Хэппи-энд / Senafon
31.08.2020 30533   Комментарии (23)
6,8

Рейтинг Экслера: 6,8
Бюджет: $0,7 млн,  Сборы в России:  $0,14 млн
Хорошо, но без восторгов.
Отзыв кота Бублика

Ребята. Этот "фильм" пробил дно нашего кинематографа. Полное говно!!! Ни о чём... Не смешно ни разу, какой идиот назвал это комедией? Грустные скитания бедного дряхлого деда. Безумно, просто безумно жаль денег и потраченного времени!!!!! Оценка минус ?. Пожалейте себя. Не ходите на это говно!!!
Сергей

Это стоит посмотреть! Просыпается надежда на русский кинематограф. Этот фильм ни разу ни комедия. Но он держит каждую минуту. Не понимаю отрицательные отзывы об этом фильме. Вы знаете российские фильмы лучше? Назовите мне их! Самый лучший российский фильм который я посмотрел за последние лет 5. Советую всем!
Андрей

Статный сухопарый старик после удара по голове приходит в себя на пляже в Таиланде. Он одет в брюки и тельняшку, больше у него ничего нет, и он понятия не имеет, кто он такой и как тут оказался. Старик голоден, поэтому отправляется куда глаза глядят в поисках еды. К счастью, у него на руке сохранились явно недешевые часы, которые он надеется обменять на еду, однако никто из торговцев часы брать не хочет. 

В одном из закоулков гавани старик видит группу тайцев, которые на деньги соревнуются, кто из них съест больше жгучих перцев. Старик ставит на кон против денег часы и выступает против бедного местного рыбака Бунчи (Чарай Муэнпрайун). Старик проигрывает, его последнюю надежду - часы - у него забирают, старик бросается в драку, после чего попадает в полицейский участок. 

Теперь у него только два варианта. Или на три недели отправляться в очень недружелюбную тайскую тюрьму, или же бесплатно отработать три недели в бунгало-отеле, которым владеет импозантная и самоуверенная русская дама по имени Ирина (Евгения Дмитриева). Разумеется, он отправляется в отель с Ириной.

Старик, которого, как выяснилось из надписи на часах, зовут Ксенофонтом (Михаил Гомиашвили), оказался не подарком. Так как он совершенно не знает, кто он такой и что умеет, то и Ирина толком не знает, для чего его приспособить. А у Ксенофонта есть свои задачи: ему как-то нужно заработать денег, чтобы уехать из Таиланда на родину... ну, в случае, если он вообще вспомнит, где его родина. 

Ксенофонт, которого послали на рынок за рыбой, отправляется в гавань, там находит Бунчи и предлагает помочь ему на рыбалке - за пару кило пойманной рыбы (таким образом Ксенофонт сможет заныкать деньги, которые Ирина ему дала на покупку). После возвращения с рыбалки сварливый Ксенофонт вступает в препирательства с "торпедой" местного авторитета, лодку которого арендует Бунчи, и эту лодку у Бунчи отбирают. 

Но Ксенофонт не унывает и придумывает для Бунчи новый бизнес - устраивать экзотическую рыбалку для русских туристов, которые за такое удовольствие платят серьезные деньги. А Ирина, как-то попросив Ксенофонта помочь приготовить обед для трех приехавших в отель гламурных цып-инстаграмерш, выясняет, что он - повар, причем, судя по всему, высокопрофессиональный. 

***

У этого фильма была длинная история. Сценарий картины еще в 2008 году написал Константин Чармадов в память о своем отце, Ксенофонте Чармадове, и своем брате. История с Таиландом была полностью выдуманной, но характер Ксенофонта Константин списывал со своего отца. Как он сам говорил, он хотел хотя бы виртуально дать возможность отцу на пенсии начать новую жизнь - в фильме действительно Ксенофонт фактически начинает жизнь с нуля. 

Проект стартовал после знакомства Константина Чармадова с продюсерами Василием Соловьевым и Юлией Мишкинене, которые согласились заниматься этой картиной. В режиссеры пригласили Евгения Шелякина - очень незаурядного постановщика со своим оригинальным видением: он снял такие достойные фильмы, как "Ч/Б", "Пятница" и "Вечная жизнь Александра Христофорова". 

