Красная планета / Red Planet
25.06.2001 19680   Комментарии (2)

Что-то Марс стал внезапно популярен в последнее время. То Марс атакует, то контактирует, то подает сигналы, то угрожает, то вообще творит непонятно что. И чем дальше, тем фильмы об этой красной планете снимаются все хуже и хуже. А уж когда в 2000 году сотворили два почти одинаковых "блокбастера" о том, как крутые парни полетели на Марс и обнаружили там инопланетные сперматозоиды, зрителям немного поплохело.>

Впрочем, "Красная планета" - вовсе не такой же отстой, как и "Миссия на Марс", хотя и к нему есть масса претензий. Самая главная из них заключается в том, что этот фильм опоздал по крайней мере лет на 20. Это еще в 70 годы можно было снять эдакий околонаучно-фантастический сюжетец, и он даже произвел бы впечатление, а сейчас это все смотрится в лучшем случае как фильм для очень средней школы, не более того. Однако давайте выводы делать потом, а сначала поговорим о сюжете.

Земля, 2025 год. Нашу родную планету совместными усилиями различных стран и континентов загадили до такой степени, что вопрос о переселении на другую планету встал ребром, ибо на Земле реально прожить можно еще лет сто, не больше. А это не такой большой срок, чтобы не начать задумываться о более удобном месте для проживания. Вот и задумались. Запузырили на Марс пару контейнеров с простейшими водорослями, чтобы они начали вырабатывать кислород. По моим подсчетам, этим водорослям понадобилось бы несколько тысяч лет, чтобы создать полноценную атмосферу, однако в фильме все было более оптимистично: типа, водоросли надышали там всего за пару лет, и все такое.

Однако совершенно неожиданно уровень кислорода в атмосфере Марса вдруг стал резко понижаться. А это означало, что в ближайшие годы земляне не смогут туда переселиться, чтобы загадить Марс точно так же, как и свою родную планету. И тогда Земля отправила на Марс космическую экспедицию - шестерых космонавтов во главе с бравой капитаншей Кейт Боуман (Кэрри-Энн Мосс), чтобы ребята разведали, что же там такое творится на Марсе, что наш только что выработанный кислород разбазаривается в неизвестном направлении.

Кроме лихой капитанши-командирши экипаж состоит из следующих персонажей: большой ученый Шантайлас (Теренс Стамп), отличный летчик Тед Сантен (Бренджамин Брэтт), Галлагер (Вэл Килмер) - инженер по механике и ремонтник, короче говоря, нечто вроде сантехника, Берчинал (Том Сайзмор) - один из ведущих биологов мира, а также совершенно загадочная фигура по фамилии Петтенгилл (Саймон Бейкер). Что умеет Петтенгилл и на черта его вообще взяли в полет - не знает никто. Кейт, представляя зрителям весь экипаж, сказала о Петтенгилле только то, что его включили в состав экипажа в последнюю минуту. Исчерпывающее объяснение, не так ли. А если учесть тот факт, что Петтенгилл впоследствии оказался жуткой сволочью и убил летчика ни за что ни про что, я так думаю, что его включили в состав экипажа по настоянию сценариста.

Вся эта компания летит на Марс, по пути излагая друг другу свои эстетические концепции. Галлагер кадрится с капитаном, Шантайлас утверждает, что он ищет Бога, Берчинал шутит, а летчик и загадочная фигура Петтенгилл активного участия в общественной жизни корабля не принимают.

Подлетев к Марсу, они попадают под шторм солнечных гамма-лучей. Корабль от этого безобразия чуть было не погиб, а кроме того, там начался пожар, поэтому Кейт выпихивает всех мужиков в посадочном корабле на Марс, а сама занимается спасением корабля, переругиваясь с компьютером. Мужики на Марс приземлились с большим трудом, потеряв при этом часть оборудования, а главное - уникального робота под названием AMEE, который настолько умен, что с самого начала фильма дальнейшее развитие событий можно предугадать на 100%: робот от жесткой посадки потеряет часть микросхем и у него начнет глючить программа, в результате чего он превратится в первого врага всех космонавтов. Так всегда бывает в научно-фантастических фильмах, я знаю.

