Тихий омут / Stillwater
28.03.2022 36083   Комментарии (17)
Драма, США, 2021, 139 мин.
7,5
Рейтинг IMDB: 6,6
Рейтинг Кинопоиск: 6,7
Рейтинг Экслера: 7,5
Сборы по миру:  $20 млн
Эдакая "Антизаложница". Отлично сделанная драма. Очень понравилась.
Отзыв кота Бублика

Старина Мэтт выглядит не айс, но скорее всего это актер так имманенто вписался в роль.
Николай Романов

Мораль: можно проклинать свою страну и желать свалить из нее, но оставьте иллюзии - если здесь вы чистите сортиры, то скорее всего заграницей придется заниматься тем же.
Враг Народа

Билл Бейкер (Мэтт Дэймон) - обычный работяга-нефтяник из городка Стиллуотер, Оклахома. У него есть взрослая дочь Эллисон (Эбигейл Бреслин), с которой у Билла очень сложные отношения: он практически не принимал участия в ее воспитании, потому что, когда девочка росла, Билл работал на всяких нефтяных платформах, а в свободное от работы время крепко пил и наркоманил.

Эллисон ненавидела Стиллуотер, и, как только представилась возможность, девушка уехала учиться во Францию, в Марсель. Но там произошла трагедия: в какой-то момент соседка Эллисон по съемной квартире, с которой у девушки были сексуальные отношения, была найдена мертвой. Прямые улики на Эллисон не указывали, однако у нее были мотивы, на нее указывали различные косвенные улики, в результате чего девушку осудили на несколько лет тюрьмы.

Мать Эллисон давно умерла, и навещать девушку в тюрьме ездит бабушка - теща Билла Шэрон (Дианна Данаган). Однако Шэрон сама серьезно болеет, уже не может обходиться без кислородного аппарата, и тогда в Марсель приходится отправляться Биллу: он, в отличие от Шэрон, по-французски не знает ни слова, но все-таки завязал с выпивкой и веществами, так что по крайней мере находится в здравом сознании.

Билл прилетел в Марсель, встретился с дочерью, и она сказала, что у нее появилась надежда: есть подозреваемый - некий Аким, - который может быть причастен к убийству. Эллисон просит Билла сообщить об этом адвокату Лепарк (Анн Ле Ни), ведущей дело Эллисон.

Билл встречается с адвокатом, передает ей информацию от Эллисон, но та говорит, что эти данные не позволяют возобновить расследование. Билл не в силах сказать это дочери, потому что не хочет отнимать у нее последнюю надежду, и он решает самостоятельно отыскать этого Акима.

Ему предстоит провести в Марселе немало времени: он устраивается на работу по разбору разрушений, вызванных торнадо, и получается так, что Билл очень сдружился с семьей актрисы Вирджинии (Камиль Коттен), которая неплохо говорит по-английски, и ее девятилетней дочкой Майей (Лилу Шово).

***

После прочтения анонса данной картины в голове, конечно же, сразу всплыла бессоновская "Заложница", где изрядно боевой пенсионер в поисках похищенной подлыми албанцами дочурки разносил славный город Париж вместе с половиной албанской мафии. Там похищенная дочурка - здесь посаженная дочурка, там Париж и албанцы - здесь Марсель и арабы, там боевой пенсионер - здесь Мэтт Дэймон, а значит, по Марселю будет носиться Джейсон Борн.

И смотреть я это совершенно не хотел, хватит с меня этих идиотских "Заложниц" (там вторая была особенно хороша). Однако так, чисто для разнообразия, глянул на отзывы посмотревших - и оживился. Там писали, что надеялись получить новую "Заложницу" или, на худой конец, Борна, а тут какая-то сплошная унылость и тоска зеленая: ни тебе беготни, ни тебе драк, ни перестрелок. Унылый Дэймон в образе унылого реднека уныло ходит по Марселю и водит за ручку маленькую девочку. Дурдом какой-то, писали некоторые зрители.

О, подумал я, вот это уже интересно, вот это уже можно посмотреть. Тем более что сценарий писал совсем не Бессон, снимал фильм режиссер Том Маккарти, поставивший нашумевшую картину "В центре внимания" (кстати, давно собирался ее посмотреть), да и Мэтт Дэймон - актер вполне достойный, его просто вся эта чертова борниада изрядно подкосила, потому что ни один нормальный человек не может придумать, что ему вообще делать с двадцатью миллионами, получаемыми за роль в фильме, где можно вообще не играть, а ходить туда-сюда.

Ну и в итоге посмотрел. И остался этим обстоятельством очень даже доволен, потому что это именно эдакая "антизаложница": жизненная и реалистичная драма, поставленная в очень неспешном ритме, причем затянутым я бы фильм не назвал, а эти размеренность и определенная медитативность четко отвечали режиссерской задаче.

Кстати, название "Тихий омут" - это практически перевод названия городка Stillwater, в котором живут Бэйкеры. При этом никакого "тихого омута", в котором водятся известно кто, в фильме нет, это такая ложная наводка.

