Призрачная нить / Phantom Thread
24.12.2018
7,0
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $35 млн,  Сборы по миру:  $47 млн
Я бы выразился уклончиво.
Уклонение кота Бублика

Главный сюжетный поворот, на который решился Пол Томас Андерсон, полностью отрицает мир романтической дихотомии. Он добавляет костюмной драме о встрече контрол-фрика с ни в чем по силе не уступающей ему женщиной трансгрессию и неудобоваримость, без которой Андерсон не был бы собой.
Алиса Таежная

Очень мизогиничное кино, очень. Ни одной симпатичной или просто приятной женщины, одни жабы. Облепившие главгероя Дэниэла Дэй-Льюиса, похожего здесь на Джереми Айронса (в связи с чем напоминающего человека). Особенно отвратительна главгероиня с собачьим именем Альма - мало того, что характер скверный и пакостливый, так еще и уродлива во всех своих проявлениях, лицом там, фигурой, движениями и т.п. Не любит, видать, женщин этот Пол Томас Андерсон, ох не любит.
Зритель

Очень нажористый психологический триллер, а одновременно с этим – 
необычную историю о любви и покорности в принятии себя.
Павел Соломатин

Фильм походит на антикварный магазин, где каждая вещь 
находится на своем месте и покрыта тонким слоем пыли.
Линар Гимашев

Лондон пятидесятых годов прошлого столетия. Кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) - король британской моды: у него заказывают платья представители высшей аристократии, причем далеко не только британской. Рейнольдс - крайне чувствительное, ранимое, нервное и предельно эгоистичное создание. Его должны окружать только те люди, которые без остатка отдают себя служению маэстро, его гению. А Вудкок, в свою очередь, всего себя отдает своей профессии: он - перфекционист до мозга костей. 

Рейнольдс - убежденный холостяк, несмотря на то что его окружают только женщины и женского общества как такового он ничуть не чурается. Просто мало кто может ужиться с Рейнольдсом, потому что любая его очередная подруга должна знать свое место рядом с великим кутюрье. И место это в социальной сети модного дома Вудкока - ниже плинтуса. Понадобилась подруга для любовных утех - вперед, в постель. В остальное время ее просто не существует. Разумеется, не всех подобная роль устраивает, поэтому подруги у маэстро меняются довольно часто.  

У Вудкока есть единственная очень близкая помощница, которой он доверяет на все сто, - это его родная сестра Сирил (Лесли Мэнвилл). Сирил знает, что Рейнольдс до сих пор страшно переживает смерть его горячо любимой матери, которой он сшил первое в своей жизни платье, ну и в результате Сирил в какой-то мере брату мать и заменила: она ведет все его дела и строго следит за тем, чтобы Рейнольдсу было максимально комфортно в быту. 

Как-то раз маэстро отправился на выходные развеяться в гостиничке на природе. Там в ресторане он встретил официантку Альму (Вики Крипс) - иностранку, приехавшую в Великобританию из какой-то страны Восточной Европы. Альма чем-то заинтересовала Вудкока, несмотря на то что она не особенно красива. Однако ее телосложение и некоторые особенности - маленькая грудь, небольшой животик - отлично подходят маэстро в качестве модели, так что Альма на некоторое время становится музой, а потом и любовницей Рейнольдса.

Но когда Альма сталкивается с обычным отношением маэстро к своим моделям и любовницам, она решает, что не будет это терпеть.

***

Несколько необычный фильм для режиссера Пола Томаса Андерсона, создателя таких картин, как "Нефть", "Магнолия", "Ночи в стиле буги", "Пьянящая любовь" и "Мастер". Кстати, Андерсон также ставил несколько видеоклипов для известных исполнителей - в частности, для Radiohead, Джоэнны Ньюсом, Фионы Эппл, Эйми Мэнн и Майкла Пенна.

А тут - мир высокой моды, да еще и среди напыщенной британской знати, где внешне все выглядит предельно холодно, а страсти кипят исключительно внутри. Но, с другой стороны, Андерсон всегда показывал себя блестящим и беспощадным исследователем различных аспектов мощной человеческой натуры, так почему изысканный кутюрье может быть менее интересным, чем создатель религиозного культа ("Мастер") или бездушный и жестокий магнат Плэйнвью из "Нефти", которого сыграл тот же Дэниэл Дэй-Льюис?