Сев на Марс, мужики выяснили, что построенный не пойми кем городок, в котором им предстояло жить, разрушен также не пойми кем, а так как кислорода осталось всего ничего, значит им скоро помирать. При этом загадочный Петтенгилл не очень понятно по какой причине сталкивает летчика в пропасть. У Галлагера окончательно заканчивается кислород в скафандре, поэтому он открывает шлем, чтобы умереть, как мужчина, но внезапно обнаруживается, что на Марсе есть шикарная атмосфера.

И они не умерли. Однако умрут, потому что жить на Марсе им негде, а вернуться на корабль они не могут. Но командир Кейт, которая потушила пожар на корабле (полностью его разгерметизировав), установила с ребятами связь и сказала, что где-то неподалеку валяется заброшенный русский корабль, командир которого теперь живет в Америке и торгует гамбургерами, поэтому он подскажет, как эту хрень запустить.

Обрадовавшись тому факту, что русские со своей широкой душой оставили вполне пригодный корабль, мужики отправляются в путь. В дороге загадочный Петтенгилл продолжает свое антиобщественное поведение, однако его, к счастью, убил взбесившийся робот AMEE. Берчинал тоже немножечко умер, потому что робот сломал ему ребро. Однако перед смертью он сделал важное открытие: на Марсе поселились черт знает откуда взявшиеся жучки-таракашки, которые кушают земные водоросли и пукают кислородом. Поэтому и возникла атмосфера. Правда, при этом начисто рушится первоначальная идея фильма - ведь экспедицию отправили, чтобы выяснить, куда делся кислород из водорослей, - а он вовсе не делся, а наоборот - заполонил к чертовой матери весь Марс, но сценаристам наплевать на подобные тонкости, поэтому они упорно гонят единственного оставшегося в живых мужского члена экспедиции Галлагера к русскому кораблю.

Разумеется, разыгрывается традиционная сцена - Галлагер опускается на колени и говорит Кейт в рацию: "Все, старушка, ставь на мне крест. Никуда я, нафик, не пойду, потому что уже задолбался. Лучше умру здесь". На что Кейт ему отвечает: "Нет, Галлагер. Встань, зараза, ты должен, ты можешь!". После этого Галлагер встает и лихо бежит сотню миль по Марсу к русскому кораблю. А там - новая загвоздка! Вместо пульта со всякими кнопочками, ручечками, переключателями и прочим барахлом управления Галлагеру подсовывают монитор с двумя кнопками, странной рисованной фигуркой, сильно напоминающей "помощника" из Microsfot Office 2000, и жутким текстом на "русском" языке, который по замыслу сценариста выглядит следующим образом (кто не верит, нажмите на "Паузу" и убедитесь):

ваЖфываыЦЩжвыаЫсмчФЫВ
цкуедШЖвыатбьФЫВАмЗЖчм
ФЫчсмВФЫямпыфДЛЖываыЖ

Разумеется, в подобной абракадабре не разобрался бы и сам Даль, - чего уж тут говорить о сантехнике Галлагере, - однако русский владелец закусочной с Земли подсказывает Кейт, что делать, а та дает советы Галлагеру. Но, как всегда в последний момент, оказывается, что батарейка в корабле уже села, поэтому ни черта не взлететь. И как ни ковыряется Галлагер в кишках корабля, показывая зрителям, что космический корабль собран на компьютерных микросхемах, питание к которым подводится обычными пластмассовыми колодками - такими же, как те, что питают CD-ROMы и другие пятидюймовые устройства в компьютере, - запустить эту бандуру у него так и не получилось. И тогда, когда казалось, что он так и останется на Марсе, Галлагер вдруг перехитрил взбунтовавшегося робота, вытащил у него из пуза батарейку "Энерджайзер", вставил ее в корабль и улетел к Кейт.

Там они обнялись, поцеловались и весьма хорошо провели время перед возвращением домой. Аминь. Вот такая вот офигительно научная фантастика.

***

Честно говоря, что-либо хорошее сказать об этом фильме трудно. Впрочем, я еще раз повторяю, что он не такой отстой, как "Миссия на Марс", однако сюжет тоже как-то не восхитил. Основной упор создатели фильма решили сделать на психологию взаимоотношений членов экспедиции друг с другом, однако никаких светлых глубин в этой области открыто не было, а вывод о том, что из всего шибко умного экипажа выживет один сантехник - меня, если честно, тоже как-то не восхитил, хотя я не могу не признать за подобной идеей глубокой жизненной правды.

