Рейтинг Кинопоиск: 7,0
Рейтинг Экслера: 7,2
- Режиссер:
- Дмитрий Киселев
Когда смотришь - очень нравится.
Отзыв кота Бублика
Замечание кота Бублика
2х2
waterstream
СССР, начало шестидесятых. Идут холодная война и космическая гонка между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Первоначально намеченный на 1967 год выход советского космонавта в открытый космос Брежнев требует сделать на два года раньше - в 1965 году, чтобы обогнать американцев.
Главный конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) категорически возражает: космический корабль "Восход-2" недостаточно отлажен, у него то тут, то там возникают неполадки, электрическая система корабля барахлит - в процессе подготовки от удара током погиб профессиональный электрик.
Однако руководство СССР непреклонно: как хотите, но мы обязаны обогнать американцев.
В космос планируется отправить экипаж из двух человек: командира корабля Павла Беляева (Константин Хабенский) и второго пилота Алексея Леонова (Евгений Миронов), которому и предстоит выйти в открытый космос.
Во время пробного полета без экипажа ракету не смогли вернуть на Землю. Королев говорит руководству, что отправлять в космос ракету с людьми - означает, что экипаж идет на верную смерть. Но руководство готово рискнуть - лишь бы обогнать американцев. В конце концов, не руководство же будет рисковать своими жизнями, а космонавты. А у них - работа такая, рисковая.
Королев выкладывает свои соображения космонавтам и предлагает им самим принять решение. Беляев и Леонов говорят, что готовы лететь.
Во время полета, как и ожидалось, стали происходить самые разнообразные нештатные ситуации и жизнь космонавтов неоднократно висела на волоске.
***
Хорошо, что я заранее не знал, кто именно делал этот фильм. Просто слышал о том, что наши сняли вроде как хороший фильм про первый выход советского космонавта в космос, - и все.
Если бы я знал, что в продюсерах там Тимур Бекмамбетов, а в режиссерах Дмитрий Киселев - эта парочка подарила миру страшно распиаренный, но при этом очень тупой боевичок "Черная молния", - то, вероятно, и смотреть бы не стал, несмотря на присутствие в главных ролях трех отличных актеров. А так - взял и посмотрел.
Предыстория у этой картины была следующая. Инициатором ее создания выступил актер Евгений Миронов: он читал различные материалы по поводу того самого первого выхода в космос Алексея Леонова и подумал, что вот на такой-то истории американцы сумели бы сделать самый настоящий блокбастер. А почему бы его не сделать в России, подумал Евгений, после чего встретился с Алексеем Леоновым, получил его поддержку и благословение - и колеса проекта завертелись: Евгений стал продюсером картины, Алексей Леонов выступал в качестве консультанта.
В режиссерах фильма первоначально числился Сергей Бодров, однако съемки стартовали под руководством режиссера Юрия Быкова (создателя очень ярких фильмов "Майор", "Дурак" и сериала "Метод"). Однако после того, как Быков отснял все драматические сцены, он по каким-то неизвестным причинам покинул проект, и всякие экшен-эпизоды снимал уже давний подельник Бекмамбетова режиссер Дмитрий Киселев.
Что у них в результате получилось? На мой взгляд, получилось очень хорошо. Правда, начиналось это все не очень бодро и оставляло впечатление некоторой лубочности, картонности - туповатый генерал, карикатурный Брежнев, несколько невнятная история взаимоотношений между Беляевым и Леоновым, какие-то абсолютно иллюстративные семейства обоих космонавтов - буквально картинки из журнала "Работница".
Однако чем ближе к старту, тем все это становилось интереснее и интереснее, а сам полет, выход в открытый космос и почти невозможное возвращение - там, знаете ли, возникает такой, так сказать, саспенс, что голливудские блокбастеры отдыхают.
Конечно, на восприятие очень сильно влияло то, что это все было на самом деле. Это вам не "Гравитация" с сюжетом из серии "детский сад, трусы на лямках": прилетели - началась катастрофа, еще прилетели - началась катастрофа, снова прилетели - началась катастрофа. И мужественный Ковальски как кукла Кен, и мужественная доктор Райан в труселях управляет китайским спутником, наобум тыча пальчиками в кнопки с иероглифами. Фигня фигней.
А здесь это все так оно и было. Тут ничего и придумывать не надо - сама жизнь подкидывала такие ситуации, что просто волосы дыбом.
