Монах и бес / Monakh i bes
7,5

Рейтинг Кинопоиск: 6,0
Рейтинг Экслера: 7,5
Бюджет: $2 млн, 

Вот такое российское кино я
готов смотреть постоянно.
Отзыв кота Бублика

Россия, 30-е годы XIX века, царствование Николая I. В маленький мужской монастырь, расположенный в сельской глуши, из сгоревшего скита Нило-Сорской пустоши приходит монах по имени Иван Семенов сын (Тимофей Трибунцев). Монах этот очень странный: одежда Ивана периодически самопроизвольно вспыхивает, но ведет он себя нагловато, на вопросы отвечает обидными скороговорками и, кажется, никого не боится.

Достопочтенный игумен (Борис Каморзин), настоятель монастыря, чувствует в Иване что-то не то, какую-то бесовщинку, но принимает его в монастыре и выделяет ему келью.

Чтобы усмирить буйного монаха, настоятель придумывает ему всякие послушания: очистить давно заросший колодец, наловить рыбки к обеду. Но и тут Иван умеет удивить: колодец он очистил за пару часов вместо пары недель, а вместо обычной рыбы выловил какого-то огромного рыбного монстра, которого весь монастырь и за неделю не сожрет.

Тогда настоятель сплавил Ивана в дальнюю избенку и заставил его стирать и гладить монастырские портки.

Тем временем у монастыря случилась новая напасть: сам царь-государь батюшка Николай I вместе с Бенкендорфом и охраной попросил у игумена приюта - во время поездки у царской агрицкой кареты поломалась рессора и он не мог продолжать дальше путь.

Царю рассказали о странном монахе, который совершает чудеса, и он захотел встретиться с Иваном.

***

Мне несколько человек порекомендовали этот фильм со словами "Наконец-то в России сняли что-то достойное". Впрочем, даже если бы и не рекомендовали, я бы все равно собрался посмотреть, потому что поставил этот фильм замечательный режиссер Николай Досталь, в касте значился очень яркий актер Тимофей Трибунцев - для меня подобные фильмы из серии "обязательно надо смотреть".

Посмотрел. К счастью, надежды оправдались - фильм оказался очень достойный: он хорошо сделан и в нем отличные актерские работы, причем не только Трибунцева.

В основе сюжета лежит история (житие) Ивана Новгородского: этот монах поймал в рукомойнике беса и пообещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим.

Сценарий для фильма по этому сюжету Николай Досталь попросил написать известного писателя и сценариста Юрия Арабова.

Постановочно картина делится на две очень разные части. В первой части - Иван Семенов в монастыре, где демонстрирует некоторые чудеса, каковые игумен за чудеса не признает. Все это снято в несколько комедийном стиле, хотя никакого антиклерикализма, каковой ухитрились обнаружить некоторые личности, нет и в помине: что Иван, что игумен - личности вполне положительные, хотя забавные.

А вот вторая часть, в которой выясняется, что в Ивана вселился бес по имени Легион (Георгий Фетисов) и этот бес старательно соблазняет Ивана, требуя отдать ему свою бессмертную душу, а потом Иван с Легионом совершают перелет в Иерусалим, - это сначала трагикомедия, а потом уже, ближе к концу, - конкретная драма. Иван движется к просветлению и святости, стремясь переманить беса в сторону Добра.

Многим зрителям эта разножанровость не понравилась. По первой половине картины они настроились на стиль легкой и забавной комедии, поэтому вторую часть, судя по отзывам, восприняли в штыки. Некоторые даже писали, что фильм нужно смотреть до появления беса и после этого можно уходить из зала.

Я с этим не соглашусь. Да, резкая смена жанра в середине картины - штука достаточно рискованная и нередко вредит восприятию, но в данном случае не сказал бы, что меня это сильно покоробило. Просто мне рассказали как бы две разноплановые истории вместо одной, и меня это не разочаровало.

Первая, эксцентричная, половина фильма смотрится просто отлично. Трибунцев замечательно сыграл загадочного и непостижимого Ивана Семенова (позже выясняется, что сам Иван плохо говорит и заикается, а его болтливость и всякие потешные поговорки - от беса), некоторые сцены с ним были просто уморительны.

Но и кроме Трибунцева, от которого всегда ожидаешь очень ярких ролей, весьма порадовали Борис Каморзин и Никита Тарасов. Каморзин просто блестяще сыграл настоятеля монастыря, и мне тут трудно сказать, чья роль лучше - Каморзина или Трибунцева. Настоятель у него получился очень живой, естественный, симпатичный и забавный.

С одной стороны, он твердой рукой рулит этим захиревшим монастырем и сумеет осадить даже такого балагура, как Семенов, с другой стороны, сильно подвержен влиянию своего помощника - эдакого серого кардинала в очочках - и почти ничего без его совета не делает.

Никита Тарасов сыграл Николая I, который волею случая на денек остановился в монастыре. Царь получился отличный, его беседы с настоятелем и Бенкендорфом - просто класс!

