Город Терраса - два интереснейших особняка и замок с музеем

07.09.2020 59044   Комментарии (18)

Терраса (Terrassa) - четвертый по величине город в Каталонии, здесь живет порядка 220 тысяч человек, а город занимает 70 квадратных километров. Находится он в двадцати километрах от Барселоны. В Террасе и окрестностях много всего интересного, и там можно провести несколько дней, знакомясь со старинными особняками и замками, посещая музеи, гуляя по впечатляющему парку де Вальпарадис. 

Мы в Террасу собрались приехать на один день, поэтому сначала поинтересовались, что именно там можно посмотреть, после чего составили план на этот день: обязательно посетить с экскурсией очень необычный особняк "Дом Фрейша", напоминающий творения Антони Гауди, побывать в парке де Вальпарадис и там посетить музей города, расположенный в старинном восстановленном замке-крепости "Картойща де Вальпарадис", ну и на прощанье хотели посетить еще один особняк - "Алегре-де-Сагрера". 

План был выполнен в точности, впечатлений мы набрались с большим запасом, и я, как обычно, поделюсь с вами тем, что мы там увидели и услышали. 

Однако сначала - одно замечание. На испанском город называется Тарраса (Tarrasa). На каталанском - Терраса (Terrassa). Для местных принципиально, чтобы город назвали только Терраса, а не Тарраса. Потому что "Тарраса" у них ассоциируется с временами франкизма, ведь Франко, как известно, активно искоренял национальные языки - каталанский, галисийский, астурийский и язык басков, причем за преподавание этих языков реально людей расстреливали, так что во времена Франко город именовали  Таррасой. И сейчас, если название города произнести как Тарраса, жители Террасы расценивают это как оскорбление. Но мы никого оскорблять не собираемся, мы уважаем местные традиции и особенности, так что будем называть город только "Террасой". 

Особняк "Дом Фрейша" (Masia Freixa)

Это строение находится в парке Сан-Джорди (San Jordi). По особняку проводятся экскурсии, и такую экскурсию очень даже стоит посетить, потому что иначе внутрь здания никак не попасть. Кроме того, на экскурсии рассказывают историю данного здания, и там есть немало интересного. 

Вот так особняк выглядит с высоты - по такому снимку можно оценить, что он собой представляет. (Фото с официального сайта Каталонии.)

Ну и сразу - об истории создания этого особняка. В конце позапрошлого века в Террасе жил богатый фабрикант Жозеп Фрейша-и-Аргеми. Ему принадлежала крупная текстильная фабрика в городе, и он приобрел очень большой участок земли за городом, где решил построить еще одну небольшую текстильную фабрику. 

Участок был расчищен от леса, проект был сделан, фабрика была построена в 1896 году, однако после ее запуска выяснилось, что место для нее было выбрано неудачно: для бесперебойной работы прядильной фабрики тех лет требовались большие объемы угля и большие объемы воды. А сюда, на участок за городом, уголь было сложно доставлять, да и воды, добываемой на месте, не хватало. Ну и в результате Фрейша принял решение фабрику здесь закрыть, а ее строение переделать под особняк для проживания всей его семьи. 

Проект переделки здания Жозеп заказал городскому архитектору Луису Манкунилле-и-Парейяде, который построил в Террасе большую фабрику. В своей работе Манкунилла-и-Парейяда ориентировался, конечно же, на стиль Антони Гауди, чьи архитектурные идеи очень сильно влияли на многих каталонских и испанских архитекторов. 

И здесь все здание было спроектировано в духе Гауди: плавные округлые линии, арки, высокие округлые крыши, максимальное использование в архитектуре элементов живой природы. 

Построили особняк в 1905 году, первоначально строение выглядело вот так. 

Но потом в течение нескольких лет здание дорабатывали и достраивали в соответствии с пожеланиями Фрейши: была возведена пристройка второго этажа с балконами, также к зданию пристроили башню с галереей - исключительно с целью любования видами. 

В какой-то момент в текстильной промышленности начался серьезный кризис: технологии производства текстиля быстро развивались благодаря использованию современных прядильных машин, объемы и скорость производства сильно выросли и многие фабрики перестали выдерживать конкуренцию и стали убыточными - их пришлось закрывать. (В нашей Калейе была точно такая же история: в городе была крупная текстильная фабрика, которую в конце концов пришлось закрывать, и перед горожанами встала большая проблема: как найти работу и заработать на кусок хлеба.)