И вот весь полет сделан просто отлично - и с точки зрения взаимоотношений Беляева и Леонова, и с точки зрения того, что происходило в ЦУПе, и с точки зрения постановки и спецэффектов. Ну вот тут просто как будто посмотрел этот полет со всеми подробностями - это очень здорово сделано.
Хабенский и Миронов - одни из лучших российских актеров и здесь выкладываются по полной. Павел Беляев Хабенского - более старший и более уравновешенный, что компенсирует порывистость и даже некоторую безбашенность Леонова. Миронов Леонова сыграл очень ярко и искренне - видно, что он реально "болеет" этой темой.
Владимир Ильин просто потрясающе сыграл Сергея Королева - совершенно замечательно. На мой взгляд, это была самая сильная роль в фильме: человек, на котором лежит колоссальная ответственность, которого заставляют отправить в космос людей, чьи шансы на выживание исчезающе малы, одновременно его достают военные, партейные работники и лично наш дорогой Леонид Ильич. И он должен стиснуть зубы и через все это пройти. А если космонавты погибнут, то все это будет исключительно на его совести - не на совести же нашего дорогого Леонида Ильича. Владимир Ильин все эти переживания главного конструктора передал ярко и достоверно - прям аж больше пробирало при взгляде на него, чем при взгляде на космонавтов, раз за разом попадающих в нештатные ситуации.
Кстати, космонавт Алексей Леонов, когда посмотрел эту картину, сказал, что ему самому было страшно в нескольких моментах. А во время полета, сказал он, страшно почти не было, мы об этом просто не думали - выполняли свою работу.
Они такие люди, их так готовили.
Несмотря на то что события в фильме во многом совпадают с тем, что происходило на самом деле, "Время первых" не нужно рассматривать как чисто документальный фильм. Это все-таки кинематограф со своими законами и своими условностями, поэтому тут все-таки есть определенные преувеличения и неточности (вроде сильно напряженной сцены с поисковым вертолетом, у которого заканчивалось горючее, и еще пары-тройки сцен). Но это в частностях, а в общем и целом - почти так все и было.
Картина, на мой взгляд, получилась очень хорошей, я ее посмотрел с большим удовольствием, а начиная с какого-то момента фильм захватывает так, что оторваться практически невозможно. Да, не везде, что называется, дотянули, к "Времени первых" есть определенные претензии - в основном к первой части, - но тут все искупает общее впечатление, а оно как минимум очень хорошее.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
вполне достойное кино
да
А сейчас досматриваю сериал (4 серии) - Люди, сделавшие землю круглой .
Ну Очень интересно!
Открываю ленту: "США с 23 августа этого года приостанавливают выдачу неиммиграционных виз по всей России."
lenta.ru
:) Был забор железный. Тепереча он железо-бетонный. Осталось только остановить свободное хождение валют.
Да, статья "Как космический зануда на «Время первых» ходил" Филиппа Терехова познавательная.
Если кому интересно, на Гиктаймсе есть ряд статей разбирающих этот фильм "на винтики". И излишний "драматизм", и физика, и киноляпы
Лично мне такое читать совершенно неинтересно.
Всё-таки не ракета, а корабль.
"Главный конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) категорически возражает: ракета недостаточно отлажена, у нее то тут, то там возникают неполадки, электрическая система ракеты барахлит - в процессе сборки ракеты от удара током погиб профессиональный электрик."
Всё-таки не ракета, а корабль.
Да. И дальше по тексту по поводу возвращения ракеты. Естественно, возвращали корабль, а не ракету. Надо исправить. 😉
Но у каждого есть (да и должно быть) свое мнение.
Не буду вдаваться в полемику. Но приземлившихся Беляева и Леонова нашли сразу и помощь прибыла уже через три часа (не считая того, что сперва были два профессиональных лесника, а потмо были и 20 человек и теплые вещи и горячая еда и поставленная времянка), а вся эта истерика и замерзание на морозе в киноверсии - какой-то адище.
Ну тогда самого Леонова почитайте - для разнообразия. Там было не совсем так, но на морозе они конкретно сидели и довольно долго. Вытащили их только через сутки.
А так - весьма достойное кино. Особенно на фоне нынешнего новодела.
На мой взгляд - чересчур! Какое-то "прыганье с парашютом на дорожку", какое-то лазание в окно с самодельной конструкцией противовесов для тренировок сломанной ноги. Такого Леонова вряд ли бы взяли в лётную школу. Слушал интервью с ним на радио "Маяк" - вполне уравновешенный товарищ.
