Дура / Dura
10.10.2005 21976   Комментарии (1)
Плохое кино. Мне понравилось.
Кот Бублик

Лиза (Регина Мянник) и Ульяна (Оксана Коростышевская) Тулины - сестры-близняшки. Правда, Ульяне при родах не повезло - она получила травму, в результате чего девочка получилась не вполне полноценной: она инвалид второй группы и в свои тридцать лет сохранила уровень развития подростка. Родителей девушек давно нет в живых, поэтому Лиза тащит Ульяну, что называется, на себе, и нельзя сказать, что ей это доставляет такое уж большое удовольствие. В общем-то, из-за Ульяны у Лизы нет ни личной жизни, да и с карьерным ростом как-то все пока не складывается. Лиза служит актрисой в детском театре. Режиссер ее талантом не проникся, поэтому Лиза пока исполняет роль одной из березок.

Как-то раз Лиза познакомилась с начинающим писателем Сашей Мушкиным (Евгений Редько). Саша приехал в столицу из далекого города и мечтает стать известным писателем. Но у него пока не получается. Сашины сценарии режиссеров не интересуют, а великий роман он еще не написал. И Саше при этом нужно где-то жить и что-то есть. Гостеприимство знакомого непризнанного художника, который в описываемый момент активно продает душу дьяволу наживы, быстро сходит на нет, и Саше совсем некуда деваться, но тут подворачивается Лиза, которая приглашает непризнанного гения к себе домой.

Дома у Лизы обстановка не слишком комфортная, учитывая своеобразное поведение Ульяны, однако витающему в писательских облаках Саше, привыкшему и не к такому, это все даже нравится. Тем более что Ульяна, как существо совершенно простодушное, тоже влюбилась в молодого писателя, и теперь этот пряник катается там как сыр в масле.

Кроме того, Саша все-таки нашел себе работу. Друзья помогли. Тот самый Продажный художник познакомил Сашу с Продажным писателем Агеевым (Игорь Золотовицкий), строчащим всякую макулатуру и зарабатывающим этим неплохие деньги, и тот привел парня к Мерзкому издателю, который заказал Саше продажный дамский роман. Для начинающего писателя это все, конечно, жуткая проституция и попрание всяческих идеалов, но жить на что-то надо, поэтому Саша приносит Мерзкому издателю сюжетец о двух сестрах-близняшках, одна из которых - дура дурой, а вторая с ней мается.

Прикольный сюжетик, домохозяйки зарыдают, решает Мерзкий издатель, дает Саше аванс и благословляет его на светлый продажный труд...

***

Очень странное кино. Цельности нет как класса. Жанр трагикомедии в нем если и присутствует, то в виде мелких зернышек, разбросанных то там, то сям в рыхлой массе весьма натужной драмы, почему-то смешанной с буффонадой. Оксана Коростышевская играет не пойми кого или даже не пойми что - это не родовая травма, а что-то настолько надуманное и притянутое за уши, что сначала, когда смотришь фильм, становится даже как-то неудобно и почему-то стыдно - так обычно бывает, когда видишь старательно играющего актера, со страшной силой попадающего полностью мимо роли.

Оксана изображает очень своеобразный типаж. Ее Ульяна - невероятно инфантильное и истеричное создание с движениями, старательно заточенными под танцующего брейк Буратино, поведение которого, по идее, должно вызывать море слез у домохозяек: до того Ульяна наивна, до того она жаждет любви, не приемлет несправедливости и до того ей тяжело живется в этом мире насилья и зла.

Коростышевская сама признавалась, что перед съемками фильма довольно быстро отбросила мысль поизучать, как себя на самом деле ведут люди с родовой травмой, поэтому типаж Ульяны формировался ею на основе, так сказать, сублимации воспоминаний. А тут еще и муж-режиссер добавил своего режиссерского видения, объяснив, что Ульяна-то на самом деле вовсе не больная, а просто очень одинокая. Да-да, одинокая. И страдающая. Поэтому она вовсе не дура, а наоборот - единственное светлое и чистое создание, а дуры, дураки и идиоты идиотские - все остальные, которые не понимают и не ценят.

Вот такая вот интересная мысль. Чтобы зрители уж точно в это все врубились, Коростышевский старательно подчеркивает неприятные черты окружающих Ульяну. Друг-художник Саши - продажный! Писатель Агеев - продажный! Да и сам Саша - просто скотина, каких мало: связался с Мерзким издателем и теперь на потеху римской черни описывает за деньги несчастную судьбу Ульяны.