Во второй половине картины появится бес Легион, очень неплохо сыгранный Георгием Фетисовым. Он такой веселый бес: за душой-то Ивана охотится, но скорее в силу производственной необходимости. Легион делает все, чтобы Иван в монастыре стал настоятелем - исключительно для того, чтобы через Ивана влиять на монахов, но одновременно видно, что бес к Ивану очень привязался. И потом то, что происходит с Иваном, в свою очередь, меняет беса.

Некоторые зрители и критики сетуют на то, что процесс воздушной доставки Ивана бесом в Иерусалим и сцены в Иерусалиме очень слабо сделаны в плане декораций и компьютерной графики, но это, насколько я понимаю, из-за очень скромного бюджета и сжатого графика съемки. Ни в какой Иерусалим съемочная группа, конечно, не ездила, и все это поставлено скорее в театральном стиле (декорации достаточно условны), да и компьютерной графики здесь, насколько я понимаю, вообще никакой нет - просто пара немудреных кинематографических трюков.

Я это все также отметил, но не скажу, что меня сильно покоробило. Потому что дело тут не в декорациях и уж точно не в спецэффектах.

На мой взгляд, всегда лучше, когда снимают хорошее кино, где вынужденно экономят на декорациях, чем плохое кино, где бюджет в шесть раз побольше и на декорациях не так экономят, но смотреть этот дурдом не имеет никакого смысла.

В данном случае, на мой взгляд, очень даже имеет смысл. Это хороший фильм с замечательными актерскими работами. Да, фильм неровный, к некоторым вещам можно предъявлять претензии, но я эту картину посмотрел с большим удовольствием и она оставила хорошее послевкусие. А некоторые сцены из первой половины фильма прямо-таки тянет пересмотреть, особенно приезд Николая I.

Так что рекомендую: не так часто в России снимают действительно достойные просмотра фильмы.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 32
Алекс, мерсите Вас ужасно за эту рецензию, а то я бы про этот фильм никогда бы и не узнала. Отличная картина! Я Досталя уважаю с тех пор, как в 90-м посмотрела "Облако-Рай". который до сих пор считаю недооцененным шедевром.
07.03.17 20:27
0
Юрий Арабов снова отличился. Замечательная картина.
08.12.16 14:11
0
Сегодня порка смотрел про монаха и беса вылезла реклама про лучшие сериалы. Наткнулся на неплохой каталанский сериал красные браслеты. Рекомендую.
04.12.16 19:39
0
Пожалуй, пока самый талантливый из отечественных фильмов широкого проката этого года. История очень занятная, не темнушно-беспросветная, игра актёров и работа специалистов великолепна и, как часто бывает от хороших работ, ощущение, что пересмотрел бы её ещё раз с удовольствием.

В то же время понравился экшн "Скольжение", не столь новый, как раз темнушный, но что крайне редко для отечественного кино с мастерски поставленной нарастающей жёсткой динамикой. Любопытная работа из серии зарисовки нынешнего времени.
04.12.16 17:31
0
Немного неровная игра беса, а так отличный фильм. посмотрел с удовольствием. На Трибунцева всегда интересно смотреть. В Стране Чудес он единственное светлое пятно.
02.12.16 14:21
0
Тоже удивили итоги голосования!

И фильму, и тебе за рецензию, Алекс, - respect!
02.12.16 05:49
0
2 раза посмотрел.

Тоже очень понравилась первая половина фильма. Когда первый раз смотрел - было ощущение, что вот-вот скоро что-то будет. Вторую половину как-будто снял другой режиссер. И еще я бы переиграл в фильме момент, где он гладит белье. Как-то грубовато получилось.

А царь и диалоги - просто класс.
02.12.16 05:05
0
T047:Вторую половину как-будто снял другой режиссер.

просто 2я половина придумана из ума. А сфера-то духовная и ум здесь не властен.

это как в анекдоте про пионеров, которые для доброго дела переводили старушку через дорогу
02.12.16 12:26
0
Ничего хорошего в фильме нет. И дело в его полной бессмыслице. Иван не святой, и чудеса творит не он, а бес, и его конкретно "слили" в концовке. Полным бредом является всё то, что происходило с бесом с момента прилета в Иерусалим. В чём смысл фильма (а такой концептуальный фильм явно должен претендовать на что-то) - вы поняли? Нет? Вот и ладненько, потому что смысла в этой истории нет вообще.

Тема дьявольских искушений исчерпана фильмом "Последнее искушение Христа". Неплохо проработана в фильмах "Адвокат дьявола" и "Дьявол и Дениэл Уэбстер". В данном же случае сценаристу твёрдый "неуд". А режиссёру - респект за Облако-рай, которым и исчерпался его талант, к сожалению.
02.12.16 03:08
0
igor28:
В чём смысл фильма ?








да в том же, что и в Облако-рай (я уже писал). Это то чувство, которое дает возможность творить, а не штамповать. В эту тему хорошо ложится песня "Никто не услышит" Чайф
02.12.16 12:07
0
igor28: вы поняли? Нет? Вот и ладненько, потому что смысла в этой истории нет вообще.

