Серьезный человек / A Serious Man
22.03.2010
Бюджет: $7 млн,  Сборы по миру:  $28 млн
Не хотел бы я быть котом у Шредингера.
Отзыв кота Бублика
Ларри: Что случилось с Сусманом?
Раввин: Ему надоело искать надписи на зубах пациентов, и он зажил, как раньше.
Ларри: А что случилось с гоем?
Раввин: Кому какое дело до гоя?
Я ничего не делал.
Ларри

Америка, конец шестидесятых. Еврейская община на Среднем Западе. Главный герой картины - Ларри Гопник (Майкл Стулбарг), преподаватель физики в колледже. У Ларри все в этой жизни начинает идти наперекосяк. Сначала студент из Кореи притащил Ларри взятку, чтобы тот поставил ему по физике нормальную оценку. Ларри, разумеется, отказался, однако с этой взяткой тут же возникли проблемы: студент не признается, что это его конверт с деньгами, а отец студента угрожает подать на Ларри в суд, если тот не урегулирует ситуацию. То есть если Ларри возьмет деньги и поставит хорошую оценку - будет все в порядке, а если не возьмет и не поставит - на него подадут в суд за клевету на ребенка. Хотя взятку, утверждает корейское семейство, мы вам не давали. Но не возьмешь - тут же в суд.

Сосед Ларри - реднек, живущий во враждебном еврейском окружении - оттяпывает кусок участка семейства Гопников. Оттяпывает нагло, ничего не стесняясь, потому что понимает - Ларри слишком интеллигентен для того, чтобы этому воспрепятствовать.

Жена Ларри Джудит (Сэри Ленник) собралась уходить от мужа к лучшему другу семейства - Саю Абельману (Фред Меламед). Однако это только так называется "собралась уходить". Уйти должен Ларри - свалить из их семейного гнездышка в паршивый мотель "Веселый Роджер". А на его месте воцарится Сай Абельман. Так решили Сай и Джудит - Ларри об этом сообщили как о свершившемся факте.

Так что Ларри придется валить из дома, да еще и в компании со своим долбанутым братом Артуром (Ричард Кайнд), у которого нет ни жилья, ни работы, но зато Артур любит нарушать законы штата в плане азартных игр и не прочь заняться содомией, за что его в скором времени могут посадить.

Детям Ларри - Дэнни (Аарон Вольф) и Сара (Джессика Макманус) - совершенно до фонаря все эти пертурбации в доме. Отца они ни в грош не ставят и воруют у него деньги из кошелька. У Дэнни приближается бармицва, но его при этом волнуют только две высокодуховные проблемы: где бы найти двадцать баксов, которые он задолжал за порции дури, и как бы обкуриться в дымину, чтобы не думать об этих двадцати баксах. А Сара в перерывах между мытьем головы мечтает о том, чтобы сделать себе пластику носа.

Ларри не понимает, за что ему все эти испытания. Он же ничего плохого не делал. Растил детей, преподавал в колледже. А тут - куча всяких потрясений плюс какие-то мерзкие анонимки, которые присылаются руководству колледжа.

Гопник надеется, что хоть раввин ему что-нибудь объяснит. И он отправляется к рабби Нахтнеру, но там вместо него - рабби Скотт (Саймон Хелберг). Тот пока еще младший раввин. Он уже понял для себя что-то важное и увлеченно пытается это объяснить Ларри, но тому совершенно не понятно то, о чем говорит Скотт.

И тогда Ларри все-таки добивается встречи со старшим и мудрым рабби Нахтнером (Джордж Вайнер). Тот рассказывает ему притчу о надписях на зубах гоя и объясняет, что никто все равно не может понять, почему Бог поступает именно так, а не иначе. Поэтому единственное, что остается в данном случае, - это делать добрые дела. Просто потому, что оно не помешает.

После этого Ларри пытается добиться аудиенции у самого старого и самого мудрого рабби Маршака (Алан Мандель), но тот отказывается его принимать.

***

Есть фильмы, в которых сложными словами рассказывается о простом. А есть фильмы, в которых простыми словами рассказывается о сложном. К ним как раз и относится картина "Серьезный человек".

Режиссеры братья Коэны выросли в хасидской общине, так что фильм для них, в общем-то, в известной мере биографичный. А Ларри - это, скорее всего, отец Коэнов.

Однако, в отличие от, например, "Амаркорда" Феллини, эта картина для братьев не является средством вспомнить о детстве и показать различные детские переживания.

