Гангстеры / Hoodlum
18.05.2001 19657   Комментарии (0)

Ну не дают покоя киношникам давно почившие в бозе американские громилы тридцатых годов. О Голландце Шульце, Счастливчике Лучано, Бампи Джонсоне, мадам Королеве и гарлемской войне тех времен снято такое количество фильмов, что и не снилось намного более именитым негодяям.

"Гангстеры" - очередной клон той самой знаменитой истории. Снят он явно под сильным воздействием "Клуба Коттон", однако зачем это вообще было сделано - не очень понятно, ведь "Клуб Коттон" - фильм гениальный и даже приблизиться к нему по уровню практически невозможно, не говоря уже о том, чтобы попытаться переплюнуть Фрэнсиса Форда Копполу.

Особую пикантность "Гангстерам" придает тот факт, что Бампи Джонсона - знаменитого чернокожего бандита, бросившего вызов самому Голландцу Шульцу и ухитрившемуся победить в этой войне, благодаря помощи итальянца Счастливчика Лучано, - Лоуренс Фишберн уже играл у Копполы в "Клубе Коттон".

И спустя 13 лет он решил развить, так сказать, эту тему (Фишберн - исполнительный продюсер "Гангстеров"), чтобы поведать миру правду о том, как Голландцу Шульцу дали прокашляться девятиграммовыми кусочками свинца. А то ведь народ после "Клуба Коттон" мог подумать, что мало вменяемого Шульца укокошил Лучано, расчищая поле для итальянской мафии - ан нет: судя по "Гангстерам", Лучано был только марионеткой в руках хитроумного Бампи - главного бандита Гарлема. Впрочем, я залезаю вперед, а лучше мы двинемся по порядку.

Итак, "Гангстеры" рассказывает о временах знаменитой гарлемской войны тридцатых годов. В чем была ее суть? В 30 годы Америка переживала сильную депрессию. У негров в Гарлеме практически не было ни работы, ни средств к существованию, и единственное, чем сметливые люди зарабатывали деньги - это частная лотерея. Гарлемская предводительница бандитов мадам Королева выпускала свои собственные лотерейные листки и распространяла их среди негров за сущие копейки. Однако негров было много, билетов тоже было много, на выигрыш пускалась небольшая часть от вырученных денег, поэтому жалкие негритянские копейки складывались в очень солидные суммы.

Некоторое время Королева безраздельно владела монополией на лотерею в Гарлеме. Однако как-то раз Голландец Шульц (в некоторых анонсах к фильму его почему-то называют немцем, хотя слово Dutch означает голландец; кроме того, на самом деле Шульц был евреем, а не голландцем и не немцем) догадался, что когда раз в неделю собирается много-много мелких денег, то они довольно быстро превращаются в крупные накопления, а это значит, что лакомый кусочек надо прибрать к своим рукам, после чего начал настоящую войну с Королевой за право заниматься лотереей в Гарлеме. Королева, конечно, сопротивлялась, но достаточно пассивно, ведь она боялась психически больного Шульца, потому что знала, что он готов пойти на любые по-звериному жестокие меры, чтобы добиться своей цели.

И тут из тюрьмы выходит чернокожий гангстер Бампи Джонсон - единственный человек, который не боится Шульца и готов развязать широкомасштабную войну против него. Королева некоторое время сдерживает воинственные наклонности Бампи, однако ее сажают в тюрьму, и Бампи становится полновластным хозяином Гарлема, после чего война начинается не на жизнь, а на смерть.

Один Бампи с Голландцем справиться не может, поэтому он придумывает хитроумный план: столкнуть лбами Счастливчика Лучано с Голландцем, чтобы могущественный Лучано сам убрал этого психа.

***

Увы, от величия "Клуба Коттон" в этой картине осталась лишь только тень, хотя, надо отдать должное съемочной группе - они старались изо всех сил, чтобы как можно точнее воссоздать быт тех времен, как это было сделано в "Клубе Коттон".

Но создатели, на мой взгляд, чересчур увлеклись всякими психологическими моментами, из-за чего гангстерская сага постепенно стала превращаться в развесистую клюкву. По фильму Бампи (Лоуренс Фишберн) - практически ангел. Он вышел из тюрьмы, увидел, дескать, страдания своего народа, после чего воспылал праведным гневом и отправился аки архангел громить проклятого Шульца. Причем по выходу из тюрьмы Бампи в церковь не ходит - типа, недостоин, - а когда Шульца замочили (что стоило жизни примерно четверти Гарлема) Бампи гордо пошел в церковь, потому что он, дескать, просветлел.

