- Режиссер:
- Тони Кэй
- В ролях:
- Итан Сапли, Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Дженнифер Льен, Файруза Балк
Начинается свастика,
Начинается с вас,
С него, с нее, с меня...
(из песни Сергея Минаева)
Совершенно верно. Свастика начинается очень-очень рядом, буквально с самых родных людей. Сначала отец, который работает пожарником, спросит тебя: "Сынок, а почему твой черный учитель дает вам одну черную литературу? Сейчас что - месячник черной литературы?" Затем он расскажет тебе, что из-за этой чертовой политкорректности ему в пару поставили двух черных, которые хоть и хуже двух белых парней, тоже претендующих на эту работу, однако им не посмели отказать, чтобы не получить обвинений в расизме. И теперь от этих парней, скажет отец, зависит моя жизнь. А я не очень хочу, признается отец, чтобы моя жизнь зависела от какой-то чертовой политкорректности.>
А потом отец погибнет, туша пожар в чернокожем квартале Лос-Анджелеса. Его застрелит какой-то черный подросток. Почему, зачем - черт его знает. Просто застрелит и все. После этого в твоей жизни появится Кэмерон Александр - взрослый, умный и хитрый мужик, который открытым текстом растолкует тебе, что к чему, и почему погиб твой отец. Но главное - как сделать так, чтобы такое больше не происходило нигде в Америке. Ведь есть простые, но очень эффектные и привлекательные идеи. Американцы - настоящие белые американцы - должны держаться друг за друга и помогать друг другу. Иначе страна превратится в отстойник для всякого отребья, среди которого уже не найдется места стопроцентным белым американцам. Иначе в этой стране уже не смогут жить дети - твои дети, сынок. Поэтому ты должен защитить страну, себя и своих детей.
Государство не хочет защищать тебя, объясняет Кэмерон. Оно лижет задницу черным, латиносам, цветным и жидам. Поэтому тебе не на кого рассчитывать, кроме себя. Поэтому ты должен стать сильным, очень сильным. И главное - ты должен ДЕЙСТВОВАТЬ. А не сидеть и не ждать, когда застрелят тебя или кого-нибудь из твоих близких.
Вот так Дерек Виньярд (Эдвард Нортон) стал не просто нацистом, скинхедом, но и главарем целой банды, которая называет себя "Ученики апостолов". Они действительно действуют: вышибают черных из своих кварталов, разносят магазины "неамериканцев" - латиносов, арабов и так далее. Руководит этим движением Кэмерон Александр (Стейси Кич) - взрослый, умный, жестокий и очень хитрый неофашист, который знает, чем и как привлечь молодняк в ряды своего движения. Разумеется, Кэмерон пользуется силой "Учеников апостолов" в своих собственных интересах, о чем эти ребята даже и не подозревают. Они наивно считают, что Кэмерон печется только об их собственном благе и благе Америки.
Дерек Виньярд - самый способный ученик Кэмерона, и он становится чем-то вроде генерала и "полевого командира" банды. Дерек приводит к Кэмерону своего младшего брата Дэнни (Эдвард Ферлонг), и тот также становится активным участником движения неонацистов.
Как-то раз двое чернокожих подростков ночью залезают в машину Дерека. И тот, пользуясь случаем, мстит чернокожим за смерть отца, жестоко и хладнокровно убив обоих подростков. Когда Дерека арестовывают, он улыбается... Он доволен. Дерек выполнил свой долг перед отцом, отец гордился бы им, если бы видел сейчас...
Однако в тюрьме к Дереку потихоньку приходит прозрение. Он видит, насколько подлы и ничтожны те самые неонацисты, предводителем которых он был совсем недавно, а чернокожие - те самые "ниггеры", которых он ненавидел и за убийство которых попал в тюрьму - фактически спасают ему жизнь. Но главное - Дерек начинает понимать, кто такой Кэмерон Александр, каким образом он манипулирует сознанием и даже жизнью Дерека и его знакомых, и насколько этот человек опасен.