"Серьезный человек" рассказывает о достаточно сложных для понимания вещах.

Пролог фильма, где показана история-притча о диббуке, еврейском зомби, как раз и выводит тот самый принцип неопределенности, о котором Ларри рассказывает своим ученикам. Диббук Грошковер или не диббук? А мы не знаем! Наивный Вельвель, пригласивший в дом Грошковера, этого не знает, и его жена Дора этого не знает. Вельвель видит перед собой Грошковера, который ему помог, и думает, что это обычный человек. Дора разговаривала с родственницей, которая сказала, что Грошковер умер и по нему сидели шиву, и считает, что Грошковер - диббук. Во всей сцене - от начала и до конца - есть признаки того, что Грошковер - диббук, и признаки того, что он - обычный человек, а с его "смертью" просто произошла какая-то путаница.

Аналогичная фигня происходит с принципом неопределенности Шредингера - в мыслительном эксперименте, который должен был доказать неполноту некоторых постулатов квантовой механики. Кот, сидящий в закрытом ящике с радиоактивным ядром и ядовитым газом, жив и мертв одновременно, потому что состояние ядра описывается как суперпозиция - смешение двух состояний распавшегося и нераспавшегося ядра.

Ларри Гопник находится в аналогичном пограничном состоянии. Он вроде еще жив, но мир вокруг него полностью рушится, и Ларри не может понять, за что ему такое. Ведь вроде бы "он ничего такого не делал".

Ларри не понимает, что вот это его "ничего не делание", которое он почитает за добродетель, и вызывает к жизни все те проблемы, которые с ним случаются. Ларри думает, что ему что-то объяснят раввины (вариант психоаналитика в религиозных общинах). Однако младший раввин предлагает Ларри посмотреть на мир "другими глазами" и не объясняет, где взять эти глаза. Опытный раввин объясняет Ларри, что никто не знает, почему и как происходит то, что происходит. И советует помогать людям - просто потому, что это в любом случае не лишнее. А мудрый рабби Маршак вообще отказывается встречаться с Ларри, понимая, что он ничем не может помочь этому парню, пока тот сам не научится себе помогать.

И действительно! Ларри нужно не по раввинам шляться, а изменить свою жизнь. Перестать плыть по течению, думая, что если ты никуда не рыпаешься, то тебя никто не рыпнет. Ему нужно дать по морде обнаглевшему Саю Абельману и выгнать его из собственного дома. Поставить на место зарвавшуюся жену, наглого соседа-реднека, ну и, наконец, выставить из дома долбанутого брата Артура, от которого одни неприятности. Ему нужно сделать хоть что-то и перестать считать, что "я ничего не делал", - это средство избежать проблем.

В этом смысле у "Серьезного человека" есть определенные параллели с "Красотой по-американски". Лестер, как и Ларри, тоже находился в экзистенциальном состоянии. Но он резко изменил свою жизнь. Неважно, что эти изменения касались накачки мускулов и курения марихуаны. Главное - это то, что он изменил свои мозги, свое сознание. Он стал свободным.

Ларри свободным не стал - ни внешне, ни внутренне. Он только шляется по раввинам, как будто раввины могут ему помочь. Но никто не может помочь Ларри, кроме него самого!

Мне очень понравилось, как сделан этот фильм. Коэны намеренно не стали привлекать в картину никого из более или менее известных актеров. Здесь только Саймон Хелберг знаком поклонникам сериала "Теория большого взрыва", а почти все остальные, за парой небольших исключений, - лица совершенно неизвестные.

И тем не менее почти каждый персонаж - просто мини-шедевр. Роскошный диббук (или не диббук) в прологе, отличная стерва-жена Ларри, совершенно великолепный в своей отталкиваемости Сай Абельман, мощнейшие раввины - все три, начальник Ларри, ну и шикарные детишки.

Майкл Стулбарг очень хорошо подобран на роль Гопника. С одной стороны, обаятельный "ботаник". С другой - вот как-то его совершенно не жалко, потому что во всех своих бедах он виноват сам.

У Коэнов во многих фильмах есть эпизоды, которые можно пересматривать чуть ли не до бесконечности - до того замечательно это поставлено. "Серьезный человек" не стал исключением. Все беседы с Саем ("В таких случаях я начинаю считать до десяти"), все беседы с раввином, сцены со школьниками, визит Ларри к сексуальной соседке - все это просто блеск!

