Госфорд Парк / Gosford Park
07.02.2003 27276   Комментарии (2)
Это чистые "Особенности национальной охоты",
но только в английском варианте.
(кот Бублик)

Правда, немного раздражали субтитры.
Один фиг с этим ужасным английским
акцентом ни черта не разобрать.
(из отзывов зрителей)

Уже почти не старая Англия - 1932 год. Сэр Уильям Маккордл (Майкл Гэмбон) приглашает друзей в свое поместье Госфорд парк на старинное английское развлечение - охоту. Сам сэр Маккордл уже стар, но еще крепок. Он еще вполне способен получать удовольствие от этой жизни с ее небольшими радостями: женщинами, выпивкой, отменной едой и всяческими увеселениями. При всем при этом сэр Маккордл - классический англичанин, свято блюдущий традиции, потому что он, как и многие другие представители угасающей британской аристократии, чувствует, что уже все! Они все живут на закате великой империи! Очень скоро произойдет передел мира, и знаменитые аристократы, составлявшие основу существования Великобритании, если не исчезнут, то очень сильно изменятся. Они станут совсем, совсем другими...

Впрочем, и на встрече у Маккордла уже видны приметы нового времени. Ведь далеко не все посетители Госфорд парка - потомственные высокородные аристократы. Среди серебра блестящего общества затесалось несколько медяков, которые, правда, занимают достаточно высокое положение в социуме, однако их родители - скажем так - в детстве лежали вовсе не в кружевных пеленках. Перво-наперво, это американский продюсер Морис Уэйссман, который мало того, что из семьи каких-то стряпчих, так еще и... В общем, сами понимаете, кто он с такой фамилией. А мы, английские аристократы, к этим всяким там айсбергам, вайсбергам и прочим рабиновичам относимся ничуть не лучше, чем в старые времена. Но приходится терпеть. Потому что закат империи. Потому что в наши ряды пробираются какие-то известные америкашки с большими деньгами, и мы вынуждены с ними общаться. Новые времена, ничего не поделаешь.

Но и наше общество - что уж тут скрывать - уже далеко не безупречно. Чего стоит, например, актер Айвор Новелло (Джереми Нотэм). Зачем сэр Уильям его вообще пригласил? Ну да, этого актера любит вся Англия. Но мы-то - вовсе не вся Англия. Мы - ее лучшая часть. Да, мы с удовольствием смотрим спектакли, фильмы и даже аплодируем всем этим новелло и уэйссманам. Мы можем после спектакля зайти к ним в гримерку и даже пожать им руку. Не снимая перчаток, разумеется... Но быть с ними вместе два дня?!! На охоте?!! У сэра Уильяма?!! Впрочем, дорогой сэр Уильям всегда отличался некоторой эксцентричностью. Рассказывают, что доблестный сэр раньше любил брюхатить своих работниц. Тех, конечно, какие посимпатичнее. Да-да, а вы что, не слышали? Но это, как вы понимаете, строго между нами. Мы, подлинная аристократия, не должны выносить сор из избы. Тем более, что ничего плохого в поведении сэра Уильяма, разумеется, нет. Аристократ имеет полное право посеять королевский овес. Где этот плебс еще возьмет свежую кровь, где? Ее уже почти и не осталось...

***

Чудесный фильм. Остроумный, захватывающий и невероятно стильный. Роберт Олтмен всегда блестяще снимал социальную сатиру. Причем окружал ее таким красивым, ироничным и забавным антуражем, что сатира смотрелась как комедия или мелодрама, а все шпильки Олтмена замечались далеко не всеми, в результате чего некоторые его фильмы были явно недооценены зрителями (как, например, замечательная картина "Высокая мода" и очень умная "Доктор Т и его женщины"). Причем социальная сатира - жанр довольно сложный. Чуть вправо - скатишься к обычному злобствованию, и тебя обвинят в элементарной зависти. Чуть влево - сатира превратится в смакование предмета исследований, и над тобой просто будут смеяться - тоже мне, сатирик.

У Олтмена получается сделать почти невозможное. Он, с одной стороны, достаточно саркастичен при показе тех или иных социальных групп, но с другой - вполне понятно, что он их все-таки любит и к ним снисходителен. Иногда он прямо-таки грустит, что подобные люди или явления скоро исчезнут. А иногда радуется, что все это будет существовать еще долго, при этом отводя себе роль наблюдателя и рассказчика, который не торопится хвалить или обвинять, а просто исследует явление, без каких-либо оценок или морализаторства.

