Человек, который убил Дон Кихота / The Man Who Killed Don Quixote
27.05.2019 43446   Комментарии (32)
Фэнтези, 2018, 132 мин.
6,5
Рейтинг IMDB: 6,5
Рейтинг Экслера: 6,5
Сборы по миру:  $2,2 млн
Зря он все-таки не убил этого Дон Кихота лет тридцать назад.
Сожаление кота Бублика

Это Терри Гиллиам, а значит острая сатира. Дон Кихот - это Трамп, который олицетворяет США. Европа- прекрасная Анхелика. Её имеет русский олигарх, заставляя слизывать десерт с сапога. Продюсер - это Британия, которая ловко жонглирует интересами и подкладывает жену Восточную Европу, под кого надо. Есть мусульмане, есть христиане. Есть евреи. Гиллиам перемешал все в одном котле , как это делал еще в Монти пайтон. Он смотрит на безумие глазами себя. Глазами здравомыслящего человека. Финал картины- мировой порядок горит в огне. Пожар устроили действующие на сцене персонажи. Перед титрами видим апокалипсис. Мертвая пустыня. Новый дон Кихот, но сценарий остается прежним.
Зритель

И еще - Адам Драйвер должен быть по гроб жизни благодарен Гиллиаму. Эта его роль - шанс, что он до конца жизни будет кем-то другим, кроме "лопоухого из звездных войн".
Nettler
 

Тоби Граммет (Адам Драйвер) - скучающий режиссер весь в белом, который когда-то начинал в авторском кино, а потом пошел зарабатывать деньги во всякую коммерцию. Тоби со съемочной группой находится на юге Испании: они снимают рекламу с героями знаменитейшего романа Сервантеса - Дон Кихотом и Санчо Пансой. Но невесел Тоби весь в белом. Нет у него ни настроения, ни вдохновения. Декорации часто ломаются, у местных испанцев постоянная маньяна, и они ни черта не могут сделать, продюсер режиссера (Стеллан Скарсгард) на него давит - в общем, все как-то не слава богу, и Тоби утешается тем, что трахает Джеки (Ольга Куриленко) - шлюховатую жену продюсера. 

Как-то раз во время ужина с японскими инвесторами Тоби видит у торговца-цыгана диск с черно-белым фильмом "Человек, который убил Дон Кихота". И Тоби вспоминает, что это его студенческий фильм, который он когда-то давно снимал где-то в этих краях в местечке Los Sueños. 

Тоби проверяет по карте - и точно, этот городок находится буквально в двух шагах. Тогда режиссер одалживает у своего ассистента мотоцикл и едет в тот город проведать двух актеров из местных жителей: сапожника Хавьера (Джонатан Прайс), который в том фильме сыграл Дон Кихота, и красавицу Анхелику (Жуана Рибейру), дочку местного трактирщика, в свое время изобразившую прекрасную Дульсинею.

Однако выясняется, что с его героями все не слава богу. Анхелика уехала в Мадрид становиться звездой, а в результате стала проституткой из эскорт-услуг, ну а Хавьер и вовсе сбрендил: он теперь совершенно серьезно считает себя странствующим рыцарем Дон Кихотом, а Тоби принимает за Санчо Пансу. 

***

Данный проект - наверное, самый известный кинематографический долгострой. Терри Гиллиам задумал его еще в конце восьмидесятых. Он начал работать над сценарием, продюсер Джейк Эбертс пообещал найти деньги, однако Гиллиам вскоре увлекся другой идеей и стал снимать "Короля-рыбака". 

Далее он поставил картину "12 обезьян", на волне успеха которой решил вернуться к "Дон Кихоту". Финансирование было найдено, и в 2000 году Гиллиам даже приступил к съемкам в Испании. Дон Кихота играл французский актер Жан Рошфор, а в роли режиссера, который, по тогдашней версии сценария, попадал в XVII век, где встречался с настоящим Дон Кихотом, был Джонни Депп, который у Гиллиама сыграл в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе". 

Однако съемочную группу тогда преследовали всякие несчастья: Жан Рошфор повредил спину, природные катаклизмы уничтожили отстроенные было декорации, финансирование прекратилось - в общем, съемки пришлось остановить и студия потом долго взыскивала со страховой компании убытки. А Гиллиам в 2002 году снял о всей этой истории документальный фильм "Затерянные в Ла-Манче". 

