Мажестик / The Majestic
09.09.2002 16417   Комментарии (1)

Фрэнк Дарабонт всегда славился как режиссер, создающий... Создающий фильмы по Стивену Кингу. Это "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля". Фильмы хорошие, добротные, философские, психологические и, что на мой взгляд самое главное, - не сопливые. Они о жизни, о человеческом достоинстве, о месте человека в этом мире, о том, как ситуация может поставить тебя перед выбором, результат которого повлияет на всю твою оставшуюся жизнь.

Собственно, с этой точки зрения "Мажестик" почти ничем не отличается от остальных двух фильмов Дарабонта. Однако Фрэнк сделал одну роковую ошибку! Он снял фильм не по Стивену Кингу, а по Майклу Слоану, причем Слоан выступил продюсером картины, и это был его первый опыт киносценария. Первый слоанский блин получился именно тем, чем обычно и получаются первые блины - совершенно неудобоваримым продуктом. Впрочем, Дарабонт, как режиссер многоопытный, подал его в лучшем виде на отличном фарфоровом блюде, где блин гордо возлежал, украшенный всякими сладостями и политым таким количеством сиропа и патоки, чтобы зритель ни о чем не догадался. Что интересно, для одних сработало. Но для других - нет. Я за слоями патоки и сиропа сразу наткнулся на плохо пропеченное и комковатое кулинарное творение Слоана и этого Дарабонту не простил. А сейчас давайте подробно поговорим о сюжете и о том, как это все снято, чтобы стало понятно, почему мне этот фильм так не понравился... 

Америка, 1950-е годы. Питер Эпплтон (Джим Кэрри) - сценарист в Голливуде. Это означает, что он пишет сценарии фильмов, которые затем подвергаются полной и тотальной переработке продюсерами, которые не постесняются сотворить черт знает что с сюжетом и главными действующими лицами.

И все у Питера было бы хорошо, - он зарабатывает неплохие деньги, фильмы по его сценариям снимаются, и он собирается жениться на актрисе, которая играет в его картинах, - как вдруг Эпплтон попадает под железную пяту маккартизма: его обвиняют в симпатиях к коммунистам, что в тогдашней Америке было равносильно обвинению в симпатиях к капиталистам в 30-х годах в СССР.

И вот тут у парня начинаются большие проблемы: картину, снимающуюся по его сценарию, замораживают, и Питеру предстоит отчитаться перед комиссией по антиамериканской деятельности, которая, если возвращаться к параллелям с CCCР, была почти полным аналогом знаменитым сталинским публичным процессам.

Не выдержав всего этого давления, Питер напился и помчался на машине куда глаза глядят... Разумеется, пьяные глаза ни к чему хорошему не приведут, поэтому Питер попадает в аварию: его машина пробивает ограждение моста, падает в реку и Питер, пытаясь выплыть, сильно ударяется головой...

И вот тут начинается чистая Санта-Барбара, которая, кстати, сказать, расположена в паре часов езды от Голливуда. У Питера начинается амнезия. То есть он полностью теряет память. Поэтому, когда он очнулся утром недалеко от маленького городишки, Питер не помнит даже то, как его зовут. Сценариста подбирает старичок, гуляющий с собакой, приводит в город, и Питер вдруг с удивлением обнаруживает, что его все называют Люком. Оказывается, у местного владельца кинотеатра "Мажестик" Гарри Тримбла (Мартин Ландау) был сын Люк, который погиб на войне. И Питер, по странному стечению обстоятельств (точнее, по воле шкодливой руки сценариста Майкла Слоана), похож на этого Люка как две капли воды. И весь город думает, что это тот самый Люк и есть, который чудом спасся и вернулся в город своего детства...

После идентификации Питера как Люка как раз и начинаются розовые слюни и порхающие слоны. Потому что Люк был гордостью городишка: бравый бейсболист школьной команды, любимец публики, герой войны и все такое. Поэтому Питера носят на руках, а ему приходится соответствовать. Кроме того, выяснилось, что в городе у Питера, то есть у Люка, была любимая - Адель Стэнтон (Лори Холден), с которой Питеру пришлось столкнуться буквально на второй же день своего пребывания в этом городе (Адель несколько лет не была в этом городишке, потому что училась в Лос-Анджелесе, но по воле сценариста как раз вернулась обратно).

Несмотря на то, что баба, как говорил Карпуша, она сердцем чует - Адель не почуяла в Люке Питера. То есть она уверена, что это тот самый Люк, который рубаха-парень, бейсболист, ну и все такое. И от его поцелуев у нее по-прежнему проходит икота (есть и такой пикантный момент в фильме). И дальше счастье Пита безоблачно. Они с папашей и со всем городом восстанавливают обветшалый кинотеатр, Питер перевоспитывает всех своих бывших врагов (правда, такой нашелся всего один и перевоспитался с завидной быстротой), словом, зрителям остается ждать только момента, когда в "Мажестике" пойдет фильм по сценарию Пита, чтобы Пит в образе Люка вдруг вспомнил, что он все-таки Пит.

(радостно) И он вспоминает, потому что по воле невероятно оригинального сценариста Майкла Слоана в кинотеатре идет фильм по сценарию Питера! Плюс его разыскали фэбээрники. Плюс умирает его папаша. Нет, сначала умирает папаша, а потом за Питом приезжают фэбээрники. Они красиво приезжают: Пит стоит посреди шоссе, вокруг него столпился весь город, а по шоссе едет вереница "черных воронков"...

