Охотник на лис / Foxcatcher
7,0
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг читателей: 3,8
Рейтинг Экслера: 7,0
Сборы в США:  $12 млн
Майкл из "Офиса" стал очень пугающим.
Испуг кота Бублика
Длинно, нудно и очень захватывающе.
Отзыв кота Бублика

Два брата, занимающиеся вольной борьбой, - Дейв Шульц (Марк Раффало) и Марк Шульц (Ченнинг Тейтум). Дейв Шульц - легенда этого спорта: он неоднократный чемпион США, чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка мира, чемпион Олимпийских игр. Его брат Марк - значительно менее именитый и менее известный спортсмен, который тем не менее также стал чемпионом на Олимпийских играх 1984 года - в составе команды, где выступал Дейв. 

Занятие подобным видом спорта денег толком не приносит, поэтому в перерывах между соревнованиями братья пробавляются, чем могут. Дейв по контракту работает тренером в ассоциации борьбы Wexler, Марк почти нищенствует и ходит к Дейву тренироваться. 

Как-то раз Марку позвонил секретарь мультимиллионера Джона Дюпона (Стив Карелл) - наследника знаменитой семьи Дюпон, производящей оружие и владеющей химической империей DuPont. Дюпон зачем-то хочет встретиться с Марком и приглашает его для частной беседы в свое поместье в Филадельфии. Разумеется, Марку будет оплачен перелет первым классом, а до поместья мистера Дюпона его домчат на частном вертолете. 

При встрече с Марком Джон сразу раскрыл карты. Он - большой поклонник вольной борьбы. Вместе с тем он - большой патриот Америки и считает, что богатые люди этой страны должны поддерживать перспективных спортсменов. Поэтому мистер Дюпон готов платить Марку любую зарплату, которую он попросит, чтобы без помех готовиться к чемпионатам, а кроме того, здесь, в поместье, уже оборудована по последнему слову техники прекрасная спортивная база, где Джон хочет начать тренировки своей собственной команды под названием Foxcatcher ("Охотник на лис"). 

Марк при этом должен стать наставником команды. Однако мистер Дюпон хочет, чтобы Марк привлек в поместье и своего брата, Дейва. Дейв также может запросить любую сумму, объясняет Джон. 

Окрыленный Марк возвращается к себе и рассказывает Дейву об открывшихся перспективах. Однако Дейв вовсе не в восторге от предложения миллионера. У Дейва, в отличие от Марка, жена и двое детей. Они живут в неплохом домике и не хотят никуда переезжать. Но Дейв не возражает, если Марк отправится в поместье Дюпона. 

Марк приезжает в поместье и начинает тренировки команды. Поначалу дела идут очень хорошо и Марк выигрывает Кубок мира. Но мистер Дюпон чем дальше, тем более странно себя ведет, отношения с Марком у него портятся, и в какой-то момент Дюпон категорически требует, чтобы подготовкой команды занялся Дейв, - мол, Джону все равно, во сколько ему это обойдется.  

Марк отвечает, что Дейв, его брат, не продается, однако мистер Дюпон напрямую обращается к Дейву, и выясняется, что за определенные деньги Дейв готов со всей семьей поселиться в поместье Дюпона и заняться подготовкой команды. 

Отношения братьев, разумеется, после этого сильно портятся. 

***

Как явно следует из отзывов зрителей, многие из них толком не посмотрели на жанровую принадлежность фильма, а просто бросили взгляд на аннотацию, где зловеще говорилось, цитирую, что "параноик Дюпон затевает игру в кошки-мышки с Марком и Дейвом", после чего ожидали увидеть там какой-то криминальный триллер: мол, Дюпон заведет Марка и Дейва в подземелье, там начнет люто пытать, потом Марк сбежит, освободит Дейва, они пронзят сердце миллионера осиновым колом и, взявшись за руки, отправятся навстречу восходящему солнцу. 

Такие зрители были жестоко разочарованы. Потому что этот фильм - никакой не триллер, а скорее психологическая драма, к тому же действительно поставленная по вполне реальным событиям (хотя и с некоторыми неточностями). 

Да, действительно, был такой мультимиллионер Джон Дюпон, наследник знаменитой империи Дюпонов. Он жил в огромном поместье вместе со своей матерью, которая страстно увлекалась разведением лошадей. (Его мать в фильме играет Ванесса Редгрейв.)

Однако Джон не разделял великосветских увлечений матери. Он закончил Университет Майами со степенью по зоологии, страстно увлекался спортом и мечтал стать олимпийским чемпионом. Поначалу он занимался плаванием, но серьезных результатов не достиг. 

Тогда Джон начал заниматься пятиборьем, где конкуренция была значительно меньше. Состояние семьи позволило не только оплачивать тренировки со специалистами по всем пяти видам, но Дюпон также построил в поместье целый спортивный центр для занятий пятиборьем. Правда, и это ему не помогло: на отборочных соревнованиях Джон занял предпоследнее место. 