Снято это все безукоризненно. Великолепное сочетание костюмов, декораций, актерской игры, постановки и музыкального сопровождения (композитор - Джонни Гринвуд из Radiohead).

Британец Дэниэл Дэй-Льюис - на мой взгляд, самый великий актер из современных англоязычных актеров (имеются в виду прежде всего американцы, британцы и австралийцы британского происхождения). Он очень разборчив в выборе ролей и снимается достаточно редко - раз в три-пять лет. Кроме того, периодически он вообще исчезает из вида публики и прессы на несколько лет, чтобы заняться то деревообработкой, то созданием авторской обуви из кожи. 

При этом он такой же перфекционист, как и его кутюрье в этом фильме: перед каждой картиной Дэй-Льюис подолгу готовится к съемкам, чтобы максимально вжиться в своего персонажа, а во время съемок он вообще не разрешает себе выходить из нужного образа. Например, во время съемок в картине "Моя левая нога", где он сыграл больного с ДЦП, он во время съемок не вылезал из инвалидной коляски. Для роли Соколиного Глаза из "Последнего из могикан" Дэниэл научился жить в лесу и свежевать животных, во время съемок не расставался с ружьем, а каноэ для своего персонажа вырезал самолично. 

Во время съемок драмы "Во имя отца", в которой рассказывалось об ирландце, несправедливо обвиненном во взрывах в городе Галфорд, Дэниэл на протяжении всего съемочного периода говорил с ирландским акцентом, а вне съемок проводил время в тюремной камере. 

Для съемок в "Бандах Нью-Йорка" Дэй-Льюис несколько месяцев проработал мясником в одном из лондонских мясных магазинов.

Замечу, что все это делается вовсе не для пиара и не ради эпатажа, чтобы об этом протрубили пресс-агенты и СМИ. Наоборот, в немногочисленных интервью он всегда все отрицал, а информацию о его подготовке к роли и о том, что происходило во время съемок, журналисты получали от членов съемочных групп.  

И это единственный актер, который имеет сразу три "Оскара" за лучшую мужскую роль (в картинах "Моя левая нога", "Нефть" и "Линкольн"). При этом замечу, что его роль в "Бандах Нью-Йорка", при всех определенных недостатках картины как таковой, была совершенно шедевральной, и мы с котом Бубликом не понимаем, как можно было не дать ему "Оскара" (главную премию в тот год получил Эдриан Броуди за "Пианиста").

К роли в "Призрачной нити" Дэниэл готовился так же скрупулезно, как и для предыдущих ролей. Я читал, что он два года учился шить платья у художника по костюмам из "Нью-Йорк Сити балета". Не очень, правда, понимаю, зачем это нужно было делать для фильма, который никак не является пособием начинающим или продвинутым модельерам, но результат, которого Дэй-Льюис добивается в своих фильмах, показывает, что подобный подход вполне имеет смысл. 

Рейнольдс у него получился очень интересным персонажем. Неизжитые комплексы, предельный эгоизм и нарциссизм, педантичность, фанатичная приверженность к малейшим мелочам, составляющим его жизненный уклад, - сыграно, конечно, просто блестяще!

Очень хороша Вики Крипс, сыгравшая Альму: женщину с непростой судьбой, которая отказалась играть роль спутницы гения и попыталась этого гения как-то расшевелить, причем ей это удалось. А гений пришел в ужас от того, насколько Альма не вписывается в его устоявшийся очень монолитный мирок и разрушает все это изнутри, но и выгнать ее он уже не мог. 

Лесли Мэнвил замечательно смотрелась в роли Сирил, сестры Рейнольдса, фактически - его ангела-хранителя. Волевая, чуткая, заботливая - она посвятила свою жизнь брату: не имеет семьи, живет в его доме и занимается исключительно его делами. 

Рейнольдс, несмотря на весь его эгоизм, Сирил тоже очень любит и ценит: он понимает, что, кроме нее, никому не может доверять и без нее бы его творческая жизнь никогда не была такой комфортной. 

