верится. Похоже, что дело совсем в другом.

И последнее. Я не понимаю, почему видеоконцерны обвиняют меня в покупке DVD у каких-то "пиратов". Я не покупаю диски у "пиратов". Я покупаю диски в обычных магазинчиках у метро. Это официально зарегистрированные предприятия. Значит у них есть товарные накладные, балансы и отчеты. Продавец мне выдает чек, а значит с этих денег налоги поступают в государственную казну.

Поэтому я вообще не понимаю, о каких "пиратах" и каком "видеопиратстве" идет речь. Есть маркетинговый ход - лицензионные диски в магазинах по каким-то безумным ценам, и обычные диски в киосках по вполне доступным ценам. Судя по невозмутимому спокойствию производителей этих лицензионных дисков (плакаты, развешанные по городу, рассчитаны, вероятно, на полных идиотов) - подобный вид продаж их вполне устраивает. Крепкие мужички и ядреные тетки с картошечкой по 120 рублей - и большой выбор чуть менее презентабельной картошечки с чуть менее крепкими мужичками и чуть менее ядреными тетками - по 30 рублей. Всех этих продавцов связывают всякие разные, иногда довольно трогательные взаимоотношения. Однако крепкие мужички и ядреные тетки почему-то пытаются нам предъявлять претензии в том, что мы не покупаем картошечку по 120 рублей. Интересно, они действительно нас считают за идиотов?

***

P.S. Обсудить эту статью можно здесь (требуется регистрация на форуме).

P.P.S. Если кому-то из представителей видеоконцернов захочется ответить на вопросы, заданные в этой статье, - напишите мне. Я с удовольствием опубликую ваши объяснения в приложении к данному материалу. Мне не нужны "сенсационные факты". Мне нужны ответы на вполне логичные, на мой взгляд, вопросы.

P.P.P.S. Хотя в статье должно быть все предельно ясно, на всякий случай, для желающих спросить, сколько именно видеопираты мне заплатили за этот материал, поясняю - на Экслер.ру не бывает заказных статей. Я достаточно прилично зарабатываю, чтобы иметь роскошь позволить себе высказывать исключительно свое собственное мнение.

© 1998–2024 Alex Exler
15.06.2003

Комментарии 1

Хотя статья и старая но теперешняя ситуация с РЕАЛЬНОЙ борьбой с торентами ее выводы косвенно подтверждают, поскольку от торентов они точно не получают ни копейки 😄
20.05.10 00:30
0 0