Но и это еще не все! Подлый предприниматель, у которого работает Ульяна, ездит на "шестисотом мерседесе" (я думал, от этого стереотипа киношники уже отошли - ан нет) и делает шампунь из плаценты христианских младенцев.

Режиссер Баширцев (Александр Балуев), у которого подвизается Лиза, - бездарность с манией величия, а кроме того, как водится, редкостная сволочь.

Лиза, родная сеструлька, в общем, тоже не фонтан. Несмотря на то что она об Ульяне вроде как заботится, тем не менее называет сеструху дурой, орет на нее, заявляет, что та испортила ей всю жизнь, да и после укола вовсе не целует в попку.

Вот такой луч света в этом мире насилья и зла. Правда, режиссер постарался все-таки добавить чуть-чуть серой краски в это черно-светлое полотно - ну, чтобы проявилось хоть немного правдоподобия. Поэтому Ульяна рассказывает Саше о прыщиках на заднице сестрицы Лизаньки, режиссеру Баширцеву докладывает о том, как его Лиза называет в кулуарах, сама Лизанька страдает и буквально разрывается между Ульяной и внезапно проснувшимся интересом режиссера, а Саша внезапно понимает, что он - бездарь и продажная сволочь, поэтому истерит на лестнице, а Лиза, самоотверженно сидя в халате рядом с ним, серьезно рискует застудить придатки.

Что в итоге получилось? Тема сестры с родовой травмой не раскрыта совершенно, потому что вместо родовой травмы у Коростышевской получилось нечто инфантильно-истеричное, периодически выдающее сентенции, рассчитанные на вышибание слезы у домохозяек. По-хорошему - игру Оксаны нужно ругать. Но не хочется. По одной простой причине: мужество актрисы, решившей все-таки сыграть подобного персонажа, вызывает определенное уважение - примерно такое же уважение вызывает попытка школьника проехаться по горнолыжной трассе на беговых "дровах" под названием "Березка". Оксана очень старается. Очень. Но это совершенно "мимо кассы". Даже аутичная Ольга в исполнении Друбич из совершенно дурацкого постмодернистского фильма "Москва" была намного более естественна. А здесь - что-то очень нарочитое и очень театральное (в плохом смысле этого слова).

Тема продажных писателей и художников - также совершенно не раскрыта. Так, мелкие спекуляции, ничего более. Идею о писателе, тайком описывающем жизнь своих близких, Коростышевский спер из блестящего английского фильма "Все возможно, бейби", но достойно воспользоваться ею он не смог даже рядом. Продажный Саша получился совершенно неестественный, а уж истерика на лестнице - это просто-таки совершенно бездарно написано, поставлено и сыграно.

За образ Мерзкого издателя Коростышевскому тоже жирная двойка: это же надо было изобразить из него какого-то шакала ротационных машин... Интересно, Коростышевский вообще в курсе, что издатели не шляются сами по типографиям и не рассматривают полосы, вылезающие из офсетных агрегатов? Я понимаю, что он старательно формировал образ, но можно было хотя бы для разнообразия выяснить, что собой этот образ представляет на самом деле...

Кроме того, Коростышевский не избежал обычной беды всех дебютантов: масса моментов в фильме откуда-то позаимствованы. Сейчас, правда, уже не говорят "спер", а говорят "цитирует", но сути дела это не меняет - заимствования бросаются в глаза. От образа и некоторых особенностей постановки "Амели", которые здесь проявляются, до практически точного копирования определенных кадров из других фильмов - как, например, захлопывание двери грузового лифта в разговоре Мерзкого издателя с Продажным писателем и так далее.

Также отдельное спасибо следует сказать промоутерам: это же надо было для ТАКОГО фильма сделать ТАКУЮ рекламную кампанию... Такое ощущение, что они вообще не знали, что именно рекламируют, а кампанию разрабатывали по принципу "лишь бы в глаза броситься, а там по фиг". Это примерно как "Амели" рекламировать, вывозя в центр города платформу с жирными стриптизершами, - полное несоответствие рекламной кампании духу фильма.