Весь этот пафос, конечно, рассчитан исключительно на домохозяек. Мы оба с котом Бубликом с удовольствием прослезились бы, глядя на просветление Бампи, однако и дураку понятно, что несчастным гарлемским неграм было глубоко по барабану, у кого покупать лотерейные билеты. Не по барабану было только разжиревшей гарлемской верхушке (мадам Королева посреди нищего Гарлема жила буквально на золоте, надевала шикарные шмотки и посещала оперу), которая получала бешеные доходы с этой лотереи. И когда Бампи затеял войну, там полегло такое количество совершенно невинных людей, что даже коту Бублику было не очень понятно, почему Бампи считал это победой, причем настолько богоугодной, что даже имел наглость отправиться в церковь, куда не ходил лет десять.

Кроме того, через весь фильм пущена слезливая история любви Бампи и девушки из высшего гарлемского общества по имени Франсин (Ванесса Уильямс). Бампи за ней нежно ухаживает, читает стихи, цитирует Набокова (это я ввернул для красного словца, в фильме такого не было), словом, очаровывает своим джентльменством так, что эта утонченная дамочка выходит за него замуж. А уже потом, дескать, она обнаруживает, что Бампи разучился писать стихи, зато научился методично уничтожать людей Шульца, что Франсин вовсе не нравится. И у них возникает скандал, в результате чего Франсин уходит, а Бампи картинно страдает.

Короче говоря, слишком много в этом фильме мелодрамы и психологических переживаний, которых на самом деле и быть не могло. Точнее, быть-то они были, но переживания центральных действующих лиц касались исключительно своего собственного кармана и сферы влияния, а не судьбы чернокожих братьев. Да и история с тем, как Бампи с помощью хитроумного маневра руками Счастливчика Лучано убрал Шульца - выглядит достаточно неправдоподобно. Лучано на самом деле убил Шульца, но он не был при этом пешкой в руках Бампи. Слишком уж разными по уровню фигурами они были.

Актеры для этого фильма подобраны довольно здорово. И Фишберн, и Тим Рот и Энди Гарсиа... Хотя Тим Рот, на мой взгляд, недостаточно раскрылся в роли психопата Шульца. Ведь роль - ну просто для Рота! А он - для своего потенциала, конечно - выглядит довольно серенько. Скажем так: намного лучше, чем Дастин Хофман в этой же роли (в фильме "Билли Батгейт" - очередном не сильно удачном клоне историй о Голландце), но намного хуже, чем Джеймс Ремар, играющий Шульца в "Клубе Коттон". Вот тот был психопат - всем психопатам психопат. Я думал, что Рот его переиграет. Черта с два! Даже рядом не стоял! Хотя это странно.

Энди Гарсиа в роли Счастливчика Лучано выглядит вполне достойно, но у него там роль достаточно эпизодическая. Хотя сцена с исполнением оперной арии на театральной галерке после разговора с сенатором - сделана очень здорово.

Актерская работа Лоуренса Фишберна в роли Бампи мне как раз понравилась, а претензии относятся к сценарию, а не к исполнению этой роли. Фишберн вообще очень интересный актер, и в этом фильме он, безусловно, стоит на первом месте. Рот на себя актерское "одеяло" перетянуть явно не смог.

Резюмирую. Фильм, к сожалению, получился несколько хуже, чем ожидалось, учитывая довольно звездный актерский состав. Основные претензии - к сценарию. Чуть бы меньше морализаторства, неестественных для гангстеров психологических переживаний и убрать бы пафосную и напыщенную концовку - было бы, на мой взгляд, гораздо лучше. А так... Четверочка с длиннющим минусом. Ближе к тройке с плюсом. Но посмотреть можно. Дела давно минувших дней с излишне пафосной точки зрения. В подлинном антураже тех времен. С кровавыми перестрелками.

© 1998–2024 Alex Exler
18.05.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3+
Сценарий 3
Кратко о фильме:
клюквоватая гангстерская сага
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 0