Жизнь как чудо / Zivot je cudo
29.11.2004 16888   Комментарии (1)
Кто говорит, что войны не будет, эту войну и начнет.
Фраза из фильма
Жизнь - это чудо, война - это дерьмо,
а любовь все победит, если ее, в свою
очередь, что-нибудь не победит.
Основной мессидж фильма

Лука (Славко Стимач) - чудаковато-наивный инженер, который в свое время из Сараево перебрался на богом забытый полустанок, потому что одержим идеей построить паровозный туннель через Балканы. Он живет с полусумасшедшей женой Ядранкой (Весна Тривалич), которая бросила карьеру оперной певицы, и от этого у нее поехала крыша. Ну или от тоски поехала крыша, потому что делать на этом полустанке совершенно нечего - разве что на качелях качаться и ждать, когда пару раз в день мимо прогремит поезд. У них есть сын Милош (Вук Костич), мечтающий о карьере футболиста в местном клубе.

В этой глуши кипит самая обычная жизнь - по крайней мере та жизнь, которая бывает в фильмах Кустурицы... Ослица пытается покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви, для чего часами стоит на железнодорожных путях, дожидаясь паровоза. Черно-белый кот дружелюбно воюет с местной собачкой, нагло откусывает бутерброд, когда его сует в рот кто-то из домашних, гоняет голубей и служит символом мира и прогресса. Медведи периодически приходят в дом без приглашения и хозяйничают там, слегка поубивав хозяев.

Мэр местного городка разъезжает по окрестным селам и занимается популизмом в перерывах между пьянками. При этом мэр пытается самого себя вытащить из жуткой коррупции, в которую он влез уже давно, но его уже никто никуда не отпустит - слишком большие деньги завязаны на этой местности.

В городке силами местных жителей и заезжего смазливого дирижера из Венгрии создан оркестр, бравурно исполняющий что-то очень балканское и очень цыганское. Усы и кудри венгра не дают покоя Ядранке, которая еще не настолько сошла с ума, чтобы не заинтересоваться эдаким красавчиком.

А дальше начнется война. Лука в этой войне участвовать вовсе не собирается - это не его война. Он хочет строить железнодорожные туннели и жить на своем полустанке. Однако война - она касается всех независимо от того, хочешь ты в ней участвовать или нет.

Сначала от Луки сбегает жена вместе с венгром. Затем Милоша призывают в армию. Лука не очень понимает, что происходит вокруг, поэтому даже радуется тому, что Милоша призывают - мол, дед Милоша служил, Лука служил, значит, и Милошу служить сам бог велел. Однако Милош предстоящему призыву не радуется. Чему тут радоваться-то, когда он хотел играть в футбол, а теперь ему тащиться в армию прямо накануне войны? Но Милоша тоже никто спрашивать не собирается: отправляйся, парень, в армию и все дела.

Вскоре война достигает и той дыры, где живет Лука. Вокруг слышны пальба и взрывы. Днем мимо проезжают войска, ночью - новый мэр, который под военный шумок занимается контрабандными поставками наркотиков, горючего и оружия, торопясь сколотить недурственный капиталец, чтобы потом с ним свалить в Германию, жениться на толстой фройляйн и зажить в свое мэрское удовольствие.

Через некоторое время Милоша берут в плен. Знакомый военный Луки, в свою очередь, берет в плен мусульманку Сабаху (Наташа Солак) и привозит девушку Луке - мол, пускай Сабаха напишет своим родным, и ее обменяют на Милоша. Процесс обмена - достаточно небыстрый, поэтому Сабаха живет в доме Луки. Постепенно между ними - ну, разумеется - возникает любовь, но какая может быть любовь, когда вокруг идет война?..

***

Трудно найти более обласканного наградами и признанием критиков режиссера, чем Эмир Кустурица. При этом, конечно, нельзя сказать, что это признание ничем не заслужено. Кустурица - режиссер очень яркий и очень самобытный, поэтому и привлекает к себе такое пристальное внимание. Его называют "балканским Феллини" - и это сравнение вовсе не притянуто за уши, ведь некоторые фильмы Кусты действительно напоминают шедевры великого итальянца: манерой съемки, колоритностью персонажей, обстановкой легкого сумасшествия, происходящего на экране, большим количеством народной музыки, а главное - неповторимо личным стилем. Феллини снимал так, как будто он изливает душу, и Кустурица снимал точно так же.

