Братья Систерс / The Sisters Brothers
21.01.2019
Драма, США, 2018, 121 мин.
8,0
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг Экслера: 8,0
Экзистенциальная драма под видом вестерна - длинно, классно, необычно и здорово.
Отзыв кота Бублика

Дикий Запад «Братьев Систерс» не просто бессмыслен, но и бесплоден, как бесплодны любые усилия всех до одного участников действия. Револьверы — те, да, осечек не дают. Но вот судьба — сплошная цепь осечек.
Михаил Трофименков

Америка, середина XIX века, времена золотой лихорадки в Калифорнии. Два брата Систерс Илай (Джон Си Райли) и Чарли (Хоакин Феникс) - охотники за головами и наемные убийцы. Они работают на человека, которого называют Коммодор (Рутгер Хауэр). В качестве очередного задания Коммодор отправляет братьев по следу некоего ученого-химика Херманна Ворма (Риз Ахмед), которого они должны убить. Коммодор утверждает, что Ворм у него кое-что украл. 

Также по следу Ворма идет сыщик-наводчик Джон Моррис (Джейк Джилленнхол), работающий на Коммодора. Моррис должен отыскать и задержать его, а братьям Систерс предстоит забрать Ворма у Морриса и убить его. 

Однако выясняется, что это не Ворм что-то украл у Коммодора, а Коммодор собирался отобрать у Ворма секретную формулу вещества, которое позволяет обнаруживать золотые самородки в горных речках и добывать золото в промышленных количествах. 

После знакомства с Вормом и выяснения ситуации Джон Моррис решает, что не будет отдавать химика братьям, а организует с Херманном совместное предприятие. Но по их следу идут и братья Систерс, и другие головорезы. 

***

Идея создания данного фильма возникла у актера и продюсера Джона Си Райли. Джон вместе со свой женой Элисон работал над фильмом "Терри", который был поставлен по произведению канадского писателя Патрика ДеВитта. После окончания работы над фильмом супруги спросили у Патрика, нет ли у него еще какой-нибудь повести, которую можно экранизировать. И Патрик передал им рукопись "Братьев Систерс" - книги, которая еще даже не была опубликована. 

Повесть произвела большое впечатление и на Джона, и на Элисон, и Джон решил, что он хочет сыграть Илая. А на роль Чарли Джон с Элисон решили пригласить Хоакина Феникса, с которым Джону давно хотелось поработать вместе. Они лично не были знакомы, но имели общего друга - режиссера Пола Томаса Андерсона. 

Хоакин согласился, и тогда Джон с Элисон стали подбирать режиссера. Они очень не хотели, чтобы это был традиционный американский вестерн, потому что им как раз и понравилось то, что литературный источник никак не походил на обычные вестерны, и тогда Элисон предложила кандидатуру Жака Одиара - французского режиссера и сценариста (кстати, он писал сценарий к "Профессионалу" с Бельмондо), который, по мнению Элисон, мог бы снять именно реалистичный фильм, а не то, что обычно подразумевается под вестернами. 

Жак Одиар принимал деятельное участие в написании сценария, и в сравнении с книгой там есть серьезные изменения (например, персонаж Ворма в книге был совершенно другой), да и диалоги братьев стали немного более глубокими, потому что в книге они говорят как двенадцатилетние подростки.

Что в итоге у них получилось? По трейлеру представляешь, что эта такая черноюморная комедия о двух братьях-убийцах, да и название "Братья Сестры" говорило о комедии. Однако в реальности это экзистенциальная драма, в которой, кроме непосредственно сражений и убийств, много чистой психологии и рефлексии. Но одновременно тут есть и некоторые черноюморные эпизоды. 

"Братьев Систерс" сравнивают с коэновской "Балладой Бастера Скраггса", которая была показана на том же "Венецианском кинофестивале 2018", где Жак Одиар с "Братьями Систерс" получил "Серебряного льва" за лучшую режиссерскую работу, а "Баллада Бастера Скраггса" взяла приз за лучший сценарий. 

