Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Драма "Голгофа" (Calvary)
Режиссер - Джон Майкл МакДона. В ролях - Брендан Глисон, Крис О'Дауд, Келли Райлли, Эйден Гиллен, Дилан Моран, Исаак Де Банколе, Эммет Уолш, Мари-Жозе Кроз, Донал Глисон, Дэвид Уилмот, Орла О'Рурк, Киллиан Скотт. Ирландия - Великобритания. 2013. 100 мин. Рейтинг на IMDB: 7,7. Мой рейтинг: 8,0. 

Чушь какая-то: священник бродит туда-сюда, 
с кем-то разговаривает. Тоска зеленая. 
Лучше "Трансформеров" вместо 
этого посмотреть.
Из одного отзыва

Слушай, сынок, свои "Валенки".
Ответ кота Бублика

Отец Джеймс (Брендан Глисон) работает священником в маленьком приморском ирландском городке. Как-то раз во время исповеди один местный житель, которого Джеймс прекрасно узнал по голосу, рассказал священнику о том, что его в детстве постоянно насиловал священник-педофил в католической школе. Далее человек рассказал, что тот священник давно умер, а у него возникла мысль о том, что хорошо бы убить не плохого священника, а хорошего. Вот, например, отца Джеймса. В следующее воскресенье. Убить священника в воскресенье - это хорошая мысль, сказал человек.  

Отец Джеймс, конечно, слегка в шоке от подобного заявления. Да, он сам - вовсе не святой, но он изо всех сил старается помогать жителям городка, он - хороший человек, за что его убивать? Убивать только за то, что он - хороший?

Надо сказать, что городок населяют тоже, скажем прямо, не святые. В семействе Бреннанов - сплошной разлад. Джек Бреннан (Крис О'Дауд), местный мясник, тютя тютей, а его жена Вероника (Орла О'Рурк) на глазах у всего города гуляет с африканцем Симоном (Исаак Де Банколе). Вероника явилась в церковь со здоровенным фингалом, и отец Джеймс теперь пытается выяснить, кто навесил Веронике этот фонарь - Джек или Симон. 

Хирург Фрэнк Харт (Эйден Гиллен) - жуткий циник и любит доставать отца Джеймса скабрезными или очень страшными рассказами. 

Молодой парень Майло (Киллиан Скотт) - вроде бы вполне симпатичный, однако язык у него подвешен плохо, поэтому Майло страдает от недостатка женского внимания и рассказывает отцу Джеймсу о том, что он собирается записаться в армию: ну, может, ему понравится убивать. 

В роскошном особняке, стоящем рядом с городком, поселился эксцентричный богатей Майкл Фицжеральд (Дилан Моран). От него сбежала жена, забрав с собой детей, Майклу дико скучно, поэтому он непрерывно пьет и свинячит, свинячит и пьет. Майкл обещает отцу Джеймсу сделать крупное пожертвование местной церкви, в котором она очень нуждается, но у Джеймса создается впечатление, что Майкл просто смеется над ним. 

В церкви есть и второй священник - отец Лири (Дэвид Уилмот), - но отец Джеймс считает Лири совершенно бесхребетным существом, так что никакой помощи от него не ожидает. 

Попытка отца Джеймса обратиться к своему епископу тоже ни к чему не привела. Епископ - не слишком умный человек, которого в этой жизни занимают только собственные увлечения. 

И отец Джеймс будет проживать эту неделю так, как будто бы он восходит на Голгофу. Он не знает, насколько реальны угрозы его убить, но похоже, что этот путь он решил пройти до конца. 

***

Джон Майкл МакДона - брат режиссера Мартина МакДоны, снявшего прекрасный фильм с тем же Бренданом Глисоном "Залечь на дно в Брюгге"

Сам Джон Майкл с Глисоном до этого снял трагикомедию "Однажды в Ирландии" - отличный фильм, который мне очень понравился. 

В "Голгофе" (на этот раз прокатчики дали точный перевод официального названия) то же побережье маленького ирландского городка, те же морские виды, те же колоритные, хотя и несколько своеобразные местные жители, тот же Брендан Глисон, что и в "Однажды в Ирландии"

Зрители, в общем, ожидали, что это будет что-то вроде продолжения "Однажды в Ирландии", ну или не продолжение, но тем не менее трагикомедия в стиле Джона и Брендана, ибо этот стиль они уже один раз продемонстрировали. 

