Схватка
29.11.2000 34246   Комментарии (8)

Майкл Мэнн - очень странный режиссер. По-хорошему странный. Во-первых, он ухитрился снять почти трехчасовой фильм, который смотришь просто с неотрывным вниманием и не только не хочешь переключить телевизор на другой канал, а даже душишь в себе порывы отойти "на минуточку" или подбежать к холодильнику, чтобы забросить себе что-нибудь в рот. Причем замечу, что это на протяжении всех трех часов фильма. >

Во-вторых, Мэнн ухитрился снять полноценный боевик, в котором присутствуют все полагающиеся по жанру атрибуты: Герой, Злодей, интрига, столкновения, жаркие бои и сентиментальные эпизоды, однако этот фильм и боевиком-то называть как-то не хочется, настолько он глубок и многогранен.

Речь в фильме идет о противостоянии двух незаурядных людей, которые, как обычно в таких случаях говорится, стоят по разные стороны Закона.

***

Нейл МакКейли (Роберт Де Ниро) - человек вне законов общества. Он очень умен, изобретателен и невероятно удачлив. Но все эти свои качества Нейл использует для решения исключительно своих собственных задач, а они у него таковы: награбить как можно больше денег, после чего удалиться на покой и поселиться в каком-нибудь тихом и спокойном месте на берегу океана. Попытаться заработать денег обычным и законным путем Нейл не хочет. Во-первых, это займет слишком много времени. Во-вторых, это скучно. В-третьих, грабежи будоражат кровь и дают постоянное ощущение риска и опасности, а Нейлу это очень нравится.

Винсент Ханна (Аль Пачино) - полицейский до мозга костей, для которого Закон - это все в жизни, и который не представляет себя вне Закона. Его не интересуют деньги, не интересует слава. Винсент похож на собаку-ищейку, которая идет по следу, чтобы загнать зверя в угол, вцепиться в него зубами и загрызть насмерть. Никто при этом не может его остановить, никто не может ему помешать.

Мэнн, в отличие от массы других режиссеров, снимающих боевики, показывает Нейла и Винсента с очень разных сторон. Это не просто Злодей и Герой, Вор и Полицейский. Это еще и обычные люди, каждый со своей личной жизнью и своими проблемами.

Нейл всегда был волком-одиночкой. Закон любого крупного бандита гласит: у тебя не должно быть ни одного по-настоящему близкого человека, иначе ты становишься легко уязвим. Не должно быть ничего, что может помешать в случае опасности собраться за несколько минут и уехать на другой край света. Собственно, практически всегда Нейл так и жил, однако в тот момент, когда Нейл планирует свое самое крупное и последнее ограбление банка, он встречает одинокую тридцатилетнюю женщину, к которой неожиданно очень сильно привязывается.

У Винсента, как и следовало ожидать, личная жизнь тоже не очень-то в порядке. Собственно, у полицейского, который всего себя отдает работе и не различает рабочее и нерабочее время суток, по-другому быть и не может. Однако он живет с одной женщиной (Дайян Венора), но их совместная жизнь из-за работы Винсента все время находится на грани разрыва. У героини Дайян есть взрослая дочь от предыдущего брака, страдающая депрессией и большим количеством всевозможных комплексов (ее играет Натали Портман, - помните Матильду из фильма Бессона "Леон"?)

Разумеется, Нейл грабит банки не один. У него есть своя команда - люди, которые работают с ним довольно давно, и которым он привык полностью доверять. Причем команда Нейла - это вовсе не банда убийц, а люди, очень похожие по складу характера на Нейла: азартные игроки, которым нужно постоянное ощущение риска. И которые, разумеется, не прочь быстро заработать много денег. 

С одним парнем из своей команды, которого зовут Крис Шихерлиз (Вэл Килмер), Нейл особенно близок и относится к нему, как к сыну: заботится о нем и переживает, когда у Криса снова возникают проблемы с его девушкой. Да-да, у Криса тоже есть проблемы в семейной жизни. Причем проблемы немаленькие - уж такой у него несносный характер. Доходит даже до того, что подружка Криса сходится с другим парнем и закладывает Криса полиции, но в последний момент... впрочем, я не буду об этом рассказывать, чтобы не портить вам удовольствие.

Как я уже говорил, Нейл привык полностью доверять своей команде и старается не работать с новыми людьми. Но в какой-то момент он был вынужден нанять еще одного подручного со стороны, чтобы осуществить дерзкое и блестящее ограбление инкассаторской машины. Однако новичок оказался психом и маньяком, который без всякой на то нужды перестрелял охранников машины, чем вызвал бешеный гнев Нейла, потому что он со своими ребятами без крайней на то необходимости людей старается не убивать. Не то чтобы Нейл был уж очень благороден, ведь преступник - он и есть преступник, однако он грабитель и азартный игрок с законом, а вовсе не убийца. Нейл пытается расправиться с новичком за то, что тот его команду выставил беспощадными убийцами, однако новичок сбегает и позже закладывает Нейла с ребятами полиции.

Нейл все же осуществляет свое последнее ограбление банка, где они должны получить солидный куш в 12 миллионов долларов, который позволит всем удалиться на покой, однако Винсент висит у него, что называется, "на хвосте", и между грабителями и полицией завязывается ожесточенная перестрелка прямо на улице (эта сцена снята просто великолепно). Нейлу с Крисом удается скрыться, однако понятно, что от Винсента им уже не уйти...

