Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Абсурдистская трагикомедия "Новейший завет" (Le tout nouveau testament)
Режиссер - Жако ван Дормель. В ролях - Бенуа Пульворд, Пили Груан, Катрин Денев, Франсуа Дамиенс, Иоланда Моро, Лаура Верлинден, Серж Ларивье, Дидье Де Нек, Марко Лоренцини, Ромен Желен. Бельгия - Франция - Люксембург. 2015. 113 мин. Бюджет: $9,3 млн. Рейтинг на IMDB: 7,2. Мой рейтинг: 7,0.

Снимали новую "Амели". А получился "Новейший завет".
Отзыв кота Бублика

Каждый может поскользнуться, снимая кино.
Предупреждение кота Бублика

Поэтому она, свобода, достигается демонстративным приравниванием девиации к норме - за счет списывания в утиль самого понятия нормы как чего-то "деспотичного" и навязанного богом-диктатором. И "апостолы" с энтузиазмом принимаются "освобождаться" посредством адюльтера, стрельбы по живым мишеням, порнографии, зоофилии (сей путь, увы, избрала героиня Катрин Денев) и смены половой идентичности. Только один ограничивается скромным дауншифтингом, и на фоне своего беременного коллеги-"апостола" (мужчины, разумеется) он смотрится просто махровым традиционалистом.
Из рецензии в "Российской газете"

Бог-отец - существует. И он живет в Брюсселе. Бог (Бенуа Пульворд) имеет внешность злобного, неопрятного и лысоватого мужчины в заношенном халате, который сутками напролет сидит за божественным компьютером и изобретает роду человеческому, который он сам же и создал, всевозможные пакости. Да потому что достал этот род человеческий, если честно. 

В быту Бог неприхотлив, хотя и тираничен. Он питается крекерами, пивом и виски, а с близкими - женой-богиней (Иоланда Моро) и дочерью Эей (Пили Груан) - ведет себя как полнейший придурок. Жена это отношение покорно терпит, а Эа считает Бога законченным уродом - за его отношение к людям - и мечтает сбежать из их трехкомнатной квартирки, у которой нет входной двери. 

У Эи есть брат, она его зовет Джей Си (Jésus Christ). Тот когда-то давно нашел способ сбежать из дома, нашел себе двенадцать апостолов и создал "Новый завет", чем изрядно растравил желчь у злобного папашки. 

Однако человечеству это не помогло, поэтому Джей Си теперь стоит в комнатке Эи в виде статуэтки, а Бог продолжает изгаляться над людьми, как хочет. 

Но Джей Си подсказал Эе возможность выбраться из дома. Теперь она должна найти себе шестерых апостолов - чтобы общее число апостолов достигло восемнадцати, как в бейсбольной команде, - и создать с ними "Новейший завет". Вот от этого-то папашку Бога наверняка хватит кондрашка. 

***

Изрядно нашумевший фильм бельгийского режиссера Жако ван Дормеля, который Бельгия уже официально выставила на "Оскара 2016".

Шум вокруг этой картины в основном был вызван якобы содержащейся в ней антиклерикальной направленностью, однако я тут ничего такого сильно антиклерикального не заметил. Подумаешь, Бог-отец придумал, что бутерброд всегда будет падать вареньем вниз, - тоже мне проблема. На фоне того, что Бог (если он, конечно, существует) творит со всем человечеством, бутерброд, как мне кажется, является наименьшим злом. 

А что с человечеством он, Создатель, действительно творит довольно мерзкие вещи - ну так это не секрет, это же всем известно давным-давно, еще и до ван Дормеля. И тут совершенно неважно, имеет ли этот почтенный джентльмен вид Демиурга, грозного старца или потрепанного неопрятного мужичонки. 

Впрочем, хотя все эти религиозные символы играют в картине заметную роль, главное, что в ней прослеживается постоянно, - это то, что ван Дормель снимал новую "Амели". Аллюзии к этому фильму напрашиваются постоянно. Повествование ведется от лица главной героини - девочки Эи, которую очень интересуют различные люди и которая по мере сил и возможностей старается им помогать. 

Практически все второстепенные герои картины несчастливы в жизни и находят свое счастье или с помощью Эи, или когда меняют свою жизнь при осознании неизбежности смерти. 

В картине так или иначе присутствует Смерть, но эти эпизоды, как и в "Амели", снимаются в эдаком слегка игрушечном, кукольном стиле. (Вспомните эпизод со смертью матери Амели.)

Ну и общий стиль картины, несмотря на мерзкого папашку Бога, романтичный, воздушный, но при этом рассказывает о вполне неромантичных вещах вроде убийств, насилии, порнографии, зоофилии и так далее. 

Собственно, главная прелесть этого фильма - в той легкости, с которой ван Дормель ухитряется рассказывать о страховом агенте, нашедшем свое призвание в убийствах, о сексуальном маньяке, который обрел свое счастье в момент озвучивания порнографических фильмов, и о богатой женщине, несчастной в браке, которая наконец обрела настоящего мужчину в виде огромной гориллы.

Некоторых зрителей и критиков нахальство, с которым ван Дормель затрагивает подобные темы, возмущает: вон я в эпиграфе привел кусочек из одной ругательной рецензии в "Российской газете". 

Мне же, наоборот, понравилось. Потому что в другом своем известном фильме "Господин Никто" Дормель, на мой взгляд, чересчур увлекался пафосными и сопливыми штампами - при шикарной, замечу, визуальной составляющей, - и мне та картина не понравилась совершенно. 

Но тут у него пафоса на порядок меньше (хотя тоже бывает), а хулиганства - на порядок больше, так что картина получилась живенькой и забавной. Да, черный юмор подобного рода нравится далеко не всем, но вот мне - как раз то, что надо.  

Кроме того, ван Дормель наполнил фильм кучей всяких оммажей другим известным картинам, так что любителям авторского кино будет интересно узнавать те или иные цитаты.  

Бог-отец у известного бельгийского комика Бенуа Пульворда ("Астерикс на Олимпийских играх", "Таможня дает добро") получился очень здорово: ну просто совершенно мерзейшее создание, так что, глядя на него, начинаешь хорошо понимать, почему роду человеческому достались такие страдания. И в фильме, в отличие от реальной жизни, Богу-папаше за это достается на орехи: когда он спускается на грешную землю в погоне за дочуркой, то все встречные-поперечные чистят Богу физиономию и в конце концов его, как бомжа без документов, и вовсе ссылают в земной Ад - в Узбекистан, собирать стиральные машины!

Пили Груан в роли Эи очень хороша. Девочка, живущая в собственном мире, не умеющая плакать, слышащая музыку, звучащую в каждом человеке, - она получилась и трогательной, и одновременно сильной и целеустремленной. Это не Амели Пулен, образ совсем другой, но образ очень достойный. 

Остальные актеры также подобраны здорово, особенно Виктор (его сыграл Марко Лоренцини) - мальчик, который хотел стать девочкой. 

Кстати, по требованию ван Дормеля почти все актеры картины - бельгийцы. За исключением француженки Катрин Денев. 

Что в результате? Это, конечно, не новая "Амели" (да и возможна ли новая "Амели"?), но картина оригинальная, необычная, во многом забавная. Мне понравилось, короче говоря. 

Есть ли здесь мораль? Да, конечно, есть! Мораль такова: уберите от божественного компьютера этого злобного алкаша и посадите за него тихую мечтательную тетку - она человечеству сразу сделает небо в ромашках. Аминь!

***









***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

4
4
4
4
симпатично и оригинально 
вполне можно

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (30) ]

Дата публикации: 21.12.2015

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в