Но, на мой взгляд, с "Балладой" этот фильм мало что роднит, скорее тут уместнее вспомнить коэновскую же "Железную хватку", которая по стилю значительно ближе. 

Дуэт братьев Систерс - совершенно изумительный. Ужасная детская травма, большая привязанность друг к другу, притом что они - очень и очень разные. Младший Чарли - совершенно безбашенный. Он крепко пьет, любит побезобразничать и не мыслит себе какой-то другой жизни. Старший Илай, напротив, склонен к рефлексии, мечтает завязать с этим занятием и завести семью. Он добрый, немного сентиментальный, тяжело переживает смерть своей лошади, но для него не составляет труда пристрелить несколько десятков человек - в конце концов, это просто их работа. 

Оба персонажа сыграны Джоном Си Райли и Хоакином Фениксом просто великолепно. Характеры прорисованы очень ярко и со множеством интереснейших мелочей. Также прекрасно показано то, как менялись братья в процессе всей этой истории и к чему они в конце концов пришли.

Джон Си Райли рассказывал, что во время съемок они с Хоакином много времени проводили вместе и после окончания съемочного дня. Гуляли по городку, ходили в горы и часами могли бродить рядом друг с другом, даже не разговаривая, - становились таким образом братьями Систерс. 

Меньшее экранное время уделено химику-идеалисту Ворму, которого отлично сыграл Риз Ахмед (сцена, когда он рассказывает Джону Моррису о том, что с ним сделают братья Систерс, - очень пронзительная), и детективу с явными литературными дарованиями, замечательно сыгранному Джейком Джилленхолом. Тоже очень интересная пара, достойная своего отдельного фильма. 

Ворм рассказывает Моррису о своей мечте создать в Далласе фаланстер - эдакую утопическую коммуну, в которой жители будут обеспечены всем необходимым, в которой все будет по справедливости и не будет насилия. Ну, что-то типа израильского кибуца. В реальности попытки создать фаланстеры несколько раз предпринимались, но ни один из них не просуществовал более двенадцати лет. (Замечу, что с кибуцами история интереснее, но тем не менее большинство из них убыточны и существуют только за счет дотаций.)

В фильме много красивых видов, да и вообще природа показана очень эффектно, однако меня во время просмотра как-то не отпускала мысль, что пейзажи мне хорошо знакомы и что они конкретно неамериканские. Ну и когда после просмотра читал интервью, выяснил, что в Америке снимать было дорого, да и привычные пейзажи напоминали бы традиционные вестерны, поэтому снимали на юге Испании в районе Альмерии, где я проезжал несколько раз. Также еще снимали в Румынии, но где конкретно - не знаю.   

Также очень понравилось то, как в картине подошли к показу быта тех времен: как быстро строились и развивались поселки и городки, чем люди пользовались, как передвигались, как в их жизнь постепенно стала входить зубная щетка. Эпизод с приездом братьев в тогдашний Сан-Франциско, который на фоне маленьких городков казался каким-то Вавилоном, - он очень эффектный. 

Ну и отмечу совершенно замечательное музыкальное сопровождение, созданное  французским композитором Александром Деспла, обладателем "Оскара" за саундтреки к "Форме воды" и "Отелю "Гранд Будапешт".

И обратите внимание на то, насколько это вообще не вестерн. Нет никакого невозмутимого и непроницаемого Героя, во внутренний мир которого обычно заглянуть невозможно. Нет никакого Злодея, которого герой в конце фильма должен прищучить. (Коммодор на Злодея никак не тянет, да и прищучить его не удастся.) Есть поразительная открытость главных персонажей, которых ты после просмотра уже знаешь как облупленных. Есть интереснейшая история химика и детектива-литератора. Да какой это вестерн? Нарушение всех законов жанра, что и хорошо! 

