Гран Торино / Gran Torino
22.06.2009 6391
Бюджет: $33 млн,  Сборы по миру:  $263 млн
Добрым словом и пистолетом можно добиться значительно
большего, чем просто добрым словом.
Аль Капоне
Это ж не дети, это ж такие сволочи.
Из старого анекдота

Уолт Ковальски (Клинт Иствуд) - старый человек, которому уже под восемьдесят лет. Он воевал в Корее, потом женился, родил двух сыновей и всю жизнь прожил в метрополии Детройта, где снег лежит пять месяцев в году. Все, что у него осталось в этой жизни после смерти жены, - небольшой домик, набор инструментов в гараже и коллекционный нынче автомобиль "Форд Гран Торино", который Ковальски собственноручно приобрел в 1972 году и все прошедшее с тех лет время холил и лелеял, так что автомобиль - в прекрасном состоянии.

С детьми у Ковальски отношения сложные. Прямо скажем - плохие. Один сын живет далеко, другой, который торгует японскими машинами, живет относительно неподалеку, но Уолт и сына недолюбливает за то, что тот непатриотично ездит на каком-то вшивом "Тойота Ленд Круизере", и вся его семейка у Ковальски вызывает сплошное раздражение.

В соседнем с Ковальски доме поселилась семья хмонгов - азиатской народности, которая во время войны во Вьетнаме была на стороне Штатов, после чего им разрешили иммигрировать в Америку.

Уолт не любит азиатов. Впрочем, надо отдать ему должное, он также вроде как не любит итальянцев, евреев и всех остальных. Периодически он общается с парикмахером-итальянцем, который его стрижет и получает честно заработанную десятку, и раз во много лет Ковальски приходит к портному-еврею, чтобы справить себе очередной костюмчик. Вот и все общение Уолта с представителями различных национальностей.

А тут еще соседский паренек-доходяга Тао (Би Ванг), которого подговорили парни из азиатской банды, залез ночью в гараж к Уолту и попытался угнать его любимый "Гран Торино". Ковальски, конечно, был в бешенстве и чуть было не пристрелил паренька.

Однако потом он выяснил, что на Тао постоянно давят ребята из банды, после чего пообщался с бандюками по-свойски, держа в руках винтовку, и негодяи на какое-то время отстали от паренька.

После этого Ковальски стал общаться с Тао, его сестрой Су (Эни Хеа) и всей семьей хмонгов. Он учит Тао жизни, находит ему работу и вообще - привязался к парнишке на порядок больше, чем к своим детям-внукам.

Но азиатская банда просто так не отстанет, так что у всех будут большие проблемы.

***

Это последний фильм, в котором семидесятидевятилетний Иствуд снялся как актер. Так, по крайней мере, заявил он сам.

"Гран Торино" был снят за относительно скромные по нынешним временам деньги - тридцать три миллиона долларов, а собрал великолепную кассу в двести шестьдесят три миллиона долларов. На IMDB у фильма высочайший рейтинг и он сейчас стоит на 77-м месте в списке 250 лучших фильмов всех времен и народов.

Впрочем, реакция критиков и членов жюри различных кинофестивалей была значительно прохладнее. Картину номинировали на "Золотой глобус" за песню "Гран Торино", "Оскар" ее вообще не заметил, а остальные несколько номинаций выглядели даже слегка издевательскими - как, например, номинация на лучший фильм в Академии научной фантастики, фэнтези и хоррора. Фантастика, правда, в финале этого фильма слегка присутствует, но вовсе не научная, так что не вполне понятно, с чего вообще данная академия обратила внимание на "Гран Торино".

Я от этого фильма, с одной стороны, вовсе не в восторге, но с другой - не буду оспаривать того, что снято это очень мощно, а сыграно Иствудом просто великолепно.

Мне в этой картине прежде всего не понравился сценарий. Он жутко прямолинейный, достаточно примитивный, а о том, что произойдет дальше, становится понятно буквально с первых кадров. Причем эта прямолинейность тем не менее вовсе не дает ответов на многие вопросы.

Оно, конечно, при необходимости можно поднатужиться и всему найти объяснения из серии "а вот так совпало", что успешно и практикуется на кинофорумах, но мне эти несоответствия все-таки резали глаз. С чего вдруг явный и принципиальный мизантроп Ковальски вдруг привязался к доходяге-азиату, который к тому же пытался угнать у него любимый "Гран Торино", из фильма толком не понятно. Особенно когда четко показывают взаимоотношения Ковальски с родной семьей - он их костерит в хвост и в гриву и явно просто ненавидит.

Но будущая нежная дружба Уолта с азиатами просчитывается с самого начала фильма, когда нам тщательно показывают, каким мерзким мизантропом является этот старикашка. Все равно понятно, что у него начнется великая дружба с соседями, за что он и пострадает, ибо район - насквозь бандитский, а эти азиаты и черные не любят, когда всякие белые лезут в их дела.

