Французский транзит / La French
7,0
Рейтинг IMDB: 7,0
Рейтинг читателей: 3,5
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $26 млн, 
Настоящая французская криминальная
драма в старом стиле.
Отзыв кота Бублика

Франция, Марсель, семидесятые. Через город идет большой наркотрафик в Америку, Чикаго. Соответственно, в Марселе цветет организованная преступность, которая берет под свой контроль все казино и клубы города. Мафиозные кланы при этом, как водится, воюют между собой, так что криминальная обстановка в городе - просто аховая: большое количество наркоманов, грабежи, убийства и разгул преступности. 

Марсельский юрист Пьер Мишель (Жан Дюжарден) занимается подростками-наркоманами - он судья по делам несовершеннолетних. Но в какой-то момент Пьера вызывает генеральный прокурор города и сообщает, что хочет назначить Мишеля судьей по особо тяжким преступлениям.

Мишель приходит работать в отдел по борьбе с наркотиками и за короткое время заметно активизирует работу этого отдела. В отделе прекрасно знают, кто их главная цель. Потому что босс боссов мафии в этом городе - Гаэтан Зампа по кличке Танни (Жиль Леллуш). У него прямые контакты с американской мафией в Чикаго, он - преступный король Марселя. 

Поначалу Зампа не принимает всерьез работу судьи Мишеля. Однако отдел по борьбе с наркотиками развил такую бурную деятельность, что даже Зампа начинает чувствовать, что вокруг него все уже и уже сжимается кольцо. Впрочем, Гаэтан - не из тех, кто будет сидеть сложа руки и ждать, когда Пьер развалит его мощную преступную организацию. 

***

Жан Дюжарден и Жиль Леллуш имеют много общего друг с другом: они оба - замечательные и именитые актеры, оба - красавцы, оба - невероятно обаятельные. Они давно дружат и нередко снимаются вместе: Жан и Жиль играли вместе в "Маленьких секретах" (там, правда, у Дюжардена была совсем небольшая роль, но фильм совершенно замечательный), вместе сделали очень забавную комедию "Право на лево", сыграли вдвоем в сериале Le débarquement, и вот теперь - оба исполнили главные роли в фильме "Французский транзит".

И Дюжарден, и Леллуш нередко снимаются в комедийных картинах, однако здесь - суровая полицейская драма, которая сразу вызывает в памяти знаменитые французские фильмы семидесятых-восьмидесятых, в которых играли Лино Вентура, Жан Габен, Ален Делон и другие известные актеры тех времен. Я имею в виду "Прощай, полицейский", "Сицилийский клан", "Двое в городе" и другие картины из этой серии. 

Стиль семидесятых, насколько я могу судить, передан здесь очень неплохо, причем не только на примере Марселя, но и Чикаго: по фильму и Пьер Мишель, и Гаэтан Зампа летают в Чикаго по своим надобностям. 

И упомянутый стиль старых фильмов здесь выдержан очень и очень четко, и этим прямо-таки наслаждаешься: потому что французы уже давно так не снимают, а если пытаются сделать крепкую криминальную драму, то получается или полнейшее отстоище вроде "22 пули: Бессмертный", или ерунда под названием "Лионцы", которую у нас непонятно с какой стати назвали "Неприкасаемые".  

Но здесь - другое дело. Все поставлено и сыграно, как по нотам. Хороший сценарий, в котором нет ни грамма "благородных бандитов", а есть история, которая выглядит очень жизненной: разгул криминала и наркомании, жуткая коррупция среди политиков и полиции, а если с бандитами кто-то реально начинает бороться, то это - чистый Серпико, то есть человек, который не может поступать иначе, несмотря на смертельную опасность того, чем он занимается. 

Жан Дюжарден в роли Пьера Мишеля - великолепен. Я его до этого практически не видел в серьезных драматических ролях, так вот, Дюжарден показал, что он эти вещи может играть совершенно замечательно. Его персонажу веришь, и ты понимаешь, что такой человек будет идти до конца, он не остановится ни перед чем! И видишь, какое отчаяние охватывает его, когда ему приходится работать с новым полицейским инспектором, который, в отличие от старого, то ли куплен с потрохами, то ли совершенно профнепригоден. 

Вместе с тем Пьер Мишель - вовсе не святой рыцарь без страха и упрека. Он нередко совершает вещи, которые никак не стыкуются с понятием полной законности. Тут Мишель напоминает Глеба Жеглова из "Места встречи изменить нельзя". Помните эпизод, как Жеглов подкладывает кошелек в карман Кирпича? Пьер спокойно совершает подобное, да еще и делает всякие вещи похлеще, из серии: вы мне их арестуйте, а я уж придумаю, что на них навесить. 

Но он это делает, потому что понимает, что иначе во всей этой прогнившей и насквозь продажной полицейской системе - нельзя. Потому что если он будет свято следовать каждой букве закона - у него просто ничего не получится, ведь бандиты никаким законам не следуют вовсе. 

Жиль Леллуш превосходно сыграл этого мафиозного босса Гаэтана Зампу. Жесткий, суровый, временами откровенно страшный - действительно настоящий мафиози, а не клоун на выходе, каким выглядел Жан Рено в этом "22 пули: Бессмертный"

Зампа - человек очень незаурядный: он  выстроил свою империю, которая работала весьма эффективно, и казалось, что с Зампой вряд ли кто-нибудь сможет справиться. Однако он не ожидал, что найдется человек с еще большей, чем у него, волей, который станет ему достойным соперником. 

