Воздушный маршал / Non-Stop
6,5
Рейтинг IMDB: 7,2
Рейтинг читателей: 3,8
Рейтинг Экслера: 6,5
Бюджет: $50 млн,  Сборы по миру:  $199 млн
А почему нет надписи "Фильм спонсирован
американской службой авиационных маршалов"?
Наивный вопрос кота Бублика
Как вы думаете, кто в конце концов окажется
убийцей? Ну, кроме дворецкого, разумеется.
Вопрос кота Бублика

Билл Маркс (Лиам Нисон) - американский воздушный маршал, то есть специалист, отвечающий за безопасность на борту сопровождаемых им воздушных судов. У Билла не все гладко в его личной жизни (точнее скажем - все плохо в личной жизни), он крепко пьет и находится в депрессии. Начальство и коллеги по работе об этом знают, но тем не менее Билла с работы не выгоняют - вот такие вот у них интересные правила в службе авиационных маршалов.

Биллу предстоит очередной рейс: Нью-Йорк - Лондон. Он садится в свой привычный бизнес-класс, знакомится с симпатичной соседкой по имени Джен (Джулианна Мур) и готовится насладиться полетом.

Однако все пошло не так, как хотелось бы Биллу, да и всем остальным пассажирам самолета. Потому что через некоторое время после взлета Билл стал получать в чате защищенного канала своего служебного телефона сообщения от неизвестного пассажира этого же лайнера, который требовал, чтобы на указанный им счет были немедленно переведены 150 миллионов долларов: в противном случае он обещал через 20 минут убить первого пассажира. И потом каждые 20 минут террорист обещает убивать по человеку - пока деньги не будут переведены.

Билл пытается найти этого пассажира, однако задача перед ним стоит очень и очень непростая, а ровно через 20 минут действительно гибнет один из пассажиров. После этого становится понятно, что это все не шутки, и в самолете начинается небольшой локальный АД. Проблема в том, что Билл может подозревать фактически кого угодно, а ситуация складывается таким образом, что все, в свою очередь, будут думать на Билла.

***

Лиам Нисон - британский актер ирландского происхождения - в Голливуде снимается достаточно давно и принимал участие в немаленьком количестве крупных проектов. При этом обычно Лиам играл всякие драматические роли, которые у него получались здорово, - он действительно хороший актер.

В какой-то момент Люк Бессон неожиданно предложил Нисону главную роль в продюссируемом им французском боевике "Заложница": Нисону там предстояло сыграть бывшего спецназовца, который разыскивает в Париже похищенную дочку и при этом пачками крушит арабов и албанцев.

Несмотря на то что сценарий этого фильма не выдерживал никакой критики, с Нисоном Бессон, что называется, попал в точку: публике, видимо, слегка поднадоели разухабистые бравые парни в майках-алкоголичках с твердыми орешками, поэтому потрепанный жизнью мужчина в годах с трагичным взором, который уконтрапупивает тонны всяких албанцев с таким видом, как будто ему это безумно тяжело, вызвал крайне одобрительную реакцию: картина и рейтинг имеет запредельный, и денег собрала $224 млн против $25 млн бюджета.

На волне интереса к боевитому Нисону и в Голливуде сняли боевичок "Команда А", где Нисон играл суперкрутого полковника. Играл, на мой взгляд, просто ужасно, да и фильмец сам по себе получился очень и очень средненький плюс конкретно провалился в прокате.

Однако это не помешало Бессону выпустить сиквел "Заложница 2", который по уровню маразма и сценарного бреда представлял собой уже совсем не боевик, а романтическую комедию с элементами абсурда, однако и тут они сделали очень приличную кассу, хотя рейтинги были уже заметно ниже.

И вот теперь - "Воздушный маршал": проект, к которому Бессон, по счастью, не имеет ни малейшего отношения, хотя это совместная работа Великобритании, Франции и США.

Сценарий писали Джон В. Ричардсон, Кристофер Роач и Райан Энгль, а в режиссерском кресле сидел Хауме Кольет-Серра - каталонец по происхождению, снявший до этого пять фильмов, в одном из которых - детективном триллере под названием "Неизвестный" - в главной роли снялся все тот же Лиам Нисон.

Так что же у них получилось с этим "Воздушным маршалом"? (В оригинале, кстати, картина называется "Non-Stop" - "без остановки".)

К счастью, это не законченный маразм, как "Заложница 2", и не фигня на постном масле, как "Команда А". Первые две трети фильма идут как классический детективный триллер, происходящий в замкнутом пространстве: вокруг происходит что-то жуткое, люди погибают совершенно загадочным образом, таинственный террорист играет с Биллом в "Десять негритят" и все время опережает его на несколько шагов.

Нисон на роль Билла в данном случае подходит на все сто: это именно депрессивный и уставший человек в возрасте, который изо всех сил старается вычислить террориста и спасти людей в самолете. И он находится в полном отчаянии, потому что террорист играет с ним как кошка с мышкой, экипаж террористом считает самого Билла, а спасти всех этих людей больше некому.

И тут, конечно, интересно и увлекательно было следить за тем, как умело террорист подставляет Билла, и какие шаги Билл предпринимал для того, чтобы понять, кто это развлекается подобным образом.

С детективной составляющей создатели картины тут поступают вполне классическим образом: понятно, что среди тех, на ком с самого начала акцентируется внимание, вряд ли окажется террорист (а может, и окажется, кто их знает), так что быстро вычислить злодея подавляющему большинству зрителей вряд ли удастся.