Концовка, на мой взгляд, натянута так, что любой здравый смысл рвется в клочья. Но я не могу ее обсуждать в рецензии, чтобы не портить впечатление тем, кто фильм еще не посмотрел.

У меня в момент просмотра были очень двойственные чувства. Да, снято мощно, да, Иствуд играет этого старика просто великолепно. Но фильм нудноватый, очень предсказуемый и, на мой взгляд, достаточно скучный. Та же иствудовская "Таинственная река" при всей своей продолжительности и неторопливости в раскручивании сюжета смотрелась буквально на одном дыхании. Здесь же думаешь: произойдет ли в картине что-нибудь существенное или так и будет идти почти документальное по стилю изложение того, как один озверевший старикашка вдруг подружился с азиатскими мальчишками-девчонками, хотя азиатов он вроде как всегда ненавидел еще с войны в Корее.

В фильме, конечно, цепляют некоторые бытовые моменты - как он звонит родным после получения результатов анализа, как Уолт наконец позволяет хмонгам занести в дом кушанья, как он приходит к соседям на вечеринку, - однако это хотя и разбавляет общий налет некоторой тягомотности, но окончательно убрать его не может.

В результате фильм получился очень неровный. Сценарий откровенно не понравился, однако поставлено хорошо, а Уолт сыгран Иствудом просто на пятерку. Остальные роли в фильме тоже очень приличные. Был бы сценарий поинтереснее да концовка менее спорная - на мой взгляд, картина от этого только выиграла бы.

Однако напоминаю, что огромное количество зрителей, очень высоко оценивших этот фильм, со мной в корне не согласны. Но я, как обычно, высказываю исключительно собственное мнение. Вроде здорово снято, а, если подумать, ни о чем.

P. S. Но Иствуд все-таки очень мощный мужик. Просто глыба. Возможно, только из-за него фильм в любом случае заслуживает просмотра.

© 1998–2019 Alex Exler
22.06.2009
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
мощно, но скучновато
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 21

Ну, его ненависть к своим детям вполне логична, учитывая, что они хотели его упечь в стардом и прикарманить имущество. А азиатский паренёк банально проявил свою доброту (сцена, где он помог старушке на улице) и принципиальность (не поддался на давление родственника, когда шёл с работы) на деле.
20.08.17 14:30
0 0

Фильм - отличный. Иствуд завещал америку азиатам, как его персонаж Уолт завещал форд Гран Торино азиатскому пареньку.

Великолепен Иствуд и как актёр, и как режиссёр. Играет серьёзно, но в некоторых эпизодах видно, что он относится к своему герою с иронией.

Если смотреть в оригинале, то название Hmong он иногда произноист как "Хамон"


24.09.15 11:35
0 0

А вот мое предположение, почему, будучи ветераном Корейской войны и не испытывая большой любви к азиатам, Уолт так прикепел к Тао и пошел ради него на то, что мы увидели в финале. В одной из сцен Уолт признается, что уже много лет ему не дает покоя кошмарное воспоминание о том, как однажды на войне он выстрелил в лицо молодому парню, просто хотевшему сдаться в плен. И даже шаман в доме у хмонгов, пытаясь "прочитать" Уолта, говорит, что в своей прежней жизни он совершил ошибку и эту ошибку не может себе простить. Возможно, в Тао Уолт и увидел того самого паренька, перед которым он так яро и тщетно надеется искупить свою вину.
05.09.13 22:13
0 0

Оценки за фильм явно завышены. Актёрская игра парня-доходяги на чистую единицу. Судя по качеству игры, это его первая роль. Священник сыгран на твёрдую двойку. А нескладный сценарий помог этим двум парням облажаться окончательно - на них просто больно смотреть, настолько они искусственны и однобоки...
Я ждал второй "Таинственной реки", а в итоге получил фильм со сценарием, находящимся на одном уровне с "Явлением"...
18.07.09 13:00
0 0

о "необъяснимых" вопросах... В фильме показано, что он не любит всех. Но при этом дружит с тем же парикмахером-итальянцем. Просто у него "теоретическая" нелюбовь к инородцам. Нелюбовь в общем. И когда он видит перед собой конкретного человека, то понимает, что не такой уж он и плохой.
02.07.09 08:48
0 0

Алекс, согласен с рецензией на 100%. Иствуд - могучий старик, постановка замечательная (кстати, снято всё очень олдскульно, сейчас так уже почти никто не снимает). Но всё испортил чересчур прямолинейный сценарий.
01.07.09 09:51
0 0

Может, я совершенно наивен, но лично мне сюжет совсем не показался прямолинейным и предсказуемым. Не каждый фильм, ИМХО, должен быть закручен, как детектив.

