Ограбление казино / Killing Them Softly
7,0
Рейтинг IMDB: 6,5
Рейтинг читателей: 4,0
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $15 млн,  Сборы по миру:  $36 млн
Очень хорошее кино про сплошных мерзавцев и ублюдков.
Одобрение кота Бублика

У Джонни Амато (Винсент Куратола) по прозвищу Бельчонок родилась мысль ограбить подпольный игорный дом некоего Марки Трэттмена (Рэй Лиотта). Решиться ограбить игорный дом, который крышуют очень серьезные люди, - мысль вроде бы самоубийственная, но Амато на самом деле не такой уж и дурак.

Дело в том, что некоторое время назад заведение Марки уже грабанули два человека в масках, которые взяли солидный куш. Мистер Диллон (Сэм Шепард), присматривающий за игорным домом от имени очень солидных людей, пришел к Марки побеседовать по-свойски, но ничего не добился: Марки твердил, что он тут ни при чем. 

Правда, спустя некоторое время Марки в компании близких друзей по пьяни признался, что нападение он сам и организовал. Поэтому Амато не без оснований считает, что если еще раз грабануть заведение, то подумают прежде всего на Марки, а Амато останется в стороне. 

Для проведения операции Амато позвал своего старого знакомого - слегка придурочного парня Фрэнки (Скут МакНэйри). Фрэнки когда-то отсидел по вине Амато, однако до сих пор считает, что Джонни "заботится о нем", поэтому готов выполнять все его приказания. Кроме того, Фрэнку позарез нужны деньги, так как у него нет работы. 

В качестве напарника для проведения операции Фрэнки зовет своего тюремного знакомца по имени Рассел (Бен Мендельсон). Рассел - законченный наркоман, он занимается воровством и перепродажей собак, а его светлая мечта - скопить денег, купить семь граммов герыча и стать заправским драгдилером. 

Как ни странно, даже у этих двух клоунов процесс ограбления прошел нормально, несмотря на то что в игорном доме сидела целая куча всяких отморозков. У отморозков чесались руки выпустить придуркам по маслине в лобешник, однако обрез охотничьего ружья в руках Фрэнки отбил у всех охоту трепыхаться. 

Разумеется, серьезные люди, контролирующие игорный дом, не могут оставить без ответа такой серьезный вызов их бизнесу. Со стороны серьезных людей решение проблемы контролирует некий лысоватый поц (его имя не называется), похожий на офисного клерка (Ричард Дженкинс). Со стороны мистера Диллона на встречу с поцем был прислан обаятельный киллер Джеки (Брэд Питт). 

Поц пытается предложить варианты решения проблемы от серьезных людей с их корпоративным мышлением, но Джеки мягко, однако настойчиво объясняет, что тут надо валить всех: Марки, даже если он и не виноват, заказчика и шестерок. Кто там заказчик и кто шестерки - они очень скоро выяснят. И тогда у всех них начнутся большие неприятности. 

***

Наши дебилы-прокатчики (похоже, это становится устойчивым словосочетанием) зачем-то дали этому фильму заголовок "Ограбление казино". Вероятно, чтобы лишний раз свернуть набок мозги зрителей, которые видят словосочетание "Брэд Питт" и "Ограбление казино" - ну и думают, что сейчас посмотрят новый вариант "Большого куша". Между тем оригинальное название переводится примерно как "Убивая их нежно", и никакого казино там нет и в помине: в начале фильма грабят какой-то вшивый "игорный дом" в одну комнату, расположенную в затрапезном ресторанчике между кухней и сортиром.  

Да и ограбление как таковое дает только повод для демонстрации, в общем-то, сугубой бытовухи криминальных и маргинальных кругов. Один дурак заказал нападение, два дебила его выполнили, серьезные люди осерчали и отправили Специалиста разгребать дерьмо. 