Считается, что в основе сценария - история американки Аманды Нокс, которая в 2009 году была осуждена за убийство соседки по квартире британки Мередит Керчер в итальянском городе Перуджа. Тогда не были обнаружены прямые улики, тем не менее Аманде дали двадцать шесть лет. Однако через четыре года дело было пересмотрено, доказательства были признаны неубедительными, и в 2015 году приговор и вовсе был отменен.

Аманда Нокс после этого стала активисткой и журналисткой (статья в "Википедии" на английском о ней), она написала книгу "В ожидании быть услышанными", которая стала бестселлером.

Однако "Тихий омут" - это вовсе не реконструкция дела Аманды Нокс, и в картине нет никаких упоминаний о том, что это все поставлено по реальным событиям. И там есть немало явных различий с делом Аманды Нокс: действие перенесено из Италии во Францию, в реальном деле по обвинению в убийстве были арестованы три человека - сама Нокс, ее парень Раффаэле Соллечито и ее начальник Патрик Лумумба, причем длительные сроки получили и Нокс, и Соллечито, там была широко обсуждаемая история о травле обвиняемых в СМИ, что, безусловно, повлияло на суд присяжных, ну и там в итоге достоверно так и не удалось установить, кто же убил Мередит Керчер.

В этом фильме все совершенно не так, и его с реальной историей роднит практически только то, что какая-то американская студентка была обвинена в убийстве своей соседки по съемному жилью, более ничего. Тем не менее реальная Аманда Нокс, узнав о том, что выходит такой фильм, долго бушевала в соцсетях с постами на тему "они украли мою историю" и грозила создателям картины всевозможными судебными исками, но чего она вообще по этому поводу разорялась - непонятно совершенно, пересечений тут практически нет.

У Мэтта Дэймона в этом фильме - интересный и совершенно неожиданный образ. Билл - такой классический работяга из Оклахомы. В самой Америке их называют даже не реднеками (red neck - "красная шея"), а roughneck ("грубая шея"). Немногословный, тормозной, явно переживающий за бездарно профуканное прошлое и потерю контакта с дочерью, абсолютно инородный во французском Марселе, со своими этими бесконечными "да, мэм", "нет, мэм", "да, сэр", "нет, сэр" - персонаж вроде бы предельно примитивный.

Однако - нет, у Мэтта Дэймона удалось создать образ очень емкий и характерный. Здесь действительно нет ни грамма никаких погонь, сражений и так далее. Билл пробует разыскать этого Акима, но стоит ему сунуться в арабский квартал, он немедленно огребает конкретных люлей от местных, так что нас не ждет захватывающая детективная история. Правда, один момент с несколько неожиданно закрутившимся фактически триллером в картине будет, но общего стиля это никак не меняет.

Так о чем же этот фильм? О том, как этот американский работяга постепенно адаптируется к жизни в Марселе, и его дружбе с француженкой Вирджинией и ее маленькой дочкой Майей, к которой Билл очень привязался. Это довольно странная дружба - в том смысле, что это абсолютно разные люди, - но тем не менее выглядит это трогательно, жизненно и никак не манипулятивно. (И я тут сразу вспомнил плохой фильм "2+1" с Омаром Си, где рассказывалось об отце и его маленькой дочке, и это как раз был пример абсолютно фальшивой и манипулятивной картины.)

Мэтт Дэймон в интервью рассказывал, что они с режиссером очень ответственно подошли к созданию этого образа. Сам актер ничего не знал об Оклахоме и работниках буровых вышек, и они с режиссером немало времени провели в этих краях: ездили с рабочими на буровые вышки и тщательно изучали их быт, стараясь не упустить ни одной детали. Им рассказали, что рабочие-буровики носят джинсы особого типа - с огнезащитным составом. И они на ощупь сделаны как будто из картона, так что походка в них - очень специфическая. Также эти ребята внешне, как рассказывал Мэтт, очень похожи: они отращивают бородку, носят бейсболку и солнцезащитные очки.

И Мэтт отлично показал, как этот человек, который раньше смотрел по телевизору только боевики и спортивные передачи и на вопрос Вирджинии, был ли он когда-нибудь в театре, недоуменно отвечал: "Зачем мне ходить в этот чертов театр?" - и вот как он постепенно начинает погружаться в эту культуру и понимать, насколько этот мир разнообразней и насколько он совершенно другой.

Эллисон сыграла Эбигейл Бреслин из "Добро пожаловать в Зомбилэнд" (также она в десять лет здорово сыграла в "Маленькой мисс счастье"). Роль небольшая, но достаточно яркая, Бреслин - хорошая характерная актриса.

Камиль Коттен в роли Вирджинии очень хороша. Ну настолько Вирджиния с Биллом разные - ну просто как будто с различных планет. Тем не менее эти люди как-то сближаются, как-то находят точки соприкосновения и помогают друг другу.

Майя в исполнении Лилу Шово, для которой это первый фильм, - просто какое-то чудо. Девочка невероятно органичная, жизненная и естественная. Мэтт Дэймон в интервью говорил, что когда он первый раз пообщался с Лилу, то понял, что ему предстоит работать с "девятилетней Мэрил Стрип". И они с режиссером постарались сделать все для того, чтобы съемки для Лилу оказались максимально интересными, веселыми и комфортными. И она их не разочаровала. Но девочка действительно прямо-таки удивительная.