Да и те "необъяснимые" вопросы, которыми озадачился Алекс, мне совсем не показались таковыми. Возможно, это потому, что я сам неоднократно видел похожие ситуации и чувства в себе и других.

Фильм - очень и очень достойный.
26.06.09 15:45
0 0

Во-первых, не согласен, что дружба Уолта с Тао натянута. Со своей семьей он не сходится, потому что, с его точки зрения, его дети не оправдали его надежд. А Тао желает быть хорошим парнем, чему-то учиться, и это импонирует старику. Во-вторых, я также не согласен насчет концовки. Все могло бы быть куда банальнее. А так Уолт великолепно поступил, снимаю шляпу.



А вот что мне не понравилось -- так это тот парень-семинарист. Серьезного и вдумчивого типа он играет совершенно ненатурально. Не знаю, впрочем, может меня после роли этого актера в Хаусе смех разбирает каждый раз, когда я его вижу.
24.06.09 01:24
0 0

Фильм конечно мощный, не отрицаю, но все таки он достаточно шаблонный как многие голливудские фильмы. Весь сюжет можно предсказать заранее.
23.06.09 11:46
0 0

Да фильм прямолинеен, но на меня произвёл впечатление.

Иствуд - кросавчег.
23.06.09 08:06
0 0

Не могу сказать что фильм скучный, ну уж очень мощно смотрится Иствуд, любой кадр с ним впечатляет.... Но да, довольно предсказуемо (что меня не сильно коробит) и местами излишне пафосно (что, на мой взгляд, куда хуже). Тем не менее - замечательный фильм, Иствуд великолепен. Особенно понравились моменты где он учил паренька говорить "по-мужски".
zft
23.06.09 02:59
0 1

Две маленькие поправочки к статье.

Хмонги это не корейская народность, корейцы в этом отношении практически монолитны. Хмонги проживают в основном во Вьетнаме и Лаосе, а также в Камбодже, Таиланде и Южном Китае.

Соответственно, в корейской войне на стороне южан (и американцев) они принимать участия не могли. Война, если и какая-то имеется в виду, то это так называемая "Тайная война" в Лаосе, которая во многом совпала по времени с вьетнамской войной, и я так думаю, временами эти два конфликта совпадали и в пространстве. В "Тайной войне" - и соответственно, отчасти во вьетнамской - хмонги действительно действовали на стороне США, после чего подвергались преследованиям со стороны лаосского режима, и действительно многие эмигрировали в Таиланд и в США.

http://en.wikipedia.org/wiki/Hmong_people
22.06.09 08:03
0 0



5anjuro: Хмонги проживают в основном во Вьетнаме и Лаосе, а также в Камбодже, Таиланде и Южном Китае.

Если Хмонг=Мон, то я был в их деревне в Тайланде на реке Квай.

Как нам рассказывал экскурсовод, им в Бирме устроили геноцид, и часть сбежала в Тайланд под крыло короля, так и остались там жить.
26.06.09 21:40
0 0

раз лет во много лет Ковальски приходит к портному-еврею,
22.06.09 06:29
0 0

Экскьюз ми за оффтоп. Алекс, вы смотрели фильм "Шум" (с Тимом Роббинсом)? Интересно, что скажите.
22.06.09 03:33
0 0

В соседнем с Ковальски доме поселилась семья хмонгов - азиатской народности, которая во время войны в Корее была на стороне Штатов, после чего им разрешили иммигрировать в Америку.



Они вроде вьетнамцы. И помогали американцам во Вьетнаме. Хотя может я плохо запомнил... 😄
22.06.09 01:38
0 0

Фильм великолепен. Чем больше смотрю фильмов, снятых Иствудом, тем большее уважение к нему испытываю. Даже не как к режиссеру или актеру, а как к человеку. Жалко стар уже, и, похоже, пик его таланта пришелся именно на конец карьеры, чего не скажешь о других "мэтрах" американского кино, которые чего-то завяли.

А концовку изменить нельзя: возможно из-за нее фильм и затевался. Вообще мне нравится как Иствуд учит морали.

Кстати, Алекс, Changling собираетесь посмотреть?
22.06.09 01:09
0 0

Он не приобрел собственноручно, а на заводе Ford работал и собственноручно ее делал.
21.06.09 23:22
0 0

> Это ж не дети, это ж такие сволочи.

А что за анекдот? Я только с такой концовкой знаю:

— Какие на хрен дети?! Фашисты!
21.06.09 22:53
0 0





clifford: Я только с такой концовкой знаю: — Какие на хрен дети?! Фашисты!



А что за анекдот? Нельзя ли его целиком изложить?
21.06.09 23:22
0 0