Картахена / L'homme de chevet
Драма , Франция , 2009 , 92 мин.
8,0
Рейтинг IMDB: 6,8
Рейтинг читателей: 3,8
Рейтинг Экслера: 8,0
Бюджет: $3,2 млн, 

Это даже круче, чем "Неприкасаемые".
Отзыв кота Бублика

Почему от "Неприкасаемых" все тащатся,
а этот фильм вообще никто не видел?
Недоумение кота Бублика
- Ну, чем пахнет?
- Потом.
- Это от меня. Пузырек чем пахнет?
- Корицей.
Диалог из фильма

Когда-то Лео (Кристофер Ламберт) был чемпионом мира по боксу в полусреднем весе. А потом всю свою жизнь пустил под откос. Он пережил огромную трагедию, причем произошло все исключительно по его собственному раздолбайству, ну и в конце концов Лео оказался в колумбийской Картахене: без каких-либо средств к существованию, практически нищий и очень крепко пьющий - то ром, то просто медицинский спирт.

В какой-то момент Лео узнает, что одной француженке, живущей в Картахене, требуется сиделка со знанием французского. Ему очень нужны деньги, он готов заниматься чем угодно, поэтому является на собеседование.

Сначала Лео встречается с ближайшей помощницей француженки, которую зовут Лусия (Маргарита Роса де Франсиско). Та страшно удивлена тем, что на соискание этой работы явился мужчина, да еще и мужчина, скажем прямо, в том еще виде. Однако Лео проводят к клиентке - ее зовут Мюриэль (Софи Марсо).

Мюриэль - лежачая больная. Некоторое время назад она попала в страшную автомобильную аварию и теперь полностью парализована. Она разговаривает, может поворачивать голову, но больше ничего делать не в состоянии, она даже не может управлять руками.

Парализованная тоже очень удивлена тем, что Лео пришел к ней устраиваться сиделкой, но ради разнообразия решает попробовать: выбирать ей толком не приходится, работа очень тяжелая и все предыдущие сиделки-девушки быстро увольнялись.

Мюриэль не отличается хорошим характером, что также сильно усугубляется ее тяжелейшим состоянием, Лео - тоже ни разу не подарок, однако между больной и ее сиделкой - сильно опустившимся алкашом - постепенно появляется какая-то взаимная симпатия.

***

Мне об этом фильме рассказал читатель в письме: он спросил, знаю ли я, что один из самых популярных французских фильмов последних лет под названием "Неприкасаемые" (российские дистрибуторы зачем-то дали ему название "1+1") - это ремейк малоизвестной французской же картины 2009 года, в которой сыграли Софи Марсо и Кристофер Ламберт.

Я посмотрел на аннотацию - и точно, парализованная состоятельная женщина, все сиделки быстро увольнялись, потом она взяла местного алкоголика - бывшего боксера. И между ними постепенно появилась какая-то симпатия.

Похоже, подумал я, надо посмотреть. Тем более что Софи Марсо - хорошая актриса, да и к Кристоферу Ламберту я вполне хорошо отношусь.

Посмотрел. Конечно, "Неприкасаемые" никак не являются ремейком этого фильма, хотя основа сюжета там слегка похожа. Но "Неприкасаемые", во-первых, снимались по книге Филиппа Поццо ди Борго "Второй шанс", ну и, во-вторых, там рассказывается совершенно другая история.

Данный же фильм в оригинале называется "У постели больной" и в торрентах обычно встречается под названием "Прикованная к постели". Также такое русскоязычное название у него показывает IMDB. Но на "Кинопоиске" фильм почему-то фигурирует под названием "Картахена".

Что за Картахена, при чем тут вообще Картахена, думал я? Ну да, действие происходит в колумбийской Картахене (есть еще город Картахена в Испании), но место действия тут особо важной роли не играет, зачем его в название-то ставить? А если бы действие происходило в какой-нибудь Барранкабермехе, то фильм бы назвали "Барранкабермеха"?

Однако довольно быстро выяснилось, что это не наши веселые дистрибуторы постарались, а американские. Потому что англоязычное название фильма - Cartagena. Наши просто взяли и написали название по-русски.