И надо сказать, что это наиболее сатирический из фильмов братьев Коэнов. Они воспитывались в хасидской общине, но они с явной иронией относятся к важнейшим религиозным вопросам и обрядам. Это видно по очень многим сценам. Еврейские дети, получающие строгое религиозное воспитание, в фильме ведут себя как обычные американские школьники-тинейджеры и все сложные жизненные перипетии описывают двумя словами: shit и crap. Сцена бармицвы, в которой младший Гопник совершает важнейший у иудеев религиозный обряд, в дупель обкурившись. Эпизод с просветленным рабби Маршаком, который говорит с Дэнни на его собственном молодежном языке.

Есть ли вообще Бог? Вполне возможно, что он есть, просто, как кот Шредингера, находится в пограничном состоянии. Поэтому невозможно понять, какого черта он выкидывает с нами такие фортели и что это все вообще должно означать.

Очень хорошее кино. Для тех, кто хочет и может задуматься. И неважно, что это жизнь еврейской общины. В конце концов, проблемы у всех одинаковые - будь ты еврей, тунгус или друг степей калмык.

Кстати, "Серьезный человек" номинировался на "Оскар" в категориях "Лучший фильм" и "Лучший сценарий". И получил еще 27 номинаций и 8 наград. Но это, конечно, не должно помешать вам насладиться этим фильмом.

P. S. Любопытный тред на моем форуме по этой картине.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
очень симпатично
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 18
Фильм отличный, спасибо за рецензию, Алекс!

Ларри - это уникальный персонаж. Уникальность его в том, что он олицетворяет собой самую что ни на есть обычность, ту самую серую массу, коей является большая часть населения планеты. Каждый может найти в себе что-то от Ларри, и это грустно. Гопник всю жизнь преподавал студентам в универе парадокс Шредингера, не заметив, как сам превратился в главного подопытного этого эксперимента - кота. Нельзя сказать с большой уверенностью, жив он или нет, так как жизнь Ларри - это не жизнь, но у него все же остается шанс что-то изменить, поэтому он и не мертв [до конца]. Но в процессе повествования все больше и больше приходишь к выводу, что так и не сможет, а финал фильма нам дает четкое предсавление, кто же все-таки Ларри. Братья как бы открывают крышку этого ящика, в котором сидит кот Ларри, чтобы дать нам о нем полное представление и решить для себя вопрос, так мучавший на протяжении всего фильма.

Конец эксперимента.
01.12.10 12:25
0
koralexxx:Хорошо сказано, полностью согласен.
01.12.10 12:34
0
"Встань с колен, перестань быть бараном!" - при чем здесь это? Я не думаю, что авторы так считали.

"Ларри не уважает себя" - неправда, как раз он уважает себя пока еще, пока...

Показана борьба человека с самим собой - будет ли он порядочным человеком и продолжать терпеть все эти беды или перешагнет через себя, и проблемы исчезнут. И под накопившимся грузом герой начинает ломаться. Да и сломался почти... но идея фильма (как мне кажется) все-таки в том: можешь быть хорошим, можешь быть плохим, но наступит момент, когда это не будет иметь никакого значения.
13.09.10 16:58
0
вспомнилось:

Шрёдингер ходил по комнате в поисках нагадившего котёнка, а тот сидел в коробке - ни жив, ни мертв.
26.03.10 19:42
0
Спасибо, Алекс за рецензию! Я просил о ней в ветке "Hurt Locker"

Отличный фильм! Мне понравился куда больше чем "Старики...". Если уж давать премию то за "СЧ" а не за "Стариков..."

Я к тому что пока шли "Старики..." у меня в голове крутилась не самая продуктивная мысль типа "А я бы с баблом поступил так.". Кроме того там почти все герои - черно-белые и фильм смахивает на тщательную копию "Злой, плохой, хороший". You know what I mean.

"Cерьезный человек" задает много вопросов и не дает ответов. Но посыл ясен, режиссер говорит - "Встань с колен, перестань быть бараном!" И чем дальше, тем больше. Сначала кажется что основная проблема Ларри - это Саи. Но когда эта проблема уходит социум давит на Ларри еще сильнее и с еще большим абсурдом. И он никак не пытается этим управлять!

Взять ту же проблему с работой. Почему бы пообщаться с членами Совета а не с мягкотелым начальником, объяснить им ситуацию и не поставить вопрос ребром - "нужен я вам или нет"? Ведь ученые в принципе равны друг другу и могут решать этические вопросы подобно суду офицерской чести.

Вообщем про все проблемы маленького человечка еще Чехов написал. Коэны сильно показали эти проблемы.