Фабрику Фрейше пришлось закрыть, но у него было в собственности немало земли вокруг особняка, земля эта быстро поднималась в цене, и Фрейша стал продавать ее небольшими наделами. Ну и в итоге вокруг особняка постепенно выросли новые районы Террасы.  

Во время Гражданской войны в Испании семейство было вынуждено уехать на север. Часть мебели они увезли с собой, а то, что осталось в доме, практически все было утрачено. 

После войны семья не стала возвращаться в этот особняк, они переехали в Барселону. Здание некоторое время использовал старший сын Жозепа в качестве летней дачи, но в какой-то момент муниципалитет наметил прокладку новой дороги прямо через участок с домом, и сын Фрейши долго пытался урегулировать этот вопрос с городом. 

В конце концов они пришли к компромиссу: дорогу пустили в обход, а "Дом Фрейши" был передан на баланс города. В разное время в нем базировались различные учреждения - например, в течение многих лет здесь размещалась Муниципальная музыкальная консерватория, - и только недавно, в 2009 году, городом было принято решение отреставрировать строение и превратить его в музей как местную достопримечательность. (Ну и, понятное дело, город намеревался начать зарабатывать на экскурсиях по этому строению: а почему бы и нет, действительно?..)  

Ну а теперь давайте посмотрим, что "Дом Фрейши" собой представляет сейчас. 

Вид на главный зал особняка снаружи. 

Центральный вход и пристройка на втором этаже с балкончиками (мы туда поднимемся во время экскурсии). 

Тыловая часть с пристроенной башней, похожей на минарет. Но к религии башня не имеет никакого отношения: ее выстроили исключительно с целью любоваться видами на город. К сожалению, лестница там очень узкая, так что туристам на башню подняться не дают. 

Один из входов и навес над галереей. 

Одна из многочисленных дверей, ведущих в дом. 

Слева - дверь и витражи главного входа, по углам размещена чудом сохранившаяся мебель из особняка. 

Слева - вешалка для шляп, держатель для зонтиков, снизу - емкость, куда стекала вода с зонтиков. 

В большинстве элементов деревянных дверей, окон, шкафов и так далее использованы образы, почерпнутые у природы. (Это очень характерно для Антони Гауди: в Доме Бальо есть музей мебели, созданной Гауди.) Насколько я читал, мебель и деревянные конструкции создавал Жоаким Вансельс. 

Вот, например, дверные петли - явно вдохновлены бабочками. 

А вот эти нижние петли - крокодилами. Впрочем, гид признался, что достоверных сведений об источнике вдохновения для этих петель нет. Одни наследники говорят, что это летучие мыши, другие, что иногда банан - это просто банан, так что нечего искать летучих мышей среди крокодилов. 

Микроволновка начала прошлого века. Металлическая коробка с дверцами над батареей, в которой разогревали блюда. 

Главный зал. Здесь есть сцена, в зале периодически проходят музыкальные концерты. 

Шкафы в спальной зоне особняка. 

Со шкафами есть интересное решение: за одними дверьми - обычные полки с вещами, но две центральные двери с той и другой стороны прохода ведут в комнаты. 

Лестница, ведущая на вершину башни. Видите, какая узкая? 

Кабинет в противоположном от большого зала конце строения. У окон поднимается нижняя часть - для проветривания. 

После этого мы поднялись в пристройку, расположенную на втором этаже. (Вообще, по-хорошему, в Испании это называется первым этажом, потому что нижний этаж здесь никогда не называют первым - он именно нижний. Нумерация начинается только со второго этажа, который и именуется первым.)

С балкончиков пристройки открываются виды на окрестности и крыши строения. В покрытие куполов здания добавлены светоотражающие кусочки стекла и керамики, которые блестят на солнце, но также отсвечивают и в полнолуние. 

Вид на сад Сан-Джорди. 

Башня и своды спальной зоны. 

Панорама. 

Ну и на этом экскурсия была закончена. Заняла она целый час. Гид при этом немало рассказывал о том, как вообще организовывался быт богатой семьи в те времена, где жили слуги, где располагалась кухня, как решали те или иные проблемы. Нам было очень интересно. 