Исполнителя роли Ксенофонта искали полгода, и только после того как продюсеры и режиссер увидели пробы грузинского актера Михаила Гомиашвили, сына Арчила Гомиашвили (Арчил сыграл роль Остапа Бендера в "12 стульях" Леонида Гайдая), то они поняли, что главный герой у них есть. 

Продюсеры сумели получить финансирование картины: Министерство культуры безвозвратно выделило на фильм 35 миллионов рублей, еще 19 миллионов добавили сторонние инвесторы. 

И в 2018 году съемки сначала стартовали в подмосковном Долгопрудном, ну и далее переместились в Таиланд, где съемочная группа изрядно натерпелась: температура на площадке не опускалась ниже 40 градусов, из-за короткого светового дня все вставали в 4 утра, а работы над фильмом заканчивались не раньше 8 вечера, техника из-за высокой влажности ржавела, в море резвились жалящие медузы, по декорациям носились сколопендры, молодые актрисы, завидев сколопендр, визжали, портя дубли,  - в общем, обстановка никак не была расслабленной. Но картину за пару месяцев все-таки досняли. 

На экраны она вышла 1 августа 2020 года, причем это фактически была первая картина, появившаяся во вновь открытых кинотеатрах, которые закрывали из-за эпидемии коронавируса. О ее кассовых сборах пока говорить рано: картина прокатывается месяц, кинотеатры имеют множество ограничений и работают с сильно пониженной загрузкой. Так что давайте лучше поговорим о том, как мне вообще этот фильм.

Если честно, я обычно опасаюсь картин, снятых в странах, относящихся к какому-то из наиболее популярных в России туристических направлений. Потому что еще в постперестроечную эпоху режиссер Анатолий Эйрамджан, в советские времена пробавлявшийся сценариями истинно народных комедий, вроде самых обаятельных и привлекательных нофелетов, а с девяностых начавший сам ставить вполне отвратные кинематографические выкидыши, изобрел новую прогрессивную форму кинопроизводства: за счет туристической компании, реклама которой суется в каждый кадр, съемочная группа едет в Турцию или Египет, там все с удовольствием пьют-гуляют, сценарий следующего съемочного дня пишется на салфетке во время ужина или не пишется вообще - пускай актеры с бодуна импровизируют, - снимается это все левой пяткой, а будет кто-то смотреть получившийся отстой или нет - Эйрамджану и съемочной группе это было совершенно до фонаря. Причем, что интересно, в этом дурдоме не гнушались сниматься и вполне приличные актеры, за что их, конечно, осуждать нельзя: времена были очень тяжелые, все выживали, как могли. 

Да уже и в новые кинематографические времена "отпускные" комедиии уровнем не блистали, достаточно вспомнить очень слабый "All inclusive, или Всё включено" Радзюкевича, продолжение которого, впрочем, было поприличнее, но разве что слегка. 

Но в данном случае я все-таки надеялся на Евгения Шелякина: он все-таки постановщик очень яркий, это вам не Радзюкевич! 

Кстати, первоначально у картины было значительно более интересное название - "Сенофон" (так тайцы называли Ксенофонта). Почему потом ее переименовали в предельно безликий "Хэппи-энд" - я не знаю. 

Фильм, на мой взгляд, получился хороший, но в отличие от других картин Шелякина к нему есть немало претензий. Но сначала о том, что в фильме хорошо. Прежде всего чувствуется, что в картине немало личного, искреннего. Это - ни боже мой - не эйрамджанская убогая поделка и не натужные попытки что-нибудь схохмить в стиле "All inclusive". Более того, это вообще не комедия, и я не понимаю, почему жанр этого фильма определяется именно так. Это скорее трагикомедия, причем комедийного здесь очень мало. 

О чем она? О том, как человек, потерявший память, в совершенно новых условиях ищет себя и пытается понять, кто он и что он, как он приспосабливается к новым обстоятельствам, как он находит понимание с местными жителями, которые, разумеется, не понимают его языка, а он не понимает тайский, как его начинает настигать что-то из прошлого и какое решение он в конце концов принимает.

Михаил Гомиашвили своего Ксенофонта сыграл очень здорово. Сварливый старик в начале, далее приспособившийся к обстоятельствам аферист, обаятельный старикан в конце, который крепко подружился с местными тайцами, причем еще и импозантная дама Ирина к нему также явно стала неравнодушна. 