Но все это показано нарочито некинематографично. В чем, кстати, и заключается основная прелесть этого фильма. Тут вообще нет никакого боевика и даже нет автомобильных погонь. Сцена ограбления снята просто шикарно с точки зрения реалистичности: два придурка грабят захудалую игорную комнатушку, в которой в жуткой тесноте бандитские шестерки тратят свои деньги, воздух, кажется, дрожит от напряжения и ты ждешь, что сейчас начнется жуткая перестрелка, в которой сгорит все живое, включая ключ от сортира, - ан нет, все эти бандюки, строя из себя якобы крутотень, только и способны грозно насупливать брови, а в конце концов отдадут свои денежки и не пикнут. Потому что в реальности, даже когда тебя грабят совершеннейшие придурки, никому не хочется получить в лоб жаканом на медведя - здоровье все-таки дороже. 

Ну и дальше начинается обыденная работа по исправлению ситуации. Боссы Марки знают, что Марки - не виноват. Не будет он подставляться, особенно после того, как сам же проболтался о прошлом ограблении. Но на улицах знают, что прошлое ограбление организовал Марки. Значит, все думают на него. И если Марки не накажут, в игорный дом больше никто не пойдет - что за дела-то такие, пацаны, вы вообще там будете проблемы решать или нет? 

Отлично сделан разговор посыльного поца от боссов с киллером Джеки. А может, спрашивает поц, мы Марки как-нибудь оставим в живых? Он не виноват, он всем нравится, боссы не хотят его мочить. Может, просто измудохаете его немножко и все дела? Джеки терпеливо объясняет, что измудохать Марки - дело нехитрое. Но его же потом все равно придется убивать. Так зачем мучить Марки? Не лучше ли его сразу отправить того-этого? 

Все бандиты-убийцы в этом фильме не слишком похожи на своих киношных аналогов. У них, как правило, заурядная внешность, они не используют какое-то уникальное оружие и не планируют операцию за несколько недель. Остановиться на светофоре рядом с машиной клиента, достать пистолет и выстрелить в башку - вот и все дела. Просто и примитивно. Да и платят им за это не миллионы долларов, а десятку-пятнашку тысяч, делов-то. 

В отличие от типовых киношных убийц этим часто приходится иметь дело с людьми, которых они хорошо знают. И им это, разумеется, не нравится. Одно  дело - измудохать какого-то заезжего клоуна, которого они в лицо не видели, другое - человека, которого ты знаешь сто лет и с которым неоднократно пил и беседовал за жизнь. Поэтому подручные Джеки, отправленные разбираться с Марки, злятся на то, что Марки им "будет создавать сложности". 

И даже безусловный профессионал Джеки, когда узнает, что ему надо убирать знакомого ему Амато, просит боссов дать это задание другому киллеру (его сыграл Гэндольфини) - по тем же причинам: потому что Амато наверняка разыграет какую-нибудь плаксивую сцену, начнет умолять и все такое, а что тут умолять, когда задание получено и должно быть выполнено. Джеки не любит, когда жертвы унижаются. Его это раздражает. 

В фильме есть и старательно педалируемый социально-политический посыл. В течение всей картины во включенных то там то сям телевизорах выступают Барак Обама и Джордж Буш. Они говорят о единении американцев, о том, что американцы - одна нация, что они должны сплотиться и все такое. 

Ну и на фоне всех этих пламенных призывов о "сплочении" идет обычная жизнь определенного слоя сплоченного американского общества. И тут особенно показательна неожиданно яркая и эмоциональная речь Джеки в самом финале: по поводу "святого нации" Джефферсона и по поводу призывов Обамы. Джеки все разложил по полочкам и четко объяснил, какой именно закон на самом деле правит в этом обществе. Да и практически в любом другом. 

В фильме очень хороши актерские работы - практически все. Брэд Питт как актер всегда демонстрировал большое разнообразие в характерах персонажей. После его появления в "Тельме и Луизе" все думали, что он так и будет играть эдаких смазливых красавчиков. Но почти сразу после этого - мощнейшая роль реально страшного психопата-убийцы в "Калифорнии". А потом - основателя бойцовского клуба Тайлера из "Бойцовского клуба". Затем - роль красавчика из "Джо Блэка".  Ну и пошло-поехало - психопат, красавчик, простой паренек, бессмертный вампир, древнегреческий герой, полный обдолбыш, простой цыган с жутким произношением и таким же ударом, секретный агент, тупенький, но обаятельный парнишка из спортзала - и так далее. 

