Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Драма "Дом из песка и тумана" (House of Sand and Fog)
Режиссер - Вадим Перельман. В ролях - Бен Кингсли, Дженнифер Коннелли, Рон Элдард, Шорех Агдашлу, Джонатан Ахдут, Андре Дюбус. США. 2003. 126 мин. Бюджет: $16,5 млн. Сборы по миру: $17 млн.

Я жертва цепи несчастных случайностей, как и все мы.
Малаки Констант ("Сирены Титана", Курт Воннегут)

- Как ты думаешь, Бен, американцы готовы к такому развитию сюжета?
- Да к чёрту их!
Беседа Вадима Перельмана и Бена Кингсли

- Вадим, звонит Спилберг.
- Какой Спилберг? Гриша Спилберг?
- Да нет, Стивен Спилберг.
Беседа ассистента и Перельмана

Бесконечно русский фильм об иранцах
и американцах, снятый евреем в Голливуде.
Определение кота Бублика

Кэти Лазаро (Дженнифер Коннелли) - депрессивная завязавшая алкоголичка. Она живёт одна на берегу океана в доме, который её отец строил тридцать пять лет. Кэти работает за гроши уборщицей, муж давно её бросил, но в разговорах с родными она упорно делает вид, что всё хорошо. Однако ничего хорошего Кэти не ждёт - странная привычка не вскрывать корреспонденцию, которая приходит на её имя, сослужило девушке плохую службу.

Какой-то там городской департамент ошибся и начислил миссис Лазаро уплату налога на несуществующую прибыль. Величина налога - пятьсот долларов. Если бы Кэти читала письма и сразу опротестовала неправильный налог, ничего бы не произошло. Но она зарылась в своих депрессиях, поэтому о налоге узнала только тогда, когда её за неуплату выселили из собственного дома, причём строение ещё и выставили на аукцион - чтобы погасить долги Лазаро.

Дом Кэти приобрёл некий Массуд Амир Берани (Бен Кингсли), в недавнем прошлом - полковник армии иранского шаха. После падения режима Пехлеви полковник с семьёй эмигрировал в Америку и стал американским гражданином. В Штатах он с большой помпой выдал замуж дочь, наделав долгов, и стал жить на широкую ногу - почти так же, как и в Иране. Берани старательно пускает своим знакомым пыль в глаза, уверяя, что он работает на высокой должности в компании "Боинг", однако в действительности он вынужден трудиться чернорабочим: более никуда у него устроиться не получилось. Да и кому в Штатах на самом деле нужен полковник иранской армии?

В результате для Массуда Амира этот дом - практически единственная надежда расплатиться с долгами и собрать денег на обучение сына Исмаила (Джонатан Ахдут). На аукцион дом выставили по крайне низкой цене - лишь бы побыстрее его реализовать, - а в реальности строение после небольших улучшений можно продать почти в четыре раза дороже. Полковник успел подсуетиться и приобрёл дом на последние деньги. Теперь остаётся только найти покупателей - и тогда ближайшее будущее семьи Берани в Америке будет обеспечено.

Однако Кэти при всей своей инфантильности сдаваться не собирается. Как выяснилось, адвокаты ничем ей не могут помочь - факт ошибки был установлен, но Берани является добросовестным приобретателем, поэтому девушка может получить обратно дом только в том случае, если Массуд Амир согласится продать его по той цене, по которой купил. А он, разумеется, не собирается этого делать.

Тогда Кэти заводит нежную дружбу с помощником шерифа Лестером (Рон Элдард), который с самого начала проникся к ней большим участием. Кэти надеется, что представитель закона сумеет надавить на полковника. Лестер тоже надеется, что у него это получится.

И в конце концов обычная безответственность приведёт к большой трагедии.

***

Режиссёр Вадим Перельман родился в Киеве в 1963 году. В 1977 году Вадим с матерью решили эмигрировать - семья потеряла почти всех близких родственников, а сестра и брат матери уже уехали из СССР. Сначала они жили в Италии, а потом уехали к дяде Вадима в Канаду. В шестнадцать лет Вадим ушёл из дома и начал самостоятельную жизнь. Сначала он изучал физику и математику, потом два года учился в Торонто в киношколе Райерсона. После обучения основал свою студию по производству музыкальных клипов и рекламных роликов, позже переехал в Калифорнию, где продолжал заниматься клипами и рекламой.

Как-то раз во время перелётов в римском аэропорту Вадим купил книгу Андре Дюбуса "Дом из песка и тумана". Книга настолько перекликалась с его собственными эмигрантскими переживаниями и настолько его потрясла, что Перельман через некоторое время связался с автором и предложил приобрести права на постановку романа. Поначалу Дюбус отказал - он до этого получил более сотни предложений от кинематографистов и всем отказывал, потому что был уверен, что роман при экранизации изуродуют. (Уверенность вполне оправданная, почти всегда так и бывает, особенно в Голливуде.)

