Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 
Субъективные заметки о фильмах
 
 
Фильмы:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  1-10
Персоны:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
 

Шизоидная драма "Донни Дарко" (Donnie Darko)
Режиссер - Ричард Келли. В ролях - Джейк Джилленхолл, Мэгги Джилленхолл, Джеймс Дюваль, Патрик Суэйзи, Дрю Бэрримор, Джейзи Маханнах, Джена Малоун. США. 2001. 118 мин. Бюджет: $4,5 млн. Сборы в США: $1,2 млн.

Каждый человек умирает в одиночестве.
Бабушка Смерть

Донни Дарко (Джейк Джилленхолл) - вовсе не герой из комиксов. Это обычный американский паренек, живущий со своей семьей в маленьком городке. Семья тоже самая обычная: папа, мама, взрослая сестра (Мэгги Джилленхолл) и младшая сестра. Впрочем, у Донни есть свои мелкие особенности. Он шизофреник. К Донни периодически является некое существо по имени Фрэнк (Джеймс Дюваль), которое то зовет его куда-то, то просит о чем-то.

Однако просьбы и призывы Фрэнка, как выяснилось, имеют под собой вполне четкую подоплеку. Как-то раз Фрэнк вызвал Донни из дома ночью, и, когда Донни сомнамбулически гулял по площадкам для гольфа, на дом семьи Дарко непонятно откуда свалилась турбина самолета. Прямо на комнату Донни. К счастью, никто не пострадал, но если бы Донни находился в своей комнате - одним шизоидным подростком на свете стало бы меньше.

Во время встречи на поле для гольфа Фрэнк, прячась за свою маску кролика, заявил Донни, что этому миру осталось жить всего-то 28 дней 6 часов 42 минуты 12 секунд. Но что конкретно должно произойти, кроме того, что разверзнутся хляби небесные, - Фрэнк не говорит. Зато выдает Донни всякие задания - например, затопить школу, рубануть топором знаменитую школьную скульптуру-талисман и так далее.

Донни подчиняется, потому что знает, что Фрэнк ни о чем не будет просить просто так. Кроме того, Донни раздумывает над тем, почему этому миру должен прийти конец и можно ли как-то этот мир спасти. Да, Донни Дарко - вовсе не герой из комикса, но кто-то же этот мир должен спасать, не так ли?

Ну а далее будет идти череда всяких разнообразных событий. В класс Донни придет новая девочка - Гретчен Росс (Джена Малоун), и парень поймет, что ради такой девочки можно сделать даже большее, чем просто спасти этот чертов мир. Учительница литературы Кэрен Померой (Дрю Бэрримор) будет проходить с ребятами повесть Грэма Грина, и это приведет к ее увольнению, потому что местное начальство посчитает книгу непристойной. Местная знаменитость Джим Каннингем (Патрик Суэйзи) при горячей поддержке местной училки Китти Фармер будет втюхивать школьникам свое пособие о том, как побороть свой страх и обрести любовь. Но Джиму не повезет: Донни Дарко, хотя он действительно очень хочет побороть свой страх, не доверяет этому Каннингему, чувствуя в мужичке гнилое нутро, поэтому рекламная акция обернется полным крахом.

Параллельно Донни обнаружит порталы, представляющие собой червоточины во времени, благодаря которым, возможно, можно совершать временные путешествия - то, о чем в свое время писала жительница их городка Роберта Спарроу, ныне известная как Бабушка Смерть. Может быть, с помощью этих порталов можно будет спасти этот мир?

***

Очень необычное кино. Режиссеру Ричарду Келли, когда он его снял, было всего 26 лет. (Да и снята картина была всего за 28 дней.) В фильме Ричард, как он сам говорил в интервью, постарался отобразить свои детские страхи и фобии, снабдив их мистическим и фантастическим окружением. Что интересно, в картине действие происходит в 1988 году - когда самому Келли было ровно 13 лет.

Несмотря на то что в "Донни Дарко" проглядывают отсылки и цитаты из примерно 45 фильмов, среди которых полно молодежных триллеров и ужастиков, это вовсе не пародия на молодежные триллеры и ужастики. Наоборот, это очень серьезное, мрачное и даже депрессивное кино, сделанное, однако, с весьма зрелым уровнем мастерства, которое трудно ожидать от молодого режиссера-дебютанта.

Келли, включая в фильм почти бесконечные перепевы и цитаты давних и не очень сюжетов из других фильмов, весьма рисковал. Потому что это чистой воды хождение по проволоке. Чуть левее наклон - упадешь, пропадешь, в том смысле, что скатишься почти к пародии, и, если это начнет вызывать смех, фильм сразу можно будет хоронить, ибо он не задуман пародией. Келли нужно было то ли освободиться от своих детских страхов, то ли просто рассказать о них - он это сделал, причем очень ярко и убедительно.

