Шапито-шоу / Shapito-Show
6,5
Рейтинг IMDB: 7,3
Рейтинг читателей: 4,1
Рейтинг Экслера: 6,5
Это фильм об этом... как его...
Философский отзыв кота Бублика

Новелла первая - "Любовь". Рыхлый лысеющий лузер в очках, называющий себя Киберстранником (Алексей Подольский), знакомится через Интернет с веселой девушкой Верой (Вера Строкова). Киберстранник категорически отказывается встречаться с Верой в жестоком реале, предпочитая обволакивать ее цитатами через Сеть, однако Вера его каким-то образом уговаривает. При встрече Киберстранник успешно изображает из себя тонко чувствующее и никем не понятое в этой жизни существо, читающее Борхеса, Вера на эту удочку клюет и тащит Киберстранника с собой в Крым, в городок Симеиз. 

Там Киберстранник продолжает строить из себя Чайльд-Гарольда крымского уезда, чем некоторое время подстегивает интерес Веры к собственной убогой персоне, однако в какой-то момент Вера выпивает винца, встречает веселых ребят на гоночном мопеде и понимает, что она впустую тратит веселые крымские денечки на этого Винни-Пуха с синдромом ослика Иа. 

Киберстранник становится послан, после чего начинает проявлять даже какие-то живые человеческие чувства: страдает как Блок-хостинг, материт Веру и таскает ее за волосы, совершает крайне неуклюжую попытку самоубийства - в общем, наконец-то жизнь заиграла вокруг него всеми красками в 65 тысяч цветов.

Новелла вторая - "Дружба". Глухой парень Алексей (Алексей Знаменский) расстается со своими глухими друзьями детства, с которыми он работает в булочной, и с "отрядом" некоего слегка долбанутого "пионера" Сени (Дмитрий Богдан) отправляется в Крым, в городок Симеиз. Там Алексею вроде как предстоит начать карьеру певца (он действительно поет), однако отряд Сени раздираем различными внутренними противоречиями - гомосексуальными, сексуальными и алкогольно-наркотическими, - что в конце концов приводит к конфликту Леши с Сеней, и Леша хочет вернуться к прежним друзьям. 

Новелла третья - "Уважение". Музыкант-актер Петр (Петр Мамонов) вдруг решает встретиться с сыном (Степан Девонин), с которым не виделся восемь лет. Петр пытается понять, уважает ли его сын и достоин ли сам сын уважения. Для этого он берет сына и отправляется с ним бродить по горам Крыма - в районе городка Симеиз. Отдых в палатках в лесу Петру быстро надоедает, в результате чего они оказываются у моря, во всей этой отдыхающей тусовке. Там Пете становится откровенно наплевать и на сына, и на все остальное. 

Новелла четвертая - "Сотрудничество". Мажор Сергей (Сергей Попов), мнящий себя продюсером, случайно знакомится с Ромой-Легендой (Сергей Кузьменко), косящим под Виктора Цоя. Сергей задумывает проект "Эрзац-звезда", в рамках которого он снимает фильм про Рому, организовывает ему выступления и так далее. Однако с выступлениями не сложилось. Сергей, у которого амбиции пытаются заменять собой опыт, снимает для Ромы большой концертный зал в Ялте, и на концерт никто не приходит. В результате вся компания (Сергей, Рома и оператор Сергей Михайлович) полностью прогорела. Бензина хватило только на то, чтобы добраться до городка Симеиз, где они и зависли. 

А в Симеизе некий режиссер (Александр Шпагин) при поддержке продюсера (Стас Барецкий) ставит "Шапито-шоу". Там найдется место и Цою, и Элвису, и Мэрилин Монро. Замечательный концерт закончится огненным Апокалипсисом, потому что Сергей тоже хочет выступить - красиво и символично.

***

Первый фильм Сергея Лобана по сценарию Марины Потаповой "Пыль" вызвал большой шум среди критиков. Картину хвалили за "новый взгляд" и "авторский подход", хотя отмечали, что поставлена картина довольно коряво. Там играли некоторые актеры, впоследствии занятые в "Шапито-шоу", - Алексей Подольский, Петр Мамонов, Алексей Знаменский, Максим Тиунов, Валерий Заводовский. 