Кстати, в русском переводе Рейнольдс называет Сирил "моя дорогая сестра", в русских субтитрах это перевели как "мой старый друг", а в оригинале он ее называет "my old so-and-so", что, насколько я понимаю, в данном контексте означает что-то вроде "моя старая хрычовка", но это, безусловно, произносится очень ласково.

Ну так и что же в данном случае получилось у Пола Томаса Андерсона, насколько я восхищен этой новой работой? Так вот, проблема в том, что это первый фильм данного режиссера, который мне, скажем так, практически не понравился. 

Нет, постановка отличная, костюмы и интерьеры замечательные, картинка изумительная, музыкальное сопровождение великолепное, актеры прекрасные. Но меня чем дальше, тем в большее недоумение приводил сценарий. Потому что вот это психологическое противостояние маэстро и своенравной Альмы в какой-то момент унесло в такие удивительные дебри, что я сначала недоумевал, а в финале, простите, откровенно офигевал. 

О том, что вызвало у меня подобную эмоциональную реакцию, поговорим в постскриптуме к данной рецензии, чтобы избежать спойлеров для несмотревших картину, но тут я первый раз не узнавал Андерсона: мне этот фильм чем дальше, тем больше напоминал "Молодость" Паоло Соррентино, где тоже потрясающе красивая картинка, замечательные актеры, а сценарий вызывал недоумение.

Но, видимо, это я один такой, потому что критика, за очень редкими исключениями, картину превозносит и всякие "гениально", "потрясающе", "невероятно изумительно прекрасно" так и сотрясают страницы изданий, для которых они пишут. 

А я сразу после просмотра сказал, что, судя по всему, Пол Томас Андерсон снял свои "Старые клячи" - меня в свое время эта картина привела просто в шок. Впрочем, успокоившись, я пришел к выводу, что это предельно некорректная аналогия, потому что "Старые клячи" - фильм ужасный со всех сторон, а "Призрачная нить" - фильм в любом случае выдающийся, но к сценарию, который сам Пол Томас Андерсон и писал, здесь есть серьезные вопросы, которые мы с котом Бубликом и зададим со свойственной нам беспощадной грацией.

Вот такие дела. Совершенно не ожидал, что новый фильм этого режиссера вызовет у меня такую реакцию, но что есть, то есть, чего уж там. 

P. S. Ну а теперь поговорим, что я увидел в сюжете данного фильма. (Внимание: далее будут сплошные спойлеры!) Есть кутюрье - весь из себя такой гений-разгений, страшно модный и популярный. Как и полагается гению, характер у него очень тяжелый, также, как и полагается истерику и нарциссу, маэстро у себя дома заводит достаточно дикие порядки, где во время завтрака никому не разрешено ни булькнуть чаем, ни хрустнуть тостом, ни шваркнуть маслом по хлебу, ни вздохнуть, ни пукнуть - в общем, должна быть звенящая тишина, иначе, видите ли, у маэстро будет испорчен весь рабочий день. 

В деревенском ресторанчике он встречает девушку, которая его привлекла именно как модель. И он на первом же свидании бесцеремонно раздевает Альму до белья и начинает прикидывать на нее проект платья. 

Альма селится в доме маэстро. Узнает об этих его привычках. На завтраке пытается шумно намазать тост, и ей объясняют, что тогда завтракать она будет в своей комнате. В какой-то момент Альма пытается выгнать всех из особняка и приготовить кутюрье романтический ужин. Маэстро приходит в шок, а тут еще выяснилось, что Альма обнаглела настолько, что его любимую спаржу сдобрила сливочным маслом, а не оливковым. В общем, из романтического ужина ничего не вышло. 

Но Альме помог случай. Как-то раз маэстро создал платье некоей графине, которая платит за его особняк, и был вынужден принять приглашение на свадьбу графини с каким-то жиголо. На свадьбе графиня упилась в дым, упала физиономией в тарелку и ее, как бревно, утащили спать. Альма сказала кутюрье, что эта тварюка недостойна его платья, и они побежали к графине, чтобы содрать с бесчувственной аристократки платье, за которое она заплатила безумные деньги, и унести его. Все это маэстро так возбудило, что они изволили переспать с Альмой. 

