Еще одна из рода Болейн / The Other Boleyn Girl
07.07.2008
Бюджет: $35 млн,  Сборы по миру:  $65 млн
Натали Портман родила Кейт Бленчетт.
Кинематографическое наблюдение кота Бублика
Отдайся, Анна, озолочу.
Генрих VIII
Любовь в богатом доме с плохим концом.
Определение жанра фильма
Богато костюмированное фуфло.
Отзыв кота Бублика

Старая добрая Англия, XVI век. Семейство Болейн, состоящее из не слишком знатного папы Томаса (Марк Райланс), знатной мамы Елизаветы (Кристин Скотт Томас) и двух дочурок - Анны (Натали Портман) и Мэри (Скарлетт Йоханссон). Происхождение папы Томаса заметно повлияло на его характер: он только и мечтает, чтобы дочурки удачно выскочили замуж и тем самым упрочили положение семейства Болейн. Однако дочери у него очень разные. Анна - девица-динамит, остроумная, с острым язычком и норовистым характером. Мэри - чистая корова: тормозная, кроткая, послушная и слегка инфантильная.

Папа Томас понимает, что Мэри хорошей карьеры не сделает, поэтому быстро выдает ее замуж за парнишку из приличной семьи. А вот Анна - тут нужно будет подыскать что-нибудь более интересное, думает папа Томас.

Как ни странно, удобный случай подворачивается довольно быстро. К Болейнам приезжает брат мамы - Томас Хоуард, герцог Норфолкский (Дэвид Морриссей). Наш добрый король Генрих (Эрик Бана), объясняет герцог, недоволен своей супружницей - Екатериной Арагонской (Анна Торрент). Екатерина подарила королю только девочку, а мальчика дарить никак не хочет. Король в бешенстве. А это значит, объясняет проницательный герцог, что Генриху скоро понадобится любовница. Так как эту страшную тайну знаю только я, говорит герцог, у нас есть преимущество перед остальными знатными семьями. Ну, Томас, предлагает герцог, какую из твоих дочурок мы подложим под короля?

Томас в раздумьях. Слов нет, ему оказана великая честь. Но какую дочурку сунуть королю в постель? Можно Мэри, которая всегда послушна воле отца. Ну да, она только-только вышла замуж, но ее муж в любом случае будет в восторге от того, что жена сможет поработать на благо отечества. С другой стороны, Анна у Томаса пока неприкаянная, а тут такой удобный случай. Решено, объявляет Томас. Мы подсунем королю Анну - она у нас шустрая, так что пускай дошустрится до королевской постели.

Король, аккуратно направляемый герцогом Норфолкским, приехал с визитом в поместье Болейн. Анна тут же распушила хвост и стала заводить короля с помощью всевозможных женских штучек, однако бедра короля были не столь крепки, сколь бедра молодой девицы, поэтому он позорно сверзился с коня и улегся в поместье залечивать раны. Ухаживала за ним Мэри, и ее телячья покорность по сравнению с сумасбродствами динамитной Анны настолько тронула сердце Генриха, что Мэри оказана высочайшая милость: она отправляется ко двору, чтобы стать официальной фавориткой короля. Разумеется, ее мужу, родным и близким также найдутся места - король же не зверь.

Казалось бы, боевитой Анне пришлось обломаться по полной программе - дебелая сеструха в момент завоевала сердце Генриха, а она, шустрая кокетка, получила отворотистый поворот. Тем не менее зрители еще увидят взлет Анны Болейн при английском дворе. Годы ссылки в Париже не прошли даром, и Анна, вернувшись ко двору, настолько поразит короля своими парижскими анекдотами, что Генрих тут же забудет Мэри, рожающую ему наследника где-то в темном углу замка, и начнет приставать к Анне с похабными предложениями из серии: "Отдайся, Анна, озолочу!"

Но Анна теперь хитренькая. Никаких фиглей-миглей, пока я не стану твоей королевой, объясняет она пылающему страстью Генриху. Разводись с Екатериной, отправляй в ссылку подлую сеструху Мэри, женись на мне - и только тогда ты получишь секс в большом городе. А так как секс очень много значит в жизни этого достойного мужчины, Генрих развелся с Екатериной Арагонской, насмерть рассорившись при этом с Папой Римским и испанским королем Карлом V, сменил религию, объявил себя главой новой церкви и обвенчался с Анной.

Что будет дальше? Останется ли король довольным, получив, наконец-то, вожделенный секс с Анной Болейн, для чего ему пришлось поставить Англию в весьма интересную позу? Об этом зрители узнают, посмотрев костюмированный дурдом под названием "Еще одна из рода Болейн".

***

Этот фильм поставлен по роману Филлипы Грегори. Роман, как говорят прочитавшие, и сам-то не блистал исторической достоверностью, а уж фильм - так просто отвечает практически всем худшим голливудским традициям исторических постановок. В картине много роскошных одеяний, шикарных интерьеров, внушительных декораций и красивых кадров. А сюжет - не то чтобы совсем уж идиотский, однако к реальным историческим событиям имеет отношение только именами персонажей, более практически ничем.