Впрочем, черт с ним, с названием. Давайте поговорим о самом фильме. А он, как ни странно, чудесный. Но в сравнении с "Неприкасаемыми" - совершенно другой. В "Неприкасаемых" Филипп Поццо ди Борго сам настаивал на том, чтобы фильм был не трагичный и драматичный, а наоборот - веселый и жизнеутверждающий. Чтобы люди, которые попали в тяжелейшие жизненные обстоятельства, понимали, что даже в такой ситуации можно получать от жизни удовольствие.

Почему в том фильме Филипп взял на работу именно Дрисса, который никогда не ухаживал за тяжело больными и не имел никакого медицинского образования? Потому что Дрисс единственный не относился к нему как к больному, не жалел его, но при этом помогал ощущать вкус жизни.

Здесь - все не так. Мюриэль находится в еще более тяжелом положении, чем Филипп: она не может даже на коляске самостоятельно передвигаться. Практически единственное ее развлечение - разговаривать с теми, кто за ней ухаживает, и читать, переворачивая страницы с помощью палочки, которую она держит ртом.

Да, Лео привязался к ней и изо всех сил старается помочь Мюриэль начать получать радости хоть от чего-то в этой жизни, но он так и продолжает непрерывно пить, он пытается тренировать малоуправляемую колумбийку Лину (Линетт Эрнандес Валдес), которая работает проституткой и подворовывает, он нарывается на неприятности и периодически пропускает работу, что Мюриэль простить не может.

Вот как-то хочется надеяться на лучшее, но это не интонация "Картахены" - тут все довольно трогательно, но беспросветно. Возможно, именно это повлияло на то, что фильм мало кто посмотрел и о нем почти не знают.

Главные актерские работы в картине - просто отличные. С Софи Марсо Кристофер Ламберт впервые вместе снялся в 2007 году в картине "Пропавшая в Довиле", которую Софи Марсо ставила как режиссер и сыграла в ней главную роль. Ну и с 2007 года они фактически поженились (хотя формально сочетались браком только в 2012 году) и прожили вместе 7 лет. В 2009 году они снялись в этой картине никому не известного режиссера Алена Мона. Это был малобюджетный авторский проект, и Ламберт с Марсо взялись за него именно из-за сложности стоящей перед ними задачи: Марсо предстояло играть женщину, неподвижно лежащую на кровати, а Ламберту достался очень непростой и драматичный персонаж.

Они свои роли сыграли совершенно замечательно. Героиня Марсо - почти сломленная трагичной судьбой женщина, которая, однако, продолжает бороться, при этом она способна на чувства и сумела разглядеть что-то в таком на первый взгляд малопривлекательном персонаже, как Лео. У Софи Мюриэль получилась яркой, вызывающей живейшее сочувствие и очень трогательной.

Ламберта до этого в серьезных драматических ролях я не видел и должен сказать, что он такие роли играть вполне может - персонаж был выверен как по нотам: опустившийся, прощелкавший всю свою жизнь, совершенно себя не оправдывающий и не жалеющий - он знает, что все это сам заслужил, но при этом он способен на сочувствие и сам вызывает сочувствие.

Весьма впечатлила Маргарита Роса де Франсиско, сыгравшая ближайшую помощницу и фактически подругу Мюриэль Лусию. Тоже очень драматичная роль, сыгранная очень тонко, точно и достоверно, просто реально здорово.

Мне очень понравилась эта картина, мне она понравилась даже больше отличного, но как-то очень четко рассчитанного и жестко направленного на зрительский успех фильма "Неприкасаемые". А здесь все намного драматичнее, все очень честно и без прикрас. Фильм замечательно поставлен и прекрасно сыгран. Почему его никто не знает, почему он прошел совершенно незамеченным - я понять не могу.

В Сети его можно найти даже в качественном варианте Blu-ray (16 ГБ) (или здесь). Там есть русский двухголосый войсовер и русские субтитры. Я смотрел с субтитрами - в фильме две трети говорят на французском и треть на испанском. Послушал пару эпизодов в войсовере - вроде прилично, да и оригинальные голоса слышны, что важно.

Не знаю, насколько вам понравится этот фильм и понравится ли он вообще. Мне он очень понравился, и он на меня произвел не меньшее впечатление, чем "Неприкасаемые". Другое впечатление, с другим знаком, но не меньшее.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
очень здорово
Нужно ли смотреть:
решайте сами