Однако утром даже после этого - все равно ни брякнуть, не пикнуть. И не сметь разговаривать, маэстро занят своими идеями. И тогда Альма поняла, что справиться с ситуацией она может только единственным способом: стать для маэстро родной матерью. После этого Альма собрала отравленных грибочков, да и подсыпала маэстро в еду. 

Тот весь поплыл, на просмотре уже готового костюма для бельгийской принцессы маэстро сказал, что это все безобразно, после чего они упали-с на костюм и его разорвали в нескольких местах, так что работницам мастерской придется остаться на всю ночь, чтобы все исправить. 

Маэстро отнесли в его комнату, где он стал страшно блевать и болеть. Но показаться врачу они отказали-с - категорически. И Альма стала за ним ухаживать. И Сирил выставила, потому что Сирил не знала, как за ним ухаживать. Случилось так, что маэстро отблевал и выжил. Выйдя утром из комнаты, он увидел спящую на диване Альму, поцеловал ее в ногу и попросил стать его женой.  Они женились. Альму не принял свет - ну как же, это же какая-то балканка-хулиганка. Кто ее, балканку, знает, что у нее на уме. 

Кроме того, тут маэстро понял, что весь его привычный мир рушится, и стал жаловаться сестре. Но Альма все подслушала и снова пошла за грибочками. Причем маэстро уже знал, что она его отравила грибочками. Поэтому он спокойно смотрел, как Альма ему готовила очередной отравительный омлетик, и добровольно его слопал - потому что после того, как он ночку поблюет, он получит очистительный катарсис и у него снова все станет в порядке. Причем Альма говорит, что даже если он не выживет, то и тут ничего страшного: во-первых, она унаследует дом и все его состояние, а во-вторых, они все равно встретятся на небесах. 

Но и в этот раз маэстро поблевал, но выжил, и теперь у них все прекрасно: маэстро весел и счастлив, Альма ему родила ребенка, она подружилась с Сирил и теперь в их дружной семье сплошная гармония. Но грибочки Альма на всякий случай держит наготове: а вдруг маэстро снова запиздурит, правильно? 

Вот такой любопытный сюжетец, который вызвал мой живейший интерес. Слушайте, ну как этот дурдом вообще можно серьезно воспринимать? При всей, повторюсь, красоте картинки, отличных актерских работах и прекрасном музыкальном сопровождении?

© 1998–2019 Alex Exler
24.12.2018
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
призрачная грибная нить
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 30

35-и летний Дэй-Льюис "научился жить в лесу и свежевать животных", крутой чел.
А 53-х летний Рассел Минс носился по горам вместе с молодыми партнерами по фильму и это никого не впечатляет.
Посмотрел его биографию. Весьма насыщенная была у него жизнь.
Хотя ладно. Дей-Льюиса я как раз за "Последнего из Могикан" и уважаю. :)
24.12.18 13:08
2 0

Такой формат рецензии достоин всяческого приветствия. И углубиться в анализ фильма на конкретных примерах, поворотах сюжета, порой бывает важно и людей спойлерами не обломать.
24.12.18 19:03
0 0

Если ориентироваться на все, что после PS, то это типичная сказка/вариация про Чудовище и красавицу. Форма иная, но, полагаю, смотреть стоит с таким отношением/допущением.
24.12.18 10:35
0 0

Вообще не из этой серии ни разу.
24.12.18 10:58
0 0

Так и в рекламе-раскрутках этот фильм тихонько продвигали с таким напевом в штатах. А роль бровастого красавца и злодея временами сильно напоминает его молодого в "Невыносимой легкости". Но хорош, гад :).
25.12.18 09:03
0 0

А "Мастер" и "Врождённый порок" будешь смотреть? Они менее замороченные, и больше Нити пошли. Феникс почти достиг уровня ДДЛ, как по мне.
24.12.18 10:41
0 0

Обязательно буду смотреть, конечно.
24.12.18 10:57
0 0

"Врождённый порок"
Да, очень интересно будет сравнить впечатления от "Inherent Vice".
Я его нашёл не по Фениксу, а ради Кэтрин Уотерстон, которая докторша-одноклассница главгероя из "Logan Lucky" - хотелось посмотреть её в других ролях. Так вот: она там АБСОЛЮТНО другая, и не узнал бы.