Новый фильм ждали давно, потому что Куста не балует своих поклонников частым выходом картин. Предыдущий шедевр, "Черная кошка, белый кот", был снят аж в 1998 году, так что до появления фильма "Жизнь как чудо" прошло долгих шесть лет. Впервые он был показан на Каннском фестивале и... И первый раз Кустурица не привлек восторженного внимания высокого жюри. Правда, фильм получил номинацию на "Золотую пальму" и кинематографический приз от французской национальной системы образования, но для Эмира это все - практически плевок в душу после выигранных двух золотых пальм ("Underground" и "Otac na sluzbenom putu"), двух одновременных побед на венецианском фестивале в 1981 году и аж четырех наград на том же фестивале в 1998 году, не считая побед на итальянских, японских, французских, немецких и прочих фестивалях.

Что случилось? От Кустурицы отвернулись критики? Да, в общем, нет. Если почитать критику, то выясняются интересные закономерности. На часть рецензентов само имя Кустурицы производит такое завораживающее действие, что "Жизнь как чудо" они объявили, безусловно, гениальным из гениальнейших, и никакой тени сомнения по этому поводу быть не может. Что интересно, как минимум двое из таких критиков (речь идет о профессиональных кинокритиках, которые пишут для толстых журналов) вердикт вынесли еще до просмотра фильма, о чем случайно проговорились в рецензиях. Но они читали анонс к фильму, и этого для них оказалось вполне достаточно.

Другие критики картину посмотрели и заходились в восторгах совершенно честно: "лучшая работа", "великолепный фильм", "гениальный Кустурица", "как обычно - гениально", "это просто потрясающе", "фильм смотрится на одном дыхании", "еще никто не сказал о войне так честно" и так далее.

Ну и был еще один вид критиков, которым "Жизнь как чудо" не сильно понравился. Правда, что говорить по этому поводу - они толком не знали. Потому что гений и все такое, а как можно критиковать гения? В результате рецензии были выдержаны в стиле: "Ну да, там происходит что-то непонятное и слегка тоскливое, но так как речь идет о гениальном Кустурице, вероятно, это я своими тупыми мозгами не дошел, что же там такого потрясающего"...

Но хватит о критике, поговорим о том, что увидел я в этом фильме... На первый взгляд - все тот же Кустурица. По стилю - нечто среднее между "Черной кошкой, белым котом" и "Андерграундом". От "Черной кошки" - фантасмагория персонажей, играющие как актеры животные, атмосфера веселой шизы и много-много музыки (ее писал сам Кустурица и Дежан Спаравало, а исполнял, разумеется, ансамбль No Smoking Orchestra, который озвучивал "Черную кошку, белого кота" и с которым Эмир нередко выступает по миру - режиссер на сцене делает вид, что играет на соло-гитаре). От "Андерграунда" - война, людские судьбы во время войны и грязные военные делишки грязных людишек.

Вроде все на месте: и смех, и слезы, и любовь. Да и главный посыл, в общем, беспроигрышный: жизнь - это чудо, война - это дерьмо, а любовь все победит, если ее что-нибудь не победит. Но чего-то заметно не хватает. Чего именно? Искренности и легкости, которыми всегда славились фильмы Кустурицы. В фильме "Жизнь как чудо" много искусственности, как будто какой-то другой режиссер подражает великому Кустурице. Подражать подражает, получается очень похоже, но временами неуклюже и тяжеловесно, а главное - нет ощущения цельности, продуманности и законченности.

И дело не в том, что "Жизнь как чудо" идет больше двух с половиной часов. В конце концов, у Кусты все фильмы длинные, но они всегда смотрелись на одном дыхании. В данном случае дело в том, что во время просмотра нередко возникает вопрос: "Да когда же это в конце концов закончится?" Вопрос для фильмов Кустурицы дикий и нехарактерный. Но он возникает. Потому что на этот раз фильм безбожно затянут.