Евгения Дмитриева в роли Ирины - отличная: очень естественная, натуральная, реалистичная - понравилась чрезвычайно. Я эту актрису первый раз вижу, и не очень понятно, почему ее не приглашают в какие-то крупные постановки, - потенциал у нее, как мне кажется, очень большой. И я читал интервью Михаила Гомиашвили: он о работе Евгении высказывался прямо-таки восторженно и это явно было не из простой вежливости. 

Так что не понравилось? Сама тема, в общем-то, скорее драматичная, но ее съемочная группа решает в очень упрощенном ключе - эдакий наив-арт. И лично мне это мешало. Ведь все эти совершенно картонные тайские бандиты, которые страх как боятся какого-то там старика, что-то бормочущего на непонятном языке, потому что он, дескать, "русская мафия", - если честно, я не понимаю, зачем это все сделано так примитивно. 

Кроме того, чисто сценарно здесь, на мой взгляд, некоторые вещи явно недоработаны. Прежде всего вот это шефповарское прошлое Ксенофонта. Случайно выяснилось, что он - суперкрутой повар. После чего Ксенофонт приготовил шикарный обед для гламурных цып. И все, на этом данная сюжетная линия закончена!  Ну и на черта, спрашивается? 

С гламурными цыпами тоже все как-то странно получилось. Явились в отель гламурные цыпы-инстаграмерши. Снимали селфи в сторис, снимали бунгало в сторис, снимали друг друга в сторис. Потом почему-то выяснилось, что они на берегу танцуют и крутят пои (огненные шары). Так они что - в цирке выступают или танцовщицы у Филиппа Киркорова? Вся эта линия для меня осталась слегка непонятной и несколько загадочной. А ведь в хорошем сценарии такого быть не должно: любое ружье, висящее на стене в первом акте, к третьему акту должно быть разобрано, смазано и снова повешено на стену - это еще Бонч-Бруевич говорил. 

Визуально все смотрится очень хорошо, Таиланд показан больше не с туристической точки зрения, а как бы изнутри (в массовке участвовало немало местных жителей), ну и также должен заметить, что в кадре не был разрезан ни один дуриан, а это можно только приветствовать! 

С удивлением узнал, что музыку к этому фильму писал Алексей Айги - потому что музыка как-то вот совсем не запомнилась. А ведь Айги - композитор очень яркий. 

Ну и как-то вот совсем мало в этом фильме было личности Шелякина, а он ведь режиссер очень самобытный, и в той же "Вечной жизни Александра Христофорова" есть интереснейшие находки. Здесь же все было, с одной стороны, достаточно ровно, но с другой - без какой-то изюминки. 

Никак не отстой, конечно - это картина, которая вполне имеет право на существование, и я никак не пожалел, что ее посмотрел, но у меня осталось смутное ощущение, что чего-то мне в этом фильме не додали, что могло получиться явно лучше, тем более с таким актерами (Михаил Гомиашвили и Евгения Дмитриева - главное украшение картины) и с таким режиссером. 

© 1998–2020 Alex Exler
31.08.2020
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
почти хорошо
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 23

Просмотрел, хорошее кино. Неочем и обо всём)
01.09.20 05:27
0 1

Фильм на твёрдую четвёрочку, что по нынешним временам не плохо.
Спасибо за наводку.
01.09.20 02:10
0 0

Дмитриева в основном сериальная актриса, играет очень неплохо.
31.08.20 20:55
0 0

Но с бородой и в ушанке ей как-то не очень, имхо.
01.09.20 13:48
0 0

Только буквально вчера посмотрел этот фильм.
Фильм совсем не плохой, я смотрел с интересом, но слишком засиропленый и ну очень предсказуемый. Концовка была понятна еще задолго до конца фильма. К игре актеров у меня претензий нет, претензии скорее к сценарию.
Почему-то никто не вспомнил другой очень близкий по теме и даже сюжету фильм, но на мой взгляд , гораздо лучше снятый:
"Родина" 2015г Петра Буслова. Правда никто и не пытается назвать "Родину" комедией или хорошим добрым фильмом для семейного просмотра.
Хотя рейтинг "Хэппи-энда" сейчас 7.3, а рейтинг "Родины" 5.9 ( Я бы лично поменял рейтинги местами )
Но высокий рейтинг на старте показа объясняется скорее"жаждой позитива" у нашего зрителя, хочется посмотреть "хорошее доброе кино", а не разбираться в проблемах. "Родина" гораздо более реалистично снята и вопросы поднимает , не выливая при этом на зрителя поток елея. "Ах он душка, все то у него ладится, за что только не возьмется, и уж конечно в личной жизни тоже должно все получиться" - примерно так выглядит в реальности сюжет "Хэппи-энда".
В общем, кого заинтересовала тема "наши люди в Таиланде " ( или на Гоа, что одна фигня по сути ) и еще не смотрели "Родины" , обязательно посмотрите.