С Фениксом советую еще свежий фильм "Не волнуйся, он далеко не уйдет"
25.12.18 23:33
0 0

Он очень разборчив в выборе ролей и снимается достаточно редко - раз в 3-5 лет.

И теперь, вроде как, совсем не будет. Дэниэл Дэй-Льюис заявил, что этот фильм был его последним.
24.12.18 10:56
0 0

На моей памяти он это уже третий раз заявляет.
24.12.18 10:57
0 0

Алекс а вы "печальную балладу для трубы" не планируете к просмотру ?
25.12.18 19:32
0 0

Весь отзыв - реклама загадочных грибочков. Заинтриговало.
24.12.18 13:19
0 0

Рецензия от Алекса прекрасна. Фильм пустышка. Зря поют дифирамбы, отстойный сценарий на пять минут экранного времени. "Врождённый порок" последняя талантливая вещица Пола Томаса Андерсона. Прям хорошенькая-хорошенькая.
25.12.18 20:30
1 1

Фильм не смотрел, но по моему Томас Андерсон один из лучших современных режиссеров. Фильмы не похожи один на другой, и всегда смотреть интересно, даже если сюжет можно пересказать за минуту, и фильмы его особого смысла вообще не несут. Его работы чем-то напоминают фильмы Виндинга Рефна, визуальный стиль на первом плане, а смысла в картине может и не быть вообще. Тем не менее взгляд к экрану приковывает.
27.12.18 23:16
0 0

Лучше бы он Альму под грибами шаром для боулинга зашиб) хотя, это уже где то было.
24.12.18 15:57
0 0

Отлично, второй сезон Counterpart!
24.12.18 17:46
0 0

Прочитанный постскриптум навеял серию "Следствие вели..." с Леонидом Каневским про советскую отравительницу из школьной столовой, которая травила таллием всех, кто мешал достичь её целей - родственников, завуча, учителей, учеников, причём долгое время безнаказанно. Только после серии смертей учеников дело начали расследовать и эту тётку с завышенным ЧСВ поймали.
30.01.19 19:29
0 0

В марте летел в Непал и, увидев новый фильм Андерсона в списке бортового кинотеатра, естественно, не смог пропустить. Ощущения примерно сходные. Не могу сказать, что смотрел через силу, следить за сюжетом было довольно любопытно. Но недоумение росло и ширилось в процессе просмотра. Видимо, просто не мое. Пересматривать, в отличие от Нефти или Магнолии, скорее всего, не буду.
24.12.18 17:55
0 0

Отличный фильм, отличный Андерсон! Если в прошлых его работах на мой вкус иногда проскакивали "лишние" детали, то тут просто идеально огранёный бриллиант.
Кстати, вот только вчера глазные яблоки докатились посмотреть "Балладу Джоэла и Итана" (и прочесть рецензию), и мне он понравился куда меньше Нити (и даже чего-то среднего от братьев). А уж если сценарий Баллады беспощадно расписать в духе P.S. данной рецензии, то получится ещё смешнее ;)
egi
24.12.18 11:33
1 2

Позволю себе замечание. "Оне" -- это женский род.
26.12.18 03:41
0 1

С точки зрения биологии и фармакологии, сценарий очень реалистичный - все эти "грибочки" могут-таки приводить к т.н. "смерти эго" - временному, но довольно яркому состоянию измененного сознания, после которого человек некоторое время может нестандартно воспринимать действительность - не в том смысле, что бредить и психовать, а именно "рассматривать в другом ключе" все происходящее, ставить акценты по-другому и, до какой-то степени, иначе расставлять жизненные приоритеты.

Обычно это все забывается через несколько дней, но если за эти дни успеть внести в жизненный уклад какие-то изменения - то и сама жизнь может довольно заметно измениться.
24.12.18 11:44
0 2

Судя по рецензии, грибочки были именно ядовитые, а не психоделические. С последних же не блюют, не болеют и не умирают, а просто на 5 часов пребывают в астрале.
24.12.18 14:27
0 0

Есть полезные грибочки, есть не очень, но галлюцинации способны вызывать даже ядовитые, если принять не смертельную дозу.

