Голубая бездна
Рейтинг читателей: 4,6
Рейтинг Экслера: 0,0

Романтическая драма "Голубая бездна" (Le Grand Bleu). Это мой самый любимый фильм Люка Бессона. Кстати, меня нельзя отнести к фанатикам его творчества ("Леон" и "Пятый элемент" мне с первого просмотра не понравились, "Подземку" я еще не посмотрел, "Такси" - симпатичный фильм, но там, насколько я помню, Бессон не режиссер, а автор сценария), но за этот фильм я ему готов простить сотню пятых алиментов. Просто в фильме настолько видно, что эта тема трогает самого Бессона до глубины души, поэтому картина довольно сильно отличается от большинства его других работ.>

Знаете, как бывает... Вот сидите вы в компании с каким-то человеком, выпиваете, болтаете о том, о сем. Мужик вам рассказывает анекдоты и какие-то истории из жизни, причем рассказывает довольно тускло и неинтересно. Вы уже почти заснули, как вдруг, вяло подбадривая его наводящими вопросами, задеваете какую-то тему, которая для мужика является чем-то совершенно особенным. Это может быть собирание марок, ремонтирование автомобилей, соблазнение девушек или коллекционирование джазовых пластинок. И что тут происходит с мужиком! Глаза горят, водка давно забыта, он взахлеб начинает рассказывать, причем так, что тебе тоже хочется немедленно собирать марки, промывать карбюраторы, соблазнять девушек пачками или охотиться за редчайшей пластинкой Каунта Бейси.

Вот так и Бессон. Он с детства бредил морем, подводным плаванием и дельфинами. Причем бредил настолько, что собирался всю свою жизнь посвятить этому занятию. Говорят, этому помешал несчастный случай, который случился с Бессоном в 17 лет, поэтому океан потерял фанатичного океанографа, а мир приобрел очень яркого и талантливого режиссера.

Благодаря тому, что Бессон рассказывает о своих самых заветных мечтах, фильм получился очень искренний и глубокий, несмотря на довольно простенький сюжет, о котором мы сейчас и поговорим.

Где-то на берегу Средиземного моря живут два мальчика - Жак Майоль (во взрослом варианте его играет Жан-Марк Барр) и Энцо Молинари (во взрослом варианте его играет Жан Рено). Оба они - страстные ныряльщики и бредят морем (кстати, Бессон совершенно потрясающе подобрал актеров на роли главных героев в молодости). Они соперничают друг с другом, потому что оба считаются лучшими ныряльщиками на побережье среди молодежи, но каждый из них хочет стать самым лучшим. Внезапно у Жака случается несчастье - под водой погибает его отец из-за неисправности самодельного устройства для ныряния, после чего пути Жака и Энцо расходятся.

Проходит много лет. Энцо становится чемпионом мира по глубинному погружению без акваланга, но самая заветная его мечта - соревноваться с Жаком, который работает водолазом где-то на высокогорных плато Перу. Энцо присылает Жаку приглашение на очередной чемпионат мира, Жак соглашается и принимает участие в соревновании.

Жак и Энцо - совершенно разные люди. Энцо - классический итальянец: громогласный, шумный, крикливый, эмоциональный и добродушный. Он обожает застолье с выпивкой и трогательно боится свою мамочку, которая убьет его, если узнает, что Энцо поимел наглость есть макароны не маминого приготовления. Энцо обожает море, но оно для него - способ доказать всему миру, что он - Энцо - лучше всех остальных. Он - чемпион мира! И только один факт не дает Энцо покоя - сознание того, что Жак его может обставить. Что Жак ныряет лучше, чем он. Но чувство соперничества трогательно сочетается в Энцо с искренней любовью и заботой по отношению к Жаку.

Жак - совсем другой. Это человек, для которого море - не увлечение, не способ как-то выделиться среди других, а сама жизнь. Он бредит морем, он не может жить без моря. Самые большие друзья у него - дельфины, с которыми он умеет общаться и понимает их. При этом Жака совершенно не интересуют "земные" радости - женщины, выпивка с застольем, и даже на это соревнование он приехал только по просьбе Энцо. Ему совершенно не важно - победит он в этих соревнованиях или нет. И именно поэтому он должен победить. Потому что там внизу - его родная стихия.

Еще во время своей работы на высокогорье Жак познакомился с молодой американкой Джоанной (очень удачная роль Розанны Аркетт), которую очень заинтересовал молодой Майоль. Причем заинтересовал как в научном, так и в эмоциональном плане. Джоанна была просто заворожена Жаком, его увлеченностью морем, его явной отстраненностью от всего земного. Он ей кажется таким загадочным... А Жаку приятно внимание молодой американки, которой он может рассказать о своих друзьях - дельфинах, о красоте морских глубин.