Теперь, после перечисления всех недостатков, можно сказать о достоинствах. Они есть. Это большинство второстепенных ролей и некоторые эпизоды. Второстепенные роли почти все как минимум хорошие, а временами просто блестящие! Прежде всего - просто поразил Балуев. Он играет истеричного режиссера - и как играет! Я думал, что Балуев навсегда застыл в образе каменнолицего кагэбэшника или каменнолицего же криминального авторитета - ан нет! В этом фильме продемонстрирован такой фонтан чувств и эмоций, причем в совсем небольшой сцене, что я на Балуева посмотрел совершенно другими глазами. Жаль, что в кино его обычно задействуют в одном и том же образе, - как выяснилось, это совершенно не вина актера.

Вторая отличная, хотя и эпизодическая роль - блистательная Ольга Волкова, играющая Татьяну Ивановну, актрису из детского театра. Татьяна Ивановна всю жизнь изображает мальчиков. Амплуа такое. Кроме того, Татьяна Ивановна, как водится у актеров, крепко поддает. Что из этого сделала Ольга Волкова - это просто нужно видеть. Ради одного этого эпизода можно простить всю "Дуру" со всеми ее недостатками...

Отлично также сыгран Агеев (Игорь Золотовицкий), профессиональный Продажный писатель. Сценаристы придумали совершенно идиотский эпизод, как Агеев по просьбе Саши прикадривается к Ульяне, и он бы остался идиотским эпизодом, если бы не Золотовицкий! Его Агеев - это что-то неимоверно - нахально - обаятельно - циничное, а фраза "Да! Я - Мэг Уоткинсон" - вот ее я точно уже не забуду, потому что это просто блеск! На одном Агееве можно было целый фильм сделать, а он там вовсе не один...

Ну и еще вполне колоритнейший персонаж - алкаш-развратник актер Демин (Дмитрий Шевченко). Он в театральном эпизоде смотрелся отлично, а уж когда Демина пригласили на день рождения Ульяны - Шевченко развернулся по полной программе. У него тоже есть своя совершенно убойная фраза - я вас уверяю...

Резюмирую. Самое первое впечатление, которое возникает при просмотре этого фильма, формулируется так: "Угробили приличное кино". Потому что это не отстой. Но кино фактически угробленное. И это обидно, потому что определенный серьезный потенциал у режиссера все-таки виден. Но не смог, не прорвался. Видимо, слишком, как это было свойственно Соеву, замахнулся. Слишком тяжелая тема. Да и жанр трагикомедии - он крайне сложный. Мало кто может четко прочувствовать этот стиль - траги-комедия. Потому что слезодавилка вперемешку с буффонадой (хотя и блестящей) - это вовсе не трагикомедия. Это совершенно другой жанр.

Поэтому за Ульяну - тройка. Причем в основном - за мужество Коростышевской. За Сашу и Лизу - тоже максимум тройка. А вот второстепенные актеры - практически пятерка, особенно за четыре эпизода - первая сцена в кабинете режиссера, Татьяна Ивановна, Мэг Уоткинсон и "Так, быстро разделась, жопу приготовила!". Ради них можно посмотреть этот фильм и простить эту совершенно не получившуюся и фальшивую "историю об одиночестве".

А промоутеров нужно увольнять. За профнепригодность. Я все понимаю, но хотя бы ради хохмы рекламируемый фильм можно было посмотреть. Ну просто ради хохмы.

© 1998–2024 Alex Exler
10.10.2005
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3+
Сценарий 3
Кратко о фильме:
угробили приличный фильм
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 1

Режиссер и он же сценарист, сунул зрителю с самого начала ложку с манной кашкой - посмотри, мол, дорогой зритель, как ДОЛЖНЫ выглядеть ненормальные - в идиотской шапке, с постоянно круглыми глазами и совершенно неясной походкой и движениями. Т.е. нам сразу ПОКАЗЫВАЮТ кто есть кто. Актрисе, очевидно, кажется, что чем больше кривляться, то тем убедительнее она оправдает свое предназначение ДУРЫ. Он эпатирует зрителя, который никак не может проникнуться ее положением - кажется, что вот сейчас она снимет очередное нелепое облачение и скажет нам всем с экрана: ну все, наигралась я и хватит!

Вот такое ощущение и возникает - разыгрались вы, ребятки, а теперь пора и посмотреть ЧТО из этого вышло!
31.08.11 16:12
0 0