Вот мухомор - может как отправить в страну вечной охоты, так и временно отправить в астрал, а может отправлять в астрал короткими перебежками, через рвотные позывы.
24.12.18 14:47
0 1

Отличный фильм. Я его смотрю уже несколько месяцев, в самолетах. Включаю и через 15 минут сплю. Как куда лететь, обязательно проверю, все ли с ним в порядке, не стерт ли. Еще 2-3 перелета и закончу просмотр.
24.12.18 12:37
3 5

Цитата «оне изволили переспать с Альмой» Если это подражание старорусскому языку, а не опечатка, то «оне» означает множественное лицо женского пола( в польском и сейчас one есть). Так , что , если здесь подражание высокопарному старославянскому стилю, то «они».
25.12.18 11:20
0 2

Спасибо, сейчас поправлю.
31.12.18 00:12
0 0

ПТА в одном из интервью рассказал, что то ли вовремя работы над фильмом, то ли до он сильно заболел и буквально не мог встать из постели, и его жена (кстати, небезызвестная Майа Рудольф) за ним ухаживала как за маленьким ребенком. И в этом свете фильм - это рассуждение об отношениях. Даже сильным и целеустремлённым мужчинам иногда нужен практически материнский уход.
Но от себя добавлю, что обычно такие фильмы о сильных и целеустремлённых эгоистах, заканчиваются тем, что их эго терпит крах. И в этот момент они понимают, что жили неправильно, что на самом деле они очень одиноки. Ну и дальше в зависимости от жанра эта ситуация разрешалась либо в позитивном ключе, либо в меланхоличном, либо в негативном. Но Пол Томас Ндерсон поступил изящней, на мой взгляд. И пусть фильм не такой шедевр, как "Мастер" или "Нефть", но мне лично упрекнуть его не за что, как и "Молодость" Соррентино :)
24.12.18 10:58
0 3

Опытный дизайнер знает, какого типа фигуры будут выглядеть выигрышно в нарядах, которые он предпочитает создавать. На самом деле таких женщин не сильно много, потому что человеческие тела очень разнообразны. Если вы встречали упоминание о модели, бывшей музой того или иного дизайнера, то это оно и есть. С такой женщиной завязывают длительные отношения, зачастую без секса, только потому, что она - ходячая реклама.
Похоже, что здесь в этом и есть фишка - Альма оказалась для героя такой женщиной. И поняв свою значимость, она стала диктовать свои правила. По-своему, грибочками. Видимо, в их местности такая была традиционная форма намека. То есть за взбрыкивания - ему будет прилетать. В то время как выставить он ее не может, поскольку она необходима для оптимального представления его работ. На других не столь эффектно.
Вот до чего доводит любовь к совершенству. Пришлось женится.

Досмотрела до конца. Похоже, что товарищ был трудоголиком, и сам по себе не мог делать передышку на отдых. Истощался креативно и начинал на людей бросаться. Тут она ему раз - и подсечку. Сразу у него организуется отпуск в обнимку с белым другом.
25.12.18 03:23
0 5

Зачем он учится шить два года, или сидит в кресле, или работает мясником на самом деле понятно. Профессия или образ жизни - это в первую очередь мелкая моторика, привычки, осанка, то как человек движется, как начинает мыслить, как смотрит на тот или иной предмет или на другого человека. Неправильное движение или акцент будут восприниматься подсознательно зрителем если он хоть раз видел портного или мясника или инвалида или зэка. Жизнь накладывает отпечатки на людей, и Дэй-Льюис просто пытается эти отпечатки воспроизвести максимально близко. Потому что реальная моторика вырабатывается лишь постоянным повторением повседневных действий.

Относительно же грибочков - тут все дело в психологии. Андерсон любит снимать фильмы о безумцах. Больших или малых, но повернутых на чем-то людях. В которых одновременно есть какая-то слабость. У Вудкока над всем тотальный контроль, маниакальная сосредоточенность на профессии. И от этого у него же максимально гипертрофированное чувство желания быть абсолютно слабым и иметь в одном лице мать, жену, любовницу, контролера всех его возможных действий. Не даром среди сексуальных отклонений бдмс или переодевание в младенцев, где партнер полностью контролирует действия своего "раба" - одна из наиболее часто встречающихся тем. И на позиции раба как правило выступают люди крайне доминантые в обычной жизни.
24.12.18 11:20
0 6
Что ещё почитать