"Шапито-шоу", которое также снято по сценарию Марины Потаповой, Лобан снимал лет пять. После окончательного монтажа получилось кино длиной в 207 минут - такое на экран, конечно, выпускать было нельзя, но Лобан наотрез отказывался приводить хронометраж к хоть сколько-нибудь разумным величинам. 

В результате продюсеры, вздохнув, решили разделить фильм, состоящий из четырех новелл, на две части. В первую часть пошли две первые новеллы, во вторую - две последние. 

Критики "Шапито-шоу" хвалили значительно больше, чем "Пыль". Некоторые прям аж захлебывались от восторга, утверждая, что Лобан - это то ли новый Годар, то ли новый Гайдай, но в любом случае - как минимум новый Соловьев, потому что Крым, Цой и вся такая бажа! То есть баржа. 

На российских фестивалях "Шапито-шоу" тоже произвел определенный фурор. Специальный приз жюри "Серебряный Георгий" 33-го Московского международного кинофестиваля, Гран-при XX Открытого фестиваля кино "Киношок", три номинации на премию "Золотой орёл" (одна победа - за лучшую работу звукорежиссёра) и пять номинаций на премию "Ника" (тут обошлось без побед).

А теперь давайте поговорим о том, что же фильм собой в действительности представляет. 

Сразу скажу - фильм очень и очень неровный. Практически как американские горки. В одних эпизодах постановка демонстрирует очень высокий уровень, в других может откровенно проваливаться. 

График развития зрительского интереса и динамики тут распределяется следующим образом. Забавная и симпатичная новелла "Любовь" задает хорошую планку и далее уровень явно идет вверх. "Дружба" - просто лучшая (не только на мой взгляд) новелла всего фильма. Тут и градус легкой шизухи резко взлетает, чему способствует совершенно крышесносящий Долбанутый Пионер, и остальные характеры показаны совершенно замечательно. 

Так что с первым фильмом, куда вошли эти новеллы, - в общем, все хорошо. Если на нем и остановиться, то можно даже присоединиться к восторженному хору критиков: это новый то ли Годар, то ли Гайдар, но главное - никак не Руминов, прости господи.

Вот на этих двух первых фильмах, по-хорошему, с "Шапито" и надо бы завязывать. Просто чтобы сохранить полностью хорошие воспоминания. 

К сожалению, Лобан снял еще две новеллы. И вот с ними - все значительно хуже. 

"Уважение" - новелла крайне сильно затянутая. Оно понятно, что Мамонов там играет как бы самого себя и даже его экранный сын, судя по всему, имеет какие-то корреляции с реальным сыном Мамонова Иваном Петровичем, который в действительности режиссер и оператор. (В новелле сын Пети рассказывает о том, что он хочет поставить фильм.)

Причем задумано-то это все очень даже неплохо. Как пародия на Мамонова с его зубодробительным пафосом ("Как я могу играть, когда в душе - пустота") и вечный путь из боя в бой с самим собой - оно, конечно, смотрится прикольно. И схема взаимоотношений мятущегося папаши с трогательным тюфяком-сынишкой, когда папаша то пытается получить респекта, то старается относиться с респектом, то спустя мгновенье пускается в свои привычные пьянки-хуянки, - она тоже задумана хорошо. 

Однако! Это все дико-дико затянуто! И если перед этим уже посмотреть первые две новеллы (что я и сделал), то высидеть третью новеллу до конца - уже практически нереально. А если смотреть ее отдельно, то резко снижается общий благожелательный настрой, появляющийся после первых двух новелл, да и радость узнавания общих для всех новелл персонажей - также заметно уходит в минус. 

Да и сынишка, на мой взгляд, не дотянул. Не тот персонаж. Понятно, что он должен быть эдакий тюфячок, чтобы папе Пете было удобнее вытирать о него ноги, когда папа понял, что сынок корнями - вовсе не в него, рефлексирующего на последнем надрыве алкаша-рокера. Но если бы сынок был помощнее фактурой - могло получиться классное противостояние льда и пламени, а не, как здесь получилось, льда и губки для вытирания ученической доски. Истерика сынишки с обязательными для всех четырех новелл обличительными словами (кстати, как задумка - прикольно, а вот реализация конкретно хромала во всех новеллах) - смотрелась, прямо скажем, убого. 

