Превосходство Борна / The Bourne Supremacy
12.08.2004 21186   Комментарии (0)
Бюджет: $75 млн.  Сборы по миру:  $126 млн
"Умом Россию не понять."
Тютчев.
"Сейчас Джейсона менты-то и отбуцкают за отсутствие московской регистрации."
Циничная фраза кота Бублика.

Совершив в свое время идентификацию, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) тихо и счастливо зажил со своей подругой Мари (Франка Потенте) в живописном районе Индии, куда так любят ездить туристы. Что еще надо двум молодым и симпатичным людям? Ничего, только небольшой бар и несколько сотен тысяч долларов в кубышке. Все это у них есть. И жили бы они долго и счастливо, но на студии Universal вдруг вспомнили, что "Идентификация Борна" по экранам прокатилась вполне успешно, ну и кроме того, у них приобретены права на экранизацию всех трех романов Роберта Ладлума, поэтому Джейсона на исходе двух лет тихой и мирной жизни в какой-то момент начали мучить кошмары. Перед глазами парня мелькали дорожные указатели на немецком языке, а также почему-то постоянно всплывали русские слова - матрьёшка, бальяльяка, пеуреустроуйка, - и типичные русские фамилии: Гоголь, Андропов и Нески.

В это время в Германии ФБР под руководством серьезной и очень суровой дамы по имени Памела Лэнди (Джоан Аллен) готовит секретную операцию по приобретению очень интересных документов, касающихся убитого русского олигарха Романа Нески (совпадение фамилии с кошмарами Джейсона Борна неслучайно, и это поймет даже полный идиот). Такие документы готов предоставить некий русский, причем цена вопроса названа с чисто русским размахом - три миллиона долларов. Однако ФБР не привыкло скупиться, когда дело касается всяких русских олигархов, поэтому сотрудники Бюро готовят денежки и в условленном месте встречаются с русским.

Памела очень многого ждет от этой операции. Ведь русский олигарх погиб очень странно: его застрелила жена в номере берлинской гостиницы, а следом сама покончила жизнь самоубийством. Лэнди внутренне чувствует, что с этим делом что-то не так: если жена застрелила Нески, то по идее дальше - живи себе в свое удовольствие! Зачем самоубиваться-то? Поэтому Памела пытается докопаться до сути, чтобы таким образом значительно повысить обороноспособность США.

Но тут над тенью Нески пролетела птичка Обломинго! В момент передачи денег и получения документов все высокие договаривающиеся стороны были убиты молодым человеком неприветливого вида, который до странности смахивал на Эомера из "Властелина колец", несмотря на то, что по национальности был русским, а вовсе не средиземцем. Причем неприветливость этого молодого человека была настолько вызывающей, что, покидая помещение, он везде разбросал кучу следов Джейсона Борна. По-русски это называется "подстава", и молодой человек данной стратегией владел в совершенстве.

И теперь - "ищет милиция, ищут пожарные, ищут давно, но не могут найти" - все более страдающего от навязчивых видений Джейсона Борна ищет и ФБР, и русские. ФБР хочет Джейсона поймать и допросить, а русские хотят Джейсона найти и замочить. Джейсон, как еще один русский по кличке Доцент, своим натренированным нюхом почувствовал опасность и решил свалить из благодатных индийских краев. Но неприветливый молодой человек - уже рядом! И это означает, что Джейсону еще битых полтора часа придется доказывать свое Превосходство!..

***

Как известно, с сиквелами заранее толком ничего не известно. Как правило, сиквелы бывают менее удачными, чем оригинал, но есть достаточно много свидетельств того, что сиквел получается даже лучше оригинала, ну или во всяком случае не хуже. Увы, в данном случае этого не произошло. В режиссерской команде произошла замена: Дуга Лаймана сменили на Гринграсса, - в результате чего фильм получился достаточно паршивым, несмотря на то, что внешние его атрибуты остались достаточно похожими на "Идентификацию Борна".