За других не расписывайтесь, ладно? Вы не поняли - и прекрасно. Наверное, проспали финал, когда бес приходит в монастырь на послушание. Признайтесь, проспали? И последняя фраза настоятеля от вас ускользнула.
02.12.16 03:30
0
Иерусалим по стилю очень похож. Разумеется, сегодня там снимать нельзя - народу очень много, и Иерусалим 21 века очень отличается от Иерусалима 19-го.
01.12.16 18:35
0
Интересно, что за люди единицы фильму ставят? И люди ли это вообще, или масонские рептилойды?
01.12.16 17:38
0
Cenderbaum: Интересно, что за люди единицы фильму ставят? И люди ли это вообще, или масонские рептилойды?

Я думаю, они считают, что 1 это первое место.
04.12.16 20:59
0
Cenderbaum: Интересно, что за люди единицы фильму ставят? И люди ли это вообще, или масонские рептилойды?

Ну уж нет! Рептилоиды как раз те, кто пишет «войн» вместо «воин», «выйграл» вместо «выиграл» и т.д. и т.п. Ну и, естественно, «рептилойды» вместо «рептилоиды». ;)
02.12.16 00:57
0
Ничесе единиц понаставили и рецензии и фильму. Неужели всё так плохо? Кому верить Алексу или.. гм.. людям? Я ведь еще не смотрел.
01.12.16 16:11
0
терминатор:
Ничесе единиц понаставили и рецензии и фильму. Неужели всё так плохо? Кому верить Алексу или.. гм.. людям? Я ведь еще не смотрел.


Да тут всегда ходят определенные фенОмены, которые ставят единицы фильмам и рецензиям. Наверное, им просто делать нечего. Но меня эти вещи очень мало волнуют.
Не, "Училку" точно не надо. Я так ждал его, так ждал, а оказалось... До сих пор не понимаю, как им удалось под такой кретинский сценарий подписать монстров типа Купченко и Мерзликина :(
01.12.16 15:42
0
Тогда уж и "Училку" вместе с "Учеником".
01.12.16 15:37
0
Vinsent Vega: Тогда уж и "Училку" вместе с "Учеником".

Тогда уж и фильм "Дурак" предлагаю посмотреть и отрецензировать. Не только для комплекта (рецензия на "Дуру" уже есть), но и вообще очень хорошее кино.
01.12.16 18:57
0
Я люблю такое кино, поэтому посмотрел сразу, задолго до рецензии. Но и почитал много отзывов.

Дело не в декорациях. 1я половина сделана на одном дыхании, 2я - увы не стыковалась в этом плане с 1й. Но я знаком с творчеством Досталя и кажется понимаю почему так вышло. Основная идея - как и в Облако-рай. Но тот фильм в целом ровнее и от того сильнее + немалое значение там сыграла авторская песня.

Многие сравнивают с "Островом", но Остров намного глубже и мощнее что ли.

на Остров больше похож " Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" (где в главной роли снялся друг по футбольной команде, чего я от него никак не ожидал :)

Но в целом фильм хорош

зы посмотрите кстати Ученик, тоже недавно вышел
01.12.16 15:09
0
Спасибо за рецензию, будем смотреть.
01.12.16 14:06
0
Очень приятный фильм.



Особенно порадовала сцена исповеди.

И много хороших моментов в целом.
01.12.16 14:02
0
По поводу Иерусалима не знаю, но пишут что группа вела съёмки на берегу Мертвого моря.
01.12.16 12:50
0
Vinsent Vega:
По поводу Иерусалима не знаю, но пишут что группа вела съёмки на берегу Мертвого моря.


Сцену на берегу Мертвого моря, возможно, там и сняли (она очень маленькая), но никакого Иерусалима там нет и в помине.
01.12.16 19:12
0
Vinsent Vega:
По поводу Иерусалима не знаю, но пишут что группа вела съёмки на берегу Мертвого моря.



"Картина снималась в Вологодской области, Иордании, а сцены, которые подразумевали местом действия Иерусалим, пришлось из-за бюджетных ограничений реализовывать в Крыму."(с)

А фильм мне тоже понравился, да. Небычный, интересный сюжет(даже для меня как атеиста), актёры опяь же отлично сыграли.

01.12.16 13:30
0
Есть ли в планах просмотр "28 панфиловцев"? Считаю, что достойное кино получилось.
ilq
01.12.16 11:22
0
ilq:
Есть ли в планах просмотр "28 панфиловцев"? Считаю, что достойное кино получилось.


По отзывам людей, чье мнение я уважаю, мне это вряд ли будет сильно интересно. Они, кстати, кино вовсе не ругают, но то, что они говорят мне оптимизма не прибавляет. Не знаю, буду его смотреть или нет.
01.12.16 12:06
0
Режисеру удалось воссоздать какую-то атмосферу Киндза-дзы. Когда все происходящее однозначно сюр, однако у всех предельно серьезные лица и четкая мотивация.

Не скажу, что смена жанра заметна - меняются декорации, а ритм фильма вполне постоянен.



Отличное кино,отличные актеры,
01.12.16 10:28
0