Это очень незаурядное кино. Слегка, на мой взгляд, затянутое, но авторское, оригинальное и с блестящими актерскими работами. Также оно оставляет очень хорошее послевкусие. Очень рад, что его не пропустил.  

P. S. Послушал дубляж. Мне не понравилось: и в самом переводе некоторые тонкие моменты слегка переврали, да и голоса озвучки не слишком подходят персонажам картины.

© 1998–2019 Alex Exler
21.01.2019
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
экзистенциальная драма под видом вестерна
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 48

Очень интересно было бы почитать рецензию на "Тебя никогда здесь не было", там тоже Феникс.
09.02.19 20:34
0

На самом деле, в последние годы было снято столько «чего-то под видом вестерна», «баек из техасских склепов» и «деконструкций жанра», что фильмы, радующие чистотой жанра, типа «Великолепной семёрки» Фукуа, увлекают куда больше. И здесь, как мне кажется, режиссёр стремился всё-таки расписаться именно в любви к жанру, но у него дело дальше мрачной тягомотины не пошло. Просто жанр, эпоха, как и сама линия «Джилленхола-Ахмеда» явно притянуты за уши (хотя игра Джилленхола и финал этой линии – это наверно, самое лучшее и драматичное, что есть в фильме). Понятно, что режиссёр следовал букве романа, но ведь и романы адаптируются. Хотя, с другой стороны, возможно здесь именно антураж Грязного Запада призван скрасить явную банальность истории. Но, простите, если это серьезная драма, то откуда эта сказочная идея про реагент, который чутка плеснул в реку, и все замерцало, как в сказках Роу…. Да, насколько мне известно, химические способы выделения золота появились уже в середине 19 века, но, как обычно в начале любых открытий, это был многостадийный процесс, в котором использовались огромные чаны, тонны реагентов. Почему бы герою Ахмеда не изобрести тогда чудо-револьвер, делающий 100 выстрелов в секунду или манок, на который бы сбегались все окрестные еноты? Так что, на мой взгляд, фильм не состоялся ни как драма, ни как вестерн. Любое «Сильверадо» или «Последний из могикан» в жанре уделывают его левой пяткой. Ну а если хочется увидеть банальнейшее «роуд-муви» про уставших киллеров, так их тоже хоть лаптём хлебай. Ну и конечно, нельзя не сказать про навязчивый «драматизм». Как показали «Поезд на Юму» и, тем паче, «Непрощённый», чтобы продемонстрировать трагизм ситуации, необязательно в каждом кадре совать под нос зрителю грязных мрачных героев, уныло бредущих два часа от одного запущенного городка к другому. Это как скрытый стёб и самоирония в «Быстром и мёртвом» Рейми – и навязчивая клоунада фильмов Хилла - Спенсера. При этом, повторюсь, фильм не окончательно плох, в нем есть и мощные (отдельные) сцены и хорошие (отдельные) актёрские работы, но даже сильной работой я бы это не назвал. Ну, это моё личное мнение, я его никому не навязываю)
02.02.19 18:02
2

После ваших пятёрок и рецензии я ожидал впечатления как от Коэнов, Мертвеца или Андерсона. Не понравилось, совсем. Нудно. Нет магии, как в Фарго или Мертвеце. Какой-то телефильм.
28.01.19 01:39
2

Феникс, уверен, ещё в Джокере осенью этого года покажет весь свой актёрский дар.
24.01.19 01:02
0

Я тоже не сомневаюсь. Отличный актер.
27.01.19 01:17
0

В рецензии медузы читал про наследие Одиара «Мертвецу» Джармуша в данной картине, кто смотрел, есть что сказать?
23.01.19 01:07
0

Кстати недавно пересматривал Мертвеца и могу сказать, что уровни фильмов несравнимы. В Мертвеце совершенно гениальный сплав видеоряда и звукового сопровождения. А здесь, как верно подметил agonyzer, нудно.
28.01.19 16:32
0

