Соловей-разбойник / Solovey-Razboynik
6,5
Рейтинг Кинопоиск: 5,0
Рейтинг читателей: 3,6
Рейтинг Экслера: 6,5
Господь, конечно, не прошел мимо Ивана,
но не рассчитал силу удара.
Виктор Шендерович
Веселая шизуха. Но Охлобыстин все-таки забронзовел. А зря.
Отзыв кота Бублика
Учись, Миша, как надо подражать великим.
Совет кота Бублика Мише Пореченкову
- Я тебе покажу "художественные принципы", жаба губастая.
- По-настоящему человека сделать свободным может только нож.

- Старинная русская народная забава - борьба с евреями.

- У меня было трудное детство, меня воспитала улица... Уолл-стрит.

- Мать Устинья смириться советует, пожитки пакует, на Валдай собирается.
- Да вы что?
- Москвичкой буду, сама видела.
Фразы из фильма

Успешный менеджер крупной компании Севастьян Григорьевич Соловьев (Иван Охлобыстин), то ли почувствовав в себе томление духа, то ли слегка обидевшись на то, что начальник заказал его убийство, в свою очередь, прищучил начальника и отправился в разгульную путь-дорожку убивать и грабить. Занимается этим благородным делом  Севастьян Григорьевич вовсе не в одиночку. В свою банду он взял тишайшего бухгалтера по кличке Дебет (Евгений Стычкин), который после посещения налоговой способен убить любого, перевербованного киллера-кузнеца Молота (Сергей Бадюк) и оперную певицу Изабеллу Юрьевну, чья задача - повышать культурный уровень банды и нежно вздыхать по обожаемому Севастьяну Григорьевичу.

Кстати, дело-то, которым занимается банда, действительно благородное. Потому что Соловей-разбойник, как отныне называет себя Севастьян Григорьевич, он - хороший. Он - за бедных. И против богатых, которые пытаются устроить в штаб-квартирной деревне Севастьяна Григорьевича казино, чтобы развратные мужчины и женщины там духовно разлагались.

Доблестная милиция ведет против Соловья-разбойника активную разработку. Не потому, что их волнуют грабежи-убийства, - вовсе нет. Просто Соловей-разбойник периодически срывает бизнес-планы доблестной милиции по перевозке взяточного бабла от одного милицейского начальника к другому, более высокому, поэтому доблестные работники шантажа и взятки в лице генерала Андрея Петровича (Александр Стриженов) и его помощника майора (Павел Прилучный) строят против банды всякие козни.

Но у них ничего не получается, поэтому могучее Управление прислало в район своего лучшего специалиста под кодовым именем Н7 (Игорь Жижикин), и тот начинает сужать круги вокруг банды, опрашивая людей, которые так или иначе сталкивались с Соловьем-разбойником. А кто с ним хоть раз столкнется - этого уже не забудет.

***

Ну, наконец-то Охлобыстин вернулся в большой кинематограф! Просто Иван - это было настолько мощное и оригинальное явление в российском кино ("Восемь с половиной долларов", "Даун Хаус", "Мама, не горюй"), что было очень обидно, когда он почти на десять долгих лет отправился лицедействовать в образе священника. В РПЦ-то таких лицедеев хватает, а вот в кино Охлобыстина очень недоставало. 

К счастью, в какой-то момент Охлобыстину и самому надоел его затянувшийся статус отца Иоанна, после чего он триумфально вернулся в образе доктора Быкова в хорошем сериале "Интерны", начал появляться в большом кино в эпизодических ролях, и вот теперь - фильм с Охлобыстиным в главной роли, поставленный по его же сценарию. 

Форма для нового фильма была выбрана не сказать, что уж очень оригинальная. Прежде всего, это нарочитое подражание некоторым фильмам и приемам святой кинематографической троицы Тарантино - Родригес - Ритчи. От них - рваный сюжет, распадающийся практически на отдельные новеллы, объединенные общими персонажами, изложение нескольких версий одних и тех же событий, причем не слишком понятно, какая из них является правдивой, мультипликационные вставки (прямое копирование "Убить Билла"), лихие диалоги, на которые Охлобыстын - большой мастер, не хуже Тарантино, - ну и совершенно бесшабашная кровавость, которая в таких количествах производит слегка буффонадное впечатление. 

Одновременно в картине четко прослеживается тот самый доктор Быков из "Интернов" с его циничными фразочками (даже Демчога-Купитмана сюда засунули с ролью, которая ему совершенно не идет), ну и явно видны следы стиля "Даун Хауса" и разгуляйного Парфена Рогожина, который "я вам сейчас ущерб нанесу", причем в одном из эпизодов персонажи неожиданно напрямую срываются на очень специфический стиль диалогов "Даун Хауса", представляющий собой пародию на язык общения героев романа "Идиот". 

