Второе дыхание / Le Deuxieme souffle
21.08.2008 17918   Комментарии (8)
Нарушает закон шелупонь.
Александр Розенбаум
В этом гнилом мире мое слово уже ничего не значит?
Гю Минда, вор по понятиям

Шестидесятые годы прошлого столетия. Гюстав Минда (Даниэль Отей) - бандит-"романтик", живущий строго по воровским "понятиям". В свое время он все поставил на очень крупное ограбление - и проиграл: Гюстава (у него есть воровская кличка Гю) замели и посадили практически на всю жизнь. На воле у Гю остались друзья - его бывшая любовница по кличке Мануш (Моника Белуччи), которой принадлежит клуб-ресторанчик, и корсиканец Альбан (Эрик Кантона), состоящий при Мануш на должности помощника-телохранителя. Мануш пыталась вытащить Гю из тюрьмы, но тот отказывался от помощи, прося разрешения дать ему спокойно сдохнуть в камере.

Впрочем, в какой-то момент сидеть Гюставу все-таки надоело, и он вместе с двумя подельниками осуществил смелый побег, увенчавшийся успехом. Гю вернулся к родным пенатам, поближе к Мануш, и выяснил, что за время его отсидки ситуация в воровском мире сильно изменилась. Копы прижимают воров все больше и больше, а сами господа преступники все меньше следуют воровскому закону и все больше пускаются в какой-то полнейший беспредел.

Буквально в день появления Гю в окрестностях Парижа прямо в заведении Мануш был застрелен ее нынешний любовник Жан. Альбану удалось смертельно ранить одного из нападавших, однако появившемуся на звуки выстрела полицейскому комиссару Бло (Мишель Блан) ни Мануш, ни Альбан ничего не рассказали о том, кто совершил налет на клуб, - воры не сотрудничают с полицией.

Через некоторое время, когда Альбан доставил домой Мануш, на нее совершила нападение какая-то шелупонь - два придурка, постоянно ошивающиеся в баре некоего Джо Риччи (Жильбер Мелки). Придурки пытались потребовать у Мануш денег, но Гю уже был рядом, поэтому придуркам пришлось отправляться в срочное беспересадочное путешествие в очень отдаленные края.

Теперь Гю хочет пришить Джо Риччи за то, что он навел шестерок на его женщину. Альбан, как старый друг Гю, готов ему во всем помогать, но комиссар Бло знает, что Гюстав появился в окрестностях Парижа, поэтому преступникам приходится быть очень осторожными.

Мануш настаивает на том, чтобы Гю немедленно отправлялся в Марсель, а оттуда контрабандой уезжал в Италию, где его не достанут полицейские ищейки. Гю, в общем, готов это сделать, но его смущает тот факт, что он после тюрьмы - абсолютно нищий. Брать деньги у любимой женщины он считает ниже своего достоинства, поэтому ищет какое-то дело, которое может помочь решить данную проблему.

И это дело подворачивается. Брат Джо Риччи по имени Вентура (Даниэль Дюваль), живущий в Марселе, задумал одно очень интересное ограбление, тянущее на несколько миллионов. Гю предлагают миллион за то, чтобы он поучаствовал в дельце и грохнул кое-кого из полицейских охранников. Тот соглашается - ему некуда деваться. Однако это ограбление принесет всем участвующим очень большие неприятности.

***

Фильм "Второе дыхание" поставлен по роману известного писателя Джозефа Дамиани. (Оригинальное название произведения Дамиани - Un reglement de comptes.) До того как стать романистом, Дамиани был известным преступником: в 1948 году, когда Джозефу было 25 лет, его приговорили к смертной казни за ограбление, повлекшее за собой человеческие жертвы. При этом сам Дамиани не только никого не убивал, но в момент преступления был без оружия. В тюрьме он начал писать криминальные романы под псевдонимом Хосе Джованни. В 1956 году его помиловали и освободили.

Первая же книга Дамиани-Джованни имела большой успех, последующие произведения также становились бестселлерами. Права на экранизацию его первой книги приобрел известный режиссер Жак Беккер, и в 1959 году по ней был поставлен фильм. Дамиани стал писать сценарии и диалоги ко многим фильмам, а в 1966 году сам первый раз сел в режиссерское кресло. В дальнейшем он снял почти два десятка фильмов (в том числе и по своим произведениям). Самым его любимым актером был Ален Делон. Также он снимал Жана Габена и Жана-Поля Бельмондо.

