Последний самурай / The Last Samurai
24.02.2004 36609   Комментарии (2)
Гордые живут лишь мгновение, как вечерний сон в разгар весны. И могучие в конце концов погибают - они лишь пыль, несомая ветром.
"Хэйкэ моногатари"
Соев, я вас прошу - посмотрите финал...
Велюров

Сразу хочу успокоить взволнованных киноманов - последнего самурая играет вовсе не Том Круз. (А то на форумах высказывались такие опасения.) Том Круз играет капитана Натана Олгрина - ветерана войны Севера и Юга, активного участника войн с индейцами... Впрочем, эти прошлые активные сражения с индейцами самого Олгрина как-то не радуют. Он все больше вспоминает позорные карательные экспедиции, во время которых отряд полковника Багли (Тони Голдуин), в котором служил Натан, убивал беззащитных женщин и детей, так что Олгрина постоянно мучают кошмары и он вынужден пить, как лошадь (американцы говорят - как рыба), чтобы отогнать от себя дурные воспоминания.

Однако внезапно Натану через все того же полковника Багли поступает весьма интересное предложение: отправиться вместе с полковником и своим старым сержантом в Японию - обучать японскую армию современному военному искусству и навыкам владения оружием. Само предложение сделал советник Императора Омура (Масато Харада). Он - сторонник европейского развития Японии и считает, что современная армия, снабженная винтовками и пушками, должна прийти на смену плохо организованным самураям, которые сражаются с помощью архаичного вооружения: мечей, ножей и луков со стрелами.

В Японии Олгрин продолжает алкоголить, заглушая в себе горечь воспоминаний об индейских деревнях, и тренирует японских крестьян, из которых Омура пытается сделать регулярную армию. В один прекрасный момент от Олгрина потребовали повести это недовойско сражаться против отряда самурая Кацумото (Кен Ватанабэ), который делает набеги на правительственную железную дорогу и весьма досаждает Омуре. Кацумото в прошлом - советник Императора, однако сейчас он находится в жесткой оппозиции к правительству (Император по фильму - марионетка в руках Омуры), взявшему курс на уничтожение самурайства.

Несмотря на протесты Олгрина о том, что это войско не готово к войне, Омура и Багли отправляют солдат во главе с Олгрином сражаться с Кацумото, мотивируя это тем, что, мол, эти дикари-самураи сражаются только с помощью мечей и стрел, так что войско с ружьями расщелкает Кацумото, как орешки.

Тем не менее плохо обученные крестьяне, даже вооруженные современными средствами, не смогли справиться с маленьким, но наводящим ужас отрядом самураев Кацумото, и войско Олгрина было наголову разбито. Сам Натан храбро сражался до последнего, был серьезно ранен, и Кацумото, на которого произвело впечатление мужество Олгрина, приказал не убивать солдата, а взял его в свою деревню, где отряду самурая предстояло скрываться почти год, до следующего лета...

***

Сразу скажу - снято это все очень пристойно и смотрится просто замечательно. Боев не особо много, но они производят весьма внушительное впечатление... Бой новобранцев с отрядом Кацумото снят в лесу, в котором лучи солнца ярко светят сквозь деревья. Отряд самураев появляется в дымке, и воины выглядят какими-то совершенно фантастическими персонажами. Очень эффектно сделано нападение наемных убийц-ниндзя на деревню Кацумото. Зрители (и я в их числе) прям испереживались все - до того мастерски было передано просто физическое ощущение опасности. Да и само сражение с ниндзя Кацумото и Олгрина выполнено превосходно.

Наш последний и решительный бой - триста самураев под руководством Кацумото против регулярной армии Омуры - снят тоже вполне пристойно, но уже весьма лубочно. Особенно последние сцены боя. Но подробно рассказывать не буду, дабы избежать спойлеров.

Круз сыграл, в общем, вполне неплохо, хотя он мне редко где нравится. Но здесь он выглядел достойно. Правда, его было слишком много. Оно понятно, что с коммерческой точки зрения основное внимание нужно концентрировать на самой главной звезде, однако я хорошо помню лицо Круза и мне не нужно было его демонстрировать столько раз, чтобы я освежил в памяти его светлый образ. Но раздражать он не раздражал - уже хлеб. В более зрелом возрасте он выглядит намного лучше, чем в роли вечного мальчика. А всякие претензии к роли Олгрина более относятся к сценаристу, нежели к самому Крузу. Впрочем, он там один из главных продюсеров, мог бы и повлиять. Но о сценарии - чуть позже.