Критика фильм, насколько я видел, хвалит. За что - не очень понятно, но хвалит. Говорят о каких-то спецэффектах. Я их, если честно, не заметил. Ну да, пейзажи Марса сделаны более-менее натурально, однако их сейчас любой школьник сварганит на компьютере. Тем более, что никто из зрителей на Марсе еще не был, поэтому сравнивать как-то не с чем. Часть критиков хвалит уже упомянутые глубины психологических взаимоотношений экипажа. Я этих глубин тоже как-то не заметил. Все это уже сто раз жевано-пережевано, смотрено-пересмотрено, и если учитывать, что обсуждается фильм 2000 года, а не начала 90 годов, становится не сильно понятно, зачем и для кого это все вообще снято.

Может быть, этот фильм демонстрирует блестящий актерский ансамбль, наблюдать за игрой которого одно удовольствие? Тоже нет. Из всего ансамбля мне понравилась только первая скрипка - Кэрри-Энн Мосс. Вот она сыграла вполне достойно, интересно и оригинально. Я даже немного переживал, когда она переругивалась с бортовым компьютером ("блестящая" задумка сценариста) и ликвидировала последствия аварии. А вот все остальные играли серенько, скучно и невыразительно. Вэл Килмер в роли выжившего сантехника-космонавта - просто никакой. Тоска смертная. Все остальные - ему под стать. Правда, Сайзмор, играющий биолога Берчинала, немного получше, но не настолько, чтобы это имело смысл посмотреть.

Резюмирую. Довольно слабенькая фантастика, снятая непонятно для кого. Спецэффекты не впечатляют, сценарий на уровне восприятия пятиклассника, актерской игры практически нет никакой, режиссерская работа (кстати, это дебют Энтони Хоффмана) - слабая до ужаса. Я во время просмотра этого фильма откровенно затосковал и досмотрел кассету только потому, что надо было писать рецензию. Так бы выключил где-то после первых 15 минут фильма. Впрочем, пока они только летят на Марс - еще туда-сюда, но после первых пяти минут их пребывания на планете становится понятно, что лучше это дальше и не смотреть.

Впрочем, еще раз повторяю, что критика этот фильм почему-то нахваливает. Так что, быть может, вы рискнете и посмотрите этот "Лучший научно-фантастический триллер со времен "Матрицы" (Омар Линарес, FOX-TV)? Но я вас предупредил.

© 1998–2024 Alex Exler
25.06.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3-
Режиссерская работа 3-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
слабенько и скучно
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 2

В свое время пропустил этот фильм, посмотрел только сейчас. Не шедевр, конечно, но и не отстой, вполне себе крепкая середняцкая фантастика. Во всяком случае, понравилось намного больше, чем "Грань будущего", который Алекс недавно похвалил.
06.10.14 21:46
0 0

В принципе аналогичные впечатления от фильма. По идее фантастика научная, а со сценарием постоянно происходят какие-то странности, причем, когда в дело вступают спятивший робот и целехонькая русская ракета, понимаешь, что всякая научность постепенно уступает место явно чему-то другому. Также ясно, что будет педалироваться тема сложного микроклимата маленького коллектива, а на самом деле отношения внутри команды раскрыты плохо. Сами члены экипажа не особо яркие, только Сайзмор выделяется на общем фоне, а от Килмера ожидалось вовсе не такое однообразное положительное поведение как было им блекло продемонстрировано.

Что касается спецэффектов, костюмов и декораций, то как раз все это более менее на уровне и можно сказать, что даже понравилось (хотя не знаю, возможно просто ищу за что зацепиться, потому что несмотря на общий маразм во время просмотра почему-то так и не возникло ощущение отстоя). Тем не менее за все время просмотра никак не покидало ощущение крайней неровности фильма. Идея-то может положена пусть и бредовая, но оригинальная, а вот реализация по большинству направленией оказалась непростительно слабой. Плюс ко всему несмотря на то, что это вроде как триллер, после поломки корабля все ключевые события достаточно легко прогнозируются, что разумеется никак не добавляет общего напряжения
09.10.11 03:21
0 0