Поставил фильм мало кому известный режиссер Егор Баранов, у которого в режиссерском загашнике - одна-единственная картина "Самоубийцы", где старательное подражание той же святой троице плюс еще нескольким известным режиссерам и фильмам к заметному результату не привело: рейтинг у фильма крайне низкий. 

Впрочем, понятно, что этот фильм мог снимать что Баранов, что Лихобойкин, что Пупкин-Задунайский - это не имело особого значения, потому что со всех сторон картины воссияет отец Иоанн: это его фильм, это его сценарий, это его главный персонаж. 

Надо сказать, что Охлобыстин - явно забронзовел по сравнению с тем же "Даун Хаусом" и "Восемью с половиной долларами". Не возмужал, а забронзовел. Безраздельное господство в сериале "Интерны", где доктор Быков является центральным стержнем (я бы даже сказал - столпом), причем именно Охлобыстин, а не авторы сценария, является автором многих прикольных фраз, которыми его персонаж оглоушивает других участников лечения без границ, сыграло свою определенную роль, прошу прощения за случайный каламбур. 

Точно так же Охлобыстин господствует и в данной картине, что не всегда идет ей на пользу. Нет, конечно, в фильме все по определению крутится вокруг него, но уж чересчур этот Севастьян Григорьевич получается суперкрутейший и картинный. На мой взгляд, ему слегка не хватает самоиронии, которая, замечу, всегда четко присутствовала в ранних охлобыстинских персонажах. 

Если бы картину ставил более опытный режиссер, да еще ему бы позволили влиять на происходящее - возможно, он это смог бы исправить. Но у Баранова против Охлобыстина, судя по всему, не было ни единого шанса. 

Однако должен сказать, что даже с забронзовевшим Охлобыстиным получилось хорошо. Я посмотрел фильм с большим удовольствием: все-таки фирменный охлобыстинский стиль легкой (иногда тяжелой) шизухи и классных монологов-диалогов здесь присутствует по полной программе. 

Второстепенные персонажи в картине получились, скажем так, по-разному. Стычкин - отличный. Боевой бухгалтер с огромной залысиной и в здоровенных роговых очках - персонаж предельно буффонадный и забавный. Танец на окне Стычкина на финальных титрах - это просто шедевр, я его пересматривал несколько раз. 

Оксана Фандера в роли оперной дивы тоже понравилась. Эдакая декадентствующая дама, она вносила в картину должный элемент безумия и работала совершенно четко в охлобыстинском психоделическом стиле. 

Колоритнейший Сергей Бадюк (он вообще очень известный спортсмен и ветеран-спецназовец) отлично смотрелся в роли Кузнеца, однако его мощнейшую фактуру (во всех смыслах мощнейшую: и физическом, и психологическом), на мой взгляд, не использовали и на десять процентов. Это уже огрехи сценария и постановки: если приглашаешь такого интересного исполнителя, то уж сделай так, чтобы ему было где развернуться.  

Хорошо получился печальный милицейский генерал в исполнении Стриженова: он четко поймал нужный стиль поведения. Генерал отлично понимает, что с Соловьем-разбойником ему не совладать, поэтому предается легкой поэтической флегме. 

Майор в исполнении Прилучного мне не понравился - как-то не попадал в роль. Здесь нужно было что-то заметно более комедийное, более ироничное. А Прилучный играл так, как будто он - помощник бравого Анискина.  

Жижикин в роли этого Н7 - вообще ни о чем. Из стиля фильма выбивается совершенно, а уж когда в конце он сидит в компании банды и задает вопросы - это звучало настолько неестественно и дубово, что странно, почему его вообще взяли на данную роль. Жижикин наверняка хорошо бы смог изобразить сурового фээсбэшника в каком-нибудь серьезном фильме. Но тут явно требовалось что-нибудь более веселое. 

В общем, с одной стороны, жаль, что в некоторых моментах слегка не дотянули - что сценарно-постановочно, что с актерами, но с другой - все равно получилось весело, стильно, остроумно и в обстановке легкой шизухи, на что Охлобыстин обычно большой мастер. 

Мне понравилось. Да, есть всякие недостатки, но фильм, как я считаю, удался. Старый Охлобыстин вернулся. В слегка забронзовевшем качестве, но мы ему это простим. Ему можно. В конце концов, других Охлобыстиных у них для нас нет. 

P. S. Скриншоты взяты с сайта "Кинопоиск", за что им большое спасибо. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4-
Сценарий 4
Кратко о фильме:
весело и забавно
Нужно ли смотреть:
вполне можно