Немного притянуто за уши, но по настроению как-то сравнить можно, да.
27.01.19 01:18
0

сценарий к Профессионалу писал отец Жака Одияра, Мишель Одиар, почему-то постоянная путаница идет.(
22.01.19 14:54
0

Вообще-то оба писали - и Жак, и Мишель. Поэтому нет никакой путаницы.
23.01.19 15:33
0

Если верить базам, то оба писали. На imdb за отцом - диалоги, за сыном и режиссером фильма - адаптация романа.
22.01.19 17:03
0

поняла, распределили работку на двоих)
24.01.19 00:59
0

Именно так :)
27.01.19 01:17
0

Вот честно сказать, фильм средний. Ничего "мощного" я не увидел. Обосную.
Можно условно провести параллели с действительно мощным "Залечь на дно в Брюгге".
Два киллера (один бесшабашный, второй добрый и грустный), конфликт с начальством. Но в "Залечь на дно в Брюгге" всё на пару уровней выше. Актерская игра, уровень драмы, диалоги. И там два киллера в концовке получают в итоге по заслугам. А здесь какой-то немного странный хэппи-энд, я даже титры до конца промотал, не верил, что так фильм закончится))
Только спустя примерно 30-40 минут после начала фильма я таки узнал Хоакина Феникса)
И даже Рутгеру Хауэру ни одной реплики не выделили) Хотя могли бы наверное сделать все-таки сцену, где он, напутствуя очередную банду головорезов, стучит кулаком по столу и орет: "Разберитесь с этими негодяями!"
22.01.19 07:11
0

И даже Рутгеру Хауэру ни одной реплики не выделили) Хотя могли бы наверное сделать все-таки сцену, где он, напутствуя очередную банду головорезов, стучит кулаком по столу и орет: "Разберитесь с этими негодяями!"

Скорее: "Дак поспешите. На приисках только и разговоров, что о реагенте, как он, погружаясь в воду, подсвечивает золото."
Кстати, в эпизоде узнал актрису из первого сезона Фарго.
ilq
28.01.19 08:16
3

В прокате фильм, увы, провалился, десятка сборов против 38 бюджета.
22.01.19 06:13
0

А где данные по бюджету и по сборам? Я нигде не нашел.
23.01.19 15:35
0

Отличный фильм!!!
22.01.19 05:27
0

О, только вчера смотрел его. В дубляже, кстати, босса назвали Командором :) Все понравилось, кроме эпизода с ядовитым пауком. Вот зачем, а?
P.S.: из недавних новинок крайне советую посмотреть "Ничего хорошего в отеле Эль Рояль". Там ничего хорошего... но смотреть интересно :)
21.01.19 22:01
0

В дубляже, кстати, босса назвали Командором :)


В оригинале тоже Командор.
22.01.19 07:59
0

В оригинале Коммодор. Что вообще-то легко проверить по касту.
23.01.19 15:34
0

Коммодор в оригинале.
23.01.19 15:17
0

советую посмотреть "Ничего хорошего в отеле Эль Рояль". Там ничего хорошего... но смотреть интересно
смотреть не советую - затянутый недотарантино. не интересно.
22.01.19 01:12
0

Все понравилось, кроме эпизода с ядовитым пауком. Вот зачем, а?