Выйдя из тюрьмы, Дерек попытается завязать с бандой. Однако это сама по себе крайне сложная задача - ведь несмотря на то, что банда его фактически боготворит, тем не менее, как только Дерек публично откажется от нацистских идей, его тут же станут ненавидеть, - а кроме того, Дереку предстоит вытащить оттуда своего младшего брата Дэнни.
***
Неонацизм и расовая ненависть - очень актуальная, но крайне сложная тема для американского кинематографа. Чуть уклонишься в одну сторону - попытаешься честно проанализировать причины возникновения неонацизма - получишь обвинение в фашистской пропаганде. Чуть уклонишься в другую - пойдя по пути морализаторства и сюсюкающих словечек о "равенстве", "братстве" и заклинаний из серии "ребята, мать вашу, давайте жить дружно" - получишь сопливую поделку, которая, может быть, и будет иметь кассовый успех, однако вовсе не решит поставленную задачу.
У режиссера Тони Кэя (кстати, это его первый и на данный момент единственный фильм) и сценариста Дэвида Маккены получилось почти невероятное: они сделали максимально - насколько это вообще возможно для современного американского кинематографа - честное кино о неонацистах. Правда, продюсеры были изрядно обеспокоены этим "хождением на грани" и все-таки заставили Кэя и Эдварда Нортона (исполнителя роли Дерека) в значительной степени смягчить вторую половину фильма, почти убрав оттуда всю неоднозначность (чем, конечно, фильм прилично подпортили), однако даже то, что осталось - впечатляет.
Потому что проблемы расовой ненависти - настолько глубоки и настолько вообще слабо решаемы в современном мире, что об этом обязательно надо пытаться размышлять и говорить, причем размышлять и говорить честно. Иначе эту проблему не решить вообще. Ведь скинхед, неонацист - это вовсе не какой-то там монстр, родившийся и выросший непонятно где. Это твой сосед, с которым ты ходил в детский сад и в школу. Им можешь стать ты сам, если вдруг твоего друга или подругу пристрелит какой-то обдолбанный чернокожий наркоман или совсем не наркоман, а просто чернокожий парнишка, которому его чернокожий Кэмерон объяснил, почему белую мразь надо уничтожать. Неонацистом может стать твой брат, который наслушается вкрадчивых, логичных и очень привлекательных речей очередного Кэмерона. Все это совсем недалеко. Все это очень рядом...
Итак, несмотря на то, что фильм изрядно покурочили в угоду продюсерам, он все-таки остался довольно честным. И концовку они сумели сохранить именно ту, которую нужно. Я все боялся, что в самом конце все-таки снизится накал и закончится это все обычным типичным морализаторством - черта с два! Даже не очень понятно, как на такую концовку согласились продюсеры...
Эдвард Нортон, играющий Дерека, просто потрясает. Я всегда считал его несомненным талантом и одним из лучших современных молодых американских актеров, но даже я не ожидал, что Нортон - со своей внешностью типичного худосочного "ботаника" - сможет сыграть нациста, главаря банды и безжалостного убийцу, причем КАК сыграть!.. Черт с ними, с мышцами. Мышцы накачать - дело нехитрое. Но Эдвард Нортон сумел именно сыграть Дерека - весь его путь от прихода к нацистам и до ухода от них, - а не просто изобразить. Посмотрите, как Дерек-Нортон улыбается после того, как он только что ногой сломал чернокожему парню шейные позвонки. Я не сильно впечатлительный человек, но меня просто мороз продрал по коже. Нортон - настоящий талант, а не дутая голливудская "звезда", не имеющая за плечами ничего, кроме смазливой внешности.
Честно говоря, узнав, что фильм о скинхедах и что в главной роли там снялся Нортон, я несколько удивился. А сейчас уже не представляю, какой другой актер мог настолько сильно сыграть эту роль.