Главная же звезда фильма "Последний самурай" - это, безусловно, Кен Ватанабэ, блестяще сыгравший того самого Кацумото - последнего хранителя самурайских традиций, который прекрасно понимал, что и он сам, и самурайство как таковое обречены, но он предпочел пойти на смерть, нежели смириться с обстоятельствами и принять сторону человека, которого он считал своим личным врагом, - Омура. Ватанабэ за эту роль выдвинут на "Оскара" в категории "Лучший актер второго плана". Номинация странная, потому что Ватанабэ, безусловно, актер первого плана, а не второго. Но если в эту категорию его выдвинули для того, чтобы он имел шанс действительно получить "Оскара" (потому что статуэтку за лучшую главную роль он не получил бы ни под каким видом), - тогда я свои претензии снимаю. Великолепная роль, великолепный Кацумото - суровый воин, нежный отец, мудрый наставник, отличный собеседник.

Хорошая роль у Койоки, игравшей сестру Кацумото Така, в которую влюбился Олгрин. Вот тут (если пока не обсуждать некоторые моральные аспекты) все было показано очень целомудренно и очень по-японски. Сцена, когда Така надевает на Олгрина кимоно перед последней битвой, - невероятно эротична, хотя эротики как таковой в ней нет вообще. Мои комплименты, так снять подобную сцену могут только настоящие профессионалы.

Несмотря на весьма большую продолжительность - два с половиной часа, - фильм не кажется затянутым. В нем захвачен довольно большой промежуток времени жизни Олгрина, и о каждом его этапе рассказывается весьма подробно. Однако это не утомляет, а наоборот, весьма интересно смотреть, как Олгрин начинает вживаться в быт общины самураев, как постепенно проникается их жизненными принципами.

Снято это на очень высоком профессиональном уровне: типичные виды Японии - невероятно красивы (особенно нужно отметить тот факт, что часть "Японии" снимали в Новой Зеландии), а Токио тех времен воссоздан с высокой степенью достоверности.

Смотреть фильм очень и очень приятно. Когда смотришь - наслаждаешься и более ни о чем другом не думаешь (ну, разве что временами все-таки проявляются всякие дурацкие вопросы к сценарию, но их стараешься тут же глушить), но уже после просмотра фильма его недостатки начинают постепенно проявляться в голове, как экспонированный лист фотобумаги, брошенный в благодатный раствор проявителя.

(Нижеследующие пассажи, вероятно, имеет смысл читать только тем, кто уже посмотрел этот фильм, потому что в них содержится несколько спойлеров, способных испортить впечатление для еще не смотревших "Последнего самурая"...)

Основная претензия к этому фильму - финал. Сказать, что Цвик этим финалом разочаровал, - значит, почти ничего не сказать. Я был просто в бешенстве. Сделать настолько действительно неплохой фильм и собственными руками убить его в финале - это просто преступление! После такой великой битвы, после такой возвышенной смерти самурая Кацумото - и опуститься до подобной дешевки? Рыдающий Олгрин - воин из стана противника Императора - после проигранного сражения врывается в замок Императора в момент его дипломатических переговоров, чтобы, рыдая и хлюпая носом, вручить ему меч Кацумото? Причем Император ВДРУГ прозрел, принял меч неоднократно преданного им Кацумото и вдруг послал в анус Омуру, американского посла и так далее? Странно, что он Олгрина при этом не сделал своим советником. Впрочем, Олгрин же должен был вернуться в свою деревеньку, чтобы продолжить эти танцы с волками...

Второй важный момент - образ Омуры. В истории Японии я не нашел советника времен Мэйдзи с таким именем, однако, вероятно, его прототипом выступил Ия Наосукэ, советник Императора, который в 1858 году подписал договор с Соединенными Штатами, а затем с Англией и Францией. Кстати, Наосукэ не занимался уничтожением самурайства как класса, а также не подсылал убийц-ниндзя "последнему самураю" (как по фильму). Наоборот, его контакты с иностранными государствами вызвали недовольство консервативных слоев правительства, и в 1860 году Наосукэ был убит "ронином" (бывшим самураем, потерявшим своего хозяина, но не покончившим с собой, как это было принято).

Однако даже по фильму, где на Омуру свалили все смертные грехи, не очень понятно, с чего он вдруг такой негодяй. Наоборот - курс Омуры на преодоление феодальных пережитков старой Японии весьма прогрессивен. Похоже, что только Омура действительно понимает, чем именно грозит стране отсутствие регулярного войска с современным вооружением, вместо которого наличествуют разрозненные самураи, которые даже со всем своим искусством владения мечом, луком и прочим оружием никак не смогут противостоять винтовкам и пушкам. В общем, Омура - чистый Петр Первый. Только значительно меньше ростом. А в фильме его вывели подлым делягой, негодяем и последней сволочью. К тому же нерешительный Император его под конец унизил по полной программе, хотя раньше постоянно плясал под его дудку.