Мне не всегда нравятся фильмы, в которых он снимается (там временами попадается такая тоска), но сам Питт нравится практически везде. И нередко он выдает просто шедевральные роли, как, например, Чед из "После прочтения сжечь".

Здесь Питт тоже очень понравился. Еще один новый типаж - эдакий интеллигентный убийца. При этом одновременно вполне себе страшный. Видно, что для него это - чистый бизнес, ничего личного. И убивать Бельчонка он не хочет не потому, что его хорошо знает, а потому, что это создаст лишние мелодраматические проблемы. Персонаж Питта - хороший психолог: вон как он мягко беседует с поцем, как он искусно лавирует между мягкостью и угрозами в беседе с Фрэнки, как он дружески общается с вызванным из Нью-Йорка Микки. И насколько у него меняется лицо, когда он выходит на дело, чтобы пристрелить кого-нибудь. 

Поц, сыгранный Дженкинсом (кстати, они с Питтом вместе играли в "После прочтения сжечь"), - отличный. Обычные деловые переговоры по поводу решения интересов корпорации: ну клерк и клерк. "Вы его не убивайте, просто измудохайте. А если надо убивать - ну, тогда убивайте, но аккуратненько. Что, опять расходы? Лишние пятьсот баксов нужно согласовывать, в какое положение вы меня ставите?!!" Просто прелесть!

Джеймс Гэндольфини здорово сыграл этого Микки. Для Гэндольфини, как для любого актера, прославившегося какой-то конкретной ролью, самый нож острый - опять играть Тони Сопрано. Но здесь - даже рядом не Тони Сопрано. Когда-то Микки был классным киллером, но потом его словил на ерунде полис, он запутался в бабах и взаимоотношениях с женой, в результате чего потерял былую легкость, стал сильно пить и в отчаянии трахает все, что берет за это деньги. 

Джеки вызвал Микки сделать дело - Микки начал конкретно свинячить. Диалоги Микки с Джеки сделаны нарочито безыскусно - Микки в пьяном виде слезливо несет какую-то чушь про проститутку, которую он, видите ли, любил, - но смотрится это здорово: персонаж получается очень яркий. И одновременно жалкий. 

Ну и хорошо получились два придурка-налетчика. Фрэнки в исполнении Скута МакНэйри - классический лузер. Вроде неплохой парень, но слабохарактерный и инфантильный. Такие быстро садятся в тюрьму за чужие дела, а по выходе оттуда их снова подставляют и убирают. Вот такая у этих лузеров невезучая судьба. Фрэнки откровенно жалеешь - все время хочется его спросить: "Парень, ну куда ты лезешь, зачем тебе это дерьмо?"

Наркоман Рассел в исполнении австралийского актера Бена Мендельсона - просто шедеврален. Почти распавшаяся личность, несуразная речь и жесты: от Рассела, кажется, воняет прямо с экрана. Очень хорошо снята сцена, когда обдолбанные Рассел и Фрэнки беседуют в доме Рассела, периодически уплывая. Но и все остальные эпизоды с Расселом - просто отличные!

Что в итоге? Мне очень понравилось это кино. Оно, конечно, ни черта не веселое, это ни черта не боевик, весь фильм на экране - всякие бандиты, мерзавцы и маргиналы. Но смотрится он хорошо и актерские работы здесь - отличные. 

Чему учит этот фильм и какая здесь мораль? Мораль здесь есть. Первое. Если ты понимаешь, что лезешь во всякое дерьмо, то обязательно огребешь этого дерьма полными лопатами. Второе. Никакой сплоченной нации нигде нет. По крайней мере, в Америке, как говорит Джеки. Каждый - сам по себе, а взаимоотношения определяются вопросами бизнеса. А теперь, урод, гони мое гребаные бабки. Вот и все дела. Очень, знаете ли, жизненно и жизнеутверждающе. 

P.S. Да, ну и, как водится для всех диалоговых фильмов, его категорически нельзя смотреть в дубляже или переводе - теряется вся соль. Поэтому в России фильм не понравился, а англоязычная публика его оценила вполне неплохо.  

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность -
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошо сделано
Нужно ли смотреть:
решайте сами