Лунный папа
05.05.2000 20904   Комментарии (2)

Наконец-то! Свершилось! Впервые за последнее время появился фильм, от которого я просто в восторге. Причем этот фильм не насыщен спецэффектами, его бюджет (впрочем, он тоже немаленький) даже рядом не стоит с бюджетами голливудских "блокабастеров" (интересно, хотя бы в самом Голливуде кто-нибудь знает, что означает это слово?). Но обо всем - по порядку. >

За последнее время появилось два крупных кинопроекта, в которых участвовали другие страны совместно с Россией - фильмы "Восток и Запад" и "Лунный папа". Как-то так получилось, что я кассеты с этими картинами купил одновременно. Дома положил их перед собой и долго раздумывал, с чего начать. "Восток-Запад" даже после первого взгляда на кассету оставлял впечатление о том, что это - правильное кино. А вот "Лунный папа" точной классификации не поддавался. На кассете большими буквами было написано "Чулпан Хаматова и Николай Фоменко". Кто такая Чулпан Хаматова - я не знал, а упоминание Николая Фоменко в качестве главной приглашенной звезды (так, по крайней мере, следовало из кассеты) скорее говорило о том, что от фильма можно ничего особенно потрясающего не ждать.

"Восток-Запад" я посмотрел и написал о нем рецензию. "Лунный папа" у меня валялся на видеомагнитофоне примерно неделю, и я о нем практически забыл, пока, наконец, кот Бублик, играясь, не свалил кассету на пол, после чего я о ней вспомнил, мужественным жестом воткнул в магнитофон и стал смотреть...

Сразу должен сказать, что подобное чувство у меня возникло только один раз. Было это очень давно, во время просмотра "Амаркорд" Феллини. И сейчас, смотря "Лунный папа", я поразился тому, насколько сходны ощущения. И самая главная мысль - "Господи! Только бы этот фильм не заканчивался!" Конечно, я далек от мысли сравнивать "Амаркорд" с "Лунным папой". Они очень разные, хотя Ираклий Квирикадзе писал сценарий "Лунного папы" тоже основываясь на своих детских впечатлениях, историях и анекдотах, которые слышал, будучи еще совсем маленьким.

О фильме "Лунный папа" очень трудно писать обычными фразами. Типа: "Режиссер Худойназаров в своей картине показал, как трудно живется восточной девушке если она не замужем и ожидает ребенка". Потому что хочется в рецензии попробовать передать обстановку восторженного и доброго сумасшествия, которая сопровождает весь фильм. Но увы - это крайне сложно сделать. Потому что невозможно передать словами, насколько здорово это снято. Насколько точно расставлены акценты в самом непростом, но самом выигрышном жанре - трагикомедии. Насколько комедия в картине Худойназарова колоритна, фольклорна, умна и смешна, и насколько трагедия, причем самая настоящая, неожиданна и не оставляет места для долгой грусти, ведь жизнь - она продолжается, а времена - они меняются.

В одной жаркой восточной стране живет девушка Мамлакат (Чулпан Хаматова). Она живет со своим немного вспыльчивым, но добрым и мудрым отцом Сафаром (Ато Мухамеджанов) и братом Насреддином (Мориц Бляйбтрой), который был солдатом, воевал, получил контузию и теперь немного сумасшедший.

Мамлакат - совсем еще юная девушка - помешана на театре. Настолько помешана, что готова преодолевать самые невероятные трудности, чтобы попасть на спектакль. Ей кажется, что актеры - совершенно неземные и необыкновенные существа, потому что они имеют отношение к Искусству, перед которым Мамлакат преклоняется. В одну прекрасную ночь Мамлакат возвращается домой почти в кромешной тьме, а узкую дорожку в лесу освещает только тусклый свет луны. У Мамлакат оказывается попутчик, которого она в темноте совсем не видит. Через несколько минут разговора выясняется, что (о чудо!) попутчик - актер заезжего театра. Этот факт сразу наполняет Мамлакат ощущением невероятного восторга, так что все вокруг сразу становится нереальным - и лес, и лунный свет, и овраг, в который она случайно падает вместе с актером (эта сцена снята совершенно потрясающе), и его руки, которые ласково гладят ее молодое тело... Короче говоря, после этой лунной ночи Мамлакат становится немножечко беременной, но об отце своего ребенка она знает только то, что он - актер. И помнит его голос. А больше - ничего.

