Помутнение / A Scanner Darkly
Рейтинг читателей: 4,4
Рейтинг Экслера: 0,0
Бюджет: $8 млн,  Сборы по миру:  $7 млн
- Сколько ты принимаешь?
- Не так много, но в последнее время
стал принимать больше.
Ключевой диалог фильма

Калифорния. Ближайшее будущее. Проблема наркомании встала в полный рост: по меньшей мере двадцать процентов населения плотно сидит на наркотиках, самым опасным среди которых считается некий "Препарат D", разрушающий мозг. Тем не менее именно "Препарат D" наркоманы употребляют чаще всего, и специальный отдел полиции прикладывает огромные усилия, для того чтобы вычислить и обезвредить производителей этого наркотика.

Боб Арктор (Киану Ривз) - глубоко законспирированный сотрудник этого полицейского подразделения. Он работает под прикрытием: общается с наркоманами и их поставщиками, пытаясь выйти на источники "Препарата D". В доме Арктора живут два странных парня: Джеймс Баррис (Роберт Дауни-младший) и Эрни Лакман (Вуди Харрельсон). Периодически к их компании присоединяется Чарльз Фрек (Рори Кокрейн) - окончательно спятивший от "Препарата D" психопат-параноик. Постоянно обдолбанный Эрни Лакман также не отличается остротой мышления, а вот с Джеймсом Баррисом все не так просто. Баррис - умный и очень хитрый сукин сын, который ведет какую-то свою собственную игру.

Арктор внимательно наблюдает за Баррисом - ему кажется, что Джеймс может быть связан с кем-то из крупных поставщиков. Параллельно Боб окучивает наркодилершу Донну Хаторн (Уайнона Райдер) - также в надежде выйти через нее на каких-то поставщиков "Препарата D". Кроме того, Боб хочет затащить Донну в постель. Но у него это не получается - Донна изрядно увлечена кокаином, и он ее интересует гораздо больше, чем секс.

Проблема заключается в том, что Арктору, чтобы себя не раскрыть, пришлось начать принимать наркотики - тот самый "Препарат D". При этом он, с одной стороны, вошел в доверие у этой странной компании и драгдилерши, но с другой - сознание Боба теперь настолько изменено, что он с трудом отличает сон от яви. Начальник Арктора этим недоволен, да и врачи-психологи, следящие за состоянием Боба, бьют тревогу и заверяют, что Арктор скоро не сможет продолжать работу. Но что ему делать с этой ситуацией - Боб не знает.

***

Фильм "Помутнение" поставлен по одноименному роману классика фантастической литературы Филипа Дика. Что интересно, в начале девяностых этот роман хотел поставить сам Терри Гиллиам, однако он тогда все-таки решил обратиться к творчеству другого автора и поставил "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" по роману создателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона. А, кстати, было бы интересно посмотреть, что бы с сюжетом Филипа Дика сделал Гиллиам.

Однако этот фильм в конце концов поставил Ричард Линклейтер, и его версия также вполне заслуживает внимания. Линклейтер собственноручно писал киносценарий этого фильма, несмотря на то что некоторое время назад сам Чарли Кауфман ("Быть Джоном Малковичем", "Адаптация") делал киносценарий "Помутнения". Но у Линклейтера было собственное видение постановки, поэтому он решил сделать свою версию.

Зачем там потребовалось особое видение? Дело в том, что "Помутнение" - роман весьма сложный. Это в кратком изложении завязки сюжета все выглядит довольно просто: агент под прикрытием, пытается выйти на поставщика и все такое. Вроде как обычный детектив. Но на самом деле "Помутнение" не имеет ничего общего с детективом. Это чистая психоделика: окружающий мир видится глазами полицейского с распадающейся личностью, которому отличить правду от вымысла, сон от яви, друга от врага - довольно сложно. Причем Филип Дик в интервью сам говорил, что при написании романа он использовал свой опыт употребления наркотиков, так что искаженное восприятие мира Бобом Арктором выглядит вполне достоверно.

Чтобы как-то смоделировать это восприятие, а также решить некоторые постановочные задачи, Линклейтер прибегнул к нечасто используемому приему, который называется "ротоскопирование": сначала снимается обычный фильм с актерами, а затем художники-аниматоры каждый кадр рисуют поверх реального. Ну и плюс - дорисовываются некоторые элементы, которых в реальных съемках не было: зеленые вши, появляющиеся в глюках Фрека, крышесносящие маскировочные костюмы полицейских и так далее. В итоге смотрится это очень интересно: с одной стороны, это вполне живые актеры, причем весьма известные, а с другой - почти чистая анимация, которая, впрочем, довольно значительно отличается от обычной анимации мимикой персонажей. Надо сказать, что техника эта известна давно (например, ее использовал еще Уолт Дисней в фильмах "Белоснежка и семь гномов" и "Золушка", чтобы добиться естественности движений персонажей), а сам Линклейтер сделал с подобной технологией картину Waking Life.

Мне очень понравилось, как сделано "Помутнение". Несмотря на то что с точки зрения визуализации и спецэффектов ничего особенного в нем нет - подавляющее большинство эпизодов представляет собой диалоги главных персонажей, - выглядит это здорово, необычно и действительно психоделично. Особенно маскировочные костюмы, которые представляют собой постоянно меняющуюся мозаику из разных лиц и разной одежды.

Причем в фильме есть очень хорошие актерские работы, которые довольно активно прорываются сквозь анимационные фильтры. Больше всего мне понравился Роберт Дауни-младший, блестяще сыгравший Барриса! Совершенно феерический персонаж: забавный, одновременно чем-то противный, смешной и при этом слегка страшный. Некоторые из его диалогов-монологов - просто великолепны! Роберт был не в состоянии запомнить весь тот поток сознания, который выдавал его герой, и записывал кусочки роли на стикерах, прикрепленных к стенам декораций. Режиссеру потом пришлось давать указание команде художников-ротоскопистов не копировать эти стикеры в анимационном варианте.

Также очень здорово выглядели два постоянно обдолбанных торчка - Эрни, которого отлично сыграл Вуди Харрельсон, и параноик Фрек, изображенный Рори Кокрейном. Сцены, в которых вся эта троица собиралась вместе, Баррис с Эрни начинали дурить, а Фрека это все жутко пугало, - смотрятся весьма здорово.

Киану Ривз мне не сильно понравился, но он мне нигде на самом деле не нравится. Но с его персонажем больше играют закадровый текст и сюжет. Уайнона Райдер вполне неплохо выступила в роли наркодилерши, но как-то без изюминки. Впрочем, в троице Дауни-младшего, Харрельсона и Кокрейна изюминок хватило бы на целый магазин булочек.

Резюмирую. Очень необычный и весьма оригинальный фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. И детективная составляющая сюжета вполне на высоте, и постановка вполне впечатляет, а уж наркоманская троица во главе с Баррисом - так просто блеск! Сцена с велосипедом по уровню психоделики приблизилась к гиллиамовскому эпизоду с ванной и магнитофоном в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе".

Тем не менее картина далеко не всем понравилась, да и сборы показала весьма средние. Не все оценили этот эксперимент. Но я - оценил, однозначно. Оригинально, свежо, забавно, и тянет еще раз посмотреть.

***








Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
интересно и оригинально
Нужно ли смотреть:
вполне можно