Alex Exler: ...есть определенные преувеличения и неточности (вроде сильно напряженной сцены с поисковым вертолетом, у которого заканчивалось горючее, и еще пары-тройки сцен)
Если бы Бекмамбетов снял сцену в лесу, где Беляев и Леонов отстреливались от стаи волков тогда бы точно было бы напряжёньенько! 😄
Интересный факт о связи между "Гравитацией" и "Временем первых":
Альфонсо Куарон придумал «Гравитацию» под влиянием детских воспоминаний: в Мексике он был влюблен в советскую космонавтику, а на стене спальни у него висели портреты Гагарина и Леонова. Рассказ последнего о смертельно опасном выходе в космос и возвращении домой (когда они вместе с напарником Павлом Беляевым чудом остались в живых) и стал источником клаустрофобной атмосферы «Гравитации». meduza.io/feature/2017/04/06/vremya-pervyh-s-mironovym-i-habenskim-gravitatsiya-nostalgii
Вообще, американцы чтут достижения Советского Союза. Примеров много - от музея Космонавтики в Вашингтоне, до "камео" нашей Белки (Стрелки?) в "Стражах Галактики".
А у нас РПЦ помещение музея Юрия Гагарина в Оренбурге отжимает.
Плохие условия для прыжка с парашютом? Похер, на инструкции - прыгнул Леонов, товарищ следом. Леонову поезло, у Беляева травма.
После чего Леонов ему еще и в больнице чуть ногу не доламывает. И весело убегает. Ну вот такой весельчак и орел).
К вновь назначенному напарнику относится как к говну, причем так снисходительно свысока. Ведь неизвестно поправится Беляев или нет, ну так веди себя с новым напарником по-человечески, ведь в космос с ним лететь.
Напарника вообще показали каким то дурачком на фоне Леонова. То бегающего Беляева старичком обзывает с ухмылкой на лице, то в шлюз раком-боком лезет, не подумав. В отличиие от Леонова, который целую схему скафандра накидал, и товарищ Королев само собой принял к сведению.
Перед стартом снег и плохие погодные условия. Беляев не отрицает что старт могут отложить, Леонов же георически заявляет что клал на приказы, заднюю не дам. А ты Беляев мол шмотки собирать начал. Пафосно про детство, отца кулака и прочие беды расказал, Королев накатил коньяка и решил после этого запускать.
Будучи в открытом космосе до последней секунды молчал в эфире, хотя мог отвечать. Тем самым подвергал опасности Беляева, тот почти вышел за ним в шлюз.
Летят потом 22 часа, но Леонов спать не хочет, скромно рисует самого себя. Хотя казалось бы силы и бодрость могут понадобиться в случае чего.
В процессе разговора вдруг замечают ухудшение самочувствия, ВДРУГ смотрят на прибор, и вдруг замечают отклонение от нормы в ДВА раза. Передают это на землю, и на земле ВДРУГ Королев просит помошника посмотреть точное значение по прибору!! То есть ни земля ни алмазы вообще не следили за важным прибором, дождавшись отклонения от нормы в два раза.
Земля не может толком расчитать место посадки, а Леонов на картонке прикидывает типа где то возле Перми. Причем это всё было ДО того как они начали направлять корабль на землю, и там несколько градусов влево или вправо вообще могут корабль мимо Земли направить. А Леонов на кратонке расчитал)
При ручном спуске, видимо от скуки, открывает ящик с едой. Пачка галет улетает по кабине, крышка от тюбика борща тоже, сам Леонов весело брызгает борщом на лицо Беляева. И пофиг что при посадке лишние предметы в кабине могут натворить бед(а вертело и вращало их не слабо). И похер что при нештатной ситутации эта еда на земле может сильно помочь. Леонову пофиг, он весело играется едой)
Ну и последнее, если есть кто из тайги: бывает ли в густой, труднопроходимой тайге чуть ли не ураганный ветер прямо на уровне земли? Ощущение что они не в тайге сидели а на каком-нибудь голом, плоском как стол антарктическом плато.
Я кончил)
Я. Не бывает, вверху шумит, внизу почти тихо, даже когда такая катаклизма, что более-менее отдельно стоящие деревья валит. Но зимой таких бурь не бывает. Ну и вообще, как тут уже отмечали, переборщили в конце с дешевым тупым драматизмом. В тайге, имея дрова, огонь и еду, помереть нужно постараться. Что мешало этим деятелям просто костер развести побольше, а не сидеть замерзать героически. Короче, финал сильно подпортил впечатление, а так было бы вполне прилично, особенно на общем фоне всяких свежих чужих и живых.