Между тем, в республике, где живет Мамлакат, у незамужней девушки не может быть ребенка. Это позор не только для семьи самой девушки, это позор всему городку Фар-хор. Отец Мамлакат это прекрасно понимает, поэтому решительно сажает в машину Мамлакат и ее сумасшедшего брата, после чего отправляется колесить по всем театрам республики, пытаясь отыскать коварного соблазнителя своей дочери.

Фильм настолько своеобразен и самобытен, что почти невозможно передать словами, чем же он так привлекает. А привлекает он всем. И блестящим сценарием Ираклия Квирикадзе, и великолепной режиссурой Бахтияра Худойназарова, и потрясающей игрой актеров.

Чулпан Хаматова - великолепна. Она обаятельна, динамична и очень естественна. Она настолько хорошо играет, что у меня даже нет слов для того, чтобы описать эту роль. Высшей оценкой, на мой взгляд, будет фраза - "Чулпан Хаматова - это девушка Мамлакат". Потому что в фильме не видишь игры актрисы. Это просто история девушки Мамлакат, в жизни которой тесно перемешалось трагичное и смешное, реальность и фантастика.

Ато Мухамеджанов в роли Сафара - это что-то невероятное! Сафар - умный, хитрый, добрый, вспыльчивый, но легко отходящий человек, на плечах которого и так лежит забота о своих двух детях, один из которых - сумасшедший, а тут еще и дочка учудила - забеременела непонятно от кого. Мухамеджанов сыграл эту роль настолько яркой, что даже трудно сказать, кто лидирует в этом фильме - он или Хаматова.

Мориц Бляйбтрой (немецкий актер, прославившийся после фильма "Беги, Лола, беги") сыграл сумасшедшего парня - брата Мамлакат. Сыграл очень хорошо и забавно.

Николай Фоменко, которого на кассете почему-то вынесли в заголовок как главного исполнителя, играет эпизодическую роль - летчика Ясира. Я невысокого мнения о талантах Фоменко как актера (признавая, однако, что среди шоуменов ему равных почти нет), и данный фильм меня в этом мнении только утвердил. Впрочем, Ясир как Ясир. Не хуже обычного Коли Фоменко, но и не лучше. Выделывает сумасшедшие трюки на своем самолете и изображает современного Паниковского, который ворует уже не гусей, а баранов, и не с помощью автомобиля "Антилопа-Гну", а прямо с пролетающего на бреющем полете самолета. Сцена эта, кстати, снята весьма впечатляюще.

Впрочем, говори не говори об этом фильме, все равно невозможно передать то совершенно потрясающее впечатление, которое он оставляет. Поэтому бросайте-ка вы читать заметки об этой картине, а лучше покупайте кассету и смотрите. Нечего зря время терять.

© 1998–2024 Alex Exler
05.05.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5+
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
блеск!
Нужно ли смотреть:
обязательно
Комментарии 2

А мне фильм безумно понравился! Особенно порадовали любимые актеры: Хаматова и Нинидзе, последний только почему-то совсем проигнорирован в рецензии(( Не знаю, как у кого, а у меня этот фильм по динамичности сюжета и наличию фольклора тесно ассоциируется с фильмами Кустурицы, в часности "Черная кошка, белый кот". Такой же по-хорошему безумный!!










У меня от фильма остались плохие впечатления. Папу убили. Любимого убили. Беременную прекрасную взорвал сумасшедший брат. И все это в стили сказки «Амели с Монмарта». Сало в шоколаде какое-то…
09.03.10 17:12
0 0