Солдаты неудачи / Tropic Thunder
Рейтинг читателей: 4,4
Рейтинг Экслера: 0,0
Бюджет: $92 млн,  Сборы по миру:  $188 млн
Мы будем снимать кино или мы не будем снимать кино?
Фраза из совершенно другого фильма
В нем мы оскорбили всех - и поэтому не оскорбили никого.
Джек Блэк о фильме

Наконец-то в Голливуде решили снять блокбастер о вьетнамской войне! Грозный продюсер Лес Гроссман (Том Круз) нашел деньги на масштабную постановку, британский режиссер Дэмиэн Кокберн (Стив Куган) сел в режиссерское кресло, а на главные роли позвали кучу знаменитостей: главного героя нескончаемого боевика "Жарища" Тагга Спидмена (Бен Стиллер), неоднократного оскаровского лауреата Кирка Лазаруса (Роберт Дауни-младший), комика Джеффа Портного (Джек Блэк) и знаменитого рэпера Альпа Чино (Брэндон Ти Джексон).

Для главных участников данная картина - определенный шанс как-то изменить и улучшить свою жизнь. Режиссер Кокберн хочет пробиться в Голливуд. Тагг Спидмен надеется вернуться в ряды суперзвезд: герой "Жарищи" публике сильно надоел, а попытка Тагга сняться в роли дурачка в фильме "Простак Джек" полностью провалилась. Джефф Портной пытается изменить в глазах зрителей стереотип о том, что Портной умеет играть только непрерывно пердящих толстячков. Кирк Лазарус открывает в себе искусство перевоплощения, ради чего он даже изменил цвет кожи, чтобы сыграть сержанта-негра. Ну а Альпа Чино стремится из певцов перейти в актеры.

Казалось, все готово для того, чтобы снять мегашедевр, - реки крови, оторванные руки и ноги, миллионы, вгроханные в пиротехнику и спецэффекты, однако фильм, что называется, не идет. Во-первых, Тагг, герой которого по ходу действия умирает с оторванными руками, не смог заставить себя заплакать. А Кирк Лазарус - наоборот, своими слезами и слюнями закапал всего Тагга, из-за чего у того не получилось остаться в нужном образе. Во-вторых, Дэмиэна актеры-звезды ни в грош не ставят, и его указаний никто не слушает. В-третьих, пиротехники не вовремя устроили Большой Бумс в тот момент, когда камеры были выключены, в результате чего миллионы долларов брошены на ветер. Лес Гроссман, узнав об этом, устроил режиссеру грандиозную взбучку.

Кокберн не знает, что делать. Картина разваливается на глазах, справиться с актерами у него не получается. Но в этот момент ветеран вьетнамской войны Четырехлистник (Ник Нолти), по роману которого и снимается этот фильм, дает режиссеру совет. Ему нужно забросить актеров в джунгли и устроить им рейд на выживание. Настоящий рейд со всеми армейскими лишениями. А все, что происходит, снимать на камеры. Вот тогда, утверждает Четырехлистник, возникнут настоящие эмоции и картина сразу получит нужный заряд.

Кокберн так и сделал - всех главных героев забросили глубоко в джунгли. Режиссер объяснил им ситуацию и тут же случайно подорвался на противопехотной мине. Тагг уверен, что это все мистификация, но предлагает подельникам выполнять все требования сценария - мол, кино-то все равно нужно снимать. Но так как они попали в район, где орудуют наркоторговцы, этот маленький отряд имеет большой шанс попасть в серьезную передрягу.

***

Честно говоря, перед просмотром фильма меня немного сбили отзывы зрителей, которые утверждали, что это, мол, угарнейшая комедия, в которой "сплошная ржака от начала и до конца". Я специально не пошел на этот фильм в кинотеатр и дождался его на DVD с оригинальной дорожкой. Ну и поначалу при просмотре толком не мог понять, что происходит. Потому что это вовсе не "угарная комедия" и не "ржака от начала и до конца". По крайней мере, в моем собственном восприятии.

Это - пародия-сатира. На Голливуд, на кинопроизводство, на фильмы о войне, на актеров и так далее. Сатира жесткая, временами фактически беспощадная, причем еще и принципиально неполиткорректная. Соответствующие организации, узрев эту совершенно нетипичную для современного кино неполиткорректность, уже устроили акции протеста и призывали бойкотировать картину по всей Америке - им не понравились хохмы, связанные с неграми, а также тот факт, что дебила Простачка Джека из фильма, в котором снялся Тагг, явно называли дебилом, а не "человеком с альтернативным мышлением".

