Оправданная жестокость / A History of Violence
05.03.2007
Бюджет: $32 млн,  Сборы по миру:  $60 млн
У Экслера, как и у главного героя этого фильма,
тоже иногда проявляется лицо убийцы -
когда я громко требую пожрать в шесть утра.
Жалоба кота Бублика

Американское провинциальное захолустье. Маленький городок, где все друг друга знают. На отшибе городка, где, в отличие от больших городов, размещаются вовсе не самые дорогие особняки, а наоборот - дешевенькие домики, обитает семья Столлов: глава семьи Том (Вигго Мортенсен), его жена Иди (Мария Белло), сын-подросток Джек (Эштон Холмс) и маленькая дочка Сара. Семья живет небогато, но дружно. Том владеет маленькой закусочной, расположенной в самом городке, Иди работает юристом, Джек представляет собой слегка затюканного одноклассниками школьника, а Сара... Сара еще слишком мала, чтобы ее можно было как-то четко идентифицировать. Ну, разве что ей по ночам снятся какие-то чудища, но кому из нас они не снились в ее возрасте?

И вдруг как-то раз спокойное и даже сонное течение жизни Столлов было резко нарушено. В их городок случайно заехали два психопата-убийцы. Они заглянули в заведение Тома и начали было там безобразничать и размахивать оружием, которое неминуемо было бы пущено бандитами в ход, однако Том сумел отразить нападение и пристрелил обоих уродов из пистолета, принадлежащего одному из них.

После этого на некоторое время Том стал героем всей Америки. Простой владелец маленькой закусочной, расположенной где-то там у черта на куличках, - и вдруг сумел дать отпор двум крайне опасным отморозкам. О Томе пишут газеты, его снимают корреспонденты известных телеканалов - словом, это слава, которая, как явно видно, Тому совершенно не нужна.

Однако за всей шумихой никто не догадался выяснить, каким образом тихий и совершенно незаметный мужичок средних лет, который до этого ничего опаснее карбюратора в руках не держал, справился с двумя вооруженными психопатами, которые незадолго до этого положили кучу народу.

Впрочем, через некоторое время в закусочной Столла появляются очень странные и весьма подозрительные люди, возглавляемые неким Карлом Фогерти (Эд Харрис) - бандитом с изуродованным лицом, который утверждает, что Тома Столла на самом деле зовут Джоуи Кьюсак, он - бывший киллер и брат известного в Филадельфии мафиози Ричи Кьюсака (Уильям Херт). За Джоуи, заявил Фогерти, должок в Филадельфии, так что парень должен поехать с ними. Они долго искали Джоуи, объяснил Фогерти, никто не знал, куда этот сукин сын делся, но благодаря своему геройству парень попал в газеты и на телевидение, так что найти его уже не составило труда.

Семья Тома, разумеется, в шоке. Иди никак не может поверить, что ее муж, которого она знает много лет, вовсе не тихий и работящий средний американец, а известный киллер, которого к тому же разыскивает мафия. Том пытается убедить Иди, что его с кем-то спутали, но чем дальше, тем всем вокруг становится понятно, что с этим делом что-то нечисто...

***

Хорошее кино. Правда, первые десять минут я думал, что дальнейшее развитие сюжета будет мало чем отличаться от десятков и сотен аналогичных фильмов: киллеры-психопаты доберутся до маленького городка, начнут терроризировать семью простого американца Тома Столла, он начнет защищаться и примерно к финалу, путем неимоверного напряжения всех сил, лопат и гаечных ключей, покончит со злодеями и спасет таким образом свою простую американскую семью, маленький американский городок и местного Анискина - старенького, но еще крепкого шерифа Сэма Карни.

Но когда Том расправился с отморозками уже примерно на одиннадцатой минуте, причем сделал это с небывалым для тихого владельца скромной забегаловки мастерством, стало понятно, что сюжет все-таки должен преподнести определенные сюрпризы. Впрочем, дальше оказалось, что дело не в сюрпризах, - и дураку было понятно, что приехавшие в городок странные и очень опасные мужчины Тома-Джоуи хорошо знают, явно его ни с кем не спутали и рассказывают о его прошлом совершенно не напрасно. Но зато теперь будет интересно посмотреть, как Том из всего этого выпутается.

Однако главная прелесть фильма заключается вовсе не в сюжете и не в том, как главный герой будет выпутываться из крайне сложной ситуации. Да и не в его прошлом - о нем, в общем-то, практически ничего не расскажут. Главное, ради чего это все снято, - то, как Вигго Мортенсен из Тома перевоплощается в Джоуи. Вот это действительно нечто потрясающее!

Собственно, Мортенсен себя уже вполне зарекомендовал как интересный и весьма разносторонний актер. Причем, что интересно, не в одном предыдущем фильме характер его персонажа раскрывался постепенно: что Арагорн во "Властелине колец", который сначала не производил впечатления человека, способного повести за собой войска на смерть, но затем все-таки раскрылся в соответствующем качестве, что бедный художник Дэвид Шау из "Идеального убийства", который затем оказался редкостным мерзавцем.