Он в книге был. Только по-другому - в сапоге укусил. И там потом целый ряд событий, включая дантиста и покупку зубной щетки. В кино все поменяли.
21.01.19 23:10
0

ОК. Кстати, 2-й сезон "Карателя" вышел :) Я сам еще не досмотрел, но все критики и зрители просто захлебываются от восторга.
22.01.19 21:54
0

Знаю, обязательно буду смотреть.
22.01.19 22:19
0

Очень, повторяю - очень редко мое мнение совпадает, но тут 100% лучше и не опишешь. Да, с самого начала есть кое какая затянутость, но в конце уже это не играет никакой роли.
Среди всего дешевого и не настоящего что нынче выходит, приятно было увидеть это. И Баллада понравилась, не меньше, хоть и не все истории понял до конца.
21.01.19 20:04
0

И Баллада понравилась,
Мне баллада тоже понравилась, хотя первая вызвала недоумение. Хорошо, что продолжил смотреть.
21.01.19 20:55
0

фильм отличный если бы не знал,то б думал что это сняли Коэны
21.01.19 17:48
0

Ну, по стилю похоже, да.
21.01.19 23:09
-1

посмотрел трейлер с недоумением. ничего не понятно Неужели нельзя было нормальный трейлер снять?
21.01.19 14:18
-1

Очень качественно передали дух времени.
Под конец затянули фильм, после просмотра понимаешь, ну на один раз пойдет.
21.01.19 13:54
0

Очень качественно передали дух времени.

Ну в общем тот дух наврядли кто-то помнит лично, но вот типических вестерн-косяков, типа попаданий вслепую и бесконечного боезапаса там нету, во время перестрелок герои перезаряжались, меняя целиком барабан револьвера на запасной заряженный ранее (патронов ведь в то время еще не было) - вполне достоверно. А вот когда и где изобрели зубную щетку и внедрили в массы - тут даже не знаю...
23.01.19 23:32
0

Очень качественно передали дух времени.
А, ты из этих? Ну, "на фото 19 века хипстер со смартфоном"? :)
21.01.19 20:56
1

Отличный дуэт получился
21.01.19 13:27
0

Кин понравился, хоть и довольно неспешный.
Си Райли очень хорошо сыграл. Прям разорвал шаблон себя как актера комедий.
mmx
21.01.19 11:33
0

Фамилия композитора "ДеспЛа". ЕМНИП.
21.01.19 11:27
0

Поправил, спасибо.
21.01.19 11:39
0

Читал книгу - отличная, все никак до фильма не доберусь.
21.01.19 11:17
0

Описки поправил, спасибо.
21.01.19 10:53
0

"В реальности попытки создать фаланстеры несколько предпринимались, но"
несолько _раз_?
21.01.19 10:33
0

Алекс, Ризу в одном месте приписана фамилия АхмеТ -- "...которого отлично сыграл Риз Ахмет".
21.01.19 10:27
0

"попытки создать фаланстеры несколько предпринимались"
Пропущено слово?
21.01.19 10:15
0

"После окончания над фильмом" - звучит смешно, видимо пропущено "работы"
21.01.19 10:07
0

"да и диалоги братьев стали заметно более глубокими, потому что в книге они говорят как двенадцатилетние подростки."

Книгу не читал, но в фильме они изъясняются как натуральные гопники большую часть времени. Особенно по контрасту с Моррисом это заметно. Хотя Моррис как раз в другую сторону перебор - почти дословно Ральфа Уолдо Эмерсона цитирует. Одно удовольствие лингвистическое. Подозреваю, что в дубляже это все потеряли. Если по-нормальному делать, то стиль Морриса должен напоминать "Бедную Лизу" Карамзина или что-то в этом роде.
21.01.19 10:05
0

Книгу не читал, но в фильме они изъясняются как натуральные гопники большую часть времени.

Именно. Но все-таки не как подростки. В книге диалоги слегка по-другому выглядят.
21.01.19 10:18
0

Чарли -Хоакин Феникс! Вот уж и правда, а слона-то я и не заметил. Пока смотрел - даже мысли не возникло...
21.01.19 09:27
0

Да ладно, вроде на себя похож вполне. А я вот Рутгера Хауера уже задним число признал, хотя у него, конечно, экранного времени минуты две, из них полторы - в гробу.

А фильм просто замечательный, долго меня не отпускал.
21.01.19 09:58
0