Короче говоря, Пита поймали, арестовали и заставили выступить перед Комиссией. И весь город, понятное дело, от Пита отвернулся. Потому что он выдавал себя за Люка. Хотя и не нарочно, а после легкой амнезии, которую он случайно подцепил в Санта-Барбаре. Но он все равно разочаровал весь город, и город высказал свое отношение к Питу: город собрался у дверей кинотеатра, а когда Пит вышел после допроса, весь город от него отвернулся и пошел по своим делам.

Злобные фэбээрники хотят сделать из Пита тетку Тимашук и заставляют дать показания против людей, которых он даже и не знает. Поначалу Пит соглашается, ведь он простой голливудский сценарист, которому не нужны неприятности, но рыдающая Адель на могиле Люка рассказывает ему, какой хороший парень был Люк, и как он бы поступил на месте Пита. Кроме того, Адель дает ему занятную книжечку - Конституцию Соединенных Штатов, - и Пит, воодушевленный, на выступлении перед Комиссией храбро читает вслух Конституцию. От такого потрясающего поступка весь зал рыдает и рукоплещет, а Комиссия оказывается посрамлена со страшной силой, и Маккарти вместе с Гувером подают в отставку и уезжают в Боливию (это я сам придумал; Майк Слоан до такого почему-то не додумался, хотя подобное развитие событий было вполне ожидаемым).

После этого Пит перестает быть послушным голливудским сценаристом (зря, кстати, ведь они зарабатывают бешеные бабки), бросил все и уехал обратно в этот городок, где его на вокзале уже встречали как героя, потому что он - все рыдают от умиления - поступил так, как Люк. И теперь Пит - почетный гражданин этого города, который наверняка очень скоро утонет: или в липкой сентиментальной патоке, или в слезах и соплях. Лично я думаю, что и в том, и в другом.

***

Если честно, это просто кошмар. И кошмар не в том, что это до предела выхолощенное, пустое, дурацкое и сопливое кинцо, а в том, что такой кошмар снял Дарабонт. Что его на это сподвигло - я придумать не могу. Он снял два очень приличных фильма. Зачем ему понадобилось поливать патокой комковатый блин, выпеченный корявой рукой Майка Слоана, начитавшегося книжек из серии "Как сделать голливудский блокбастер" - я не понимаю. Почти сразу выяснилось, что каждый следующий кадр в картине можно предугадать на 100%, а ошибался я только в том случае, когда считал, что Дарабонт на подобный штамп все-таки не способен, а он оказался еще как способен. При этом я все время ждал - ну когда?!! Ну когда же выяснится, что Дарабонт задумал совсем не ЭТО, что сюжет из медовых болот неожиданно повернет на тропку пристойного кино?!! К сожалению, я так и не дождался. Чем дальше, тем было хуже, еще сопливее, еще более сентиментально, пока совсем не скатилось к рыданию над Конституцией и сцене выступления перед Комиссией, до боли напомнившей суд над "черным водолазом с чувством собственного достоинства" из "Военного ныряльщика".

Больше всего, конечно, раздражало то, что фильм - ну просто весь построен на слезливых штампах от начала до конца. Его с легкой душой можно рекомендовать как учебное пособие для начинающих режиссеров и сценаристов, желающих двигаться по проторенной голливудской дорожке: к летающим розовым слонам и целому морю дешевого пафоса и слюней. Туда, где плавает "Военный ныряльщик" и летает "Перл-Харбор". Туда ему и дорога. Но жалко Дарабонта. От него я этого не ожидал.

Кстати, ходили всякие слухи о том, что Кэрри, дескать, настолько гениально сыграл в этом фильме, что непременно дождется Оскара... Мне трудно оценивать игру актера, когда фильм раздражает от начала до конца. Но я в любом случае не заметил ничего гениального в его выступлении. Правда, выглядел он вполне нормально - именно так, как было задумано в сценарии, - но говорить после этого, что Кэрри состоялся как драматический актер, я бы не стал. Он давно уже состоялся как комик. Мне нравится Кэрри-комик, я с удовольствием смотрю все его комедии, кроме "Я, я сам и Айрин". Насчет же претензий на драматичность...

По мне - из Кэрри не получился драматический актер. Оно понятно, что любой комик в душе себя считает трагиком, но меня его так называемые серьезные роли не впечатлили. Разве что в "Человеке на Луне", но там Кэрри играл Энди Кауфмана, на которого сам Кэрри во многом похож. Игра Кэрри в "Шоу Трумана" меня тоже не впечатлила, и я тогда удивлялся, когда ему пророчили Оскара (что характерно, не напророчили). В "Мажестике" все получилось вполне ожидаемо. Кэрри как Кэрри. Теряющий свою основную изюминку из-за того, что ему не разрешено кривляться. Ибо как герой слезливой мелодрамы он тоже не состоялся. Сюда надо было Бена Эффлека. Гвозди бы делать из этих парней, и все такое. Над душкой Эффлеком, напоминающем американцам о конституции, рыдали бы намного больше, чем над Кэрри. Это Дарабонт просчитался, как мне кажется.

Ладно, хватит уже об этом "Мажестике". Короче говоря, если вы рыдали над "Военным ныряльщиком" и "Перл-Харбором" - это фильм, однозначно, для вас. Если пафосные клюквы вам не по душе, тогда не тратьте на него время. Ничего нового вы не увидите. Ну разве что вам будет прикольно посмотреть типичную бездарную совдеповскую агитку старых времен, снятую в 21 веке для американцев американским режиссером. По-другому этот фильм не назвать.

© 1998–2024 Alex Exler
09.09.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3
Режиссерская работа 4
Сценарий -256
Кратко о фильме:
пафосная и заштампованная клюква
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 1

Фильм сентиментален, не более того. Аффективность рецензии непонятна.
20.01.12 14:14
0 0