При этом он всегда на редкость точен в изображении того среза общества и той эпохи, которые демонстрируются в картине. В "Госфорд Парке" обстановка аристократической Англии тридцатых годов прошлого столетия показана невероятно точно, и трудно поверить, что это снимал американский режиссер. Ведь точность в деталях никогда не отличала голливудских постановщиков, особенно когда они снимают что-нибудь не из американской действительности. Но Олтмен к постановке картины подошел со всей серьезностью. История о том, как снимали картину - сюжет для отдельного фильма. Создатели "Госфорд Парка" пригласили большое количество консультантов - английских старичков и старушек, в свое время служивших в подобных домах, - и для фильма очень аккуратно и точно выверяли абсолютно все: жесты, фразы, антураж, посуду, одежду и так далее. Кроме того, "Госфорд Парк" - фактически английский фильм. Олтмен пригласил только двух американских актеров (которые и играли американцев, причем Боб Балабан, изображающий продюсера Уэйссмана, также является соавтором сценария), но практически все остальные актеры - англичане. Ну и, кроме того, снималась картина в Англии. Поэтому достоверность - потрясающая.

Но! Вовсе не достоверность составляет основную прелесть этого фильма. Олтмен великолепно умеет исследовать и показывать всевозможные тонкости взаимоотношений людей различных социальных слоев и категорий. "Госфорд Парк" с этой точки зрения - просто шедевр! Английская аристократия: вырождающаяся; богатая и высокомерная; высокомерная и бедная; новая аристократия, попавшая в высший свет благодаря каким-то заслугам; новая аристократия, попавшая в высший свет благодаря браку. Кипящий котел, террариум задушевных врагов, который, тем не менее, снаружи выглядит как довольно милая компания. Обслуга: профессионалы экстра-класса, эдакие "бэрриморы"; новая обслуга, которая уже не настолько трепетно относится к своему занятию, как профи; незаконнорожденные изгои, вынужденные существовать не в своем классе, не принятые при этом в обществе и чужие среди лакеев. В общем, довольно большой спектр различных социальных слоев и расслоений.

Олтмен ухитряется в одном фильме показать несколько десятков характеров, завязать несколько сюжетных ниточек, каждая из которых могла бы послужить отдельному фильму, причем все это скрещивается в водовороте хоть и размеренных, но весьма интересных событий. Однако Олтмен - это вовсе не заторможенный в пространстве и времени Гай Ритчи для эстетов. Просто у Олтмена не экшн. Ему не нужно закручивать тугую пружину из характеров и разветвлений сюжета, чтобы потом раскрутить ее так, чтобы у зрителей сорвало крышу от восторга и перенасыщения. Олтмен любит исследовать. Аккуратно, скрупулезно и со вкусом. Зато от его глаза не укроется ничто - ни одна значащая деталь.

Кроме всей мешанины характеров и взаимоотношений в картине в какой-то момент даже появляется детективная составляющая, хотя убийство после примерно часа двадцати от начала фильма - это совершенно не типично для детективов. Но это и не детектив. И уж тем более - не комедия. Честно говоря, я понятия не имею, с какой стати этот фильм в базах относят к комедиям. Или это чья-то неудачная шутка, или я какой-то не тот фильм смотрел. Сатира - да, сколько угодно. Но сатиру называть комедией - так же глупо, как трагикомедию именовать драмой. "Госфорд Парк" - это драма. Даже детективная драма, потому что последняя треть фильма проходит под эгидой детективного расследования. Но суть там не в детективе. Суть во взаимоотношениях персонажей.

Актеры для фильма подобраны бесподобно и играют бесподобно. Вряд ли имеет смысл перечислять каждую роль, потому что все они по-своему хороши. Впрочем, есть особенно заметные роли, которые просто нельзя не упомянуть. Во-первых, это блистательная Мэгги Смит, сыгравшая графиню Трентамскую. Та самая старая, но уже обедневшая аристократия. Классические повадки, презрительный взгляд, весьма забавная манера общения со своей служанкой (высокомерие вместе с готовностью посплетничать на довольно интимные темы), а дальше диалоги, диалоги и диалоги - восхитительные. Настоящий стиль и настоящий класс. Ею и восхищаешься, и презираешь эту напыщенную графиню, и слегка жалеешь - потому что их время ушло. Практически ушло.

Во-вторых, Майкл Гэмбон, сыгравший сэра Уильяма. Старый, но еще крепкий английский сэр. Со всеми присущими английскому сэру добродетелями - они же пороки. Властный, твердолобый, упрямый. Конечно же, негодяй. Конечно же, наказан, даже с оттенком некоей морали - когда-нибудь приходится расплачиваться за грехи юности. Впрочем, с морализаторством Олтмен не перегибает. Сэра Уильяма могли и не наказать. Ничего бы не изменилось. Просто его смерть создала определенный оживляж и вывела на сцену... Великолепного Стивена Фрая, играющего в этом фильме инспектора Томпсона. Да-да, Стивен Фрай здесь вовсе не Дживз - "Indeed, sir". Стивен Фрай - инспектор. Из простонародья. Однако он понимает, в каком обществе он находится и как деликатна его задача. Фрай великолепен, как всегда. Его Томпсон - очень забавен и даже комичен. О! теперь я понял, почему "Госфорд Парк" вдруг назвали "комедией". Это из-за Фрая! Только из-за него!