Между тем, идиллия долго длиться не может. Энцо и Жак слишком серьезные соперники, чтобы все эти соревнования закончились благополучно. С каждым этапом они уходят все глубже и глубже в голубую бездну, вплотную подходя к тем глубинам, справиться с которыми человеческий организм не в состоянии. Но даже понимая, что это все становится смертельно опасным, они не могут остановиться. Энцо - потому что он должен быть первым. Жак - потому что бездна манит его и зовет к себе. Ради моря и своих друзей дельфинов он готов забыть обо всем: о земных заботах, о работе, о Джоан, которая ждет от него ребенка.

Фильм очень красив и разнопланов. Но главное - очень искренний. Поэтому трогает даже закоренелых циников, типа меня. Нельзя сказать, что я уж совсем не люблю море... Люблю, но не изнутри, как Бессон, а где-то снаружи. То есть я люблю сидеть на берегу с кружечкой пива, посматривать на сверкающую водяную гладь, изредка прорезаемую загорелыми девичьими телами, любоваться дельфинами, резвящимися где-то вдали (только не близко к берегу, а то я боюсь, что брызги попадут в пивную кружку)... Но после просмотра этого фильма даже мне захотелось нырнуть туда, в глубину, взглянуть в глаза дельфинам и понять нечто такое, что понял Бессон, и о чем он попытался рассказать в этом фильме.

Жан Рено в роли Энцо - это что-то невероятное! Я вообще очень люблю этого актера, но Энцо - это, на мой взгляд, самая лучшая его роль. Жан-Марк Барр тоже хорош. Не знаю, любит ли он в действительности море так, как это выглядит в фильме, но он очень убедителен. Кстати, в действительности Жак Майоль - это знаменитый ныряльщик, который, к тому же, является консультантом фильма. Но картина, насколько я понимаю, не о нем, а о Бессоне. Точнее, о мечтах Бессона.

В фильме все очень сбалансировано: драма, комедия, психология и романтика. Отдельные эпизоды с Энцо, его автомобилем и его мамочкой - сделали бы честь любой комедии.

В Голливуде (кстати, это был первый фильм Бессона, который снят на английском), говорят, "Голубая бездна" провалился и получил разгромную критику. Американцам фильм не понравился. Оно и понятно, ведь из глубины не выплыло никакое зубастое чудовище и не стало жрать всех подряд. Да и как-то тяжко воспринимается картина без присутствия в ней Брюса Уиллиса с его знаменитыми двумя выражениями лица. Впрочем, позже Бессон исправился, поэтому в "Леоне" Рено уже мочит всех подряд, а в "Пятом элементе" появляется искомый Брюс Уиллис, так что Америка Бессона приняла, как родного. А "Голубая бездна"... "Голубая бездна" для американцев осталась первым уродцем Бессона, а для меня - одним из самых моих любимых фильмов, который я пересматриваю снова и снова. После "Голубой бездны" я Бессону готов простить даже Брюса Уиллиса.

Кстати, очень рекомендую посмотреть его на большом экране, чтобы в полной мере насладиться превосходными морскими кадрами и чудесной музыкой Эрика Серра (кстати, в 1988 году фильм получил французскую награду "Сезар" именно за музыку). Кроме того, этот фильм нельзя смотреть в домашней обстановке, когда неожиданно может зазвонить телефон или появится теща, которая потребует вырубить видак, потому что ей срочно нужно смотреть очередной сериал. Эту картину нужно смотреть в спокойствии и комфорте. Чтобы ничто не отвлекало от этого чудесного, немного наивного, но трогательного и очень искреннего фильма.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
изумительно
Нужно ли смотреть:
обязательно
Комментарии 14
только что посмотрел

ммм.... фильм красив, весьма...

но не понравился.... какая-то мотивация героев непонятная местами....

