Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Абсурдистская черноюморная комедия "В тихом омуте" (Ma Loute)
Режиссер - Брюно Дюмон. В ролях - Фабрис Лукини, Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески, Жан-Люк Винсент, Брандон Лавьевиль, Раф, Дидье Депре, Сирил Риго, Лаура Дюпре, Тьерри Лавьевиль, Кэролайн Карбонне. Франция. 2016. 122 мин. Бюджет: $7,7 млн. Рейтинг на IMDB: 6,6. Мой рейтинг: 7,7.

Давненько мы не видели таких
роскошных персонажей.
Отзыв кота Бублика

Сразу после показа фильма в самарском киноклубе «Ракурс» к руководителю клуба подошла одна из зрительниц с вопросом» Как вы смеете показывать фильмы, пропагандирующие жестокость?». Все-таки Дюмон неправ, считая, что все люди дураки. В реальности, они полные идиоты.
wolandr

1910 год, Франция, бухта Сан-Мишель на северном побережье: песок, дюны, постоянный ветер. В лачуге недалеко от бухты живет нищее и слегка дегенеративное семейство Брефоров: папаша (Тьерри Лавьевиль), мамаша (Кэролайн Карбонне), старший сын по имени Ма Лют (Брандон Лавьевиль) и еще тройка пацанов-мелюзги.

Брефоры время от времени выползают на добычу мидий, еды бедняков. Также папаша Брефор вместе с Ма Лютом держат переправу, с помощью которой всякие дачники, боящиеся замочить ноги, преодолевают небольшой залив между дюнами, образующийся во время прилива. Брефоры обычно переносят дачников на руках, но если народу много - перевозят их на лодке.

В какой-то момент в большую виллу в египетском стиле, стоящую на холме с шикарным видом на бухту, заселяется семейство Ван Петегемов: папа Андре (Фабрис Лукини), мама Изабель (Валерия Бруни-Тедески), две их дочки и племянница Билли (Раф) - дочка сестры Андре Од (Жюльет Бинош). 

Ван Петегемы приехали на лето: наслаждаться чистейшим морским воздухом и видом на бухту, прогуливаться вдоль моря, лакомиться божественным омлетом в рыбацкой забегаловке и восхищаться одухотворенными лицами моряков, стряпух и прочего сброда. 

Через несколько дней на виллу приезжает сама Од - взбалмошная дамочка, склонная к истерикам. Изабель ее и на дух не переносит, да и Андре не в восторге от появления сестры, но что делать - близкая родственница. 

Однако не все ладно в этом тихом на вид месте. Инспектор Маршал (Дидье Депре) и его помощник Малфой (Сирил Риго) расследуют странные пропажи людей, происходящие в районе бухты. Причем, что удивительно, местные там никогда не пропадают. А вот приезжие из Лилля, Рубе и Туркуэна - запросто. И никто не понимает, куда они деваются. 

Понимает это только семейство Брефоров. Собственно, это они, то есть папаша Брефор и Ма Лют, убивают приезжих. Убивают и съедают всем семейством. Ну, вы понимаете, одними мидиями не прокормишься, переправа приносит сущие копейки, вот и приходится выживать, как могут. Места пустынные, зайца или куропатку здесь не поймать, а дачники - так и шныряют, так и шныряют. Ну и как не воспользоваться таким удобным моментом?

***

Совершенно шикарная абсурдистская черноюморная комедия, давно такой прелести не видел. Причем интересно то, что почти все предыдущие картины Брюно Дюмона - тягучие абсурдистские экзистенциальные драмы: жанр, который очень любят фестивальные критики и который обычно слишком тяжел для массовой публики. Кроме того, Дюмон не любит работать с профессиональными актерами, и в большинстве его фильмов снимаются любители, которых режиссер набирал из своих родных северных мест департамента Нор - Па-де-Кале, где происходит действие нескольких его картин. 

Однако в 2014 году Дюмон неожиданно снял черноюморной комедийный мини-сериал "Малыш Кенкен", который пользовался большим успехом. (Я его обязательно буду смотреть.)