Здесь, в общем-то, то же самое. Сначала Мортенсен предстает в роли классического среднего американца: бедноватая семья, старенький грузовичок, скромная закусочная, явно не приносящая приличной прибыли, но - любящая жена, хорошие дети, полное взаимопонимание и все такое. Скучно, но пасторально-благодушно. Эдакое тихое семейное счастье.

И даже после событий в закусочной, когда в городке появляются мафиози, Том все равно не похож на бывшего киллера - вот не киллер он, ну просто никак, несмотря на странную сноровку, проявленную при обезвреживании отморозков. Но в эпизоде, когда мафиози начинают давить на Тома, захватив его сына (это, в общем, вполне ожидаемое действие с их стороны), - вдруг просто мороз пробегает по коже, когда видишь, как мгновенно меняются глаза Мортенсена: только что на дорожке перед домом стоял тихий парень Том с грустными и застенчивыми глазами, и вдруг на его месте появляется Джоуи с совершенно пустыми глазами убийцы. И ты понимаешь, что сейчас произойдет, - и оно происходит.

Мортенсен в этом фильме вытворяет что-то невообразимое. Он действительно изображает двух совершенно разных людей. Причем практически одними глазами. Ничто в глазах Тома не говорит о его давно спрятанной второй натуре - Джоуи. И ничто в глазах киллера Джоуи не говорит о том, что минуту назад он еще был тихим владельцем магазинчика, который, казалось бы, и мухи не обидит.

Также очень здорово поставлены сцены, в которых Джоуи сражается с психопатами и бывшими дружками-мафиози: он действует очень быстро, продуманно и крайне профессионально - кажется, что работает машина для убийств, способная думать и действовать заметно быстрее обычных людей.

Взаимоотношения Джоуи с семьей также достаточно интересны - понятно, что жене и сыну непросто смириться с тем, кем на самом деле оказался их тихий муж и отец, - однако они все-таки не главные в этом фильме. Превращения Мортенсена из одного человека в другого - вот что поражает!

Кстати, на роль Тома Столла был вовсе не один претендент. Сначала роль предлагали Томасу Джейну, но он отказался. Джейн мог вполне неплохо сыграть этого персонажа, но с Мортенсеном в искусстве перевоплощения он вряд ли бы сравнился. Впрочем, у Джейна уже была очень похожая роль: в весьма неплохом фильме "Кровавый четверг" он как раз и сыграл завязавшего киллера, которому волей-неволей пришлось вспомнить старые навыки.

После Джейна роль, как ни странно, предложили Харрисону Форду. Оно понятно, что Форд тоже когда-то сыграл нечто похожее - скромного профессора, который в погоне за артефактами становится просто Индиана Джонс какой-то, но Харрисону, между прочим, уже слегка шестьдесят четыре года, так что не очень понятно, какой смысл был планировать его на эту роль. Впрочем, Форд также отказался, поэтому роль досталась Мортенсену - как выяснилось, фильму это пошло только на пользу...

Ближе к финалу "Оправданной жестокости" есть еще одна сцена, которую можно пересматривать несколько раз, - в ней на первый план выходит брат Джоуи Ричи, которого великолепно сыграл Уильям Херт (глава общины Эдвард Уокер из "Таинственного леса"). У Ричи всего лишь небольшой монолог, в котором он рассказывает о том, как ему жилось в Филадельфии без Джоуи и как он разгребал то, что Джоуи оставил за собой, но этот монолог стоит целого фильма - Херт в нем просто великолепен!

Ну и также порадовал Эд Харрис, сыгравший изуродованного Карла Фогерти. Эпизоды с ним были достаточно типовые, но несколько фраз, особенно в общении с полицейским, прозвучали весьма эффектно. (Подозреваю, правда, что они были сильно испорчены в дубляже.)

В общем, на мой взгляд, это весьма достойный просмотра фильм. Вроде бы ничего особенного и ничего сильно оригинального в сценарии, но то, как это сыграно и поставлено, - просто явно на четверку с плюсом. Несколько неожиданный фильм для Кроненберга (кстати, он на самом деле поставлен по достаточно известному комиксу Джона Вагнера и Винса Лока, который, как и фильм, в оригинале называется "История насилия", а вовсе не "Оправданная жестокость"), но я вполне приветствую подобные неожиданности. Впечатляющий фильм с очень яркой актерской игрой.

***







© 1998–2019 Alex Exler
05.03.2007
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
сильно
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 2

i think what a awesome movie thought the movie was so well written and directed and the the players were great for a movie with so much Essay writing services physical violence, it didn't cover up the plot of how important ones family is, and that everyone should be given the opportunity to walk away from their past and start over still one of my favorite movies, We watch it a lot.
02.08.19 14:07
0 0

В оригинале фильм вовсе не называется "История насилия". "A history of violence" - медицинское клише, ознаающее что-то близкое к "склонность к насилию" ; например "the patient has a history of violence" можно перевести как "пациент склонен к насилию", т.е. в прежней биографии пациента имеются факты применения этого самого насилия. Что мы в фильме и наблюдаем.
23.12.13 04:55
0 0