Роман "Второе дыхание" уже был экранизован в 1966 году Жаном-Пьером Мельвиллем. Главную роль там сыграл Лино Вентура, а Мануш изобразила Кристин Фабриг, однако Дамиани резко не понравилась эта постановка, тем более что Мельвилль для киносценария сильно переделал оригинальное произведение.

Понравилась ли Дамиани постановка Алена Карно - выяснить уже невозможно, так как писатель умер в 2004 году. Однако Карно очень трепетно относился к этому роману и считал его одним из лучших произведений французского нуара, поэтому есть основание предполагать, что в данном случае фильм поставлен достаточно близко к тексту.

Карно сделал довольно интересную вещь. В 2007 году он снял криминальную драму в стиле шестидесятых-семидесятых. И дело не в том, что в картине отлично воссоздана атмосфера шестидесятых годов - костюмы, автомобили и так далее. Дело в том, что "Второе дыхание" по стилю постановки очень напоминает старые фильмы с Жаном Габеном, Лино Вентурой и Аленом Делоном. Стилизация получилась просто отличная: если бы не Даниэль Отей и Моника Белуччи, можно было бы посчитать, что картина сделана лет тридцать-сорок назад. И это на самом деле очень хорошо, потому что и роман рассказывает о тех временах, и фильм показывает шестидесятые, так что стиль постановки этих лет в данном случае более чем уместен.

"Второе дыхание" - в общем, практически не боевик, хотя и здесь случаются убийства и перестрелки. Это именно драма - трагедия "честного вора" Гю, который рискнул и проиграл, потом все-таки решил выйти из тюрьмы, а сбежав, выяснил, что времена сильно изменились, "воровской закон" уже не действует, а заправляют всем различные отморозки.

При этом Гю считает неэтичным принять денежную помощь от своей старой любовницы, поэтому ввязывается в преступление, которое чревато большими неприятностями. А когда его честное воровское имя хитрый комиссар Бло ухитрился запятнать, Гю готов идти до конца, чтобы это имя защитить.

Вообще, в роли Гю отлично бы смотрелся Жан Габен или Лино Вентура. (Собственно, Вентура в этой роли, как я сказал, уже и выступал.) Это их типаж - немногословный суровый мужик с железными принципами и своим собственным кодексом чести. Однако Даниэль Отей - актер значительно более разнообразный и более интересный. При своей внешности конторского клерка (эта фраза даже обыгрывается в картине) Отей легко играет в комедии традиционного недотепу Франсуа Пиньона (фильм "Хамелеон"), но одновременно может появиться в мощнейшей роли страстного и одержимого метателя ножей Габора ("Девушка на мосту") или в роли жесткого начальника убойного отдела ("Набережная Орфевр, 36").

А в этом фильме раскрыта еще одна грань таланта Отея - трагичный и принципиальный преступник. Как всегда, сыграно на очень высоком уровне. О внешности забываешь сразу же и очень быстро начинаешь верить, что этот человек действительно может убить. Плюс - Отеем показан очень непростой типаж. Гю, конечно, преступник и убийца, однако определенные его принципы вызывают уважение. И при этом он ничуть не смотрится "суперменом", что свойственно многим современным криминальным боевикам. Наоборот, этот персонаж выглядит очень реалистично. И в отличие от некоторых персонажей Габена и Вентуры отлично видно, что вся мощь Гю - в его натуре, а не в физических данных. Это именно сила духа и сила характера. Практически только Отей, на мой взгляд, такое может сыграть, поэтому выбор этого актера на роль Гю оправдана на все сто.

Моника Белуччи сыграла здесь довольно средненько - ее Мануш в фильме как-то все больше для мебели. Ходит, страдает, нежно любит Гюстава и боится того, что он может совершить. Кроме того, Моника Белуччи слишком шикарна для какой-то Мануш: как актриса ни старалась изобразить из себя владелицу клуба-ресторанчика средней руки, но породу просто так не скроешь даже паричком под блондинку. Странно, что такая незаурядная актриса, как Белуччи, не нашла для своей героини чуть более ярких красок - это даже удивительно.