Оно, конечно, понятно, что мораль в те времена была совсем не такая, как сейчас, но папа Томас, весь фильм занимающийся принятием решения о том, какую бы дочь в данный момент подложить под короля, выглядит более чем недостоверно. Сам Генрих VIII, который в жизни был не особым-то красавцем, да еще имел почти полутораметровое пузо в диаметре, по-голливудски подтянулся и превратился в красавца-атлета Эрика Бану.

Впрочем, Генриху на пользу это не пошло - играет Бана, как ни странно, крайне слабо, что меня сильно удивило. Эрик Бана так ярко сыграл Гектора в "Трое", а тут - его как будто полностью подменили. Красивая вешалка для богатых нарядов - и никакой актерской игры. Только хмурит бровки, делает позы, а потом жалко лепечет: "Анна, ну теперь ты мне отдашься?" Это не король, дорогие мои, это какой-то королек - птичка певчая.

Скарлетт Йоханссон с ростом своих гонораров играет, на мой взгляд, все хуже и хуже, а ее актерская манера стала жутко напоминать Наталью Белохвостикову: приоткрытые пухлые губки заменяют бурные эмоции, туповатый взгляд заменяет женский шарм. Оно, конечно, понятно, что Мэри по сценарию была корова коровой, но даже корову можно сыграть так, чтобы это запоминалось. Йоханссон в этой роли абсолютно бесцветная и серая - вспомнить совершенно нечего.

Натали Портман, конечно, дело другое. Она и как актриса на порядок ярче, да и персонаж ей достался такой, с которым можно развернуться. Портман сумела это сделать, однако в данном случае против нее работали сценаристы, сотворившие из весьма незаурядной истории реальной Анны Болейн нечто клюквенное и примитивное. Всю сложнейшую политику того времени сценаристы засунули, прошу прощения, в одно известное женское место.

В результате образ Анны Болейн у Портман получился какой-то рваный и очень неровный. Такое ощущение, что Натали просто выполняет задачи режиссера, который говорит: "Вот тут дай властную королеву. А здесь выдай отчаявшуюся девочку. Теперь давай стерву-истеричку". Портман все это выдает, причем очень профессионально, но цельный образ на данном сценарии у нее создать не получилось.

Зачем на роль Елизаветы Болейн позвали хорошую актрису Кристин Скотт Томас - непонятно. Играть ей там было совершенно нечего. Ну зато хоть пощечину папе Томасу залепила ближе к финалу - уже хоть что-то.

Пожалуй, единственная актриса, которая очень хорошо сыграла в этом фильме и чей образ был выстроен совершенно четко, - это Анна Торрент в роли Екатерины Арагонской. Вот тут - нет никаких претензий. Гордая испанка, вынужденная терпеть экзерсисы своего мужа, но при этом не сломавшаяся и не ставшая унижаться ни перед кем.

Резюмирую. Богато наряженная, но совершенно выхолощенная с исторической точки зрения голливудская фантазия на тему семейства Болейн и Генриха VIII. Если не знать историю и смотреть этот костюмированный дурдом как красивую мелодраму - оно, в общем, сойдет для дамской аудитории определенного рода. Если ждать хорошо сыгранную историческую драму - здесь этого нет как класса: ни с точки зрения истории, ни с точки зрения актерской игры. Сценаристу Питеру Моргану от нас - отдельный привет. Это же надо было такой чуши нагородить...

P. S. Вот так в реальности выглядели два главных персонажа этого фильма - Генрих VIII и Анна Болейн.


Портрет Генриха VIII работы Ганса Гольбейна-младшего


Анна Болейн. 1525 г.

© 1998–2019 Alex Exler
07.07.2008
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 1
Кратко о фильме:
костюмированный дурдом
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 6

«Поздравляю, Ватсон! Вы в совершенстве постигли мой метод дедукции. Но увы, большинство из ваших выводов – ошибочны!»



Алекс, я высоко ценю ваш художественный стиль, внимание к деталям и не ставлю под сомнение ваши способности критика кино, а также уважаю ваше право публично высказывать собственное мнение. Тем более что оно большей частью совпадает с моим.

Тем не менее, в этой рецензии с фильмом о сестрах Болейн вы, возможно несколько искаженно оцениваете исторические личности (наверно сайт wiki тому виной).

В описываемое время Генрих VIII не был тем разжиревшим стариком потрет которого вы привели в рецензии (и взяли видимо с того же сайта wiki). Портрет этот написан незадолго перед смертью Генриха и хотя именно его чаще всего связывают с этим королем однако к описываемому времени имеет далекое отношение. Когда Генрих так выглядел, он был женат на своей последней, восьмой жене Catherine Parr которая по сути ухаживала за больным стариком и была одной из двух жен не убитых Генрихом.