В картине продернули большое количество стереотипов: "Чокнутого профессора" с пердящим Эдди Мерфи, вживание актеров в роль, черных, белых, британцев, продюсеров, фильмы о войне, о наркомафии, вьетнамских ветеранов, наркоторговцев и так далее и тому подобное.

Бен Стиллер здесь выступил и режиссером, и исполнителем одной из главных ролей - в общем, его режиссерство на исполнение главной роли повлияло не в лучшую сторону. Чего-то его персонажу не хватало, хотя сыграно было, как обычно, добротно. Роберт Дауни-младший подавляющее большинство зрителей (и меня в том числе) привел просто в восторг - он мало того что почти весь фильм выступает в образе чернокожего сержанта, так еще и говорит, как негр из Гарлема, причем этот факт в самой картине потом классно обстебывается. Дауни-младший сейчас буквально в каждом фильме удивляет совершенно новыми гранями своего актерского таланта, и здесь он показал себя с еще одной стороны - яркой и оригинальной.

Но в этом фильме есть еще одна роль, которая привела зрителей в еще больший восторг. Потому что если от Дауни-младшего нынче вполне можно ожидать интереснейших ролей, то уж от "вечного мальчика" Тома Круза, кроме бесконечного нудежа о семейных ценностях (у него с этим связано что-то болезненное), обычно ничего ожидать и не приходится. Но здесь!!! Вот все-таки иногда у Круза под влиянием режиссера (судя по всему) вдруг что-то проявляется ТАКОЕ, что хоть стой, хоть падай!

В данном случае Круз поразил, восхитил и очаровал! Он сыграл пародию на голливудского акулу-продюсера, причем сыграл так, что буквально каждый эпизод с этим Лесом Гроссманом тянет пересматривать снова и снова. Причем понять, что это вообще Том Круз, можно только в том случае, если вы перед просмотром фильма внимательно изучали кастинг: узнать его практически невозможно! Я не знаю, чьи это идеи - самого Тома Круза или Бена Стиллера, - но Гроссмана сделали толстеньким лысоватым мужичком со здоровенными волосатыми ручищами, отсутствием талии и здоровой подушкообразной задницей, и при этом Гроссман - такой сгусток цинизма, гордыни, хамства и всевозможных остальных мерзких черт, что это просто праздник какой-то!

Единственное, что я знаю точно, - знаменитые танцы под рэп Том Круз придумал и исполнил сам - уже только за это ему наши комплименты. Но совершенно независимо от того, чьи это были идеи, образ Гроссмана получился совершенно шедевральный, и это тот самый случай, когда можно утверждать, что Том Круз - действительно хороший актер, а не просто суперзвезда (что вовсе не синоним хорошего актера), делающая кассу.

Фильм понравится, скорее всего, не всем. Прежде всего, он очень мужской - для соответствующей аудитории. Женской аудитории он или не понравится, или оставит ее равнодушной - в большинстве своем. Мужская аудитория поделится на две части - одни будут ржать над первым слоем пародии, другие ржать не будут, но оценят уровень сатиры, который очень глубок и не по-голливудски остр и неполиткорректен.

На мой взгляд, явное событие. Плюс нужно отдать дань мужеству Бена Стиллера как режиссера, автора сценария и продюсера. Ну и фильм - знаковый и почти обязательный к просмотру. Не потому, что ржака-ржака. А потому, что смогли показать сами себе свои же язвы. И как смогли, и как показали!!!

P. S. В этом фильме столько пародий, аллюзий и так далее, что его тянет посмотреть еще не один раз. Как фильмы Цуккеров - Абрахамса. Но там были именно пародии, а здесь в первую очередь - сатира. Мощная и безжалостная! Стиллер и Дауни-младший плюс Круз - просто молодцы! Не ожидал!

P. P. S. Роберт Дауни-младший и Том Круз за свои роли в этом фильме получили номинации на "Золотой глобус". Оба достойны со всех сторон!

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
острейшая сатира
Нужно ли смотреть:
решайте сами