P.S.
"Тайский вояж Степаныча" предлагать мне не нужно, он по своему очень неплох, но это скорее для фэнов "Городка" все же было снято.
31.08.20 16:34
0 0

Тайский вояж это ж по истории с awd.ru. А автор там "призрака коммунизма" сыграл. И "Городок" тут точно ни при чем. Это "Натали-Турс" виновата во всем 😄))
01.09.20 08:40
0 0

Три месяца за драку ? В оригинале вроде 3 недели или мы в разных переводах смотрели )
31.08.20 16:26
0 1

"Статный сухопарый старик..." - ССС. Новое о Собянине?..
31.08.20 14:02
1 2

"Вы знаете, кто этот мощный старик?" 😄
31.08.20 14:47
0 5

Губернатор острова Борнео?
31.08.20 21:11
0 1

У меня во время просмотра почему то было стойкое ощущение что заглавные роли написаны для Федора Добронравова и Ирины Розановой, наверное типажи соответствующие.
Сюжет неуловимо напоминает "Дети понедельника" ).
Жанр я бы охарактеризовал бы как "милая чепуха", туда бы отнес и не столь давний фильм "Вечная жизнь Александра Христофорова" с Гуськовым в заглавной роли. Впечатления и послевкусие от просмотра похожие.
Второй раз наверное с удовольствием посмотрел бы, под бокал красного сухого )
31.08.20 13:48
1 0

На постере - Дроздов с бодуна.
31.08.20 13:19
0 6

Как увидел фамилию Гомиашвили, сразу вспомнил Остапа (по мне, Арчил - лучший Остап Бендер). И тут же понял, какой я старый, если сын Арчила уже старик.
Фильм надо посмотреть.
31.08.20 12:30
1 20

режиссер Анатолий Эйрамджан, в советские времена пробавлявшийся глуповатыми, но истинно народными комедиями, вроде самых обаятельных и привлекательных нофелетов
Он там был только сценаристом. Ну и я не назвал бы "Самую обаятельную и привлекательную" глуповатой...
31.08.20 12:11
1 7

Он там был только сценаристом.
Точно, мой косяк, сейчас поправлю.
31.08.20 12:38
0 1

А ведь в хорошем сценарии такого быть не должно: любое ружье, висящее на стене в первом акте, к третьему акту должно быть разобрано, смазано и снова повешено на стену - это еще Бонч-Бруевич говорил. 
А всё потому, что заказчик (настоящий) - видимо, ПФР. И нас ждут еще сиквел, триквел, квадриквел и приквел.
Там и про ружьё расскажут, и про крутой ресторан в городе Париже, в котором Ксенофонт шефом и совладельцем был до пенсии, и секретная миссия, во имя которой ему стёрли память и высадили на пляж...
31.08.20 12:04
2 4

--Я эту актрису первый раз вижу, и не очень понятно, почему ее не приглашают в какие-то крупные постановки

Фильмография у Евгении Дмитриевой приличная, если что:www.kinopoisk.ru
31.08.20 11:54
0 0

В смысле количества - приличная, я видел, да. А вот в смысле рейтинга фильмов - там как-то все грустно.
31.08.20 12:35
0 2

Есть очень милый фидьм "Три полуграции"
31.08.20 14:07
0 0

Вычитав про Таиланд, почему-то всплыли ассоциации с фильмом "Столетний старик, который вылез в окно и исчез", хотя в рецензируемом фильме несколько о другом сюжет.
31.08.20 11:53
2 1

Спасибо за новый (для меня) фильм.
01.09.20 14:33
0 0

Евгения Дмитриева в роли Ирины - отличная: очень естественная, натуральная, реалистичная
Однако, насколько разное восприятие! По мне всё наоборот - деревянная и абсолютно неестественная Ирина портила впечатление от хорошего фильма.
31.08.20 11:25
0 0

Я не знаю, что там было неестественного. Совершенно натуральный типаж, я таких встречал неоднократно - в том числе и среди владелиц подобного рода мини-отелей.
31.08.20 11:43
0 1