В российском прокате этот фильм некоторые очень альтернативно одаренные прокатчики даже ухитрились назвать "черноюморной комедией". Чем прокат картины и убили, потому что люди приходили посмотреть на комедию, а получали мощную и тяжелую для восприятия драму, а этот жанр подходит далеко не всем. Когда идешь смотреть подобные фильмы, нужно хорошо понимать, на что ты идешь, чтобы не было синдрома обманутых ожиданий. 

Я, в общем, толком не знал, что мне предстоит, а только выяснил, что это именно драма, а никакая не комедия и не трагикомедия, но сочетанию Джон МакДона - Брендан Глисон, безусловно, доверял, поэтому надеялся, что фильм будет хороший. 

Он не просто хороший. Он отличный. Хотя очень тяжелый и депрессивный. Но задача искусства кино - не только развлекать, но и заставлять подумать. Этот фильм как раз из данной серии. 

МакДона в картине (он сам писал сценарий) поднимает очень болезненную для Ирландии тему священников-педофилов. (Я был в Дублине осенью 2009 года, и там как раз бушевал скандал на эту тему: мне местные рассказывали о том, какие ужасы там вскрылись.)

В 2009 году в Ирландии был опубликован доклад о многочисленных случаях педофилии в среде католических священников. Эти преступления инкриминировались 46 священникам: эпизоды насилия над детьми касались периода с 1975 по 2004 год, причем мальчики становились жертвами в два раза чаще девочек. Всего от священников-педофилов в Ирландии за этот период пострадало до 2000 детей. Скандал усугублялся тем, что местное руководство церкви (архиепископы и кардинал) знало о преступлениях, но покрывало их. 

Конечно, после этого доверие к католической церкви в Ирландии было сильно подорвано, и авторитет священнослужителей - даже тех, которые к подобным преступлениям не имели никакого отношения - очень сильно упал. 

В картине как раз и поднимается этот очень больной для ирландского общества вопрос. Человек, угрожающий убить отца Джеймса, как раз и был такой несчастной жертвой священника-педофила. Его насиловали с семи (!) лет! И продолжалось это довольно долго. Разумеется, после этого он вырос человеком с совершенно искалеченной психикой, в жизни толком не состоялся, и ему в конце концов пришла в голову мысль убить если не плохого, то хорошего священника. А почему нет? Почему бы хорошему священнику не ответить за плохого? 

В фильме, конечно, присутствует определенная загадка, связанная с тем, кто именно из жителей городка хочет убить отца Джеймса. Однако вся трагедия заключается в том, что его может хотеть убить кто угодно. Несмотря на то что отец Джеймс - действительно очень хороший человек и старается помогать жителям городка, на самом деле похоже, что почти все жители его ненавидят. Одни - за преступления католических священников. Другие - за то, что в проповедях ничего не говорится о том дерьме, в котором им приходится жить. А некоторые - как, например, циник доктор - ненавидят отца Джеймса просто за то, что он - хороший человек. Они понимают, какими выглядят на его фоне, и за это ненавидят его еще больше. 

Я уже несколько раз говорил в рецензиях о том, что, на мой взгляд, один из признаков по-настоящему хорошего и жизненного фильма заключается в том, что в нем нет безусловно правых и безусловно виноватых. В этой картине - именно такая ситуация. Даже вроде бы безусловно неприятный человек вроде того же доктора все-таки вызывает определенное сочувствие, потому что понимаешь: за цинизмом доктора Харта стоят глубокие психологические травмы, полученные им во время практики в больнице, и в какой-то момент при разговоре в баре Харт перед Джеймсом приоткрывает завесу над тем, какие ужасы ему доводилось видеть. 

Богатей Фицжеральд, который пьет и всячески придуривается, - у этого в жизни вообще ничего не осталось. Когда-то у него была семья, а теперь он сидит один как сыч в роскошном особняке, быстро спивается и подумывает о суициде. 

Бармен, недолюбливающий отца Джеймса, скоро лишится единственного, что у него есть в жизни, - своего бара. Он задолжал банкам, банки отберут его собственность. 

Африканец Симон, принципиально отказывающийся общаться со священником, не видит никаких причин, почему он должен отчитываться перед отцом Джеймсом в том, какую жизнь он ведет и с кем он трахается. А вы пробовали, отец, быть чернокожим в маленьком ирландском городке, где расизм - это часть национальной культуры? Пробовали? А тогда почему вы мне указываете, как я должен жить? 