В чем основной прокол? Основного прокола там нет, потому что прокололись одновременно по всем направлениям. Во-первых, оригинальный роман Ладлума переиначили так, что от него не осталось вообще ничего. (Да, в первом фильме сценарий тоже далеко не в точности следовал роману, но не до такой степени.) В результате этого очень забавно читать анонсы, написанные до выхода фильма на экран, где жуется-пережевывается убийство китайского премьер-министра, вокруг которого якобы строится весь фильм, а в самой картине никаких китайцев нет и в помине. Во-вторых, переиначенный сценарий сделали скучным до невозможности: ах, Джейсона подставили, и он теперь весь фильм будет охотиться за подставлялой, а ФБР будет охотиться за Джейсоном. И все, более ничего!

В-третьих, для продолжения не придумали ничего нового, а только постарались использовать некоторые находки "Идентификации", слегка их испохабив. В-четвертых, от крутых драк первого фильма в "Превосходстве" не осталось почти ничего, за исключением вполне ожидаемого и просчитываемого от начала и до конца эпизода встречи Джейсона со старым знакомым-агентом, причем во втором фильме оператор при съемке исповедует странную манеру дрожмя-дрожать всей камерой, чтобы, вероятно, съемочная группа не сильно тратилась на постановку сцен поединков.

В-пятых, почти все актеры в фильме играют паршиво, даже Мэтт Дэймон, который мне обычно очень нравится. Но тут он сам, похоже, не понимал, что и как нужно играть в этой туповатой поделке, поэтому просто ходил туда-сюда, изображая нравственные терзания Фомы Кинияева (так написано у Джейсона в русском паспорте). Можно было ожидать, что классная и динамичная Франка Потенте внесет определенный оживляж в этот тухляк - ан нет, ее убили - уж простите этот спойлер - почти в самом начале фильма. Причем за такое дурацкое и вторично-восьмеричное убийство постановщиком самих нужно убивать максимально вторичным образом.

Ну и в-шестых, чтобы, вероятно, довершить этот разгром, композитора картине подобрали - просто не ходи купаться. Я обычно мало обращаю внимание на музыку, но тут она настолько не соответствовала происходящему, что мне пришлось спросить кота Бублика: "Ты тоже слышишь эту разухабистый умца-попс, исполняемый на домашнем синтезаторе за сто пятьдесят долларов, или мне чудится"?

Впрочем, одна более или менее впечатляющая сцена в фильме есть: гонка по Москве "Геландевагена" с плохим мальчиком Кириллом за "Новым желтым такси" с хорошим мальчиком Джейсоном Борном. Вот это снято вполне пристойно. Но гонка идет несколько минут, а эта тоска в общем и целом длится полтора часа, поэтому серьезным образом на оценку не влияет.

Но одно удивляет. В прокате фильм пошел даже лучше, чем "Идентификация", и рейтинг на IMDB у него вполне высокий. Что же такого я не разглядел в этом фильме, в отличие от американской аудитории? Шатания Борна по заснеженной Москве скорее заинтересуют российскую публику, нежели штатовскую. Прелесть невероятно прикольных (по тупости) диалогов на русском между изображающими русскую мафию чехом Карелом Роденом и новозеландцем Карлом Урбаном - также оценят только русские. А все остальное - тоска же смертная!

Впрочем, в нашем прокате фильм идет еще и с совершенно кошмарным переводом (эти деятели даже на русском нормально фразы построить не всегда могут, не говоря уж о том, что они там напереводили...), но я специально кусочек посмотрел на английском - картины мира это не изменило.

Резюмирую. Сиквел получился практически мертворожденный. На мой взгляд, нет смысла тратить время на просмотр этой скучнейшей бредятины... И это при том, что первый фильм мне вполне понравился. Зато второй разочаровал со страшной силой. Давить такие сиквелы, короче говоря...

***



© 1998–2024 Alex Exler
12.08.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3
Режиссерская работа 2
Сценарий 2
Кратко о фильме:
тоска зеленая
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 0