Споры со страховой компанией были урегулированы к 2006 году, и Гиллиам даже объявлял о перезапуске проекта, однако с этим и тогда ничего не получилось, и в 2010 году ничего не получилось, и в 2014-м, и в 2015-м. Причем на разных этапах объявлялись разные актеры на роли Дон Кихота и Санчо Пансы: Дон Кихота могли сыграть Шон Коннери, Роберт Дювалл и Майкл Пэйлин, а на роль Санчо Пансы (режиссера) рассматривались также Юэн Макгрегор и Дэнни ДеВито. 

Казалось бы, налицо явно "проклятый" проект, о котором проще уже забыть, потому что из подобных "долгостроев", как правило, не получается ничего хорошего. Кроме того, интерес публики столько раз был подогрет, а потом, так сказать, разогрет, что тут уже запросто может сработать синдром обманутых ожиданий. 

Тем не менее Гиллиама ничто не могло остановить - это стало уже глубоко личным делом. Поэтому он нашел финансирование проекта, причем в этом участвовало аж пять стран, и в 2017 году картина все-таки была снята и смонтирована. 

И с ней опять-таки было все не слава богу: эта картина должна была вне конкурса закрывать программу Каннского фестиваля, однако португальский продюсер картины Паулу Бранку обратился в суд с требованием запретить показ. Показ картины не запретили, но Гиллиам лишился авторских прав на этот фильм и должен был заплатить Бранку 10 тысяч евро: в итоге 78-летний режиссер получил сердечный приступ и это тоже чуть было не сорвало премьеру. Но в результате картину все-таки показали. 

Кстати, с этим Бранку была очень мутная история. Он во время очередного финансового кризиса на съемках пообещал Гиллиаму финансирование в обмен на авторские права, договор был подписан, но денег Бранку так и не предоставил - Гиллиам нашел других инвесторов. Но то ли договор был так хитро составлен, то ли еще что - в результате Гиллиам прав и лишился. Вот уж действительно - проклятый проект. 

Так что в результате у Гиллиама получилось? Ну, скажем так, в этой картине нет ничего, чего раньше бы у Гиллиама не встречалось. Парочка Дон Кихот с Тоби - вариация Джеффа Бриджеса и Робина Уильямса из "Короля-рыбака". Джонатан Прайс в доспехах - он же в лучшем фильме Гиллиама "Бразилия". Перемещения из реальности в какие-то фантасмагоричные пласты - "Воображариум доктора Парнаса". Ну и в некоторых эпизодах слегка проблескивают старые добрые Монти Пайтоны, в составе которых Гиллиам снял такие фильмы, как "Монти Пайтон и священный Грааль" и "Смысл жизни по Монти Пайтону". 

Конечно же, в картине для режиссера много чисто личного. Гнет продюсеров, взаимоотношения творца и инвесторов, творческие кризисы, чем можно жертвовать ради того, чтобы сделать все так, как ты считаешь нужным, и так далее. Однако там немало моментов, которые кажутся совершенно лишними: всякие нелегальные мигранты-марокканцы, террорист-смертник, за которого принимают бородатую женщину, упоминания Трампа и совершенно поразительный образец дурновкусия - рюсський водочный король Альоша Мишкин, который проститутку-Дульсинею заставляет слизывать со своего ботинка крем от пирожного. Впрочем, блядовитая жена тупого продюсера, которая возбуждает Тоби криками "Я - жена босса", сыгранная Ольгой Куриленко со своим обычным уровнем полнейшей бездарности, она из той же серии. 

В результате картина получилась - как лоскутное одеяло. Много всего разного из его старых фильмов, а ничего нового я, к сожалению, не увидел. Тот же "Воображариум", будучи довольно неряшливым и сумбурным чисто сюжетно, чем-то все-таки завораживал, а вот в "Дон Кихоте" у меня с завораживаемостью как-то не сложилось. Тем более что и переходы туда-сюда делались довольно примитивно: вот Тоби упал, вот он головой ударился, а вот он, оказывается, просто спал. 

В фильме, конечно же, обыгрываются основные сюжетные ходы оригинального романа: бой с мельницами, протыкание Дон Кихотом бурдюков с вином, нападение на стадо овец, сражение с другим рыцарем, под личиной которого скрывался хорошо знакомый Дон Кихоту человек, ну и различные приключения Дон Кихота с Тоби в огромном замке, купленном рюсським водочным олигархом, где проходит костюмированная вечеринка: на ней все ублажают водочного олигарха, потому что он должен дать денег, и насмехаются над Дон Кихотом, которого пора уже пришибить - хотя бы из простого человеколюбия. 