А может, виной всему главное - отсутствие четкого желания что-то сказать? Может, все, что он хотел сказать о войне, сказано в "Андерграунде", а все, что он хотел сказать о жизни как чуде, сказано в "Черной кошке, белом коте"? Похоже, это именно так и есть. Поэтому "Жизнь как чудо" выглядит, в общем, слегка искусственным образованием. Нет, там все на первый взгляд хорошо - много хороших эпизодов, колоритная игра актеров, блестящие вторичные роли и так далее, - но обстановки веселой шизы, как в "Черной кошке", практически нет. И обстановки кошмаров войны, как в "Андерграунде", тоже нет. Все как-то очень и очень натянуто.

Поставлено и снято талантливо - все-таки это Кустурица, - но пустовато и временами скучновато. Выглядит фильм как подражание Кустурицы-нового Кустурице-старому. И это очень и очень печально.

Резюмировать как-то сложно. Потому что у меня язык не повернется назвать "Жизнь как чудо" плохим фильмом. И вовсе не потому, что меня завораживает магия имени Кустурицы - меня вообще ничего в этой жизни не завораживает. Но снято это все равно мастерски, и отдельные эпизоды - просто великолепны. Однако в общую цельную картину они, к сожалению, не складываются и фильм выглядит очень и очень затянутым. При этом ряд других эпизодов выглядят весьма искусственными. Вместо обстановки легкой шизы - картина тяжелой шизофрении, как, например, с женушкой Луки.

Однако сразу имейте в виду, что мнения об этом фильме достаточно разнятся. Я знаю зрителей, которые от картины были в восторге и заявляли, что это чуть ли не лучшая картина Кустурицы. Также я знаю зрителей, чье мнение было вполне похоже на мое: такое ощущение, что Кустурица подражает Кустурице. Старательно, умело, но без четко поставленной цели. И без души. Точнее, не вложив ее, вопреки обыкновению, на полную катушку. Только маленькую часть.

Поэтому смотреть или не смотреть - решайте сами. И мессидж ищите сами. Точнее, решайте, нужен вам этот мессидж или же вы его и так прекрасно знаете...

P.S. Согласен, это совершенно дебильное для русского языка слово "мессидж" (от англ. - послание, сообщение), но его в последнее время полюбили многие кинорецензенты. Я данный термин в русском языке ненавижу, а употребляю исключительно в издевательском смысле. Ну и в качестве протеста против войны.

***





© 1998–2024 Alex Exler
29.11.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4-
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
Кустурица подражает Кустурице
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 1

Хотелось бы возразить Вам, Алекс. Я не профессиональный критик, а потому совсем не претендую на то, чтобы мое мнение было единственно верным. Сразу оговорюсь, что к моему глубочайшему сожалению не видела фильма Эмира Кустурицы "Андеграунд" (в самое ближайшее время попытаюсь наверстать упущенное). А вот фильм "Черная кошка, белый кот" мне довелось посмотреть и надо сказать, что в бурный восторг от этой картины я не пришла. Да картина хорошая и действительно "веселой шизы" в картине полно, но не больше. Что же касается фильма "Жизнь как чудо", то это несомненно шедевр (не знаю для кого как, но для меня точно), это самый что ни на есть "вкусняк". Да, может быть, для человека, которого называют "балканским Феллини" в картине действительно слишком мало "шизы" (ведь именно этим, на мой взгляд, всегда изобиловали фильмы великого итальянца), но этому фильму она и не нужна, так как в реальной жизни её ("шизы") не так уж и много, а этот фильм – это и есть сама жизнь. В нем есть самое главное, он оставляет свет в душе, после просмотра ты вдруг осознаешь, что жизнь это действительно чудо и удивляешься, как ты раньше не понимал этой элементарной истины (почему-то послу просмотра "Белой кошки, черного кота" у меня такого чувства не возникло). Картина настолько гармонична, что смотрится просто на одном дыхании. Этому во многом способствует и великолепная игра актеров и конечно музыка. Вот об этом персонаже картины хотелось бы сказать отдельно. Музыка в фильме - это нечто сверхъестественное, невообразимое, чарующее и …….. много-много эпитетов, всех ощущений, которые у меня вызывает эта музыка, я даже передать не могу. Что же касается души, то иногда у меня создавалось впечатление, что её в фильме даже слишком много, весь фильм пронизан искренностью и естественностью. На мой субъективный взгляд этот фильм с полным правом можно назвать шедевром. Браво, Кустурица! Браво!
13.06.07 18:08
0 0