... а обычно я с Экслером в оценках расхожусь ненамного...
03.10.15 02:26
0
Кстати, в фильме, что интересно, почти не видно аттрибутов, моды тех времен, смотрится так, как будто совсем недавно снят.
20.07.13 09:44
0
Фильм хорош. Комедийные эпизоды забавные. Порадовал момент, где Жак и Энцо перепили на дне бассейна, а потом Жак рыдал в подушку, показывая девушке фотку дельфина у себя в бумажнике...
20.07.13 09:36
0
Раньше не знал об этом фильме, думал, что Бессон и Рено начались с "Леона". Обязательно посмотрю.
22.04.13 10:16
0
А мне понравился фильм. Посмотрел его еще на заре "видео эры" - в 1990 году. Недавно пересмотрел и понял, для себя конечно, что фильм мне также нравится как и в первый момент просмотра.
Кстати, совсем недавно, перебирая книги оставшиеся от отца нашел изданную еще при Советском Союзе книгу написанную самим Жаком Майелем "Человек - Дельфин". Интересно было почитать...
21.01.11 21:51
0
Категорически не согласен с пафосной оценкой Экслера. Я, конечно, с уважением отношусь к мнению всех, кто тут нахваливал кинцо и даже готов согласиться с тем, что это неплохой фильм, но я этот "шедевр" не понимаю. Никогда не понимал и не пойму людей, которые думают, что находят себя, а на самом деле теряют. Отрыв от реальности и погружение в "голубую бездну" - это для шизиков:) Погрузиться глубже на 1 метр - это тщеславие, а не подвиг (Энцо). Уйти от жизни в вымышленный мир призраков - это шизофрения, а не романтика (Жак). А жизнь-то - здесь, рядом, на земле. Привет всем двинутым!:)
05.01.11 13:02
0
Последний абзац содержит внутреннее противоречие. Смотреть в кинотеатре в спокойствии и комфорте не получится. Может, только в комфорте. Если, конечно, отдельный зал не снимать, или если не собралась правильная публика.
06.04.10 21:43
0
Буквально только что посмотрел этот фильм. Почти 3 часа пролетели на одном дыхании. А как бы замечательно он смотрелся в кинотеатре. Бессон затронул в моей душе самые добрые и светлые струны. А музыка... Да, этот фильм нужно смотреть только в 5.1. Мне остается только гадать, сколько продержится послевкусие от данной картины. Великолепно!
mmx
23.08.09 19:58
0
Это не рецензия, я не мастер так красиво писать как Алекс. Это мои ощущения:

Невероятное по красоте, искренности, зрелищности кино. Одно из моих самых любимых.

Море для меня - это особая тема. Можно сказать, интимная тема, чересчур личная. Недаром меня назвали Мариной, это полностью мое имя. Я люблю море, обожаю плавать и в чем-то всегда себя считала отличной от других людей. Отличной в умении видеть не просто море, а ворота в другой мир, более прекрасный и возвышенный.

В киноискусстве мало кто может передать такую всепоглощающую любовь к морю. Обычно показывают красивые кадры подводной съемки, чудный подводный мир, красиво извивающиеся тела ныряльщиков. Не более. Не более. Но показать сердце моря, его душу, его сущность сможет далеко не каждый даже трижды талантливый режиссер. Для этого надо быть сродни показываемой стихии.

Это фильм от Люка Бессона о Люке Бессоне. О его мечтах. Грезах. О чистой и парящей душе мечтателя.

Он показал море как никто друой. Как никто другой он приблизился к постижению его сущности.
Это колоссальная работа: набрать прекрасный актерский состав, оператора, композитора.
И каждый выложился на 100 и более процентов.

Жан-Марк Барр изумительно сыграл. Я ему верю! Верю Жану Рено, Розанне Аркетт.
А музыка Эрика Серра бесподобна!

Для кого этот фильм? Для тех, у кого открыта душа для познания этого мира, для романтиков и мечтателей, для одержимых морской стихией, для людей, чье сознание не приемлет рамок и границ, для людей, ищущих врата во Вселенную. Для меня.
Марина Стробыкина: А вы ещё говорите- не мастер, мол, я писать отзывы... Мастер! Надо скачать- обожаю лично прочувствованные работы везде...
Завораживающее и в чем-то мистическое кино. Очень красивое. Наверное, одно из самых красивых про море. И, наверное, одно из самых пронзительных. Спасибо, Алекс, за чудесную рецензию. Благодаря ей я и посмотрела этот фильм, который имеет полное право именоваться шедевром.
Фильм Выдающийся. Такие рождаются когда автору наплевать на бюджет, рейтинги, кассовые сборы и прочее, зато есть что-то глубоко личное.
08.06.09 18:55
0
Смотрел его в лет 7 и помню!!! т.к. смотрели с отцом в кинотеатре - в голове остались воспоминания именно о Море и Дельфинах... Ща буду пересматривать в БДРемуксе =)
22.02.09 20:58
0
Согласен Алекс, видел его давно, но до сих пор помню, какое-то щемящее, пронзительное непонятное чувство после просмотра этой картины.
18.12.08 22:57
0