Я кстати сравнил бы этот фильм с "Фарго". Хотя там история кровавая, но человечек такой же. Только совершивший свой поступок.

Чувство собственного достоинства это то что отличает современного среднего человека от среднего человека средневековья (каламбур!). В 16 веке царю ничего не стоило снять штаны с бояр и дать им кнутов как холопам. Но в 18 веке такой поступок в о отношении дворян стал немыслим. И круг этот расширяется.

А Ларри вне этого круга, потому что не уважает себя.

И кинематографические достоинства фильма - бесспорны. Больше всего впечатлили - сцена бармицвы, диббук, офигенный Саи и отъезд брата Ларри в Канаду. А его жене я бы надрал задницу. В переносном смысле.
25.03.10 05:24
0
Из-за своей автобиаграфичности фильм сильно теряет в остроте сюжета, поэтому не сильно похож на предыдущие работы Коэнов. Тем не менее - это лучше их предыдущей работы.

С рецензией Алекса в общем-то согласен, за исключением того, что фильм какбе актуален для всех. По-моему пролог, да и сам фильм олицетворяет издержки излишней набожности. И само безволие главного героя лишь следствие этого. Поэтому я даже немного пожалел, что сам - атеист, и весь этот стеб прошел немного мимо меня. Я так отличное кино, и открытый финал тут на своем месте . 8/10
22.03.10 14:26
0
"А Сара в перерывах между мытьем головы мечтает о том, чтобы сделаЛ себе пластику носа."

Полагаю, вместо "сделал" должно быть "сделать".
22.03.10 13:46
0
Посмотрел буквально вчера. В оригинале. И давненько такого не было, чтобы во время просмотра не тянуло посмотреть на время (мол, сколько там прошло то с начала фильма). И только в виду того, что во время просмотра пришлось разок отвлечся и тем самым запаузить просмотр, с удивлением узнал, что уже прошел час с начала просмотра (но создалось впечатление, что намного меньше).

Вывод сформировался сам по себе. Интереснейший фильм. В меру забавный, в меру циничный. Потрясающие сцены - шокируще невозмутимые, по другому не скажешь.

Потрясающий подбор актеров и сама атмосфера тех времен, хотя это вполне условно, думаю с тем же успехом фильм бы смотрелся и с современными декорациями.

Жаль, что фильм в широкий прокат так и не вышел.
22.03.10 12:55
0
>>Здесь только Саймон Хелберг знаком поклонникам сериала "Теория большого взрыва", а все остальные - лица совершенно неизвестные.





Ричард Кайнд, между прочим, довольно примелькавшийся актёр.
22.03.10 12:34
0
Akim: Ричард Кайнд, между прочим, довольно примелькавшийся актёр.



Там скорее актер, который играл адвоката - более или менее известный.
22.03.10 12:38
0
Хорошая рецензия на хороший фильм.

Меня удивило что никого из актеров не номинировали. И Коэнов за режиссуру (хотя тут они, вроде, регламент нарушили, так что сами виноваты).
22.03.10 12:32
0
Весь фильм ждал, что главгер начнет меняться под воздействием обстоятельств - не дождался.
Хотелось по ходу просмотра Ларри в ухо прорычать: "Будь ты мужиком, с конца-то на конец! Все твои проблемы указывают на твою немужиковость, нерешительность - ты не серьезный человек, ты pussy. Все надо в этой жизни менять самому - любой посторонний человек (раввин, психолог и т. д) может только направление подсказать, а двигать все придется опять же тебе самому."

После просмотра кино не понравилось, но сейчас вспоминаю и думаю, что хорошее в нем все-таки есть. Фильм не дает "прямых" ответов - будит ассоциации, располагает к обсуждению. Полагаю, что это все-таки неплохо.
22.03.10 12:24
0
dima-right: Фильм не дает "прямых" ответов - будит ассоциации, располагает к обсуждению. Полагаю, что это все-таки неплохо.





Да, именно этим он и хорош.
22.03.10 12:26
0
>>Кстати, "Серьезный человек" номинировался на "Оскар" в категориях "Лучший фильм"

Если бы не расширение главной категории до 10 картин не факт, что Коэнов номинировали бы на этот раз.
22.03.10 12:07
0
Akim: Если бы не расширение главной категории до 10 картин не факт, что Коэнов номинировали бы на этот раз.



А если бы у бабушки была борода, она была бы дедушкой.

Какая разница - факт, не факт? Факт только один - их номинировали.
22.03.10 12:12
0