Вот здесь ( http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Henry-VIII-kingofengland_1491-1547.jpg ) другой портрет Генриха сделанный предположительно лет за десять до того как он начал ухаживать за Анной Болейн. Как видите парень хоть куда, бравый да и без живота. Может до Эрика Бану он и не дотягивает по современным стандартам, так и ведь Портман не в нулину вылитая Болейн!



Кроме того в те времена и стандарты красоты были совсем другие. Чтобы стать красивее придворные дамы, например, выщипывали себе целые ряды волос, чтобы у них был высокий лоб! Вряд ли сейчас кто-то признает это красивым – зато выщипанные брови фактически стандарт, редкая красотка обходится без этой процедуры.

Но что еще важнее – канонические стандарты живописи в XVI веке также отличались от стандартов портретной живописи нашего времени. Художник обязан был следовать этим стандартам чтобы продать свою работу заказчику (впрочем как и сейчас, только теперь эти стандарты диктуются крупными дизайн-агенствами). И то, что сейчас смотрится уродством или середнячком тогда шло на ура!

Так что по ТЕМ стандартам Генрих мог быть вполне красив.



Продолжая тему личного обаяния Генриха VIII. По свидетельству современников в молодые годы Генрих был изящен, красив, любил охоту (современная аналогия – капитан футбольной команды в Штатах), остроумен и блистал в женском обществе. Конечно, определенный блеск ему придавало и то что он был наследным принцем, но все же никто не пишет о нем как о злобном уродце преследующем красивых женщин.

Впоследствии заботы о государстве, внешние и внутренние войны и проблемы с личной жизнью наложили на него отпечаток усталости, брезгливости и высокомерия которые ясно видны на последних портретах монарха. Да и годы не прибавили ему красоты. Но кто смог бы в аналогичной ситуации сохранить шарм и обаяние? Только двуличный мерзавец. Генрих был негодяем но не двуличным и притворяться не считал нужным, а может и не мог.

На самом деле в истории средневековой Англии (как и России) не так много королей которых запомнили. Эдвард Завоеватель, Эдвард Длинноногий, Генрих VIII и Вильгельм Оранский. Генрих многим запомнился только своей вереницей убитых и разведенных жен. Однако его главные достижения это значительное укрепление Англии под флагом объединения провинций, эффективная внешняя политика и образование англиканской церкви. Последнее событие по тем временам приравнивалось к революции.

Многие туристические гиды объясняют образование отдельной церкви с единственной причиной – желанием Генриха побыстрее жениться на Анне Болейн. Но скорее всего причины были чисто политические. В Европе шла борьба гвельфов с гибеллинами, монархистов и папистов. Папа лез во все дела католических государей и откровенно мешал. Те, кто играл в Total War поймет меня. Отрезав свое государство от влияния Папы Генрих получил необходимую свободу для себя и что важно для ведения собственной государственной политики Англии.

Смог ли Эрик Бану сыграть такую личность? Фильма не видел, но видимо, нет, судя по вашей рецензии. Но фильм то про сестер Болейн, а не про Генриха! Так что не стоит и ожидать от картины соблюдения исторической справедливости в отношении женщин преданных забвению после их опалы и смерти. История вообще штука такая – кто её рецензирует тот и формирует.



С уважением,

Axl.



P.s. А в замке Hampton Court по галерее ходит призрак неуспокоенной души Анны Болейн…
09.07.08 13:58
0 0

Axl Dead:
Когда Генрих так выглядел, он был женат на своей последней, восьмой жене Catherine Parr которая по сути ухаживала за больным стариком и была одной из двух жен не убитых Генрихом.


Axl Dead у Генриха VIII официально было 6 жён. И почему одной из двух не убитых? Казнили только двух из его жён, с первой и четвёртой он развёлся, третья умерла после родов, а последняя жена его пережила.
14.07.08 20:20
0 0


Axl Dead:

На самом деле в истории средневековой Англии (как и России) не так много королей которых запомнили. Эдвард Завоеватель, Эдвард Длинноногий, Генрих VIII и Вильгельм Оранский.


Интересная выборка. Эдвард Завоеватель - очевидно, Вильгельм. И почему-то вы смело выкинули из "запомнившихся" Ричарда, Эдуарда 3-го (и, может, еще Генриха 5-го), которые во многом определяли историю современной им европы.
20.06.11 18:29
0 0

Уж лучше пересмотреть ТВ-версию 2003 года "Генрих VIII" с Рэем Уинстоном. В роли Анны Болейн снялась Хелена Бонэм Картер, а в эпизодической роли можно увидеть Шона Бина (где его герой по старой доброй традиции погибает))))). А в картине 2008г. радуют только Натали Портман и Кристин Скотт-Томас.
07.07.08 20:56
0 0