Зато очень понравился Эрик Кантона в роли Альбана. Он был абсолютно в стиле старых фильмов: немногословный, суровый и при этом отлично стреляет с двух рук. Вроде роль достаточно эпизодическая, а запомнился сразу же.

Мишель Блан своего комиссара Бло решил в несколько, как мне показалось, гротескном ключе. Бло у него - эдакий толстячок-юморист, обладающий, однако, цепким умом. Поначалу этот подход казался несколько неуместным, но затем я понял, что и такой персонаж вполне имеет право на существование: он, во-первых, несколько оживлял общий суровый настрой картины, а во-вторых, в жизни подобные типажи также встречаются нередко, поэтому комиссар все-таки не повлиял на реалистичность картины.

Ну и нужно отметить еще одного персонажа, который как будто вышел из фильмов шестидесятых-семидесятых годов, - некоего Станислава Орлофф в исполнении Жака Дютрона. Тоже суровый и тоже немногословный, Орлофф предлагает Гю в качестве партнера в деле об ограблении, ручается за него и таким образом создает себе определенные проблемы.

Мне понравился этот фильм. Отлично воссозданы шестидесятые, отлично воссоздан стиль старых французских криминальных боевиков, действие развивается очень неспешно, однако чем дальше, тем больше захватывает, так что картина вовсе не кажется затянутой при своих двух с половиной часах действия. Ну и плюс - удивительный Даниэль Отей, присутствие которого поднимает этот фильм на качественно новый уровень.

© 1998–2024 Alex Exler
21.08.2008
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошая стилизация под старые французские фильмы
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 8

"Брать деньги у любимой женщины он считает ниже своего достоинства, поэтому ищет какое-то дело, которое может помоЧь решить данную проблему."
20.08.08 22:43
0 0

"вернулся в родные пенаты".

Пенаты - это не стены, это духи, хранители очага, по-нашему - домовые. "В них" нельзя вернуться, возвращаются к ним - "к родным пенатам".
21.08.08 10:57
0 0

bestcat: Пенаты - это не стены, это духи, хранители очага, по-нашему - домовые. "В них" нельзя вернуться, возвращаются к ним - "к родным пенатам".



Согласен, спасибо, исправил.
21.08.08 11:12
0 0

Меня неоднократно посещала мысль, что Отей - современная французская реинкарнация Роберта ДеНиро. Имхо большое сходство во внешности, одаренности, диапазону ролей и положению родинки на правой щеке.
21.08.08 12:39
0 0

ideafixxxer: Меня неоднократно посещала мысль, что Отей - современная французская реинкарнация Роберта ДеНиро.



Ну, вообще да, что-то общее имеется 😉
21.08.08 12:44
0 0

Хороший фильм. Не понял почему 4ка. Пять с минусом в самый раз.
21.08.08 20:52
0 0

Кстати - да. Рецензия самая хвалебная, поэтому "четверки" в конце крайне удивляют. "Четверку" Алекс поставил в свое время "Афере Томаса Крауна", при том, что ту пустышку Алекс справедливо разнес в пух и прахи: её и сравнить нельзя с "Вторым дыханием" ни по глубине, ни по качеству постановки, ни по игре актеров.
23.05.09 11:39
0 0

Потрясающая картинка, сочная атмосфера, удачная стилизация, ряд отличных актерских работ, шикарная финальная часть.

С другой стороны музыка не впечатлила, Мишель Блан чем дальше тем раздражает все больше, Даниэль Отей актер отличный, но в этой роли он мне показался не вполне органичным, фонтанчики крови и подсвеченные красным уголки с течением времени начинают создавать ощущение уже не столько нуара, сколько некоей наигранной монотонности, ну и самое главное - надо откровенно сказать, что первая половина фильма совершенно необоснованно затянута - думаю, фильм прекрасно уложился бы максимум в 2 часа и от этого только бы выиграл.



А так - да, картина очень хороша, но раздражает, что с другим набором ингредиентов она могла бы быть намного лучше.


12.06.11 03:59
0 0