После этого Дюпон увлекся вольной борьбой, но, понимая, что сам он в этом виде спорта даже скромных вершин достичь не сможет, решил стать спонсором своей собственной команды, которую он поведет к вершинам успеха. (Он совершенно искренне считал себя прекрасным тренером и пытался в этом убедить свою мать.)

Марк и Дейв Шульцы - совершенно реальные люди, именитые спортсмены, причем Марк Шульц активно консультировал создателей фильма, хотя и возражал против некоторых трактовок реальных событий. Они действительно из бедной семьи, родители их развелись очень рано, семья постоянно переезжала и практически нищенствовала. Так что своими достижениями в спорте они обязаны исключительно себе самим. 

Вот так они выглядели в описываемое в фильме время. 


Дейв Шульц и Марк Шульц

Дюпон действительно пригласил Марка начать тренировки на базе, созданной в одном из его поместий. И он действительно спонсировал создание элитной команды борцов Foxcatcher, в которую несколько позже пригласил и Дейва Шульца. Правда, в реальности Дейв туда приехал значительно позже - уже после того, как Марк покинул команду Дюпона. То есть вместе на территории поместья они никогда не находились. 

Что там было дальше - рассказывать не буду, однако в фильме события сняты достаточно близко к тому, что происходило в реальности. А эта реальность, с одной стороны, не была похожа на киношный триллер, хотя, с другой стороны, также была достаточно трагичной. 

Как это все поставлено и сыграно? Несмотря на то что фильм неторопливый и даже тягучий, лично мне его смотреть было очень и очень интересно. И это притом что я тоже поначалу ожидал увидеть какой-то триллер и все такое. (Я крайне редко разыскиваю какую-то информацию о фильме до просмотра, обычно просто ориентируюсь на имена создателей фильма, актеров и рейтинги.)

Режиссер Беннетт Миллер славится как постановщик, который умеет делать биографические драмы, причем первые же два его фильма - "Человек, который изменил все" и "Капоте" - стали очень успешными, получили отличные рейтинги и кучу различных призов, включая "Оскар". 

Актеры Стив Карелл и Марк Раффало мне очень нравятся, хотя я не очень понимал, как Карелл может сыграть роль, которая резко отличается от того, что он играл раньше. Кстати, и Ченнинг Тейтум, который поначалу меня жутко раздражал в "Броске кобры" и подобных поделках, в том же "Штурме Белого дома" даже понравился, так что я надеялся, что он этот ансамбль не испортит. 

Когда же во время просмотра я понял, что речь идет вовсе не о триллере (которые я в принципе не особенно люблю), а скорее о психологической драме, - меня это вполне устроило. 

Раффало и Тейтум на роли Дейва и Марка подобраны, на мой взгляд, просто отлично. И дело тут даже не в том, что они здорово похожи на своих прототипов. (Кстати, Раффало играет в фильме в реальных очках Дейва Шульца, в которых он запечатлен на фотографиях тех лет.)

Марк Раффало изображает Дейва очень обаятельным и доброжелательным человеком, который, хотя и был незаурядным спортсменом, фактически легендой, с большой теплотой относился к другим борцам и с удовольствием делился с ними своим богатым опытом. И, кстати, судя по многим статьям об этом спортсмене, именно таким он и был. 

Дейв у Раффало получился очень ярким и незаурядным: спортсмен с железной волей и мощным характером, который при этом в обычном общении к людям относится с большой теплотой. Такое вообще редко бывает. 

Тейтум тут тоже очень неплох. У Марка характер более простой и прямолинейный: он продолжительное время находился в тени своего брата, но благодаря упорству и хорошей воле сам все-таки сумел стать выдающимся спортсменом. 

Но самый потрясающий персонаж тут - Джон Дюпон, которого сыграл Стив Карелл. Мне, как я уже говорил, Карелл нравится. Он обычно снимается в комедиях, играет всяких недотеп вроде Энди в "Сорокалетнем девственнике" или Бэрри в "Ужине с придурками". Также Карелл еще блистал в роли невероятного Майкла из очень популярного сериала "Офис". И там Майкл - персонаж очень забавный, хотя и не такой уж недотепа. 

А тут - человек с явными психическими отклонениями, при этом миллионер, алкоголик и наркоман, то есть существо, как вы понимаете, непредсказуемое и опасное, с которым при этом мало кто что-то может сделать. Одна из самых влиятельных семей в Америке, сам Джон - большой друг полиции (он устроил в поместье полигон для тренировки полицейских), да кто его остановит?!! Ну, до поры до времени. (В реальности Дюпон временами разъезжал по своему поместью на настоящем танке, причем полиция смотрела на эти "шалости" миллионера сквозь пальцы.)

Перед съемками Стив Карелл часами смотрел ролики с реальным Джоном Дюпоном - таковых было немало, Дюпон обожал покрасоваться перед камерами. В описываемое время выглядел Джон вот так. 

Вот Стив Карелл в его роли. 

Это Джон Дюпон с Дейвом Шульцем. 

А это Стив Карелл с Марком Раффало. 

Но дело тут, конечно, далеко не только в прекрасной работе специалистов по гриму, хотя им - отдельные комплименты: Карелл совершенно неузнаваем, а его внешность действительно очень приблизили к внешности Дюпона. Перед каждой съемкой грим на Стива накладывали два часа, и результат действительно впечатляет. 