В общем, посмотрел этот фильм с большим удовольствием: старый добрый и оригинальный стиль полицейских драм, при этом картина снята так, что совершенно не смотрится анахронизмом - несмотря на хорошо воссозданную обстановку семидесятых. 

Актерские работы - совершенно замечательные (кстати, одного из соперников Зампы - бандита-щеголя Le Fou - играет Бенуа Мажимель, который снимался с Дюжарденом и Леллушем в "Маленьких секретах"), поставлено все отлично. Единственное - фильм мне показался немного затянутым, но, с другой стороны, там показан промежуток времени в несколько лет, в течение которых Мишель копал под группировку Зампы, так что, если подумать, тут не очень понятно, что в действительности можно сократить. 

В результате, если вы любите старые французские криминально-полицейские драмы, - смотреть, немедленно смотреть. А если вы не смотрели старые полицейские драмы, то тем более посмотрите, потому что когда-то французы умели так снимать, а данный фильм доказывает, что не все еще потеряно. 

P.S. Оказывается, это еще и поставлено по реальной истории. Вот биография реального Пьера Мишеля, вот биография Тани Зампа (все на французском). 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
старый добрый стиль полицейских драм
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 25
А я все жду рецензии Алекса на замечательный французский детектив Инкассатор, где главгада также играет Дюжарден. Мож, и дождусь когда)))
14.06.15 18:07
0
Алекс, а почему не упомянут отличный полицейский триллер "Встречное расследование" / Counter Investigation с Дюжарденом ? Тоже главная роль, настоящая трагедия по сюжету, отличная игра Дюжардена и конец , который точно не ожидаешь. Фильм 2007 года кстати
03.06.15 20:01
0
alexav69:
Алекс, а почему не упомянут отличный полицейский триллер "Встречное расследование" / Counter Investigation с Дюжарденом ? Тоже главная роль, настоящая трагедия по сюжету, отличная игра Дюжардена и конец , который точно не ожидаешь. Фильм 2007 года кстати


Первый раз о нем слышу. Спасибо, посмотрю.
06.06.15 14:23
0
Классный фильм, просто отличный. Один из лучших в своем жанре, как мне кажется.

А Жан Дюжарден так просто поразил в этой роли. Всё-таки он талантище, конечно..
03.06.15 18:16
0
Несколько оффтоп: Алекс, посмотрите документальный фильм Searching for Sugar Man, вам почти стопроцентно должен понравиться. Меня впечатлил
03.06.15 04:20
0
ZEUs6x:

Не знаю, как фильм, но песня у него знаменательная. Красивая и правдивая...
03.06.15 08:35
0
ZEUs6x:
Несколько оффтоп: Алекс, посмотрите документальный фильм Searching for Sugar Man, вам почти стопроцентно должен понравиться. Меня впечатлил


Ага, спасибо, нашел уже.
06.06.15 14:23
0
Алекс,а ты смотрел в дубляже? И на kinozalе и на rutreckere и на rutore только дубляж! Как то не хочется французов слушать в нашем дуболомном...
03.06.15 03:13
0
Andy1769:
Алекс,а ты смотрел в дубляже? И на kinozalе и на rutreckere и на rutore только дубляж! Как то не хочется французов слушать в нашем дуболомном...


Кстати, звук в TS оказался вполне приличным. Как и дубляж.
03.06.15 07:46
0
Andy1769:
Алекс,а ты смотрел в дубляже? И на kinozalе и на rutreckere и на rutore только дубляж! Как то не хочется французов слушать в нашем дуболомном...


Увы, пришлось в дубляже смотреть - так хотелось посмотреть, что не дождался.
06.06.15 14:23
0
Звук TS. Ну это как-то даже обидно )
02.06.15 16:30
0
Стоит добавить, что вся эта история, как и главные герои, не выдумана.
02.06.15 11:16
0
algol: Стоит добавить, что вся эта история, как и главные герои, не выдумана.

Я это подозревал, но упоминаний не нашел. Есть где почитать?
02.06.15 11:40
0
Отличная рецензия на хороший европейский фильм.

Кстати, Алекс, я давно хотел поинтересоваться, а ты, как истинный ценитель и знаток мирового кинематографа, ходишь в кинотеатр на "местные" фильмы? Может быть авторские, патриотические... Не для мирового кинопроката, в общем.

Я, если выдается более-менее свободный вечер в другой стране, всегда стараюсь посетить что-нибудь из местного, несмотря на очевидные языковые барьеры. Колорит ловлю, так сказать. А тебе с хорошим знанием языка и некоторой посвященностью в местную культуру - все карты в руки.
02.06.15 11:07
0
Daymos: Кстати, Алекс, я давно хотел поинтересоваться, а ты, как истинный ценитель и знаток мирового кинематографа, ходишь в кинотеатр на "местные" фильмы?

Не хожу, но я дома испанские фильмы стараюсь смотреть.
02.06.15 11:40
0
Алекс, вы смотрели "Ночь" (Une nuit)? Тоже французская криминальная драма.
02.06.15 10:01
0
sensuel: Алекс, вы смотрели "Ночь" (Une nuit)? Тоже французская криминальная драма.

Не смотрел. А надо?
02.06.15 10:07
0
А если сравнить со старым "Французским связным" с Джином Хэкменом?
02.06.15 09:59
0
Red Actor:
А если сравнить со старым "Французским связным" с Джином Хэкменом?










Я его плохо помню. Но стиль похож.
02.06.15 10:06
0