А в 2016 году Дюмон выпустил вот эту прелесть - "В тихом омуте", которая в оригинале называется по имени одного из геров - Ma Loute. "Что означает твое имя?" - спрашивает Од Ма Люта. "А нижево не ожначает, мадам, прожто медя так жовут", - отвечает юный Брефор на своем варварском северном диалекте.

Дюмон, которого критики называют мизантропом и главным антигуманистом европейского кинематографа, и здесь остался верен себе. Что "рабочий класс", который так любили всякие леваки и революционеры того времени, что подлинная аристократия, которую так не любили и тогда, и сейчас, - редкостные уроды.

Рабочий класс так просто жрет людей и не видит в этом ничего плохого.

Подлинная аристократия - манерные психопаты (Андре и брат Изабель Кристиан), истерички (Од) и депрессички (Изабель). А дочка Од по имени Билли - там вообще никто не поймет, мальчик он или девочка. Впрочем, Билли закрутило роман с Ма Лютом, но эти игры в Ромео и Джульетту быстро закончатся, потому что прыщавый каннибал Ма Лют явно не приживется в этом прекрасном семействе. Ему надо найти себе девушку из своей социальной среды, какую-нибудь симпатичную юную каннибалку.

Дюмон поставил этот фильм в лучших традициях абсурдистской комедии. Большинство персонажей картины - невероятно забавны! Папаша Андре - это просто какой-то шедевр! Причем его сыграл вовсе не любитель, а очень известный и замечательный актер Фабрис Лукини, который снялся почти в семидесяти фильмах и сериалах (начал сниматься в 1969 году).

Здесь у Лукини - совершенно карикатурный персонаж: напыщенный, но при этом вполне добродушный мужичок с совершенно дикой походкой и очень смешной манерой разговора. Как он общается с окружающими, как он ходит, как он восхищается "божественной красотой" простого матроса - это что-то с чем-то, я давно не видел настолько ярких и настолько забавных типажей.

Второй шедевральный персонаж - инспектор Альфред Маршал, которого сыграл Дидье Депре. (Вот он, судя по всему, непрофессиональный актер: я о нем не нашел никаких упоминаний, кроме того что он также играет в сериале "Малыш Кенкен".)

Инспектор весит килограммов двести и похож на огромный раздутый воздушный шар в черном костюме и котелке. Он постоянно изрекает всякие банальности, при этом, несмотря на свои габариты, живо носится по побережью, расследуя загадочные исчезновения, добиваясь при этом блестящих нулевых результатов.

Спуск по дюнам инспектор осуществляет самым простым для себя способом: перекатываясь на боку, как колобок. Для осмотра места происшествия ему приходится падать, потому что наклоняться он не может.

Тем не менее он очень деятелен и его шарообразную фигуру можно видеть во всех уголках бухты.

Сопровождает инспектора его полная противоположность: маленький и худенький следачок Малфой. Он рыжий, с бесцветными глазами. К тому, что вытворяет его шеф, Малфой относится с полнейшим равнодушием, но при этом всегда находится поблизости, потому что шеф без его помощи просто не сможет встать на ноги.

Эта парочка, с одной стороны, напоминает персонажей немого кино Лорела и Харди, но с другой - их разница в размерах сильно гипертрофирована, а монологи инспектора с вежливым поддакиванием Малфоя добавляют этой парочке дополнительного шарма. 

Отца и сына Брефоров сыграли непрофессионалы, причем тоже отец и сын - Тьерри и Брандон Лавьевили. Парочка эта получилась у них вполне брутальненькая и эффектная. И папаша Брефор с его полубезумным взглядом одухотворенного каннибала, и сынок Ма Лют, мужественно готовящийся к своей судьбе алкаша-уголовника, - очень колоритные.   