Кстати, отмечу, что гид всю экскурсию четко вел на испанском и ни разу не сбился на каталанский. А такое нередко бывает: в Каталонии местные каталонцы друг с другом говорят исключительно на каталанском и мы много раз сталкивались с тем, что гид вроде начинает вести экскурсию на испанском, а потом совершенно на автомате переходит на каталанский и этого даже не замечает. 

На английском, к сожалению, экскурсии не проводятся, но если вы будете в этих краях, то я все равно рекомендовал бы сходить на экскурсию (она проходит в 12 дня с понедельника по воскресенье), потому что даже и без пояснений гида на это все очень интересно посмотреть. 

Парк Сан-Джорди, в котором стоит усадьба, небольшой, но очень симпатичный. И главная достопримечательность парка - вот эта ажурная ротонда, в которой народ очень любит фотографироваться. 

Юный Каталан догадался свод сфотографировать вот так - получилось очень интересно. 

Ресторан La Taglitella  

У нас уже приближалось время обеда, а обедать было решено в ресторане La Taglitella - это крупная сеть итальянских ресторанов, мы в ресторане этой сети были в Бланесе, очень понравилось, в Террасе этих ресторанов аж четыре, но нас заинтересовал конкретный ресторан на улице Cisterna, потому что у него было очень интересное оформление, что было видно из фотографий на сайте.  

Смотрите, какая там красота внутри. 

Это украшение потолка. 

Вообще, весь дизайн ресторана выполнен, как там сказано на сайте, в стиле старого трамвая. И там по стенам развешаны коллекции старинных предметов - часов на цепочках и так далее. 

Кстати, нашу резервацию они благополучно проманьянили (обычное дело), но посадить все-таки посадили. И было очень вкусно, кухня в этих ресторанах отличная. 

Парк де Вальпарадис

Парк де Вальпарадис (Parc de Vallparadís) - очень большой и хорошо ухоженный парк протяженностью более трех километров. (Сразу вспомнился парк Сады Турии в Валенсии: он, правда, раза в три длиннее.)

В начале парка установлены два памятника бегемотам. Из установленной здесь таблички следует, что в этих краях действительно водились бегемоты, но потом из-за изменений климата они тут повымерли.  

В парке стоит хорошо сохранившийся замок в готическом стиле Cartoixa de Vallparadís: его продолжают реконструировать и в нем расположен музей города.  

Музей мы посетили, он любопытный. Люди в этих местах жили с незапамятных времен, археологи в этих краях обнаружили немало предметов, относящихся к самым разнообразным периодам. 

Макет города Терраса, относящегося к XV веку. 

На схеме показана область, которую занимал городской замок. 

Сейчас от этого замка осталась только одна башня, на которую можно подняться. 

Парадная сбруя для лошади. 

Очень симпатичные чашечки из прошлого века. 

Набор для игры маджонг. 

Столь любимые в Каталонии гигантские куклы. Это макет головы городской гигантской куклы Эстефании. Сама кукла изготовлена в 1950 году. 

Предметы быта тех времен. 

Вышли из замка, отправились в сторону церкви Sant Pere, однако подъем к ней был закрыт. 

Прогулялись по парку и дошли вот до такого чудесного открытого городского бассейна, который среди горожан пользуется большой популярностью. 

Через дорожку от бассейна - вот такой прудик, где плавают утки и черепашки. 

Особняк "Алегре-де-Сагрера"

Экспозиция рассказывает о трудном пути к 
процветанию простой семьи, которая 
пережила и пожары, и войны.
Из отзыва на Tripadvisor

Ну и последняя точка нашей поездки - Casa Alegre de Sagrera. Особняк стоит на узкой улочке, и мимо него можно пройти, не заметив между тем этот интереснейший музей, демонстрирующий, как и особняк "Дом Фрейша", жилище богатой промышленной буржуазии.

Вот макет особняка.

История здания. Как и в случае "Дома Фрейша", это особняк крупного текстильного промышленника, которого звали Жоаким де Сагрера. Строительство виллы за городом началось в начале XIX века. Во время наполеоновских войн дом сильно пострадал, а в конце XIX века наследница Жоакима Мерседес де Сагрера вышла замуж за местного олигарха Франсиско Алегре-Роча и этот дом был ее приданым. Здание отремонтировали, и семейство Алегре жило в нем вплоть до шестидесятых годов прошлого века, но когда грянул кризис в текстильной промышленности, наследники собирались было это здание сносить, но в итоге после различных пертурбаций здание в 1973 году было выкуплено мэрией и его превратили в музей жилища промышленной буржуазии, причем в нем теперь представлены как хорошо сохранившаяся оригинальная мебель особняка, так и различные коллекции керамики, фарфора и других предметов искусства из фондов городского музея.  