В-третьих... Впрочем, не имеет смысла характеризовать всех актеров. Их там слишком много. И все играют замечательно. Остановлюсь только на голливудском актере Райане Филлиппе ("звезда" фильма "Жестокие игры" и по совместительству - муж очень известной актрисы Риз Уизерспун). Он довольно хорошо сыграл - Леонардо ДиКаприо. Просто один в один. Очень похож. Правда, на мой взгляд, сам ДиКаприо в этой роли выглядел бы лучше. Менее претенциозно и более тонко. Райан Филлипп, играющий американского актера (вынужденная тавтология) - сноба и педераста - чуть более искусственен, чем необходимо. И в этом он проигрывает остальным актерам. Точнее, на их фоне это просто достаточно хорошо заметно...

Кстати, отзывы на этот фильм - очень и очень разные. Впрочем, как и на другие картины Олтмена. Одни его считают занудным морализатором. Другие уверяют, что все это смертная тоска, и что Олтмену наплевать на зрителя, потому что ему важен сам процесс съемки. Третьи заявляют, что Олтмен зарывается в деталях и частностях, которые абсолютно неинтересны зрителю. Ну а четвертые... Четвертые от его фильмов пребывают в таком же восторге, как и я.

Мне приходилось слышать, что "Госфорд Парк", дескать, очень напоминает фильмы, поставленные по Агате Кристи. Я возмущен таким определением. Это все равно что сравнивать Толкиена с Джоан Роулинг. Нельзя сравнивать принципиально разные вещи. "Госфорд Парк" - это вам не какой-нибудь детектив. Это срез эпохи, сделанный мастером своего дела. Практически впервые - в такой форме - подробно и со всеми деталями показаны взаимоотношения не только в верхнем слове английского общества, но и среди их слуг. Причем это все демонстрируется совершенно параллельно - верх и низ. И в этой параллельности - самый сок. Потому что видишь, насколько низ и верх являются фактически слепком друг с друга. Лакеи тоже делят друг друга на тех, кто рожден лакеем - то есть, является высшим обществом, - и не рожден лакеем. Они тоже кичатся своими манерами, приверженностью традициям. Они так же свысока смотрят на всяких выскочек, чьи родители не были мажордомами или поварами в графских домах. Они точно такие же, как и их хозяева. Законы сословия - пусть даже лакейского - для них священны.

С другой стороны, и это Олтмен также очень четко подмечает, лакеи все-таки отличаются от своих хозяев. В мелочах. Например, когда знаменитый актер Айвор Новелло - принимаемый, но презираемый этим высшим светом, - начинает играть на рояле и петь, высший свет делает вид, что совершенно не слушает этого знаменитого парня без роду без племени. Зато прислуга - все, как один - толпится за дверями, вслушиваясь в божественные звуки песен Новелло. Они все-таки не из высшего общества. Им не зазорно продемонстрировать, что Новелло поет великолепно...

Ладно, пора резюмировать. Олтмен, на мой взгляд, достиг определенной вершины в своем творчестве. Тут и прекрасная постановка, и тончайшие психологические нюансы, и великолепная игра актеров, и совершенно потрясающее и точное воссоздание эпохи. Даже небольшая детективная составляющая ближе к концу фильма не превращает "Госфорд Парк" в детектив или комедию. Это блестящая социальная драма, снятая настоящим мастером.

Я в восторге. Однако большинство из вас, вероятно, найдет фильм скучноватым или неинтересным. Но я вовсе не собираюсь противопоставлять себя и вас, дорогие читатели. Просто Олтмен не всем нравится. Это не зависит от наличия ума как такового. Это зависит исключительно от склада ума.

© 1998–2024 Alex Exler
07.02.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
прекрасный фильм
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 2

"Их там слишком много. " - совершенно точное замечание. Полфильма пытаешься разобраться, кто есть кто и кому. Народу тут на сериал.
"Социальная сатира" - кого сейчас интересует сатира на события 70-летней давности?
"...сноба и педераста" - точнее, бисексуала. В чем снобизм, не понял.
"актер Айвор Новелло - принимаемый, но презираемый этим высшим светом, - начинает играть на рояле и петь, высший свет делает вид, что совершенно не слушает этого знаменитого парня " - неверно, одна из дам села рядом и млела. Еще четверо играли в бридж. Только чопорная старуха выражала недовольство. К Уэйссману тоже высокомерного отношения я не заметил.
Мне кажется, вы выстроили какую-то концепцию и подгоняете под нее рецензию. Фильм уж точно не захватывающий, но и не скучный ИМХО.
Кстати, почему-то многие пробелы между словами отсутствуют.
15.08.20 23:29
0 0

Фильм просто блеск. Открыл для себя Олтмена. Спасибо Алекс.
09.07.12 06:44
0 0