Нет, почему, нытик в скафандре за книжными полками вполне правдоподобно получился! Вполне точно высчитанный математически, как и сверхмассивная чёрная дыра, с помощью Кипа Торна и другого, пускающего слюну учёного! Тот фильм - вполне вне конкуренции по уровню абсурда происходящего!
Этот - другой.
Сиди и вычисляй, чтоже на самом деле произошло. И я не уверен, что нашел. Как на чужом опыте учиться?
ТУ-126, советский авакс при чем тут. МИ-8, когда там были МИ-4, МИ-1. Как плохо быть инженером...
Причем совсем свежая модификация МТВ-5 с характерным широким носовым обтекателем РЛС... 😄 А сам Ми-8 в ВВС СССР только через два года(в 1967) после полета Леонава-Беляева на воружение поступит... 😄 Нужно было кровь из носа персонажа Лобанова сюжетно закольцевать? Ну так посадите его в кабину поискового Ил-14, который их первый по наводке радиолюбителей и обнаружил. Но с другой стороны, спасибо что Лобанов не на Ка-52 прилител... 😄
Кстати почему господин инжинер не заметил что катапультное кресло в МиГ-15 Леонова не родное, а от МиГ-21 с огромным заголовником? 😄
"гонка" была - кто первый высадиться на луну.
ну и ляпов и несуразностей в фильме хватает. тут и половины не назвали. хотя конечно их меньше чем в "легенде номер 17"
btw
даже установку "нам нужен выход в космос в 65" давал Никита Сергеевич а не Леонид Ильич.
Ну если один участник запускает первый искусственный спутник, потом первый корабль с живыми существами, потом первого космонавта, потом первый выход в открытый космос, то второму участнику остается искать достойный ответ в виде первой высадки на Луну. Почему одно следует считать гонкой, а другое нет мне не понятно. По мне всё это гонки.
Аргументы за то, что фильм художественный, а не документальный и может позволить некоторые неточности, не работают. При таких несопоставимых расхождениях в событиях (а не то, что к заклёпке придрались) — это чушь, а не аргументы. В байопиках вольности допустимы в сторонах, не освещённых историей — личные отношения, какие-то размышления и поступки тех, о ком мы уже ничего не узнаем.
А нагнетание высосанного из пальца экшена в тех эпизодах, про которые известно досконально, совершенно неуместно. Хотите дать полёт своей фантазии, дорогие авторы? Пожалуйста, снимайте фильмы по мотивам с собирательными образами и вымышленными персонажами. "17 мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя" и так далее. А то так у вас и "Линкольн против вампиров" получится. Но тот фильм имеет право на жизнь, потому что правильно позиционируется.
И ещё. Вот так, из желания больше впечатлить, задеть зрителя и пусть будет хуже фактам, и появляются потом "панфиловцы".
Как я понял к нагнетанию прямое отношение имееет консультант фильма товарищ Леонов. Человек несомненно героической профессии, но себя судя по всему слишком любит. Давно рассказывает как трое суток замерзали в лесу, пока их не нашли. Зачем это рассказывает не ясно. Цену набивает? Блин, ты первый человек в открытом космосе, куда дальше то?? Зачем принижать действия спасателей, которые и нашли быстро, и одеждой с едой обеспечили, и эвакуировали вполне профессионально и оперативно.
Почитала историю в Википедии. Совершенно поразила биография Королева: одной из причин смерти "отца" советской да и мировой космонавтики послужила травма, полученная после пыток во время ареста.
Сидел, был сослан на Колыму и при этом разработал невероятное количество ракетно-космической техники сделав СССР передовой державой в этой области.
Спасибо комментирующим за наводку на "Время первых - антисоветская сказка" - смотреть было намного интересней, чем сам фильм.
А вы - драматизьм, драматизьм... Эх! 😄
Два момента:
1. театральщина, бросающаяся в глаза - впрочем, это свойственно многим нашим фильмам. Слишком слащавые и неестественные диалоги.
2. если бы консультантом был Беляев, а не Леонов, то мудаком бы выглядел Леонов, а молодцом - Беляев. Но я на самом деле ничего больше не читал и не интересовался, поэтому это довольно смелое предположения "по ощущениям". Заинтересовался темой, уйдет какое-то время на самообразование. Но Беляев явно показан довольно странным там. Не боец нифига. Не верю, что вот так люди сдаются.