 

***

Это фильм сделан очень хорошо. Он совершенно не похож на обычные боевики и чем-то неуловимо напоминает "Однажды в Америке" Серджо Леоне. Похожи эти фильмы тем, что оба, несмотря на внешние атрибуты боевика, представляют собой нечто вроде саги, рассказывающей о судьбах нескольких людей, при этом достаточно глубоко окунаясь в их личный мир и хитросплетение взаимоотношений. Но если "Однажды в Америке" рассказывает практически о всем жизненном пути главных героев, то "Схватка" затрагивает только небольшой участок их жизни. Однако в "Схватке" есть то же, что является главным в "Однажды в Америке": дружба, любовь, страсть, предательство и неожиданные повороты судеб, которые то поднимают на вершину славы и успеха, то швыряют человека вниз, на самое дно.

Сравнение с "Однажды в Америке" напрашивается еще потому, что фильм очень длинен (он идет почти три часа), однако действительно смотрится на одном дыхании, и я, если честно, просто не мог оторваться от экрана.

Отличный фильм, отличная работа режиссера. Но об актерах стоит сказать отдельно. Аль Пачино - великолепен! Впрочем, как и всегда. Его Винсент - настоящий фанатик-полицейский: умный, бесстрашный, очень импульсивный, но и жестокий, ведь в такой работе без этого нельзя. От Нейла - Роберта Де Ниро - я просто в восторге. Причем как раз Де Ниро, в отличие от Аль Пачино, мне нравится далеко не во всех фильмах. Но здесь он играет просто прекрасно, и я отныне считаю роль Нейла - лучшей в его карьере. Что странно, некоторым критикам Де Ниро в этом фильме не очень понравился, и они писали, что актер выглядит гораздо слабее, чем в других картинах. По мне - так все наоборот. Де Ниро часто повторяется в своих ролях, чем активно пользуются пародисты, изображая его классические гримасы, присутствующющие практически во всех фильмах: трагически поджатые губы при закрытых глазах. Однако в "Схватке" он совершенно другой и какой-то очень неожиданный: суровый, властный и очень целеустремленный. Причем, что интересно, всю роль Де Ниро играет очень сдержанно, практически не пользуясь мимикой, чего обычно он не делает. Но почти полное отсутствие его знаменитой мимики вовсе не повредило роли, а сделано ее намного более глубокой. Я был просто в восторге.

Очень хорош Вэл Килмер в роли Криса - ближайшего помощника Нейла, который безумно влюблен в свою неверную жену. Роль получилась очень искренняя и весьма запоминающаяся.

Джон Войт в "Схватке" играет маленькую эпизодическую роль наводчика Нейла, но этого замечательного актера и оскаровского лауреата ("Сбежавший поезд", "Возвращение домой", "Поворот", "Враг государства") приятно увидеть даже в совсем небольшой роли.

Резюмирую. Разумеется, этот фильм нужно посмотреть и любителям боевиков, и тем, кто предпочитает серьезные фильмы со сложной психологической подоплекой. Только постарайтесь смотреть эту картину внимательно, чтобы вас ничто не отвлекало, потому что она снята так, что в нее надо погрузиться от первой до последней минуты. А уж скучно не станет - я вас уверяю.

© 1998–2024 Alex Exler
29.11.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
отличный фильм
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 8

"Аль Пачино - великолепен! Впрочем, как и всегда." - а где же рецензия на "запах женщины"?
17.04.10 20:08
0 1

Очень нудный и скучный фильм. Не осилил.
19.05.10 01:49
2 0

хороший кин. даже килмер со своей тупой рожей не смог испортить впечатление от просмотра.
29.04.11 09:52
1 0

Итого, в фильме:

- действующих оскаровских лауреатов - 3 шт.

- будущих оскаровских лауретатов - 1 шт. (время идёт, число может увеличиться)

- номинантов на оскар, золотой глобус и т. п. - не стал считать.

- лауретов премии "Золотая малина" - 1 шт.

- самая лучшая сцена перестрелки в городе за историю кино - 1 шт.

- папа А. Джоли - 1 шт.



Что забыл?






23.08.12 12:12
0 0

Прекрасно написано и снято, несколько раз с момента выхода пересматривал, каждый раз открывал для себя новые детали. Фильм можно смело использовать как учебник для сценаристов и режиссеров.
22.05.16 18:14
0 0

Прекрасно написано и снято, несколько раз с момента выхода пересматривал, каждый раз открывал для себя новые детали. Фильм можно смело использовать как учебник для сценаристов и режиссеров.
ИМХО, лучший фильм за карьеру Майкла Манна. Помните, он еще в 80-е снял сериал "Криминальные истории"?
29.08.18 19:24
0 0

Фамилия Нила - МакКоули, но уж никак не МакКейли 😉
27.02.17 12:28
0 1

Смотрел этот фильм много лет назад и сейчас пересмотрел, потому что почти ничего не помнил. Не могу согласиться с восторженными оценками Алекса. Актеры хороши, но Аль Пачино в некоторых сценах слишком актерствует: пучит глаза, жестикулирует излишне и т.п. Драматические семейные линии довольно скучны и стереотипны. В каждом первом фильме жена предъявляет претензии мужу-сыщику за то, что он занимается своей работой и мало ей уделяет внимания. Интеллигентный вор в исполнении Де Ниро симпатичен, но малоправдоподобен. Также не верится, что такой профессионал мог взять на дело проходимца-маньяка. С "Однажды в Америке" ничено общего, кроме бандитов. "дружба, любовь, страсть," -помнится, Алекс с большим презрением писал о бандитах - героях "Бумера", но американские бандиты - это другое. Возможно, в 95 году этот фильм смотрелся по-другому. Недавно пересмотрел "Френки и Джонни" с Пфайфер и Аль -Пачино - вот тут он понравился гораздо больше, он и она хороши.
04.12.23 22:57
0 0