И вроде бы замысел Гиллиама хорошо понятен, и аллегории вопросов не вызывают, но смотреть это, если честно, скучновато. Кроме того, лично мне мешало то, что Тоби играл Адам Драйвер. Он вообще актер хороший и характерный: при своей почти полной безэмоциональности образы создает интересные. Но мне показалось, что для данной роли все-таки требовался актер, который смог бы в эту слегка психоделическую картину привнести должный элемент безумия. Вот Джонни Депп такое бы сделать сумел. Да и Юэн Макгрегор тоже. А Драйвер казался слишком рациональным и из стиля фильма, на мой взгляд, несколько выпадал. 

Джонатан Прайс отлично сыграл Дон Кихота, но тут по-другому просто и быть не могло. Жуана Рибейра хорошо смотрелась в роли Анхелики-Дульсинеи, однако она такая же девушка из эскорт-услуг, как я - футболист Барсы. Но, может, в этом был просто юмор такой, а я его не понял. 

Короче говоря, я разочарован. Это очень длинно и достаточно невнятно, а некоторые моменты откровенно удивили своим дурновкусием. Впрочем, это хотя и спорное, но тем не менее никак не отстойное кино, и я не могу сказать, что вот и Гиллиам снял свои "Старые клячи". Тем более что за монтипайтоновские фильмы, "Бразилию", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и "Воображариум" я ему прощу хоть сто "Старых кляч". (Как и Рязанову, конечно.)

Однако надо сказать, что многим критикам и зрителям этот фильм понравился, рейтинг на IMDB неплохой. Впрочем, с кассой пока наблюдается полный провал - всего $2,2 миллиона при затратах порядка $30 млн, но это может быть связано со всякими судебными дрязгами. Посмотрим, как будет дальше. Все-таки хочется, чтобы этот много-многострадальный проект хотя бы отбился в прокате.

© 1998–2024 Alex Exler
27.05.2019
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
длинно и скучновато
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 32

Гиллиам - всегда хорошо, нужно будет глянуть
30.05.19 07:26
0 0

Мне как раз все понравилось, и именно Драйвер в главной роли внес нужную фантасмагоричность своим рациональным взглядом на все)).
И Хорди Молья в роли русского Мишкина - агонь, очень стебно.)
27.05.19 21:22
0 1

Согласен, что хотелось бы большего – всё-таки сработал пресловутый "синдром ожиданий", учитывая долгую и сложную историю проекта. Но всё равно получилось более чем недурственно, как мне кажется.
Возможно, конечно, что мне этот фильм просто попался под какое-то "спец-настроение" – но посмотрел, что называется, на одном дыхании. Есть в нём какая-то неуловимая "магия", чертовски тёплая и завораживающая.

И даже откровенное дурновкусие (которое режиссёр совершенно и не пытался скрыть) словно бы намеренно хитро и умело вплетено туда для эффекта "контрастного душа" – плавный и размеренный драматический сюжет то и дело разбавляется оплеухами внезапного китча, не позволяя фильму сползти в надрывную "типовую драму"...

ИМХО, разумеется.

Русский водочный король это конечно да... но какого ещё богатого и капризного злодея можно так показать что бы всему миру было понятно? Лубочный русский олигарх - самое то. Тоби отлично показывает талантливого но потерявшего вдохновение режиссёра, которому остаётся только капризничать и сходить с ума. Да и хэппиэнд в стиле "убить дракона". Так и не понял свихнулся Тоби окончательно или просто нашёл вдохновение.
27.05.19 16:11
0 0

старые добрые Монти Пайтоны, в составе которых Гиллиам снял такие фильмы, как "Монти Пайтон и священный Грааль", "Бандиты во времени", "Жизнь Брайана по Монти Пайтону" и "Смысл жизни по Монти Пайтону".
Это, мягко говоря, не так.
В составе Пайтонов Гиллиам соучаствовал в постановке Святого Грааля. Остальные фильмы он либо не ставил, либо ставил их не в рамках участия в проекте Монти Пайтон, хоть и задействовал коллег по проекту в различных ролях. Таковыми фильмами являются "Бандиты времени" и не упомянутый тут "Бармаглот"
27.05.19 14:54
0 1