К актрисе Жюльет Бинош я отношусь довольно прохладно: да, она снималась у серьезных режиссеров, но со временем как-то превратилась в самоклише и не чуралась сниматься в совершенно китчевых "романтических комедиях" вроде этой дурацкой и совершенно пошлой "Истории любви"

Однако не могу не признать, что у Дюмона Бинош изобразила эту Од более чем забавно. Истеричная дура, готовая то петь и танцевать, изрядно доставая этим окружающих, то устраивать скандалы, - эта тетка добавляла должный элемент безумия дружной семейке Ван Петегемов. Причем ближе к концу, испытав определенное приключение со сворачиванием челюсти и глаза, Од вообще превратилась в какую-то безумную курицу, и Бинош в этой роли кудахтала совершенно самозабвенно - это было очень смешно. 

А когда еще и выяснилось, что Од родила свою/своего Билли то ли от Андре, то ли от их папаши - ну, вы понимаете, со значением сказал Андре, мы же были пьяны, - тут я просто зааплодировал совершенно восхитительному человеконенавистничеству Дюмона: границ для него нет вообще и это очень здорово. 

Впрочем, сцена каннибализма, когда трое детишек с Ма Лютом жрут сырыми человеческие пальцы, а мамаша спрашивает, кто хочет ножку, мне показалась явно чрезмерной. Зачем они их сырыми-то жрут, почему приготовить нельзя?

Но эта сцена на самом деле довольно четко укладывается в понятие гиньоля - парижского театра ужасов, где сатира соседствовала с совершенно отвязным хоррором, где ничто не было слишком ужасным или слишком кровавым. 

Ну и тем более что ровно через четыре года после описываемых событий начнется Первая мировая, а уж в ней-то сожрут столько народу, что семейство Брефоров покажется ангелами небеснымии. 

В общем, мне очень понравилось, давно не получал такого удовольствия. Я, правда, не знаю, зачем этот фильм в России выпустили в прокат, ведь его прокатная судьба по определению должна быть совершенно незавидной. Наивные зрители пойдут на "комедию с Жюльет Бинош", тайно надеясь, что там где-нибудь в углу еще и завалялся Жан Рено, а получат совершенно абсурдистскую чернуху, с которой наверняка уйдут максимум через пятнадцать минут после начала. 

Это очень специфическое кино: массовому зрителю оно совершенно точно не понравится, а вот тем, кто любит подобный жанр, оно может показаться превосходным. Я люблю, мне очень понравилось, и я этот фильм обязательно буду пересматривать: чудаковатый Андре, восхитительный дирижабль инспектор Маршал (он еще полетает, вот увидите), взбалмошная Од, безумный Кристиан, суровый пролетарий папаша Брефор и уголовник Ромео Ма Лют - это что-то с чем-то, это заслуживает еще одного просмотра.  

Буду смотреть сериал "Малыш Кенкен", попробую посмотреть предыдущие фильмы Дюмона, мне очень интересно. 

Кстати, на этот раз критиков в восторг он не привел, хотя отзывы были в основном благожелательные. Из наград - только каннский приз за саундтрек Бруно Дюмона. Саундтрек и правда классный. 

Ну и должен отметить, что лицензионный перевод и озвучка выполнены на неожиданно очень высоком уровне. Замечательно подобрали голоса и манеру ключевых персонажей, попытались обыграть северное произношение семейства Брефонов - тот самый "язык шти", он же пикардский диалект, на котором был построен юмор чудесного фильма "Бобро поржаловать"

Вот только следователь Малфой у них почему-то превратился в Дану (типа "да ну"), а инспектор Маршал по аналогии зачем-то превратился в Нуда ("ну да") - вот это я не понял. В фильме инспектор называл Малфоя каким-то прозвищем, которое я идентифицировать не смог, но самого инспектора так и называли "инспектор Маршал". Причем тут Нуда - непонятно. Однако в остальном просто здорово сделано, молодцы.  

***

  Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
5
5
4
просто блеск 
решайте сами

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Этот фильм на "Кинопоиске"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (26) ]

Дата публикации: 10.11.2016

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в