Еще хуже дело обстоит с последней новеллой - "Сотрудничеством". Мажор Сережа, мнящий себя продюсером, -  персонаж, конечно, неплохой, но его пару действительно забавных монологов вполне можно было вставить в какие-то предыдущие новеллы, где он и так неоднократно появлялся, и всю вот эту нудятину с "Эрзац-звездой" - просто не снимать. Тем более что Рома-Легенда в образе Цоя также появлялся во всех предыдущих новеллах, так что без их парочки в виде отдельной новеллы спокойно можно было обойтись. 

Лобан же залимонил тоже очень длинную и еще более нудную, чем "Уважение", новеллу, идея которой совершенно расплывчата. Ну да, манерный придурок-мажор решил продюсировать туповатого парня, косящего под Цоя. Ну да, он вложил в это все не свои деньги и остался после этого только с группой крови на рукаве. И ЧО, ребята, в чем юмор-то? 

В результате все это шапито распределяется следующим образом: "Любовь" - на хорошую четверочку, "Дружба" - почти на пятерочку, "Уважение" - ближе к троечке (вот если бы сократить...), "Сотрудничество" - садись, два. 

При этом. Музыкальные сцены в шапито поставлены просто изумительно - тут снимаю шляпу. Прям буквально театр "Силенсио" из линчевского "Малхолланд драйв". Желтая подводная лодка, Элвис, двойники Джексона, да и все музыкальные номера участников - совершенно замечательные, это все можно выпустить отдельной классной короткометражкой! 

В "Любви" Строкова и Подольский сыграли отлично. Киберстранник Подольского - ну прям типовой такой сетевой лузер, который, вместо того чтобы заниматься саморазвитием и попробовать хоть раз причесать в нужном направлении свои нелепые волосенки, занимается бесконечными раздумьями о том, как жесток окружающий его мир, какие дебилы люди вокруг и что никто и никогда не поймет его тонкую, мятущуюся натуру. Отличный персонаж, да и развитие событий с ним и Верой очень точно написаны и сыграны. 

"Дружба" - просто блеск. Настоящая шизуха, а уж Долбанутый Пионер Сеня в исполнении Дмитрия Богдана - это просто шедевр! На мой взгляд, это такой мощный типаж, что об одном Долбанутом Пионере можно снять отдельный классный фильм. Жаль, что подобную фактуру засунули только в одну новеллу. Да и постановочно там многие вещи с ним сделаны замечательно - чего только стоит эпизод, когда Пионер в полном боевом облачении сидит в бассейне: картинка - прям хоть на стенку вешай!

Об остальных новеллах мы уже, в общем, поговорили. Мамонов довольно успешно изобразил самого себя. Поднимался к вершинам пафоса (воцерковленные алкаши-музыканты это очень любят) и скатывался в обычное музыкальное ерничество. Лобан рассказывал, что Мамонов приехал на съемки сразу после съемок в лунгинском "Царе" и строил из себя суперзвезду. А когда в Симеизе его далеко не все узнавали (что неудивительно - чай, не Киркоров), то очень обижался и пытался объяснить, кто он такой и какой он крутой. 

Ну, вот самого себя Мамонов и изобразил - вполне успешно. Он себя всегда играл хорошо - талант не пропьешь. 

Ну, и что мы теперь имеем с этого фильма, дети? Я вам так скажу. В любом случае для российского кинематографа - это, безусловно, событие. На фоне бесконечно подражательных и крайне тупых боевичков, типовых дурацких комедек и совершенно кошмарного патриотического кино это что-то свежее, оригинальное, а главное - авторское. За это можно простить и последнюю новеллу, и ужасно затянутую третью, и некоторый мискастинг в определенных ролях. 

Скажем, за первые две новеллы я спокойно прощу две последние. Хотя их лучше и не смотреть вовсе, особенно "Сотрудничество". 

Но я доволен, что это посмотрел. После потока отстоя или штамповки, которые у нас обычно снимаются, действительно авторское кино всегда приятно посмотреть. Даже когда оно и не лишено заметных недостатков. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4-
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
оригинально, но очень неровно
Нужно ли смотреть:
первые две новеллы