Поправил, спасибо.
27.05.19 19:46
0 0

Да, верно. Почему-то его там не во всех справочных источниках указывают.
27.05.19 19:18
0 0

В составе Пайтонов Гиллиам соучаствовал в постановке Святого Грааля
В Смысле жизни он тоже соучаствовал вместе с Джонсом.
27.05.19 15:48
0 1

The Zero Theorem вроде ничего так. Но, наверное, спад творчества начался с него. Если бы фильм вышел десятилетием раньше...
27.05.19 14:33
0 0

А зачем ему окупаться? Бранку хотел денег? Пусть получит кукиш. А Гиллиама будут вспоминать в то числе и по этому фильму, так что норм
27.05.19 13:41
0 3

Первая работа Гиллиама, которая никак и нечем не цепанула. Видно, что у автора это уже очень личное кино, зритель справляйся как знаешь. Мне весь фильм мешало, что Драйвер персонажа отыгрывает не в своей манере построения роли, а будто ему дали команду "делай всё так, как делал бы Джонни Депп лет 15 назад, потом полезла изучать длинную историю создания полотна, поняла, что не ошиблась когда-то изначально Депп и должен был быть в роли. Пойду гляну, что там за "Затерянные в Ла-Манче", может прояснится моё впечатление.
27.05.19 12:04
0 0

Кроме того, лично мне мешало то, что Тоби играл Адам Драйвер. Он вообще актер хороший и характерный: при своей почти полной безэмоциональности образы создает интересные.
@#$%&?!
Драйвер - конечно, не Джим Керри, но в "Дальше живите сами" ("This is Where I Leave You", 2014) его герой безэмоциональным уж точно не был.
27.05.19 11:59
0 0

Тут главное чтоб не было синдрома завышенных ожиданий.
Совсем не шедевр, просто приятный фильм с очень хорошими актёрами.

А я еще не посмотрел, надо будет сподобиться.

Житие Брайана Терри Джонс поставил, Гилья в режиссерах там не числился.
27.05.19 11:03
0 0

Точно, ошибка у меня, исправил, спасибо.
27.05.19 11:37
0 0

Alex Exler: "Впрочем, это хотя и спорное, но тем не менее никак не отстойное кино, и я не могу сказать, что "вот и Гиллиам снял свои "Старые клячи""".
А вот на непрофессиональный взгляд это и были как раз "Старые клячи" от Гиллиама. Как "Чужой: Завет" от Ридли Скотта, как все "Предстояния" Михалкова и т.п. Скукота, зевота и, как Вы верно подметили Алекс, огромное количество ненужных/ лишних эпизодов. В общем-то фильм, одним словом, "лишний".
27.05.19 10:45
0 0

освежил в памяти завет. да, согласен. таки, клячи 😄
29.05.19 18:21
0 0

да ладно, в завете хоть посмотреть на графику можно 😄
29.05.19 08:55
0 0

Старые, старые.
28.05.19 20:33
0 0

Как "Чужой: Завет" от Ридли Скотта
завет конечно фигня, но не "старые клячи", имхо 😄
27.05.19 12:20
0 0

А "Теорему зеро" не собираешься посмотреть? В своё время она как-то прошла мимо меня, а вчера почти случайно посмотрел и остался впечатлён.
27.05.19 10:24
0 0

Ну, можно будет попробовать.
27.05.19 11:35
0 0

Док Кихот? Оригинальная описка.
27.05.19 10:08
0 0

А мне очень понравилось, хоть и фильм действительно весьма неряшливый (впрочем, у Гиллиама это всегда так). Видимо метко попало в что-то моё личное.
27.05.19 09:51
0 2

300млн. Сборов? 300 тыс. же...
27.05.19 09:30
0 0

Блин, а и точно. Мой косяк, спасибо, сейчас исправлю.

$366,611 - внутренние
$1,888,413 - по миру
$2,255,024 - итого

Откуда $300 млн взялось - непонятно. Разве что Алекс тысячи с миллионами перепутал.

www.the-numbers.com

А чем именно Анхелика не похожа на девицу из эскорта?
27.05.19 09:18
0 0

А то...
28.05.19 09:16
0 2

Манерой поведения.
Чувствуется большой жизненный опыт Алекса ))
28.05.19 01:51
1 2

Манерой поведения.
27.05.19 09:28
0 0