Зато сам последний самурай показан достаточно достоверно. Прообраз Кацумото - самурай Сайго Такамори, который играл очень важную роль в реставрации Мэйдзи и являлся лидером антисегунского движения. Он активно протестовал по поводу упразднения самурайства как сословия и запрещения им носить мечи. В знак протеста Такамори вышел из правительства, удалился в провинцию, где стал воспитывать и готовить свое войско. Правительство пыталось договориться с Такамори, но он не шел на уступки. После этого в 1877 году Такамори поднял восстание и со своей армией (в которой, между прочим, было 15 000 человек) разгромил армию преданного правительству Кумамото. Узнав об этом, правительство отправило на бой с Такамори регулярную армию под командованием Тарухито, и армия Такамори была разгромлена превосходящими силами. Такамори, с немногими оставшимися в живых воинами, был окружен со всех сторон, принял неравный бой, его ранили в ногу выстрелом из винтовки, и один из приближенных по его просьбе лишил Такамори жизни.

Вот такая история. Да, никаких американцев, понятное дело, в окружении Такамори не было, так что история Олгрина - способ ввести в фильм американца, весьма смахивающего на Тома Круза.

Кстати, о Томе Крузе... И действительно, Круз на съемках чуть не погиб. Однако это произошло вовсе не в тот момент, когда по фильму воин по имени Уджио (Хироюки Санада) пытается напугать плененного американца, остановив меч в миллиметре от его шеи. Это произошло, когда снимали сцену боя на мечах Олгрина и Уджио. Круз сидел на специальном устройстве - "механической лошади", - которое должно было в нужный момент опустить актера, а меч Уджио просвистел бы над тем местом, где только что была голова Олгрина. Однако в "механической лошади" что-то не сработало и шея Круза осталась на месте. Если бы не блестящая реакция Санады, который сумел все-таки остановить меч действительно в сантиметре от шеи Круза, "Последний самурай" мог бы стать для актера последним фильмом. К счастью, все обошлось...

Еще можно долго рассуждать о том, каким образом Олгрин за полгода освоил одну школу сражения на мечах, приверженцы которой упражнялись всю жизнь с раннего детства, а потом в бою почему-то демонстрировал принципиально другую школу сражения на мечах, - но в этом нет особого смысла. Это уже кинематографические условности.

Так же, как и, вероятно, нет смысла обсуждать любовную линию между Олгрином и Така, возникшую после того как Олгрин убил мужа Така и она об этом хорошо знала. Это на обычные условности уже не тянет, однако спишем их на "самурайскую специфику".

Главное в этом фильме - качество исполнения. Сценарий хромает, однако снято это настолько хорошо, что на нелепости во время просмотра не обращаешь внимания. И если бы они догадались закончить картину на моменте гибели Кацумото - у меня бы нашлись почти только восторженные слова. Действительно - очень и очень неплохо сделано. Кацумото и сцены боев - просто блеск!

Смотреть ли? Да, конечно. Фильм этого, безусловно, достоин. Меня он, скажем так, зацепил. "Гладиатор", созданный по сценарию того же автора, не зацепил ничем и никак. Это чистая "клюква", хотя и вполне зрелищная. "Последний самурай" - все-таки из другой серии. Они не смогли избавиться от типичного слезливого и слюнявого финала, они не смогли преодолеть в себе искушение поделить всех персонажей на Злодеев и Героев, однако они все-таки смогли сделать несколько действительно классных сцен. Кроме того, они сделали изумительного Кацумото - Ватанабэ. За это им, в общем-то, можно простить даже финальную сцену.



 

© 1998–2024 Alex Exler
24.02.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 3+
Кратко о фильме:
здорово снято
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 2

Фильм смотрится ещё шикарнее, если помнить справедливо помеченный вами момент, что мерзавец-Омура - сторонник более прогрессивного и полезного для страны в целом пути развития, а молодец-Кацумото - как ни крути, самурай-дикарь и консерватор и "традиция", приверженцем которой он был, могла превратить Японию в "страну третьего мира" и колонию. Это соображение весьма оживляет просмотр и заставляет сюжет играть новыми красками 😄
12.12.20 19:21
0 0