Но Перельман сумел убедить Дюбуса в том, что он прекрасно чувствует материал романа и намерен его экранизировать строго по тексту под контролем самого автора, после чего всё-таки получил права на постановку.

Первоначально Вадим не рискнул самостоятельно делать киносценарий по роману. Для этого он нанял профессионального драматурга Шона Отто. Тот написал свой вариант, и он не понравился ни Перельману, ни Дюбусу. Второй вариант их также не устроил - Отто достаточно далеко уходил от канвы романа. В результате Вадим собственноручно написал киносценарий по книге Дюбуса, и именно по нему был поставлен фильм.

Как ни странно, деньги на этот проект Перельман нашёл довольно быстро. Половину финансирования обеспечили иностранные продюсеры, а на оставшуюся половину Вадим устроил аукцион среди голливудских студий, который выиграла спилберговская студия Dreamworks. Стивен после просмотра уже снятого фильма даже самолично позвонил Перельману и сказал, что он создавал Dreamworks именно для того, чтобы иметь возможность финансировать такие фильмы, как этот и "Красота по-американски".

С кастингом никаких особых сложностей не было. Во время работы над сценарием Вадим в роли полковника Берани видел только сэра Бена Кингсли, и Кингсли, к счастью, согласился сыграть этого персонажа. Дженнифер Коннелли Перельман также сразу видел в роли Кэти, хотя в романе этот персонаж значительно менее тонкий - эдакая туповатая жлобская уборщица.

Что в результате получилось? Фактически шедевр! Потрясающий, умный и очень глубокий фильм, великолепно поставленный и сыгранный. Причём, как ни странно, по стилю постановки - абсолютно русский фильм, несмотря на то что его снимали в США и в основном с американскими актёрами.

Мало у кого из иностранных режиссёров получилось снять в Голливуде совершенно неголливудское кино, но у Вадима это получилось! Никакого искусственного выжимания слезы, никакого морализаторства, никаких героев и злодеев, никакого вшивого хеппи-энда - он сделал этот фильм именно так, как хотел, не прогнувшись ни перед кем ни в чём!

О чём этот фильм? О том, как простая безответственность в конце концов может привести к ужасной трагедии. О том, как человек пытается сохранить своё достоинство, несмотря ни на что. О том, как важно уметь вовремя находить компромиссы. О том, как вредно жить иллюзиями. Ну и о том, что безответственная инфантильность, гордыня и догматизм одинаково опасны. Потому что, встретившись друг с другом, они могут рождать настоящие трагедии.

Как и в любом по-настоящему жизненном фильме, здесь нет ни правых, ни виноватых, нет ни злодеев, ни героев. Есть просто люди и обстоятельства, которые эти люди создают своими действиями.

Кэти Лазаро - именно "птица с подбитым крылом". Симпатичная, но инфантильная девушка с изломанной судьбой, в чём она же сама, судя по всему, и виновата. Её безответственность приводит к тому, что девушка лишается последнего, что у неё было. Но даже в этих обстоятельствах она действует по-прежнему неразумно и безответственно. Вместо того чтобы во всём признаться родственникам и получить какую-то помощь (истеричный звонок брату не в счёт: было понятно, что деловито строящий карьеру брат на такую просьбу не отреагирует) или попытаться всё-таки как-то договориться с полковником, она не находит ничего лучше, чем устраивать всякие истерики и натравливать на Берани помощника шерифа Лестера.

Лестер также вовсе не является негодяем. Честный служака-догматик, причём несчастный в браке. Кэти для него - свет в окошке, а полковник - человек, который обидел его девушку. В соответствии с этим Лестер и поступает. Он, на мой взгляд, не проявляет расовой нетерпимости как таковой. Просто Берани - иранец, значит, его можно припугнуть иммиграционной службой, только и всего. Полковник оказался не из пугливых, в результате Лестер пошёл в разнос. Тоже по-своему несчастный человек.

Но главный и при этом самый сложный и самый тонкий персонаж фильма - полковник Массуд Амир Берани. С одной стороны, вызывает глубочайшее уважение то достоинство, с которым полковник держится в суровых жизненных обстоятельствах и с которым принимает удары судьбы. С другой - в его поведении много того, что как-то не вяжется с понятием "человек чести". Ведь честь - это одно, а гордыня - совсем другое. И если честь - это положительное качество, то гордыня - это смертный грех.

У полковника понятия чести и гордыни нередко смешиваются между собой. Растратить последние деньги семьи на шикарные апартаменты только для того, чтобы пустить знакомым пыль в глаза, - это не честь, а гордыня. Врать знакомым о том, что он занимает высокий пост, а при этом вкалывать чернорабочим - это тоже гордыня. Пуститься на банальную спекуляцию, воспользовавшись положением, в которое попала девушка из-за своего инфантилизма, и довести её таким образом практически до самоубийства - это тоже никак не соотносится с понятием "честь офицера".