Актерские работы в фильме совершенно замечательные. Брендан Глисон, как всегда, играет просто блестяще: полное погружение в роль, персонаж, с одной стороны, трагичный, но с другой - вовсе не давящий слезу. Отец Джеймс понимает, что в своем роде восходит на Голгофу и должен умереть за грехи других священников, но он делает это без всякого пафоса. Он просто понимает, что должен пройти этот путь до конца. Он боится, как и всякий нормальный человек, он колеблется, он даже собирается бежать, но понимает, что таким образом предаст свою веру. Поэтому он поступает в строгом соответствии с христианскими догматами. 

Если этот несчастный почувствует себя лучше, убив хорошего священника за грехи остальных, - ну, значит, так тому и быть. Прости ему, Господи, ибо он не ведает, что творит. Он просто глубоко несчастный человек, которому в детстве испоганили всю жизнь, и плоды этого он будет пожинать всегда. 

И последнее, о чем говорит отец Джеймс, прощаясь со своей дочерью в преддверии воскресенья, - о прощении. 

У Глисона уже была драматическая роль подобного плана - в "Залечь на дно в Брюгге", где его персонаж должен был убить своего напарника. Однако в "Брюгге" - две главные роли, которые замечательно играют Глисон и Фаррелл, а здесь персонаж Глисона занимает весь первый план, и сыгран он без какой-либо театральности, но очень мощно и очень жизненно. Еще одна прекрасная роль этого очень яркого и очень разнопланового актера. 

Меня поначалу удивил выбор Криса О'Дауда из "Компьютерщиков" на роль мясника Джека с гулящей женой и выбор шикарного Дилана Морана на роль мятущегося богатея, однако оба сыграли своих персонажей очень здорово. О'Дауд, впрочем, как бы и играл эдакого обаятельного тютю, которого он уже неоднократно изображал в сериале и в некоторых других фильмах, однако в моменте, когда Джеймс пришел к нему в мясную лавку и у Джека начинала играть искорка безумия в глазах, когда он рубил говяжью тушу, - тут стало понятно, что О'Дауд может играть не только обаятельных тють. 

У Дилана Морана отлично получается играть горьких пьяниц - достаточно вспомнить чудесный сериал "Книжный магазин Блека"), - но если в сериале его персонаж был очень забавным пьяницей, то в этом фильме, несмотря на пару вроде бы смешных эпизодов, персонаж вполне трагичный. 

Эйден Гиллен - Петир Бэйлиш из "Игры престолов" - играет хирурга Харта с точно такой же циничной усмешкой, которая была на лице "Мизинца" в "Игре престолов", но одним эпизодом с рассказом о трехлетнем мальчике он меня сильно зацепил: Харт этим рассказом вроде бы хочет просто позлить Джеймса, но видно, что, вываливая на священника данную историю, он хочет попытаться освободиться от тех ужасов, которые ему довелось повидать. 

Келли Райлли - жена Ватсона из фильма "Шерлок Холмс: Игра теней" - сыграла здесь дочь отца Джеймса. Сыграла здорово, беседы ее с Джеймсом очень искренние и трогательные.

В картине, как и в "Однажды в Ирландии", много видов побережья и природы. Воскресная встреча отца Джеймса с убийцей, как и было обещано в самом начале фильма, состоялась на морском берегу. Эти виды очень четко отвечают настроению картины: что-то очень драматичное и одновременно очень величественное. 

Фильм драматичный, тяжелый. Но при этом прекрасный, и его обязательно нужно посмотреть. Потому что он заставляет задуматься о многих важных вещах. И при всей той безнадеге, которая сопровождает картину, там есть один очень яркий момент. Там показывается, что есть люди, готовые умирать за чужие грехи. Этих людей очень и очень мало. Но они, безусловно, есть. 

P. S. А если вы не хотите задумываться о подобных вещах, тогда, конечно, лучше "Трансформеров" посмотреть.

P. P. S. Кстати, в эпизоде, где отец Джеймс в тюрьме беседует с серийным убийцей Фредди, убийцу играет сын Брендана Глисона актер Донал Глисон. Он играл главную роль в очень неплохом фильме "Бойфренд из будущего". Хороший актер.   

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
5
5
5
драматично, но очень мощно
да

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (30) ]

Дата публикации: 07.07.2014

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в