Кабинет на первом этаже. 

Посмотрите, какая отделка перламутром изображения птички на шкафчике.

И там же - фигурки из слоновой кости.

Музыкальный салон.

Лестница из большого зала на второй этаж.

Холл под лестницей.

Вид на застекленную веранду из внутреннего дворика.

Большой зал с колоннами. 

Застекленная веранда изнутри - очень красиво, не так ли?

Еще один большой зал.

Второй этаж, зал, в котором размещена коллекция восточной керамики и фарфора Сальванса. Коллекция очень интересная, жаль, что у нас было совсем немного времени для знакомства с ней, а так хотелось как следует рассмотреть все детали. 

Гостиная с гобеленами. 

Салон. 

Еще салон с картинами - это все на втором этаже. 

Кабинет писателя Феррана Каньямереса. Он не жил в этом особняке, просто его наследники передали личные вещи писателя для музея.  

В одной из комнат был шкафчик со всякими совершенно китчевыми статуэтками вроде слоников, пастушек и так далеее. Ну, что поделаешь, это было модно в определенные годы в прошлом веке. 

На этом осмотр строения "Алегре-де-Сагрера" был закончен, нам оставалось только посетить небольшой садик, принадлежащий особняку. Однако садик передан в общественную собственность, так что для его посещения нужно было выйти из здания, обогнуть квартал и зайти в садик через раскрытые ворота на параллельной улице. 

Садик во французском стиле. 

Вид на усадьбу через закрытые ворота. 

Ну и на этом наше знакомство с городом Террасой и его достопримечательностями в этот раз было закончено, однако мы планируем снова сюда приехать не один раз: и в городе, и в окрестностях еще много всего можно и нужно посмотреть.

***

© 1998–2024 Alex Exler
07.09.2020

Комментарии 18

Спасибо, Испания хороша. На что снимали красоты?
17.11.20 19:50
0 0

С большим вкусом обустраивались люди!
08.09.20 13:45
0 1

музей жилища промышленной буржуазии
Бедненько, но чистенько. ©
08.09.20 00:49
0 1

Точно 😄
08.09.20 12:30
0 0

Спасибо, Алекс, читать, смотреть такие красоты Испании одно удовольствие!:)
Отличный рассказ!
07.09.20 22:25
0 2

Оффтоп.
Алекс, а как поживает обзор watch 3 ? Жду с прошлой недели.
07.09.20 17:43
1 0

Готов, завтра утром публикую. Все изучил, обо всем (надеюсь) написал 😄
07.09.20 22:46
0 1

красиво очень! эх, в этой жизни уже вряд ли туда доберусь, но полубоваться приятно...

пы сы неужели в бассейне, как вижу на фото, люди без Масочек и Перчаточек? они ж все умрут? )
07.09.20 14:43
0 2

Очень красиво. Когда я вижу здания в таком стиле, мне кажется, что они тают на солнце)
07.09.20 14:24
0 1

из слоновьей кости
из слоновой кости
07.09.20 14:21
0 0

Хотел поинтересоваться. Живя у моря, часто в нём купаетесь?
ilq
07.09.20 13:12
0 0

Я - нет. Но я часто гуляю вдоль моря.
07.09.20 13:33
0 0

Главный зал. Здесь есть сцена, в зале периодически проходят музыкальные концерты.
Вот за это вот на потолке - гарроту!

Алекс, выезжайте на подобные экскурсии почаще! Спасибо!
07.09.20 11:49
0 0

Да, но они служат для чисто практических целей.
07.09.20 16:14
0 0

Лампы отстой.
07.09.20 15:55
0 0

Подтвержду, хоть и не ожидал, но было интересно
07.09.20 14:06
0 0

В Меджибоже крутой замок есть. Жаль что за ним (почти) не ухаживают.
07.09.20 11:15
0 1

да, замки на Подолье классные, и Меджибож (в детстве с родителями там был, потом в студенчестве там на фестиваль фольк-"рыцарский" Старый Меджибож ездил), и Хотин, и Каменец-Подольский, и даже Летичев (хоть там мало сохранилось)...
07.09.20 14:45
0 0