Исходный код / Source Code
Рейтинг IMDB: 7,6
Рейтинг читателей: 4,2
Рейтинг Экслера: 0,0
Бюджет: $32 млн,  Сборы по миру:  $123 млн
Экслер! Если ты, как и все остальные
критики, упомянешь в рецензии
"День сурка" или скоттовский "Дежавю" -
я тебя если не съем, то понадкусаю.
Напутствие кота Бублика
Между прочим, фамилия Джейка в оригинале на шведском
произносится как Йелленхулехе. Впрочем, это все равно
невозможно произнести нормальному человеку.
Лингвистическая справка кота Бублика

Военный летчик капитан Колтер Стивенс (Джейк Джилленхолл) вдруг неожиданно приходит в себя в теле совершенно постороннего человека, находящегося в поезде, приближающемся к Чикаго. Пока Колтер в течение восьми минут пытается понять, что происходит, в поезде гремит мощнейший взрыв, усугубляющийся проходящим мимо товарняком с горючими веществами, и все в поезде погибают. 

Далее Колтер приходит в себя в некоей странной пилотской капсуле, снабженной несколькими дисплеями, в одном из которых появляется капитан Колин Гудвин (Вера Фармига), объясняющая Стивенсу, что в поезд, из которого он только что вернулся, неким террористом подложена бомба и что этот террорист собирается взорвать "грязную" атомную бомбу в центре Чикаго, так что задание Колтера - найти этого террориста и обезвредить его. На все поиски у Стивенса - только восемь минут. Причем его будут отправлять в одну и ту же точку снова и снова, пока у капитана не получится обнаружить террориста.  

Задача на первый взгляд практически невыполнимая. В поезде едет масса народу, а у Колтера всего восемь минут на все исследования. Кроме того, Стивенс вообще не понимает, как это все происходит и где вообще он оказался, - он же военный летчик, воюет в Афганистане, а тут - родная Америка, Чикаго и все такое. Поначалу он думает, что это все такой хитрый тренажер. Однако быстро убеждается, что все вокруг - по-настоящему. 

В поезде рядом с человеком, в тело которого вселяется Колтер, сидит его коллега по работе - Кристина Уоррен (Мишель Монахэн). Каждый раз, когда Стивенс возвращается в тело ее попутчика, он узнает Кристину все лучше и лучше. Однако у него нет времени на всякие романы - ему нужно быстро найти террориста. 

Колтер подозревает, что все - очень и очень непросто. Ибо непонятно, с чего это он, военный летчик, вдруг оказывается в какой-то очень странной капсуле и почему именно его отправляют в одну и ту же точку вновь и вновь. Колин Гудвин старается ничего не объяснять капитану, но тому прекрасно понятно, что от него скрывают что-то страшное. 

***

Сюжет этого фильма очень быстро напомнил не только несколько картин, которые я обещал не упоминать коту Бублику, но и еще один сериал - Day Break, который у нас называют "Новый день" (моя заметка по его поводу). Кстати, хороший сериал, который я посмотрел с большим удовольствием. Там в главной роли играет Тэй Диггс, а закончили они его всего на один эпизод позже, чем следовало, - сам сюжет не предполагал дальнейшего развития событий. 

Здесь - то же самое. Суть фильма заключается в том, что капитан Колтер, кем бы он ни был, должен найти террориста, подложившего бомбу и собирающегося взорвать следующую бомбу в центре Чикаго. 

Вокруг этого накручиваются всякие непонятности: не особенно ясно, почему Колтер оказывается в какой-то странной капсуле, каким образом его все время отправляют в одну и ту же точку в тело совершенно другого человека, ну и как это все может повлиять на дальнейшие события. 

Джейк Джилленхолл здесь мне понравился. Я поначалу (имеется в виду - с его первых фильмов) от него совершенно не был в восторге, особенно в "Послезавтра", однако постепенно проникся тем, как он умеет играть на полутонах, без криков, воплей и явных эмоций, - например, в "Донни Дарко" и "Зодиаке". А потом он и во вполне блокбастерно-боевиковом "Принце Персии: песках времени" сыграл очень даже неплохо - в общем, я теперь не то чтобы фанат, но отношусь с уважением. 

Здесь перед Джейком, да и перед режиссером Джонсом, была крайне сложная задача. Им обоим надо было показать персонажа, который находится в очень непростой ситуации, в замкнутом пространстве и при этом не понимает, что происходит. 

А ведь дебютант Данкан Джонс, снявший до этого только "Луну 2112", в качестве режиссера был выбран не зря. Именно в "Луне 2112", где отлично сыграл замечательный актер Сэм Рокуэлл, была похожая специфика - некий персонаж, который не очень понимает, кто он такой,  что-то делает в замкнутом пространстве и периодически натыкается на неприятные разгадки. 

Здесь - с одной стороны, что-то похожее, с другой - пространства заметно побольше плюс намного более мощная, скажем так, детективная составляющая. Персонаж Рокуэлла в "Луне 2112" также выяснял, кто он и что там делает. Однако перед персонажем Джилленхолла стояла намного более серьезная проблема - ему нужно было найти террориста среди большого количества пассажиров поезда. И вопрос, кто он такой и что там делает, волновал его намного меньше просто в силу того, что времени на него толком и не оставалось. 

Мне понравилось, как здесь сыграл Джилленхолл. Мне все больше и больше нравится его стиль - минимум внешних эффектов при максимуме внутренних переживаний. Это признак хорошего актера. Данная роль ему никак не позволяла раскрыться на все сто, но что укладывалось в рамки его персонажа - Джейк изобразил просто здорово. 

У Веры Фармиги, актрисы украинского происхождения - я это не устану повторять в каждой рецензии просто в силу того, что радуюсь за ее успешную (вполне, замечу, заслуженно) карьеру в Голливуде, - роль была еще более сложная. Ее персонаж практически весь фильм сидел за монитором и выдавал команды персонажу Джилленхолла. Однако капитан Гудвин (Гудвин, как известно, исполнял желания всех, кто добирался до страны ОЗ) не была бездушным солдафоном. Она понимала, что происходит с Колтером, она сочувствовала ему, и Фармига очень здорово сыграла то, как Гудвин восстает против армейской системы, для того чтобы помочь Колтеру. 

Что мне не понравилось в этом фильме? Прежде всего решения с этой капсулой, в которой находился Колтер. Ну или воображал, что он в ней находился. Какие-то странные и даже дурацкие решения, особенно с заморозкой, - можно было это сделать все-таки более эффектно, особенно учитывая тот факт, что именно Стивенс собой представлял по сюжету. 

Не особенно понравился также финал всей этой истории - прежде всего потому, что это было более чем ожидаемо. Ожидаемый финал фантастической драмы - он губит фантастическую драму, так и передайте Данкану Джонсу. Оно понятно, конечно, что режиссер не свободен в своих действиях, что его нежно гладит по ручке сценарист и его тестикулы нежно сдавливают плоскогубцами продюсеры, но вот как-то - уж слишком по-голливудски ожидаемо. Хотя многим зрителям, насколько я мог судить по отзывам, понравилось. 

Но в общем и целом получилось неплохое кино, которое я посмотрел не без удовольствия. Понравился Джилленхолл, понравилась Фармига, понравилась постановка, хотя и остались некоторые претензии. 

Посмотреть я бы рекомендовал - неглупое кино, хорошо поставлено. Хотя лично мне хотелось бы большего выхода за типичные голливудские границы. Но это недостижимая, судя по всему, мечта. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
неплохо
Нужно ли смотреть:
можно