Теплых слов также вполне заслуживает Эдвард Ферлонг (он играл Джона Коннора в "Терминатор II: Судный день"), в роли брата Дерека. Дэнни, вслед за братом, тоже проходит путь ненависти. Его учат ненавидеть и защищаться. Дэнни ненавидит и защищается. Ему, в отличие от брата, уже не сильно нужна истина. Ему вполне достаточно одной лишь веры - веры в то, что говорит Кэмерон и в то, что делает его брат Дерек. Блестящая игра Нортона оставляет Ферлонга несколько в тени, но он выглядит весьма достойно и мне очень понравился. Не понравилась мне только достаточно натянутая сцена внезапного "прозрения" Дэнни после короткого разговора с братом, однако я так полагаю, что это именно те самые изменения в сторону ухода от неоднозначности, которые сделаны создателями фильма по требованию продюсеров. Так что уж Ферлонга и Нортона за эту сцену винить нельзя. Тем более, что это практически единственная слабоватая сцена в фильме. Все остальные эпизоды - великолепны.
Резюмирую. Очень хороший фильм, который, как я считаю, обязательно нужно посмотреть. Достаточно честный и умный сценарий, отличная режиссерская работа и блестящее исполнение - Нортон и Ферлонг. Меня этот фильм если не потряс, то уж точно весьма впечатлил.
Кстати, Нортона за эту роль номинировали на "Оскара" в 1999 году. Но тогда приз получил Роберто Бениньи за "Жизнь прекрасна". Все та же политкорректность. Кривляния Бениньи в слащавом лубке на тему Холокоста оскаровским академикам понравились больше игры Нортона. Вероятно, Нортон слишком хорош для "Оскара". Что ж, это даже к лучшему. Потому что это действительно великолепный актер, а не какая-то там "звезда".
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
очень сильный фильм
обязательно
Меня впечатлил так же сильно только "Реквием по мечте"
Ну это ты погорячился. Интересно какой по твоему должен был быть конец.
мол черные очень добрые ребята,главное приглядеться
А участь наци скинхедов или смерть или разочарование в своей жизни
А когда показали как нигеры спасают его нацисткую душу это меня просто поразило
Замысел режиссера будь толерантным
смысл совершенно не в этом.в чем смысл фильма,так сказать,его мораль?в том,что все равно,какого цвета человек-к нему надо относиться на равных.черные очень добрые ребята-они такие же люди как и мы.среди них есть добрые ребята,а есть те,кто ночью в подворотне мужика какого нибудь убил.белые люди тоже могут быть очень добрыми,а также очень злыми.участь нацискинхедов-умереть в перестрелке,если они не поняли,как бредова их вера.
Так вот, вырезанный момент - это не объяснение Дерека с братом, а
сцена избиения Александра с толстяком бандой негров в тёмном переулке.
Если помните, на следующий день Дерека полиция прямо из кафе
забрала на допрос как раз именно в связи с этим.
А вообще, фильм отличный. Его можно пересматривать и пересматривать.
Кстати, у Тони Кэя в этом году должен был выйти второй фильм - "Транзит чёрной воды".
Нигде так и не смог найти, был он уже в прокате или нет. Актёрский состав выглядит достаточно солидно. Никто не может подсказать - фильм уже вышел или нет?
Это не фильм о скинхедах. Это фильм о том, что скинхеды нечто вроде эболы и самое лучшее, что вы, как допропорядочный гражданин, можете сделать, не вступать с ними в контакт. Я не могу сказать, что фильм не понравился. Но для серьезной драмы он с одного лагеря не совсем реалистичен, а с другого - чрезвычайно прямолинеен.
www.imdb.com
Тоже очень честный и прошибающий.
Ни разу не потерял актуальность этот проблемный аспект
Даже спор Дерека за обедом о проблеме взаимоотношений полиции и чернокожих преступников, накануне ночи убийства двух парней - один в один ситуация с Флойдом