Отличный фильм, просто отличный, я даже и не ожидал. Постановка, отличная работа Мэтта Дэймона, очень хорошая работа остальных актеров, необычная трактовка казалось бы заезженного сюжета - мне очень понравилось, прямо-таки впечатлен.

P. S. На премьере фильма в Каннах, куда приехал Мэтт Дэймон, картине устроили пятиминутную овацию. В англоязычных странах у картины высокий рейтинг у критиков и средний рейтинг у зрителей. В России рейтинг на "Кинопоиске" даже немного выше, чем на IMDB. Но, впрочем, я послушал пару вариантов озвучки, которые у фильма есть, - они здорово портят впечатление. Айтюнсовый и интонационно не подходит, и с точки зрения перевода там полно лажи, хотя вроде бы диалоги предельно простые. Второй вариант (не знаю от кого) со знакомыми по озвучке голосами - и перевод значительно точнее, и подходят голоса заметно лучше.

© 1998–2022 Alex Exler
28.03.2022
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
неожиданно здорово
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 17

Вообще же, я уже далеко не в первый раз поражаюсь тому, насколько Алекс умеет заинтересовать малоизвестным мне фильмом. И нет, то, что там был некий персонаж (очевидно, злодейский злодей) с моим именем, тут не при чём.
28.03.22 22:22
0 5

Не при делах.

не при чём
"Ни при чём"!

Спасибо за рецензию. Великолепный фильм!
28.03.22 22:15
0 0

>>Билл прилетел в Марсель, встретился с дочерью, и она сказала, что у нее появилась надежда: есть подозреваемый - некий Аким, - который может быть причастен к убийству.

И тут я почувствовал, что меня передёрнуло...
28.03.22 22:14
0 4

Только что посмотрел — однозначный Зачёт.
28.03.22 21:59
0 1

также она в 10 лет здорово сыграла в "Маленькая мисс счастье"
Блин, точно! Вот откуда такое знакомое лицо!
28.03.22 15:33
0 0

Камиль Коттен в роли Вирджинии - очень хороша
КамиЙ.
А фильм посмотрю, спасибо. Марсель и арабские кварталы - моя боль 😂
28.03.22 12:13
0 0

Эллисон сыграла Эбигейл Бреслин из "Добро пожаловать в Зомбилэнд". Роль небольшая, но достаточно яркая, Бреслин - хорошая характерная актриса.
"Зомбилэнд" -- и это всё?!
Алекс, у Эбигейл Бреслин роль на все времена -- в "Маленькая мисс счастье". Вот ТАМ стало ясно, что актриса будет офигенная, хоть ей там было всего 10 лет.
28.03.22 11:17
0 2

Алекс, у Эбигейл Бреслин роль на все времена -- в "Маленькая мисс счастье".
Да, надо было упомянуть, дописал, спасибо.

Отличный фильм.
"Любовная" история с француженкой выглядит несколько неестественной, а в остальном - история мощная, глубокая и интересная драма.
28.03.22 10:17
0 1

В конце фильма был забавный момент. Парад и речь мэра городка.
Мы своих не бросаем, обещали вернуть девочку и вернули! Америка! Америка!
Улыбнуло. А так довольно депрессивный фильм.
28.03.22 10:12
0 7

Да, я тоже заценил этот момент 😄 Тот кто жаждет власти будет использовать любую возможность как ступенечку.
28.03.22 21:58
0 0

И смотреть я это совершенно не хотел, хватит с меня этих идиотских "Заложниц" (там вторая была - особенно хороша).
Третью заложницу стоит посмотреть, ибо это настолько плохо, что даже хорошо. Я одну цепочку наспойлерю, уж очень она прекрасна, спустя 7 лет помню.

Лиаму надо встретиться с дочерью, но его ищет полиция или кто покруче, не помню. Он разворачивает вокруг кладбища глушилки, чтобы разговор не смогли подслушать. Его друг на кладбище говорит дочери на ухо 'делай всё, как всегда'. Дочь покупает в магазине йогурт и берёт его с той же полки и места, как всегда. Я уже не помню, догадалась она, что это надо сделать, или нет, но сделала бы так в любом случае. Йогурт траванутый, ну или просто просроченный, её в универе пробирает расстройство желудка. Она забегает в туалет — а там батя!
28.03.22 09:59
0 6

Третью заложницу стоит посмотреть, ибо это настолько плохо, что даже хорошо.
Да, она тоже очень смешная.
28.03.22 11:07
0 0

Цитата: "При этом никакого "тихого омута", в котором водятся известно кто - в фильме нет, это такая ложная наводка."

Ну как бы в конце выясняется,
что совсем невинной жертвой правосудия Элиссон не является.
Правда, не знаю, есть ли в английском аналогичная пословица про тихие омуты
Zoo
28.03.22 09:33
0 6

Есть. Still waters have deep bottoms / still waters run deep.
28.03.22 09:40
0 9