Однако главные комплименты тут самом актеру, потому что Стив Карелл несколько неожиданно для меня сделал из Джона совершенно потрясающего персонажа. Куда делись застенчивые, робкие человечки? Где раздолбайный, но обаятельный Майкл? 

Перед нами - явно не слишком нормальный, зловещий, пугающий и при этом благодаря своим деньгам и связям почти всесильный человек. У Стива даже уголки губ всегда опущены, как у реального Дюпона, а уж эта его улыбочка с теми же опущенными уголками губ - она реально страшноватая. 

И все эти его рассуждения о безудержном патриотизме, как обычно, явно давали понять, что у Джона тут есть свои, глубоко личные интересы. 

Которые, впрочем, он особо и не скрывал: Дюпон хотел, чтобы все спортсмены Foxcatcher считали его тренером, мудрым наставником, отцом. Конечно, никаким тренером и наставником он не мог быть по определению, потому что в этом виде спорта разбирался очень плохо и сам никаких достижений не имел, но Джону хотелось видеть себя тренером, он платил деньги - и все старались видеть в нем тренера. Ну или хотя бы делать вид. 

И когда персонаж Карелла в фильме строит из себя тренера, выглядя при этом предельно нелепо, снова становилось страшно, потому что это смешно, только когда мелкий офисный начальничек строит из себя большого спортсмена (Майкл в "Офисе"), а когда этим занимается психически больной мультимиллионер, тратящий огромные деньги на спортивную базу и подготовку команды, - тут, как ни крути, всем приходится плясать под его дудку. И все это делают, а куда им деваться. А вот что за мелодию он заиграет на этой дудке - тут мало кто сможет угадать. 

Совершенно потрясная сцена, когда команда чествует друг друга и Джона после победы Марка на Кубке мира. И Дюпон внезапно начинает типа как в шутку бороться со спортсменами. (Среди которых в реальности, замечу, и кроме Марка были именитые борцы - например, многократный чемпион мира, олимпийский чемпион болгарин Валентин Йорданов.) И вот черт знает, куда его с этой борьбой занесет: спортсмены, конечно, ему подыгрывают, но чувствуют себя крайне некомфортно. 

Несколько странно сделана сцена ночной тренировки, которая снята так своеобразно, что ее можно понять, как намек на какие-то сексуальные отношения Марка и Джона. Реальный Марк, когда увидел эту сцену, был просто в бешенстве, потому что ничего подобного не происходило и происходить не могло. Режиссер Беннетт Миллер объяснял, что на самом деле там же ничего не показывается и намек сделан только на то, что Джон активно вторгался в личное пространство Марка, но там по коротенькой сцене действительно черта с два поймешь, вторгается он в это пространство метафорично или как-то еще. В любом случае, эту сцену в картине оставили, хотя она, на мой взгляд, явно лишняя - это же вам не "За канделябрами" с Либераче: Дюпон вовсе не искал себе спортивных мальчиков для утех, у него были совершенно другие задачи.

Ну и не слишком мне понравилась та часть фильма, где вроде как рассорившийся с Джоном Марк тренируется на базе Foxcatcher, которой уже руководит Дейв, и Марк постоянно строит из себя обидчивую институтку. Это тоже смотрелось как-то странно, тем более что в реальности одновременно на этой базе они никогда не находились.

Тем не менее, несмотря на некоторые претензии, картина мне очень понравилась. Да, неторопливая, да, там почти нет крутых поворотов сюжета и каких-то интриг (вопреки анонсу, ни в какие "кошки-мышки" Дюпон с братьями не играет, он просто постепенно сходит с ума), но вот наблюдать за экранизацией реальной истории о том, как некий миллионер создал элитную команду спортсменов просто для того, чтобы потешить свое воспаленное эго, - на это посмотреть было очень интересно. (Понятно, что все его разговоры о патриотизме - это полный bullshit, как и любые подобные разговоры подобных "патриотов" в любой стране.)

И очень интересно было наблюдать за тем, как вынуждены вести себя люди (в данном случае - спортсмены), находящиеся в постоянном контакте с подобными субъектами.

Реальный Марк Шульц, который видел, во что постепенно превращается Дюпон, соскочил (и в жизни, и в картине). Более сильный духом Дейв посчитал, что деньги - важнее, и что это просто некий оправданный риск, а уж с Дюпоном он как-нибудь справится, как человек неконфликтный.

Так что хороший фильм, действительно хороший. И это даже не спортивная драма, хотя спорту здесь уделяется много времени и Марк Раффало с Ченнингом Тейтумом реально серьезно занимались борьбой для подготовки к фильму. Главное тут - драма психологическая. Драма, в которой размышляется о том, насколько вообще допустимо брать деньги у психически нездоровых богатеев, потакать их выходкам и считать, что ничего плохого при этом произойти не может.

P. S. Стив Карелл, Марк Раффало, Марк Шульц и Ченнинг Тейтум на премьере фильма.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
вполне можно