Впрочем, я во время просмотра, конечно, ждал, каким образом они отыграют эту партию до конца. Потому что основная проблема любых голливудских детективных триллеров, детективных боевиков и прочих остросюжетных произведений кинематографического искусства - это логическая составляющая. В этих фильмах она почти никогда не выдерживается до конца. То есть сначала все идет захватывающе и логично, а когда доходит до развязки и финала - БАЦ, и нам подкидывают такие идиотские объяснения происходящему, что начинаешь думать: а на черта я вообще смотрел этот дурдом?

Здесь с этим делом слегка получше, чем во многих других аналогичных картинах, - с той точки зрения того, что финал все-таки не окончательно загубил логику происходящего. Но и откровенных залипух, к сожалению, там тоже хватало, что лично мне подпортило впечатление, потому что если первые две трети смотрелись на твердую четверку, то развязка и финал - это был уже конкретный трояк, так как они еще там ударились и в какие-то уже совсем навязшие на зубах штампы. Впрочем, сейчас эти залипухи, разумеется, обсуждать не будем, чтобы не спойлерить тем, кто этот фильм еще не смотрел, а он просмотра, конечно, достоин.

В общем и целом я бы эту картину оценил на четверку с минусом. Нисон был вполне на месте, Джулианна Мур ему составляла очень неплохую пару, среди пассажиров очень эффектно смотрелся Кори Столл в роли нью-йоркского полицейского Остина Рейли, ну и школьный учитель Том Боуэн в исполнении Скута МакНейри был очень и очень неплох.

Кстати, ключевую стюардессу по имени Нэнси там сыграла Мишель Докери - звезда сериала "Аббатство Даунтон", где она изображала леди Мэри Краули. Так вот, стюардесса из нее получилась очень посредственная, хотя леди Мэри Краули у нее как раз была на высоте. Видать, негоже лилиям прясть, то есть стюардессы из леди получаются не фонтан: в авиакомпаниях это должны иметь в виду.

Также я бы хотел обратить внимание Министерства транспорта Соединенных Штатов на то, что у них существуют очень серьезные проблемы с тестированием ответственных лиц перед авиационными рейсами. Например, в фильме "Экипаж" пилот садился за штурвал с жуткого бодуна, при этом как следует закинувшись коксом, так еще и прямо в полете спокойно пил водку.

В этом фильме авиационный маршал - конкретный алкоголик, который пьет перед полетом и во время полета: все это знают и его при этом не гонят с работы.

Что там у вас вообще происходит, ребята? Я больше не буду летать американскими компаниями, опасаюсь я!

Резюмирую. Неплохой детективный триллер, нескучный и достаточно захватывающий, развязка которого лично меня некоторым образом разочаровала, но я не могу сказать, что она превратила в руины весь фильм. Для Голливуда - даже и терпимо, а то они любят в конце полностью хоронить хоть какие-то остатки логики. Здесь же - просто несколько серьезных косяков.

P. S. А теперь поговорим о том, что мне не понравилось в сюжете, - для тех, кто фильм уже посмотрел. Тем, кто не смотрел картину, но собирается, дальше лучше не читать, потому что текст будет содержать явные спойлеры.

Итак. Самый главный косяк - это идея двух злоумышленников о том, что они, мол, смогут спрыгнуть с парашютом, когда самолет под угрозой взрыва бомбы снизится до 2500 метров. Напомню, что рейс из Нью-Йорка в Лондон. Куда они спрыгивать-то собрались? В Атлантический океан? А дальше ждать, когда их оттуда выловит береговая охрана? Тем более что, кроме парашютов, у них не было ничего - что они там делать-то будут в очень холодной водичке? В покер играть?

Второй заметный косячок - со вторым "негритенком", которого, как явно следует из фильма, убили отравленной иглой, пущенной из трубки из сортира. В туалет в соответствующее время заходила только героиня Джулианны Мур. Она, кстати, с вопроса об убийстве капитана, когда ее допрашивал Билл, ловко соскочила. Так кто убил капитана, если ни один из двух злодеев туда не заходил?

Третий дурдом - мотивация злодеев. Ах, они хотели скомпрометировать институт воздушных маршалов как таковых. Потому что, дескать, они не могут гарантировать стопроцентную безопасность. И чо? А кто и где ее может гарантировать? И если отменить маршалов, которые хотя бы вооружены, то перелеты станут безопаснее, что ли?

Четвертый дурдом - второй маршал с чемоданом с блекджеком и шлюхами. Ну то есть с бомбой и кокаином. В фильме показано, что воздушные маршалы проходят самый обычный досмотр. Он при самом обычном досмотре пронес чемодан с бомбой и кокаином? Ребят, вы что, издеваетесь, что ли?

На самом деле, конечно, воздушные маршалы не проходят обычный досмотр, как остальные пассажиры, иначе откуда бы тогда у них взялись пистолеты и прочее снаряжение. Они проходят через специальный вход, там проходят контроль и получают соответствующую экипировку. Протащить подобный чемодан через спецконтроль авиационных маршалов еще сложнее, чем через контроль обычных пассажиров.

Ну и очень понравилось, как во время трансатлантического перелета у всех пассажиров работала мобильная связь (именно мобильная связь, а не Wi-Fi), как юные блогеры снимали все на видео и без проблем переливали видео в Интернет, - в общем, уровень оснащенности мобильной связью и мобильным Интернетом трансатлантических рейсов меня просто поразил. Хотелось бы хоть раз так полетать, но только без террористов, плиз, без террористов.

А вот что явного алкаша держат в службе авиационных маршалов - это не косяк, конечно. Видать, это у них обычное дело. Алкаш же оказался герой? Герой! Ну и все, война все спишет!

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
прилично, но концовка подкачала
Нужно ли смотреть:
можно