Шизоидный компонент по имени Фрэнк появляется в костюме и маске зайца, похожего то ли на мартовского зайца из "Алисы в стране чудес", то ли на зайца-пришельца с загадочной планеты J-Rabbit. При всей гротескности персонажа смешным он не выглядит ни разу: наоборот, он очень страшен, потому что говорит страшные вещи. Вот как-то веришь ему, что этот мир накроется через 28 дней 6 часов 42 минуты 12 секунд - уж больно убедительно он это говорит.

Порталы во времени, представленные в виде полупрозрачных червяков, вылезающих из солнечного сплетения людей, напоминают "Скользящих", однако и в этом нет ничего смешного или раздражающего.

Очень хорошо показана школа, в которой учится Донни, - несмотря на то что демонстрируется она как бы сквозь призму восприятия слегка сбрендившего мальчика, школа до боли знакомая: туповатый директор, пляшущий под дудку истеричной училки; трусливый физик, боящийся расспросов Донни; прогрессивная учительница литературы, которую обязательно выгонят, ибо она не нравится той самой истеричной училке; сама истеричная училка, фанатка "учения" местного жулика-извращенца; ну и детишки - пара юных уголовников, пара озабоченных придурков, зашуганная до предела китаянка и умненькая девочка из неблагополучной семьи. В общем, все как обычно, школа как школа.

Актеры в фильме подобраны вполне грамотно. Донни Дарко изначально должен был играть Джейсон Шварцман (они с Джилленхоллом по типажу весьма похожи), но он не сумел выкроить время из своего расписания, в результате чего роль досталась Джейку Джилленхоллу. Он сыграл весьма достойно: в глазах парня, несмотря на всю его заторможенность, отстраненность и постоянное погружение в собственные страхи и фобии, мысль видна очень хорошо.

Понравилась Дрю Бэрримор в роли учительницы литературы. (Кстати, Дрю еще и исполнительный продюсер этого фильма.) Роль небольшая, но вполне заметная. Впрочем, Бэрримор мне везде нравится.

Порадовало неожиданное появление Патрика Суэйзи, который снимается довольно редко. Впрочем, роль у него здесь совсем эпизодическая и не сильно яркая, но приятно видеть, что за прошедшие со времен "На гребне волны" десять лет Суэйзи почти совсем не изменился.

Но основные комплименты все-таки создателям фильма. Поставлена картина весьма интересно, ярко, а главное - оригинально. На фоне попкорново-блокбастерных поделок - как свежий, слегка мистический ветер. Совершенно потрясающе подобрана музыка, отличная работа оператора и художников.

А главное - многоплановость! Фильм очень многослойный, многожанровый, причем здесь как раз тот самый случай, когда разнообразие жанров подчиняется общей задаче и не выглядит беспорядочным нагромождением. Этот режиссер, во-первых, знает, чего он хочет, а во-вторых, умеет изложить свои мысли и выразить свои чувства.

О чем этот фильм? О юношеских страхах, о привычной жестокости этого мира, о том, что мир все-таки есть за что спасать. И о жертвоприношении. Хочешь спасти этот мир - принеси себя в жертву. Других вариантов нет. Почему-то никто не заметил, что "Донни Дарко" этим мотивом весьма перекликается с "Жертвоприношением" Андрея Тарковского. А ведь явно перекликается.

Резюмирую. Очень сильное, необычное и оригинальное кино, несмотря на большой набор цитат из знакомых фильмов, которое я посмотрел с большим удовольствием. Что там дальше сделал Ричард Келли? Был автором повести и сценария довольно невнятного и совершенно одноразового боевичка "Домино"? Жаль, очень жаль. У этого парня был виден огромный потенциал. Но Голливуд, судя по всему, все-таки его постриг под свою гребенку, ну или уложил в свое прокрустово ложе. Увы и увы. Впрочем, посмотрим, что он еще снимет. Может, все не так уж и плохо.

Кстати, в прокате фильм провалился. Правда, в основном за счет совершенно неправильного позиционирования его прокатчиками. Выставлять "Донни Дарко" как молодежный триллер - что может быть глупее? В результате на фильм пошла совершенно не та публика, которой он был предназначен, и зрители были, что называется, глубоко разочарованы. Правда, когда картину выпустили на видео и DVD, она все-таки нашла своих поклонников и теперь на IMDB занимает аж 95-е место в Top250, с чем лично я вполне согласен - на редкость яркое кино.

***






***

Оценки по пятибалльной системе

Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4+
Кратко о фильме хорошее кино
Нужно ли смотреть вполне можно

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма
Русский сайт фильма
Этот фильм на сайте IMDB
Рецензии на "Киномане"
Рецензия Тархановой

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм


   Оцените фильмОцените рецензию
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
[ комментарии (3) ]

Дата публикации: 13.03.2006

 Версия для печати
 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг от Экслера
Рейтинг рецензий
Рейтинг фильмов
Список рецензий
Оригинальные названия
RSS-лента
Рассылка
Архив
Форум
Поиск по сайту
Избранное
IMDB
Кинопоиск

Кинозлодей
BoxOfficeMojo
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в