В результате каждый главный герой в этом фильме получает своё, причём, в общем-то, по заслугам. Полковник наказан за гордыню, Кэти - за безответственность и инфантилизм, помощник шерифа - за догматизм, которым он оправдывает превышение своих полномочий.

Вы спросите, за что наказан мальчик Исмаил? А вот он - просто невинная жертва. Не "агнец божий", как почему-то утверждают некоторые критики, а просто обычная жертва в цепи несчастных случайностей, куда может попасть любой из нас. Случившееся с Исмаилом просто подчёркивает тот факт, что никакой такой "справедливости" в этом мире не существует. Только цепь событий или случайностей, более ничего.

Актёрский состав в этом фильме подобран очень хорошо. На роль жены и сына полковника Берани Перельман пригласил актёров иранского происхождения - Шорех Агдашлу, которая сыграла Нади Берани, и Джонатана Ахдута, сыгравшего Исмаила. Рон Элдард в роли помощника шерифа неплох, но ничего хоть сколько-нибудь выдающегося - он совершенно теряется за Коннелли и Кингсли.

Дженнифер Коннелли на роль Кэти подобрана абсолютно точно. Мало кто может сыграть подобное сочетание - её персонаж одновременно и жалок, и вызывает сочувствие, как раненая чайка, случайно попавшая в стаю ворон. Вороны вроде ни в чём не виноваты, они живут своей обычной жизнью, но смотреть на чайку в этом окружении мучительно больно.

Бен Кингсли в роли полковника Берани потрясает! Я и раньше знал, что он блестящий актёр, но здесь сэр Бен играет просто гениально! Ему приходится изображать персонажа, как я уже сказал, очень неоднозначного - и Кингсли демонстрирует широчайший диапазон чувств и эмоций от высокомерия в прошлом высокопоставленного чиновника до ужаса отца, боящегося потерять своего сына. Сцена мольбы полковника в больнице - это взрыв отчаяния, равному которого я в кино, пожалуй, и не встречал.

Причём если в каких-то ролях Кингсли как бы со стороны демонстрирует своих персонажей, не сливаясь с ними, - как, например, в "Счастливом числе Слевина" или "Убей меня", - то в данном случае он абсолютно сливается со своим героем и живёт его чувствами и его эмоциями. Гордость и гордыня, отчаяние и смирение, борьба и покорность - всё это приходится испытать этому человеку.

Плюс - Кингсли мастерски изображает персидский акцент, и это ещё более усиливает эффект от его роли: полковник довольно забавно говорит по-английски, но это в некоторых эпизодах только подчёркивает драматизм ситуации, учитывая обстоятельства, в которые Берани попадает. К сожалению, в дубляже этого понять невозможно - в озвучке всякий акцент у полковника убрали.

Несмотря на то что "Дом из песка и тумана" - фильм совершенно немейнстримовый, неголливудский и Перельмана даже обвиняли в антиамериканизме, его тем не менее высоко оценили критики и члены Американской академии киноискусства. Три номинации на "Оскар" (ни одной, впрочем, фильм не выиграл), ещё шестнадцать номинаций и семь наград - это самое настоящее признание, особенно учитывая тот факт, что фильм дебютный. Я, правда, не очень понимаю, как могли не дать Бену Кингсли "Оскар" за роль полковника Берани, но это, конечно, личное дело академиков. Тем более что "Оскар" тогда получил Шон Пенн за очень сильную роль в фильме Клинта Иствуда "Таинственная река" - это ещё хоть что-то объясняет. Потому что если бы "Оскар" получил Джуд Лоу (один из кандидатов на "Оскар" в 2004 году) за роль в "Холодной горе" - я бы решил, что академики сошли с ума.

Впрочем, какая разница, кто там за что получил или не получил "Оскар" или ещё какого-нибудь дворецкого? Главное - то, что Вадим Перельман снял великолепный фильм с потрясающей работой Бена Кингсли. На мой взгляд, это почти шедевр! Посмотрите обязательно!

P. S. Кстати, сам автор романа Андре Дюбус сыграл в фильме крохотную роль. Перельман упомянул в одном из интервью о том, что Дюбусу достался малюсенький эпизод и режиссёр потом над ним подшучивал на тему того, что Дюбус, мол, переиграл. Из кастинга было известно, что Дюбус сыграл некоего Майерса, но это имя в фильме вроде нигде не звучало. Пришлось искать, методично просматривая всяких эпизодических персонажей и сравнивая их с фотографией Дюбуса. Писателя удалось обнаружить только с пятого раза. Оказывается, он сыграл помощника лейтенанта Альвареса. Майерс сидит на стуле на заднем плане и за весь эпизод не произносит ни слова. Вот этот кадр.

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
5
5
5
почти шедевр
обязательно

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Рецензии на "Киномане"
Рецензия на "Кинокадре"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (34) ]

Дата публикации: 07.08.2008

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в